Григорьев Ю.П.
Третья стратегическая ошибка в российской космонавтике
ЗВЕЗДНЫЕ АТАКИ НА «МИР»
Газета «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ»
№88, 31 июля 1999 года
История отечественной космонавтики знает не только победы, но и ошибки и поражения, о которых необходимо иногда вспоминать. Наши бесспорные победы: запуск первого в мире искусственного спутника Земли (1957 г.) и полет первого в мире космонавта (1961 г.) потрясли мир, и отставание США в космосе стало очевидным. Тогда американцы бросили нам вызов, и мы вступили с ними в нелегкое соревнование, подчиненное с обеих сторон главным образом политической идее - быть на Луне первыми. Это соревнование мы проиграли. Устойчивое государственное финансирование американской лунной программы "Сатурн-V-Аполлон", по объему в десятки раз превышавшее затраты на создание атомной бомбы, позволило построить в США хорошую экспериментальную базу для отработки узлов и систем и сократить тем самым объем летных испытаний.
Первый запуск американской ракеты-носителя был осуществлен 9 ноября 1967 года, а уже 18 мая 1969 года пятая ракета с тремя астронавтами на борту совершила облет Луны с имитацией процедур посадки на лунную поверхность. 16 июля 1969 года на шестой ракете три американских астронавта стартовали к Луне, двое из них высадились на лунную поверхность, после чего все астронавты благополучно возвратились на Землю. Всего на Луне побывало 12 американских астронавтов, их могло бы быть и больше, но американцы, затратив более 25 миллиардов долларов на восстановление престижа своей страны, утратили дальнейший интерес к Луне, тем более, что стоимость доставленного на Землю лунного грунта оказалась в 3-4 раза дороже бриллианта такого же веса. Поэтому США, развязав войну во Вьетнаме, возвратились к более привычному способу вложения капитала.
Наша лунная программа развивалась трагично. С 1969 по 1972 год было проведено только 4 из 12 запланированных экспериментальных запусков лунной ракеты-носителя «Н1», предназначавшейся для вывода на околоземную орбиту лунного ракетного комплекса массой до 92-95 тонн. Все четыре запуска закончились аварийно, после чего, хотя очередные две ракеты были уже изготовлены и доставлены на космодром, было принято решение о закрытии этой программы, прекращении работ по ракете-носителю "Н1" и уничтожении материальной части. Конечно, эту программу можно было бы довести до конца, тем более что 28 министерств и ведомств и 500 предприятий страны набирали обороты, совершенствовалась экспериментальная база, разворачивалось производство.
Но поскольку идея высадки советского человека на Луну первым утратила смысл, дальнейшие работы по этой программе были признаны нецелесообразными, и началась переориентация общественного сознания под лозунгом "А нам и не очень хотелось ходить по Луне, для науки лучше запускать автоматы, пусть они оставляют свои следы на пыльных тропинках далеких планет". И хотя наши последующие достижения в исследованиях планет с помощью "луноходов" и "марсоходов" бесспорны, это не меняет существа проблемы. Наши космонавты могли и должны были быть на Луне, пусть после американцев, тем более что проблема "после" вскоре перестала бы кого бы то ни было волновать, а сам факт работы наших космонавтов на Луне, результаты исследований, научно-технический и производственный заделы послужили бы прочной основой для дальнейшего развития отечественной космонавтики, последующего освоения Луны и космического пространства. К сожалению этого не произошло. Мы отдали Луну американцам и, видимо, навсегда. Это была первая стратегическая ошибка в отечественной космонавтике.
Разработка в США космической системы "Спейс-Шаттл" и нагнетание атмосферы страха перед "звездными войнами" побудили нас начать разработки по программе "Энергия-Буран" и вступить в новое соревнование с Соединенными Штатами. Американский многоразовый транспортный космический корабль (МТКК) "Спейс-Шаттл" (космический челнок) массой более 2000 тонн состоит из пилотируемого космического корабля массой около 100 тонн, двух ускорителей на экологически небезопасном твердом топливе и подвесного бака с жидким топливом (кислород и водород). Такая система, принятая американцами в силу ряда внутренних причин, достаточно громоздка и неуклюжа, она пригодна для выведения в космос космического корабля только одного типа и не может быть адаптирована к другим видам космических аппаратов. При этом масса собственно полезной нагрузки, т.е. того, что остается на орбите, чуть более 20 тонн, что составляет всего около одного процента от стартовой массы МТКК.
Наша ракетно-космическая система "Энергия-Буран", разработка которой началась в 1975 году, при кажущейся похожести на американский "Спейс-Шатгл" выполнена по более разумной схеме. Она состоит их двух частей: орбитального корабля "Буран", внешне напоминающего американский, что продиктовано не подражанием, а законами аэродинамики, и уникальной, не имеющей мировых аналогов мощной ракеты-носителя "Энергия" на жидком экологически безопасном топливе (кислород, водород и керосин), способной выводить в космос не только орбитальный корабль "Буран", но и любые другие космические аппараты. После проведения длительной и сложной наземной отработки систем и узлов 15 мая 1987 года был проведен первый пуск ракеты-носителя "Энергия" с макетом полезного груза, а 15 мая 1988 года с помощью этой ракеты-носителя был выведен на околоземную орбиту многоразовый орбитальный корабль "Буран" в беспилотном варианте. Этот великолепный запуск, полет "Бурана" на орбите и его блестящая автоматическая посадка с ювелирной точностью на взлетно-посадочную полосу космодрома "Байконур" продемонстрировали высочайший уровень нашей науки и техники, мастерство инженеров и рабочих. Ликование было безграничным, открывались новые горизонты развития отечественной космонавтики. У нас появилась не только система "Энергия-Буран", способная выполнитъ все те же задачи, что и американский "Спейс Шатгл", но одновременно мы получили, в отличие от американцев, и уникальную ракету-носитель "Энергия", способную выводить на околоземную орбиту любую полезную нагрузку с массой до 100 тонн, в том числе и прежде всего модули проектировавшейся в то время новой космической станции "Мир-2". Но главное может быть даже не в этом, а точнее, не только в этом.
Работы по программе "Энергия-Буран" существенно продвинули вперед научные исследования в различных областях знаний. Отечественная наука поднялась еще на одну ступень. Но были и другие точки зрения. Б.Н.Ельцин в интервью газете "Комсомольская правда" сказал: "Думаю, вполне можно подсократить некоторые наши программы...Например, отодвинуть на какое-то время выполнение наиболее дорогостоящих космических программ. Или урезать что-то в оборонной сфере ...". Тогда вряд ли кто серьезно воспринял эти слова, читатели, ослепленные в те годы блеском гласности, были наивны, но слова те оказались не просто пророческими, но и программными. Вскоре многое и подсократили и урезали, в том числе и программу "Энергия-Буран". Производство было прекращено, а национальная гордость космический корабль "Буран" выставлен в качестве символа национального позора на всеобщее поругание на берегу Москва реки. Многое потеряла не только Россия, но и мировое сообщество и мировая наука. Если бы у нас сейчас была ракета-носитель "Энергия", то международная станция собиралась бы из 100-тонных модулей, выводимых на орбиту этой ракетой, а не из 20-тонных, как это делается в настоящее время. Не надо быть специалистом, что бы понять какова разница. Российская космонавтика была отброшена назад на десятилетия, ибо без ракеты "Энергия" нет ни марсианской программы, ни перспективных орбитальных станций, ни тяжелых космических аппаратов на стационарной орбите. Это была вторая стратегическая ошибка в отечественной космонавтике.
Третья стратегическая ошибка находится в подготовительной стадии. Речь идет об орбитальных станциях. В США работы по обитаемой орбитальной станции "Фридом" были начаты в 1981 году. К ее созданию были привлечены крупнейшие американские фирмы, а также фирмы Канады и Японии. Вывод модулей станции на орбиту для монтажа и дальнейшее обслуживание станции, включая доставку экипажей, предполагалось осуществлять с помощью МТКК "Спейс-Шаттл". Для этого необходимо было выполнить в короткий период 19 дорогостоящих полетов, а затем выполнять по 5 полетов ежегодно, поскольку масса так называемой первичной станции "Фридом" составляла около 220 тонн, а транспортные возможности МТКК "Спейс Шаттл" ограниченны.
Первое посещение станции астронавтами планировалось на начало 1996 года. Проекты станции "Фридом" рекламировались на весь мир, но дело двигалось медленно. Уже успешно стартовала наша мощная ракета-носитель "Энергия", которая смогла бы всю американскую станцию "Фридом" доставить на орбиту за два-три полета. На этом фоне все яснее вырисовывалась ущербность технических решений, заложенных в проект американской станции "Фридом", но сознаваться в этом не хотелось, и программу продолжали подстегивать. 20 июля 1989 года Президент США выступил с инициативой в области освоения человеком космического пространства, в рамках которой призвал к завершению работы над созданием космической станции "Фридом", а 2 ноября 1989 года он одобрил национальную политику США в области космоса, обновленную и уточненную Национальным советом по вопросам космоса под председательством вице-президента США, где создание космической станции "Фридом" фигурировало в качестве одной из важнейших задач.
Но от заклинаний толку было мало, пришла пора менять лошадей. Разговоры о станции "Фридом" (в переводе "Свобода") постепенно затихли, и на ее месте возникла идея о другой, международной космической станции (МКС), первый модуль которой ("Заря"), спроектированный и изготовленный за американские деньги в России, уже выведен в космос российской ракетой-носителем "Протон". К нему пристыкован второй (американский) модуль, доставленный в космос на "Шаттле". Третий модуль, спроектированный и изготавливаемый в России, но уже за собственные деньги, как и принято у нас, задерживается по известной причине - недостаточности финансирования, доплачивать недостающие деньги от безвыходности придется американцам, но это не Америка спасает Россию из гуманитарных соображений, а совсем наоборот. Это Россия спасает Америку, помогает ей одним скачком преодолеть 20-ти летнее отставание в области длительных пилотируемых космических полетов и постоянно действующих обитаемых космических объектов и помогает ей обрести, наконец, собственную, по легенде «международную», орбитальную станцию и сделать новый шаг к освоении космического пространства в интересах национальной безопасности США, как это и сформулировано в американском документе "Национальная политика в области космоса", в котором сказано: «Главной целью, определяющей деятельность Соединенных Штатов в области космоса, было и остается обеспечение лидирующего положения в этой области. Необходимым является превосходство Соединенных Штатов в ключевых областях космической деятельности...Соединенные Штаты будут проводить в космосе деятельность, необходимую для обеспечения национальной обороны...Министерство обороны будет использовать МТКК "Спейс Шатгл" в интересах национальной обороны".
Наша орбитальная станция "Мир" (базовый блок) была выведена на орбиту 20 февраля 1986 года и постепенно дополнялась специализированными модулями. В настоящее время к базовому блоку подстыкованы модули "Квант", "Квант-2", "Спектр", "Природа" и модуль "Кристалл" со специальным стыковочным отсеком для причаливания американских космических кораблей "Шаттл". Сегодня орбитальная станция "Мир" это первый в истории человечества международный космический научно-исследовательский центр, оснащенный новейшим научным оборудованием из 27 стран мира, успешно функционирующий в космическом пространстве уже более 13 лет. Девять раз к станции подстыковывались американские "Шаттлы", при этом 37 американских астронавтов посетили станцию "Мир", а всего за эти годы на станции работали более ста отечественных и иностранных космонавтов из 11 стран мира. Проведены тысячи научных экспериментов, получен уникальный опыт пилотируемых космических полетов.
Наш приоритет в области создания и длительной эксплуатации международной орбитальной станции давно общепризнан. Еще в 1990 году в Нью-Йорке Научно-технический подкомитет Комитета по использованию космического пространсгва в мирных целях Организации Объединенных Наций на своей двадцать седьмой сессии при рассмотрении в соответствии с резолюцией 44/46 Генеральной Ассамблеи ООН вопроса "О ходе осуществления программы изучения геосферы-биосферы (глобальные изменения)" заслушал и обсудил сообщения делегаций ряда стран по этой проблеме, в том числе доклад нашей делегации. Подкомитет 12 марта 1990 года в отчетном докладе ООН о работе своей двадцать седьмой сессии (А/АС. 105/456), отметив (пп.15, 79) содержавшееся в этом докладе, а также в представленных делегацией официальных документах (А/АС.105/С.1./L.165 и 174) предложение о создании международной космической лаборатории экологического контроля на основе экологического модуля "Природа", готовящегося к запуску и подстыковке к орбитальной станции "Мир", рекомендовал государствам изучить вопрос о участии в такой совместной деятельности. К сожалению, в связи с известными событиями в нашей стране эти рекомендации ООН в то время реализованы не были.
По своим конструктивным особенностям станция "Мир" имеет большие возможности к адаптации и обновлению путем замены модулей и изменению как конфигурации станции, так и ее задач, а модуль "Природа", о котором говорилось в документах ООН, находится на орбите всего два года. Тем не менее стараниями многих весьма высокопоставленных чиновников и ученых, формируется общественное мнение о необходимости, якобы в интересах экономии средств для создания МКС, прекращения финансирования станции "Мир". Эта точка зрения получила реальные очертания после того, как 22 июля 1998 года тогдашний заместитель председателя правительства Российской Федерации Б.Е.Немцов утвердил подписанный многими российскими учеными и государственными деятелями протокол NБН-П7124 о прекращении работ с пилотируемым комплексом "Мир" и затоплении станции в июне 1999 года. Это решение вызвало возмущение многих специалистов и не осталось без внимания со стороны законодателей. Экспертно-консультативный совет при Председателе Государственной Думы Российской Федерации на своем заседании 19 ноября 1998 года, рассмотрев вопрос о развития пилотируемой космонавтики, отметил, что комплекс "Мир" является крупнейшим научно-техническим достижением нашей страны в области пилотируемых космических полетов и освоения околоземного пространства, а по своим ресурсным характеристикам и уровню международного сотрудничества он соизмерим с соответствующими проектными характеристиками международной космической станции (МКС), при этом включает природоведческий комплекс (модуль "Природа"), состоящий из блока спектрорадиометрических инструментов, астрофизическую лабораторию из шести мощных телескопов и спектрометров, технологические печи, медицинские диагностические комплексы.
Экспертно-консультативный совет в целях сохранения Россией в XXI веке престижа мировой космической державы и дальнейшего развития российской пилотируемой космонавтики, а также учитывая то, что орбитальный комплекс "Мир" является уникальным и единственным пилотируемым, постоянно обитаемым космическим объектом, признанным мировой общественностью величайшим достижением науки и техники, в своем решении от 19 ноября 1998 года, наряду с рядом предложений по сохранению и развитию российской пилотируемой космонавтики, рекомендует, в частности, придать особый приоритет мерам по расширению государственной и общественной поддержки космической деятельности и признать целесообразным для Российской Федерации продолжить работы с орбитальной станцией "Мир", при этом решение от 22 июля 1998 года о затоплении станции считать преждевременным и утратившим силу. Совет рекомендовал также провести системные проработки перспективных направлений развития пилотируемой космонавтики на базе орбитальной станции "Мир" и выработать предложения для реализации в рамках Федеральной космической программы России и Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Это решение экспертно-консультативного совета, подписанное председателем совета - председателем Государственной думы Российской Федерации Г.Н.Селезневым, открыло широкие возможности использования ресурсов станции "Мир" в интересах международного сообщества. Получив указанное решение Государственно думы Правительство Российской Федерации сделало естественный и понятный ход: направило это решение на заключение "Межведомственной экспертной комиссии по космосу" (МЭК). Однако в «Заключении» МЭК, направленном в адрес правительства и Госдумы 22 декабря 1998 года (исх.НИ19-6/765) решение экспертного совета Госдумы поддержки не получило.
В "Заключении" на семи листах машинописного текста на фоне сожалений о финансовых трудностях упорно проводится мысль о необходимости сокращения бюджетного финансирования станции "Мир" уже в первом полугодии 1999 года и последующем переходе на некое неведомое внебюджетное финансирование, а в разделе "Рекомендации МЭК" о станции "Мир" вообще не упоминается, но зато четко сформулирована рекомендация считать работы по Международной космической станции (МКС) приоритетными и направить на них 37 процентов из всех сумм бюджетных ассигнований 1999 года, предназначенных для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по космосу. Данное заключение, а точнее реквием по отечественной пилотируемой космонавтике, подписал не кто иной как Председатель "Межведомственной экспертной комиссии по космосу", он же Президент Российской академии наук академик Ю.С.Осипов. Увы, нынче не только молодежь, но и академики выбирают «пепси». Правительство Российской Федерации, возглавляемое Е.М.Примаковым, несмотря на наличие такой научной элиты, а другой у него, возможно, нет, приняло, однако, постановление, исключающее затопление станции "Мир" в 1999 году и продляющее ее существование. На станцию отправилась очередная (26-я) основная экспедиция.
Может быть, в нынешних условиях стоило бы вернуться к одобренной ООН идее создания международной экологической лаборатории на базе станции "Мир", тем более, что экологические проблемы в мире за это время еще более обострились. Можно было бы предоставить ресурсы станции в распоряжение Организации Объединенных Наций, а конкретно Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Оставшееся время функционирования станции "Мир", а это время может быть достаточно продолжительным, станция могла бы работать как международная лаборатория глобального экологического мониторинга, необходимо только по возможности адаптировать программы научных исследований на станции «Мир» к международным экологическим задачам Программы ООН по окружающей среде, а деньги для оплаты российского обслуживания станции «Мир», работающей по заданиям Программы ООН, у мирового сообщества найдутся. Разумеется, для этого необходимо предпринять соответствующие дипломатические шаги на самом высоком государственном уровне.
Но сменилось правительство, и призрак Б.Е.Немцова возник в новом обличии. Заместитель председателя правительства Российской Федерации И.И.Клебанов заявил: «Сегодня нет смысла искать 500-600 млн. руб. для станции «Мир». Станция прекратит свою работу, какими бы параметрами надежности она ни обладала. Россия будет участвовать в космическом сотрудничестве на новой станции под управлением двух американо-российских центров».
Конечно, мы должны выполнять все обязательства России по созданию международной станции (МКС), но, видимо, господину заместителю председателя правительства невдомек, что после того, как все наши передовые технологии в этой области перетекут в США, начнется процесс постепенного вытеснения России из основных международных космических проектов, развертывание научных исследований и производства в Соединенных Штатах и затухание аналогичного производства в России. Интерес американцев к нам будет угасать, и мы из активных участников разработки, от которых сейчас многое зависит, особенно в части выполнения согласованных сроков работ, постепенно превратимся во второстепенных партнеров, а возможно - и просто просителей. Потеряв собственную станцию "Мир" мы уйдем с рынка услуг, реализуемых на пилотируемом орбитальном комплексе, растеряем сложившуюся международную кооперацию, наши потенциальные заказчики переориентируются на Соединенные Штаты. Россия, наиболее вероятно, навсегда утратит направление пилотируемой космонавтики. Поэтому необходимо не только сохранить станцию "Мир", но и провести ее модернизацию. Нам достаточно двух стратегических ошибок в российской космонавтике, совершить третью, очевидную и трагическую, недопустимо и преступно.
Ю.П.Григорьев,
вице-президент Российского национального комитета
содействия программе ООН по окружающей среде,
доктор технических наук, профессор