МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА
“РАЗВИТИЕ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА”

28.11.2003, Москва, Совет Федерации

Львов Михаил Константинович
начальник управления по ценным бумагам
Администрации Краснодарского края.

Стимулирование устойчивого экономического роста региона посредством формирования благоприятного инвестиционного климата и развития фондового рынка

Одной из приоритетных задач развития Краснодарского края является стимулирование устойчивого экономического роста региона посредством формирования благоприятного инвестиционного климата и развития фондового рынка. Фондовый рынок – это реальный источник инвестиций, но сегодня экономикой он не востребован. Главная причина – атмосфера инвестиционной боязни, связанная с высоким риском вложений. Недоверие предприятий к своим контрагентам, стало сдерживающим фактором в их развитии, хозяйственные операции осуществляются на условиях предоплаты, что также в свою очередь не стимулирует развитие экономики. Одним из сегментов фондового рынка является рынок корпоративных долговых обязательств, в частности, вексельный рынок.

Вексельный рынок – совокупность фактических отношений, складывающихся по поводу использования векселей в рамках национальной экономики или между определёнными субъектами. В настоящее время вексельное обращение в России имеет ограниченный характер. Вексель используется как средство платежа в хозяйственных операциях и практически не используется в схемах вексельного товарного кредитования предприятий. Сегодня векселя успешно обращаются лишь в ограниченном кругу, осведомлённом о взаимной платёжеспособности. Основной задачей организации вексельного рынка, является создание механизмов, позволяющих участникам вексельного рынка выявлять, оценивать и контролировать возникающие риски. Вексель, способный выполнять целый ряд задач, обладает огромным потенциалом, но без профессиональной организации вексельного обращения этот специфический финансовый инструмент теряет свою силу. В целях увеличения объёма вливания денежных средств в экономику предприятий, а также исходя из ограниченного (пока) характера применения векселей и большими рисками, связанными с их применением, необходима организация региональных (локальных) вексельных систем, которые бы со временем, в общей совокупности, и создали бы национальную вексельную систему.

На начальном этапе организации локальных (региональных) систем вексельного обращения в основу должно быть положено правило: “выпуск векселей возможен только при положительном балансе организации, она должна доказать свою платёжеспособность”. И это главная задача, на реализации которой сейчас должны сосредоточить усилия органы государственной власти.

Локальная система вексельного обращения должна представлять собой совокупность правил и стандартов, вычислительных средств, программного обеспечения, базы данных, телекоммуникационного оборудования, обеспечивающих возможность обработки, хранения, и раскрытия информации о выпуске векселей, а также о совершении сделок с ними.

Для этого необходимо создать информационно-аналитический технический центр, с целью сбора, анализа и распространения информации о предприятиях - участниках системы вексельного обращения. Это должно стать началом накопления кредитной истории векселедателей, что позволит иметь довольно ясную картину о состоянии вексельного рынка и положении на нём всех его участников.

Основой взаимодействия центра и предприятия – участника локальной вексельной системы должен стать договор, в котором кроме прав и обязанностей сторон, были бы определёны уровни открытости информации.

Принцип взаимодействия следующий: центр, на основании полученных от предприятия сведений производит анализ его финансово-хозяйственной деятельности. Для проведения аналитической работы эмитент – участник вексельной системы в течении 3-5 дней после сдачи квартального баланса предоставляет в центр следующие документы:

- бухгалтерский баланс (ф.1.);

- отчёт о прибылях и убытках (ф.2.);

- отчёт об изменениях капитала (ф.3.);

- приложение к бухгалтерскому балансу (ф.5.).

Кроме этого, предприятия незамедлительно предоставляют в центр сведения о существенных событиях в производственно-хозяйственной деятельности, за истекший балансовый период, а именно:

- информация о разовых или взаимосвязанных сделках предприятия, размер которых, либо стоимость имущества, по которым составляет 20% и более, стоимости активов эмитента;

- факт (факты), повлекший разовое увеличение или уменьшение стоимости активов предприятия более чем на 10%;

- факт (факты), повлекшие разовое увеличение прибыли или убытков предприятия более чем на 10%;

- решения, принятые советом директоров о заключении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, об определении рыночной стоимости ценных бумаг предприятия;

- информация о возбуждении в отношении эмитента и (или) его дочерних и зависимых обществ процедуры банкротства;

- информация о предъявлении предприятию исковых заявлений, которые могут существенно повлиять на его финансовое положение;

- информация об изменении структуры распределения уставного капитала (пакет акций (доля имущества) 10 и более %) или смене собственника предприятия;

Расчёт необходимых аналитических данных, центром производится самостоятельно, в рамках положений заключённого договора. Конфиденциальная информация не подлежит опубликованию и является “закрытой”.

К “закрытой”, внутренней информации относятся сведения о существенных событиях в производственно-хозяйственной деятельности, об изменении структуры распределения уставного капитала предприятия.

Информационно-аналитический технический центр, на основании полученных данных даёт заключение о платёжеспособности предприятия и ликвидности выпущенных векселей.

Результат анализа финансово–хозяйственной деятельности предприятия публикуется на региональном сайте центра в Интернете, и подлежит обновлению ежеквартально. При этом необходимо разработать программный продукт, с помощью которого информация об изменении платёжеспособности предприятия менялась бы на сайте автоматически.

К “открытой”, публикуемой информации относятся данные анализа и показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

- объём производства (работ, услуг), за последний балансовый период, динамика в сопоставимых условиях (тыс. руб.);

- сальдированный финансовый результат деятельности – прибыль, убыток, за последний балансовый период (тыс. руб.);

- объём и структура, по срокам возникновения, дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной за последний балансовый период (тыс. руб.);

- рентабельность, по итогам за последний балансовый период, %;

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент финансовой независимости;

- перспективный план развития предприятия на год, и, ежеквартально, краткий отчёт о его выполнении, с прогнозированием возможных последствий.

Кроме этого, к вышеуказанной информации о предприятии-участнике локальной вексельной системы информационно-аналитическим центром на сайте публикуются сведения, а именно:

- вид выпускаемых векселей, количество, сумма обязательств;

- срок действия векселей (период погашения);

- отношение общей суммы допустимого вексельного обязательства к балансовой стоимости чистых активов;

- данные реестра о выпущенных ранее и погашенных векселях;

- рекомендованный центром объём выпуска векселей, исходя из показателей финансово-экономической деятельности, причём общая сумма вексельных обязательств не должна превышать 50% балансовой стоимости чистых активов векселедателя.

Раскрытие информации должно, и это одно из главных условий успешной организации и регулирования вексельного обращения, производиться на добровольной основе, в объёме и составе, позволяющем оценить платёжеспособность векселедателей.

Это позволит создать банк данных о предприятиях и оперативно проводить анализ финансово-экономического состояния, на предмет определения их платёжеспособности и инвестиционной привлекательности.

Являясь участником локальной вексельной системы, заёмщики получают дешёвый и мобильный доступ к кредитным ресурсам, с минимумом издержек, укрепляют свою известность и репутацию, демонстрируя свою кредитоспособность и тем самым, удешевляют кредит, а также уменьшают возможные риски. Предприятия, имеющие высокие финансово-экономические показатели, помимо аналитического заключения, получают документ, свидетельствующий об их платёжеспособности (для Краснодарского края) – “Кубанский Вексельный паспорт”, который является знаком качества финансовой устойчивости участника локальной вексельной системы. Информация о выдаче (отзыве) “Кубанского Вексельного паспорта”, о сроках его действия, также размещается, в объёме сведений о векселедателе, на региональном сайте центра в Интернете.

Принцип добровольного участия и раскрытия информации векселедателем о себе - основополагающий принцип для участия эмитента в вексельной системе. Предприятие, принимает на себя обязательства: при не выполнении правил и стандартов локальной вексельной системы, в добровольном порядке, в кратчайшие сроки по предъявлению погасить обязательства, данные по выпущенным векселям. Выпущенные ранее векселя, автоматически становятся – векселями “до востребования”.

“Региональный Вексельный паспорт” это своего рода оценка (знак качества), поставленная органами государственной власти участнику локальной вексельной системы региона.

Введение “Регионального Вексельного паспорта” позволит существенно снизить возникающие риски, повысить конкурентоспособность предприятий, обеспечить привлечение оборотных средств, инвестиций и самое главное – организовать систему товарного кредитования предприятий

“Региональный Вексельный паспорт ” в локальной вексельной системе региона призван содействовать:

- укреплению известности и репутации заёмщиков – участников вексельной системы;

- обеспечению мобильного доступа эмитентов к товарному кредиту с минимумом регулятивных издержек;

- демонстрации кредитоспособности предприятий;

- защите вексельного рынка от мошенничества и фальсификаций;

- обеспечению минимизации рисков по выпущенным векселям.

Вопрос о выдаче “Регионального Вексельного паспорта” может быть рассмотрен, при условии наличия высокой степени надёжности эмитента.

Изменение показателей финансово-экономической деятельности предприятия в худшую сторону, повлекшее за собой неплатёжеспособность, влечёт отзыв вексельного паспорта.

Создание региональных систем вексельного обращения – первый шаг в организации прозрачной, эффективной и качественной системы вексельного обращения.