МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА
“РАЗВИТИЕ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА”

28.11.2003, Москва, Совет Федерации

Овинов Владимир Иванович
Заведующий Сектором кредитных рисков
Департамента банковского регулирования и надзора
Банка России,
член Совета АУВЕР

Развитие политики Банка России в отношении регулирования операций кредитных организаций с векселями.

Прежде всего, хотелось бы пояснить роль Банка России Банка на вексельном рынке. В соответствии со статьей 7 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, издает нормативные акты. Порядок выдачи и обращения векселей регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О переводном и простом векселе”, Положением о переводном и простом векселе, действие которого вытекает из участия Российской Федерации в Международной Конвенции от 7 июня 1930 года “О единообразном законе о переводном и простом векселе”.

Вексельные операции, в силу статьи 5 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” не относятся к банковским операциям, и, следовательно, не могут регулироваться нормативными актами Банка России.

В соответствии со статьями 4, 57 и 62 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” компетенция Банка России при рассмотрении проблем вексельного обращения ограничивается установлением правил бухгалтерского учета операций кредитных организаций с векселями и требований к величине рисков кредитных организаций и их контрагентов.

Какие вопросы вексельного обращения, по нашему мнению, являются наиболее актуальными:

1. Широкое использование векселей в разнообразных схемах, результатом которых является многократный и необоснованный рост собственных средств (капитала) банков. Как правило, такие схемы банка сводятся к многократному учету, мене, погашению отступным векселей дочерних и/или прочих зависимых небанковских фирм, имеющих расчетные и иные счета в этом же банке. В итоге собственные средства (капитал) банка прямым или косвенным образом формируются за счет денежных средств и/или иного имущества самого банка. Естественно, что Банк России не может мириться с таким положением дел, и вынужден устанавливать более жесткие требования к источникам собственных средств, принимаемых в расчет капитала.

2. Как показывает практика, большинство учитываемых векселей банками классифицируются в первую группу риска независимо от финансового состояния векселедателей и/или прочих плательщиков. С чем это связано? Во-первых, с тем, что в настоящее время отсутствуют общепринятые и цивилизованные подходы к определению ликвидности векселей. Во- вторых, с непрозрачностью вексельного рынка. Ограничение информации о векселедателе и условиях выдачи векселя позволяет банкам лишь формально выполнять требования нормативных актов Банка России о классификации векселей по группам риска, и на основании решения руководящего органа, самостоятельно классифицировать векселя по группам риска и соответствующим образом формировать резервы, что не всегда эквивалентно реальному уровню риска проводимых вексельных операций.

3. Проблема выпуска векселей сериями. Банк России отмечает участившиеся случаи публичного размещения векселей, сопровождаемых рекламными акциями, с целью привлечения денежных средств юридических и физических лиц.

Определение векселеспособности физических и юридических лиц находится в юрисдикции Федерального закона “О переводном и простом векселе” (ст. 2). Данным законом не ограничивается право лица обязываться векселями любым способом, в т.ч. сериями, путем обращения к публике.

В соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.02.02 № КГ-А-40/187-02 вексель не может относиться к эмиссионным ценным бумагам. Тем самым, отношения по выдаче векселей не могут регулироваться федеральными законами от 22.04.96 № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”, от 05.03.99 № 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов”, от 07.02.92 № 2300-1 “О защите прав потребителей” и, следовательно, отсутствуют правовые нормы наказания недобросовестных векселедателей публично размещаемых векселей.

В соответствии с действующим законодательством вексельный рынок регулируется и контролируется государством в гораздо меньшей степени, чем, например, рынок акций и облигаций. В связи с указанными обстоятельствами при приобретении векселей возникают дополнительные риски (операционные, кредитные, ликвидности). По указанной причине проведение таких операций требует особого внимания со стороны покупателей (инвесторов).

При приобретении публично размещаемых векселей потенциальным покупателям следует проявлять необходимую осторожность, целесообразно изучить информацию о финансовом состоянии векселедателя, других обязанных по векселю лиц, а также информацию об условиях выдачи, обращения и погашения таких векселей.

4. Проблема, с которой столкнутся банки, начиная с 2004 г. – переход на стандарты международной финансовой отчетности. В соответствии с требованиями стандартов финансовой отчетности, векселя должны будут классифицироваться как кредиты и как ценные бумаги, фактически одновременно. Если какой-либо банк получает векселя непосредственно у векселедателя, то такие векселя будут рассматриваться по МСФО как кредиты и учитываться по амортизационной стоимости. Эти же векселя приобретенные банком у какого-либо посредника, то они классифицируются как ценные бумаги и учитываются по справедливой стоимости, которая определяется с учетом требования рынка. А как известно организованного вексельного рынка у нас нет.

В качестве заключения хотелось бы обратиться к участникам вексельного рынка о необходимости поиска путей самоорганизации, формированию цивилизованного вексельного рынка, с целью обеспечения транспарентности финансового состояния его участников, и, как следствие, уменьшения риска вексельных операций.