МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА
“РАЗВИТИЕ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА”
28.11.2003, Москва, Совет Федерации
Ларионов Александр Валериевич
Выпуск векселей как элемент стратегии компании по выходу на организованный рынок ценных бумаг и формирования публичной кредитной истории.
Я хотел бы поделиться опытом привлечения финансирования в виде размещения собственных векселей компании ИНПРОМ. Опыт у нас не давний, но он позволил сделать некоторые важные выводы именно со стороны предприятия – прямого потребителя ресурсов, а не финансовых посредников, каковыми являются банки и инвестиционные компании. Сделана попытка анализа преимуществ и недостатков вексельных займов и их роли на пути компаний к публичному рынку.
Развивающиеся торговые и производственные компании, такие, как ИНПРОМ, которые уже достигли объемов продаж более 100 млн. долларов в год, на определенном этапе начинают испытывать затруднения в дальнейшем привлечении банковских ресурсов. Банковский ресурс требует обязательного предоставления. Залог предоставляется с дисконтирующим коэффициентом стоимости активов. Банковский ресурс не всегда удается привлечь по приемлемой для бизнеса стоимости. Поэтому перед компанией становится актуальным выход на публичный финансовый рынок и привлечение беззалогового ресурса в форме векселей, облигаций и акций. Путь этот эволюционный, и уже на этапе выпуска векселей инвесторы предъявляют к предприятию ряд требований, которым должны отвечать компания.
Что представляет собой сегодня Российский финансовый рынок. Он находится в стадии бурного развития и носит спекулятивный характер. 87 % ресурсов находится на рынке акций и только 13 % в долговом сегменте.
В структуре долгового рынка векселя различных эмитентов занимают третью часть, что в полтора раза больше рынка корпоративных облигаций. По 1/3 занимают в долговом секторе рынок государственных и муниципальных облигаций.
Однако учитывая более низкую доходность для инвесторов двух последних инструментов, существует постоянный повышенный вектор спроса к корпоративным заимствованиям в форме облигаций и векселей.
Какова же структура вексельного рынка. И тут мы приходим к очень интересному факту. На сегодняшний момент большую часть рынка (две трети) составляют банковские векселя. Банки используют вексельный рынок для пополнения своей ресурсной базы, а потом выдают кредиты конечному заемщику. Таким образом, банки выполняют роль финансовых посредников. Вопрос: А зачем крупному устойчивому предприятию прибегать к помощи посредника, нельзя ли самому привлечь ресурсы по более низкой цене ?
Итак, компания решила самостоятельно выйти на финансовый рынок. Встает вопрос – что выпустить на рынок векселя или облигации.
В настоящее время многие компании прибегают сразу к облигационному займу. Как правило, то крупные отраслевые предприятия, которые десятки лет работают в своих нишах. Естественно, инвесторы имеют определенную информацию об этих предприятиях и готовы покупать предлагаемые ценные бумаги. Однако, первичное размещение всегда обходится Заемщику дороже, пока бумага не станет известной на рынке, не станет минимально ликвидной. И пройдет не менее года, прежде чем заемщик может рассчитывать на более низкую стоимость привлекаемого ресурса.
Если говорить о компаниях новых, таких, как ИНПРОМ, то первичное размещение облигационного займа не может быть гарантировано, и компания, по нашему мнению, должна начинать с небольших вексельных траншей, для того чтобы познакомить рынок со своим предприятием, сформировать начальную публичную кредитную историю, параллельно раскрывая рынку полную информацию о компании.
Bтоговая стоимость вексельных займов дороже облигационных займов. Однако к этому необходимо подходить как к долгосрочным инвестициям в свою публичную историю, которая уже через год позволит разместить облигации намного дешевле и окупить понесенные расходы.
Стоит отметить также, что несмотря на дороговизну по сравнению с банковским ресурсом – вексельный заем беззалоговый, что очень важно, и это также отсутствие зависимости от отдельно взятого кредитора.
Далее хочется отметить на эшелонированность рынка корпоративных займов. Первый и второй эшелон занимают крупнейшие российские компании и банки. Доходность по их бумагам колеблется от 8 до 12 % годовых. Третий эшелон составляют ликвидные бумаги устойчивых крупных российских компаний, имеющим опыт работы на рынке несколько лет. И четвертый эшелон составляют либо бумаги новых эмитентов, либо малоликвидные бумаги в силу каких-либо причин.
Если компания серьезно решила прибегать к постоянным займам на рынке для развития своего бизнеса, ее задача постепенно переходить из эшелона в эшелон, путем повышения ликвидности своих ценных бумаг.
Итак, каковы требования к компании, приступающей к вексельному займу. Информация о компании должна свидетельствовать, что она стабильно развивается в стабильной отрасли, занимает свою долю на рынке, открыта и прозрачна для инвесторов, применяет современные методы управления и проводит сбалансированную финансовую политику.
Должны быть отражены основные цели и принципы вексельных займов. Особенно важен тезис, что займы должны иметь объявленную периодичность. Рынок должен точно знать, что объем заемов ограничен и не носит хаотичный характер.
Далее представлена информация, полезная для организаторов займов, в которой отражена технология подготовки займов, перечень раскрываемой информации, проводимые мероприятия.
Об основных преимуществах вексельных займов для Заемщиков было сказано ранее. Хотел бы обратить внимание на возможность получения еще одного инструмента – досрочной скупки векселей с целью снижения долга. Однако если срок погашения не наступил, то в дальнейшем при финансовой потребности бумаги снова могут быть проданы в рынок.
Основным недостатком векселей, является их бумажная форма обращения. В данном случае без услуг профессионального депозитария не обойтись, то есть дополнительный вид бизнеса для банков.
Далее в качестве примера реализации последовательной стратегии выхода на организованный рынок ценных бумаг и формирования публичной кредитной истории хочу привести опыт нашей компании – открытого акционерного общества ИНПРОМ.
В августе этого года совместно с инвестиционной группой РЕГИОН решено было реализовать вексельную программу на сумму 300 млн. рублей. Основные параметры программы представлены на слайде. Это короткие векселя, основной целью которых являлось пополнение оборотных средств и несомненно формирование публичной кредитной истории перед более масштабной программой, представленной на следующем слайде.
Основные условия выпуска векселей
Векселедатель |
ОАО “ИНПРОМ” |
Тип векселей |
Простые дисконтные |
Место составления |
г.Таганрог |
Начало реализации вексельной программы |
Август 2003 г |
Срок обращения |
2, 3, 6 мес. |
Планируемый объем займа |
1-й этап: август-декабрь 2003 г. – 150 млн.руб. 2-й этап: январь-май 2004 г. – 150 млн.руб. |
Номинал векселя |
От 0,5 до 3 млн.руб. |
Место погашения |
г.Москва |
Домицилиат |
ЗАО “ВРДК” |
Организатор |
ИК “РЕГИОН” |
Цель вексельной программы
Средства, полученные в результате реализации вексельной программы, ОАО “ИНПРОМ” планирует направить на следующие цели:
В настоящее время рынок металлов характеризуется благоприятной конъюнктурой, что связано с общим экономическим ростом в металлопотребляющих отраслях. Наблюдается общий стабильный рост потребительского спроса, поэтому до 80 процентов займа планируется направить на закупку стального проката и труб для увеличения складских ресурсов филиалов ОАО “ИНПРОМ”.
Целью облигационного займа компании является реализация инвестиционной программы развития бизнеса компании – открытие филиалов в большинстве регионов европейской части России. Успешная реализация вексельной программы позволяет нам увеличить шансы успешного размещения своих облигаций.
Публичная компания помимо хороших производственных показателей должны выполнять ряд требований, отраженных на следующем слайде. В 2003 – 2004 году Инпром планирует в полной мере освоить перечисленные методики.
Компания, которая планирует выйти на фондовый рынок с вексельным или облигационным займом, несомненно, должна следовать цивилизованным общемировым принципам открытости, прозрачности и готовности к полноценному диалогу с инвесторами.
Учитывая, что большая часть вексельной программы Инпрома уже реализована, то могу заметить, что это оказалось возможным благодаря грамотному представлению инвесторам информации о компании.
Компания ИНПРОМ является крупнейшим оператором национального рынка металлов. Инпром работает в сегменте вторичного рынка металлов, составляющего 45 % российского рынка металов.
ИНПРОМ занимает 4 место в общероссийском отраслевом рейтинге по данным РАМТа. Ежегодно наращивает объемы своего присутствия на рынке, расширяя филиальную сеть.
Объем реализации компании в 2003 году превысит 115 млн. долларов США.
Динамика выручки ОАО "ИНПРОМ", млн.руб. (включая НДС)
Инпром имеет устойчивые рыночные позиции и на текущий момент занимает почти 6 % вторичного рынка металлов. Доля присутствия ежегодно увеличивается на 30-40 % и зависит от темпов развития филиальной сети и рыночной конъюнктуры. В настоящее время темпы роста металлургической отрасли стабильны и превышают темпы роста ВВП.
Успешная реализация облигационной программы позволит уже в следующем году резко увеличить количество филиалов в российских регионах и к 2006 году стать лидером российского вторичного рынка металлов.
На диаграмме представлено, что ИНПРОМ владеет филиалами в восьми крупных областных городах и его планы компании по расширению филиальной сети в Европейской части России до 25 подразделений.
Управление в компании основано на применении сбалансированной системы показателей (Balansed ScoreCard, BSC), так называемой модели Роберта Каплана, контролирующей динамику основных показателей по 4 основным направлениям: управление персоналом, управление внутренними бзнес-процессами, работа с клиентами и финансовый менеджмент.
Компания, привлекающая ресурсы с рынка ценных бумаг должна убедить инвестора, что на предприятии существует система управления рисками вложения капитала.
В Инпроме, прежде чем отгрузить продукцию в кредит потребителю, каким бы ни было крупное предприятие специальный орган, кредитно-договорная комиссия анализирует общее экономическое и финансовое состояние, ситуацию в отрасли в среди акционеров. Наличие данного органа принятия решения аналогично кредитному комитету банка, и это подтверждает применение современных методов финансового менеджмента и контроля рисков.
Для повышения эффективности управления расходами в компании внедрена система бюджетирования.
Именно наличие всех перечисленных факторов позволило убедить участников фондового рынка в перспективности ценных бумаг нашей компании, ее готовности реализовать и обслуживать программы публичных займов.
Динамика основных показателей кредитоспособности ОАО "ИНПРОМ"
На текущий момент выпущено 240 млн. рублей займа из них в обрашении 160 млн. рублей. Оборот растет, доходность снижается.
Задачу размещения вексельных займов невозможно решить без привлечения профессионального участника фондового рынка, имеющего опыт в организации вексельных программ, который является проводником и посредником в знакомстве рынка с компанией. Он предлагает своим постоянным партнерам: инвестиционным компаниям и банкам ценные бумаги, результаты проведенного финансово-экономического анализа. Эту информацию он излагает в Информационном меморандуме, который предоставляется инвесторам.
В заключении, хочется отметить, что в период растущей экономики в России есть много новых и интересных компаний, которые занимаются торговыми операциями, производством, и, которые могут использовать вексельные и облигационные программы для привлечения инвестиций в собственное развитие. Поэтому, считаю, что в ближайшее время ожидается рост объем заимствования на рынке векселей.
Мы считаем, что многие банки вполне могут вместо прямых кредитов предлагать свои услуги по подготовке первичных вексельных размещений. Как правило, указанные услуги предлагают только несколько крупнейших вексельных компаний, а банки специализируются лишь на облигационных займах.
Именно развитие вексельного рынка поможет ускорить темпы развития цивилизованного многоэмитентного российского рынка ценных бумаг. Как говорится от простого к сложному…