|
||
Заключение
Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам по проекту федерального закона № 71799-3 "О системе регулирования и учета вексельного обращения и расчетов в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатом Государственной Думы К.Ю.Севенардом.
Представленный законопроект направлен на регулирование отношений, связанных с обращением векселей в Российской Федерации. Он посвящен, главным образом, вопросам государственного регулирования обращения векселей.
Законопроект вводит понятие "вексельного паспорта" - особого разрешения на выпуск векселя, выдаваемого налоговым органом хозяйствующему субъекту по месту регистрации его как налогоплательщика, а также его реквизиты и обязательные условия его применения. При этом законопроект вводит правило о том, что хозяйствующий субъект может быть стороной вексельного обязательства только при наличии у него вексельного паспорта.
Также законопроект устанавливает способы государственного регулирования в сфере вексельного обращения и расчетов и в связи с этим наделяет дополнительными полномочиями ФКЦБ, Министерство по налогам и сборам, Центральный банк Российской Федерации.
По концепции законопроекта Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
Законопроект противоречит действующему законодательству. Прежде всего, речь идет о тех его статьях, которые вводят правило разрешительного принципа реализации вексельной способности, то есть направлены на ограничение прав субъектов вексельных отношений. Подобные положения не соответствуют части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу экономической деятельности, а также положениям Гражданского Кодекса Российской Федерации - пункту 1 статьи 1, устанавливающему основные начала гражданского оборота (свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав), пункту 2 статьи 1, статьям 18, 21, 22, 49 о право-и дееспособности физических и юридических лиц. При этом, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского Кодекса, ограничение гражданских прав допускается только федеральным законом и лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (данное положение основано на положениях Конституции Российской Федерации).. Иные ограничения, в том числе - введение разрешительного порядка для реализации гражданских прав, не могут иметь места.
Предусмотренное проектом наделение дополнительнми полномочиями ФКЦБ, Министерства по налогам и сборам не соответствует действующему законодательству. Так, отнесение к компетенции Министерства по налогам и сборам административных функций по оформлению и выдаче вексельных паспортов не отвечает сущности налоговых органов как органов налогового и валютного контроля, то есть противоречит статьям 1, 6 и другим Закона Российской Федерации "О -налоговых органах Российской Федерации". Далее, отнесение регулирования деятельности векселедателей к ведению ФКЦБ неправомерно, так как не соответствует статьям 40 и 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Законопроект не соответствует Конвенции о Единообразном законе о переводном и простом векселе, а также Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях.
Положения рассматриваемого проекта противоречат действующему законодательству Российской Федерации и по другим основаниям (например, статьям 106 и 107 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в части установления ограничений по выпуску векселей органами государственной власти и органами местного самоуправления, и т.д.).
Кроме того, законопроект противоречит общей линии социально-экономического развития Российской Федерации, в частности, положениям пункта 3.14 "Дебюрократизация экономики" Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004), где предусмотрено сужение сфер административного регулирования, жесткое ограничение ведомственного нормотворчества, поддержка формирования гражданско-правовых институтов, в том числе - институтов саморегулирования рынка, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Принятие законопроекта повлечет за собой обязательное внесение изменений в ряд действующих нормативных актов. Поскольку среди них такие определяющие, как Налоговый Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", то законопроекты о внесении соответствующих изменений и дополнений должны быть представлены одновременно с раасматриваемым законопроектом, и их отсутствие - существенный недостаток.
Наконец, проект содержит противоречия правилам юридической техники - в нем имеются внутренние противоречия, применяются юридически некорректные термины, а также содержатся конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти, что противоречит Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта. В заключении на него Правового управления аппарата Государственной Думы содержатся серьезные юридические замечания к тексту законопроекта.
Недостатки законопроекта не могут быть устранены путем внесения в законопроект поправок без изменения концепции, кардинальной технико-юридической и лингвостилистической правки.
Имеющиеся проблемы законодательного регулирования, в частности, в области использования хозяйствующими субъектами финансовых векселей в качестве инструментов краткосрочного корпоративного долга, установления саморегулирования рынка коммерческих бумаг и других, могут быть решены путем внесения соответствующих поправок в действующее законодательство (федеральные законы "О переводном и простом векселе" и "О рынке ценных бумаг").
Исходя из вышесказанного, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует отклонить проект федерального закона № 71799-3 "О системе регулирования и учета вексельного обращения и расчетов в Российской Федерации".
Председатель Комитета
А.Н.Шохин
|
© АУВЕР 1998 |
|
Наши координаты и реквизиты e-mail: www:http://www.auver.ru |