МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА
“РАЗВИТИЕ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА”

28.11.2003, Москва, Совет Федерации

Комарова Марина Евгеньевна,
заместитель начальника департамента долговых обязательств,
начальник отдела вексельных программ
Финансово-инвестиционная компания “ЛИДИНГ”

Вексельные программы предприятий – объективный этап в развитии вексельного рынка

Развитие российского вексельного рынка проходило в несколько этапов.

I этап - 1996 – 1998 гг. – его рождение, бурное развитие и расцвет. На начальном этапе структурно рынок состоял почти целиком из банковских векселей. Затем появляются векселя Газпрома.

II этап – посткризисный - осень 1998 - конец 1999г. Кризис 1998 г. привел к падению всех финансовых рынков страны.. В сентябре – декабре 1998 г. и почти всю первую половину 1999 г. векселя оставались фактически единственным доходным рублевым активом, причем основную долю на рынке заняли векселя Газпрома.

Тогда мы сделали первый вывод- работая на столь высоко рисковом рынке долговых обязательств, надо диверсифицировать риски не только по кредитным организациям , но и начать работу с некредитными организациями.

По мере восстановления российской банковской системы на рынке вновь начинают появляться векселя различных банков.

III этап – “эпоха ренессанса” - с 2000 года. С начала 2000 года российские банки переживают эпоху ренессанса- происходят серьезные структурные изменения, диверсифицируются бизнесы, они активнее начинают работать с реальными секторами экономики, что в свою очередь заставляет банки искать более дешевые ресурсы и заставляет их стремиться на открытый рынок- вексельные заимствования, облигации, евробонды.

Многие отечественные производственные, строительные, торговые предприятия, получив ощутимый положительный эффект от девальвации рубля в 1998 году и правильно им воспользовавшись, к 2000 году вышли на достаточно стабильный уровень своей деятельности.

Однако, как известно, динамично развивающееся предприятие всегда испытывает дефицит оборотных средств. Как покрыть этот дефицит? Самый обычный путь- банковский кредит. Но банковское кредитование возможно только под залог, а также ограничено возможностями самих банков. Закон бизнеса гласит- поставщик (все равно чего – денег или товара) не должен быть один! Решение – в выходе на публичный фондовый рынок, который позволит привлекать ресурсы от большего числа кредиторов. Ни один банк, даже самый крупный, не сможет кредитовать предприятие настолько, сколько ресурсов оно могло бы привлечь с фондового рынка.

Именно в это время появляются все необходимые и достаточные предпосылки для качественного, структурного преобразования вексельного рынка, появлению на нем нового продукта “коммерческих бумаг”- долговых обязательств некредитных организаций, а банки и финансовые компании занялись новым видом деятельности- организацией вексельных программ.

Зачем предприятиям нужны эти вексельные программы?

а сама компания-векселедатель получает дополнительную рекламу.

Таким образом, выпуск векселей – это один из возможных способов заимствования обеспечивающий простой путь к формированию имиджа надежного заемщика и открывающая дорогу к успешному размещению облигационных займов.

Немного упрощая, можно сказать, что вексельная программа предприятия – это его беззалоговое кредитование рынком при условии тщательного отслеживания его финансового состояния и текущих денежных потоков компанией – организатором программы и финансовым консультантом

Для создания и организации вексельной программы необходимо, в частности, выполнение следующих условий:

Почему рынку нужны корпоративные бумаги?

При выпусках векселей можно учитывать пожелания различных групп инвесторов. Так, для крупных операторов вексельного рынка, а также для удобства обращения на вторичном рынке удобны стандартизированные выпуски векселей – со стандартными номиналами и сроками погашения, возможно, с хранением в специальных депозитариях, что, несомненно, уменьшает операционные риски. Для мелких инвесторов и физических лиц (число которых растет с каждым днем!) предлагаются, например, векселя с небольшими номиналами и т.д.

Некоторые примеры

Из крупных вексельных программ, помимо Газпрома, Межрегионгаза и ТНК, можно упомянуть векселя АвтоВАЗа, Иркутского авиационно-производственного объединения (ИАПО) и СИБУРа. Объемы размещения этих корпораций весьма велики. Интересны примеры вексельных программ не столь крупных предприятий.

Стройметресурс и Русагрокапитал – две, пожалуй, наиболее крупные успешные вексельные программы, присутствующие сегодня на вексельном рынке. Объем размещенных за достаточно короткое время векселей компаниями, до этого ни разу не прибегавших к заимствованиям на фондовом рынке, как нельзя лучше свидетельствуют о востребованности рынком таких векселей.

Примеры вексельных программ не столь крупных предприятий:

Особенности современного рынка

По сравнению с тем, что было на рынке еще год – два назад, сейчас ситуация изменилась кардинально. Преимущества вексельных и облигационных займов осознали практически все успешно действующие предприятия. Рынок корпоративных облигаций составляет реальную альтернативу рынку гособлигаций. Крупные предприятия регулярно выпускают вексельные заемы, уже сравнимые по объемам с займами Газпрома и пользующиеся устойчивым спросом на рынке.

Что касается средних предприятий, выпускающих не столь большие по объему вексельные заемы, то еще недавно фондовый рынок не был готов к серьезной работе с ними. Для более или менее устойчивого образования вторичного рынка таких векселей должно было пройти не менее 3 – 6 месяцев, и требовались титанические усилия компании – организатора по их “раскрутке”. Сейчас можно говорить, что наступил новый этап – именно по отношению к операторам вексельного рынка. Они готовы к появлению новых надежных векселей не очень крупных предприятий, ждут их, готовы быстро открывать на них лимиты.

Пожалуй, можно сформулировать три основные условия, предпосылки перехода к новой структуре современного вексельного рынка, существенную долю которого занимают корпоративные бумаги

Если первые два фактора присутствовали уже около двух лет назад, то третий наступил только в самое последнее время.

Таким образом, налицо объективные и субъективные предпосылки начала нового этапа в развитии вексельного рынка. Его суть состоит в выходе на рынок векселей крупных и средних корпораций, выпущенных в рамках тщательно проработанных вексельных программ, имеющих целью обеспечить финансирование деятельности и дальнейшее развитие компании-векселедателя.

В конечном итоге, развивая вексельные программы все мы решаем одну задачу- способствуем росту и укреплению экономики России.