|
Русские
и
германцы: Северная прародина |
С.В.
Жарникова
А.Г.
Виноградов |
Взрывоопасное и
чреватое
многочисленными межнациональными конфликтами начало XXI века, пожалуй,
как
никогда заставляет людей задумываться над извечным вопросом: "Кто мы и
откуда?".
Но для того, чтобы
ответить хоть
сколько-нибудь внятно на этот вопрос, нам необходимо погрузиться в
глубины
тысячелетий. И там, у колыбели современных народов Европы, перед нами
предстанет картина, во многом неожиданная и поучительная.
Общеизвестно, что в
глубочайшей
древности (примерно до V тыс. до н.э.) предки почти всех современных
народов
Европы говорили на едином, так называемом индоевропейском языке и жили
на
единой прародине, поиски которой учёными продолжаются до сегодняшнего
дня. В
настоящее время подавляющее большинство их считает, что вплоть до
рубежа
IV-III тыс. до н.э. людей, говоривших на индоевропейских языках, на
землях
Индии, Греции, Италии, Франции, Британских островов попросту еще не
было. И
хотя именно с книги немецкого ученого Фон Шлегеля "О языке и мудрости
индийцев", вышедшей в свет в 1808 году, где высказывалась впервые мысль
о
единой прародине всех индоевропейцев на территории Индостана, среди
европейцев началось повальное увлечение всем индийским, многие
последующие
немецкие исследователи помещали эту прародину очень далеко от Индии.
Так, в середине XIX в.
Шпигель
высказал мысль о древнейшей родине всех праиндоевропейцев на территории
Восточной Европы между 45° и 69° северной широты. О реке Волге, как
восточной границе этой прародины на основании изучения древних арийских
текстов, в 1912 году писал Кнауер. И наконец, в середине нашего века
Шерер
вновь вернулся к мысли о том, что древнейшая прародина находилась на
землях
Восточной Европы. И более того, еще в ХIХ в. Пенкой была достаточно
веско
аргументирована гипотеза о Северной или Северо-Восточноевропейской
прародине
арийских народов, на основании и того факта, что
северовосточноевропейцы и
скандинавы, как и исторические арии, голубоглазы. И кроме того, все
вышеназванные ученые в той или иной мере обращались к таким древнейшим
литературным памятникам арийских народов, как Ригведа и Махабхарата,
кодификация текстов которых относится ко II тыс. до н.э. Описание же
событий
в этих сборниках обрядовых гимнов, эпических повествований и мифов
уводит
нас в глубочайшую архаику. И хотя основное событие Махабхараты - битва
между
родственными кланами (Пандавами и Кауравами) на Курском поле -
происходило в
3102 году до н.э. (т.е. на рубеже IV-III тыс. до н.э), многое, о чем
рассказывается в эпосе отодвинуто гораздо дальше в глубь тысячелетий.
Причем, судя по древним текстам, прародиной их создателей была именно
территория Восточной Европы, а в описаниях присутствуют детали, которые
характерны только для приполярных областей. Именно на эти детали, такие
как
описание движения созвездий Полярного неба, Северного сияния, указание
на
непрерывную зимнюю ночь и непрерывный летний день, обратил внимание
выдающийся индийский ученый Бал Гангадхар Тилак, написавший в начале XX
в.
(1903 г.) свою знаменитую книгу
"Арктическая родина в Ведах"...
Так что же это за
"арктическая
прародина", о которой, повествуют древнейшие предания индоевропейцев,
унесенные их потомками во II тыс. до н.э. в жаркую Индию, и coхраненные
на
протяжении тысячелетий в памяти народов?
Так еще на карте в
сочинении
"Какие земли лежат в мире", принадлежавшем скандинавскому автору ХII в,
территория Швеции названа "Свитьод", т.е. "удел света". На той же карте
-
Восточная Европа названа "Великой Свитьод". Описывая страны мира,
скандинавский географ отмечает: "Великой Азией называются все те
страны,
которые перечислены от Индиаланда... вплоть до Великой Свитьод... В том
государстве есть часть, которая называется Руссия, мы называем её
Гардарики".
В преданиях скандинавов говорится о их древней прародине именно на
землях
"Великий Свитьод". Здесь, вероятно, имеет смысл вспомнить, что еще в
середине нашего века шведский исследователь - Г. Ехансон пришел к
выводу о
том, что в географических названиях Скандинавии и всего Севера Европы
присутствует мощная индоиранская подоснова. Начнем с того, что само
название
Скандинавии не имело надежного объяснения. Возможно разгадкой здесь
может
послужить древний арийский миф о боге войны Сканде, которого называют
"Молочным братом Стожаров"- одного из созвездий северного неба.
Вероятно
географическое название Скандинавия состоит из двух частей: имени бога
войны
Сканды и понятия "навья" или "naviуa", что значит - новый, свежий,
молодой
(санскрит).
Это сочетание более чем
закономерно, так как в мифологических текстах постоянно подчеркивается
молодость Сканды, его связь с охраной детей, юношей и их гибелью.
Согласно
мифу о Сканде, он совершал свои подвиги, находясь на светозарном
острове
Шветадвита, что значит буквально "светлый остров". Эпос Махабхарата
помещает
его на северо-западе Белого моря. Характерны и названия соседних
скандинавских стран. Так само название Финляндии - Суоми не имеет
надежного
объяснения в Финских языках, но соответствует наименованию
северо-западной
страны "Саумьи" в древнеиндийском тексте "Ваю-пуране". Название Дании
можно
связать с наименованием народов "данавов", живших согласно Махабхарате в
северной стране Расатале, по берегам "Молочного" т.е. Белого моря.
Единственным исключением является название Норвегии, что значит
"Северный
путь". Однако это наименование появилось достаточно поздно и было
введено
после объединения разрозненных королевств в единое государство в IX в.
Но у
Тацита (II в. н.э.) сообщается, что по соседству с монархией свеонов
(шведов), на территории нынешней Норвегии, находится монархия ситонов. И
здесь санскрит дает надежное объяснение. SITA-значит белый, светлый
(для
сравнения русское "ситный хлеб", что значит "белый").
|
В
географических названиях
Скандинавии есть целый ряд очень интересных параллелей. Так река
Северная
Двина в раннесредневековых скандинавских сочинениях носит название
"Вина" (в
отличие от Дуны - Западной Двины), что на санскрите значит просто
"река". В
Швеции есть река Винганг, на границе Норвегии и России - залив
Варангерфьерд,
а в Индии (в штате Антхрапрадеш) течет река Винганга и рядом с ней
находится
город Варангал. Есть в Швеции река Индальсэльф, что значит "индийская
река". Мы можем связать с языком древней арийской культуры -
санскритом
- многие названия Скандинавии, Например:
|
название |
санскрит |
река Арна |
arna (волна,
поток) |
остров Арней |
(морской) |
озеро Ари |
аri (благочестивый,
святой) |
река Варда |
varda (дождевое
облако) |
река Ван |
vana (вода) |
город Бара |
vara (замкнутое
проcтранство, круг) |
река Вена |
vena (река) |
река Сира |
sira (поток, река) |
город Синда |
sindhu (поток,
море,
страна саувиров) |
река Пите |
pitu (сок, питье) |
река Пуле |
pulina (низкий
песчаный берег, отмель) |
город Пурала |
pura (крепость,
укрепленный город) |
река Судон |
su-danu (щедрая) |
река Сурма |
surmi (водопровод) |
река Лаган |
laqati (вытекать,
следовать) |
|
arna (волна,
поток) |
река Арна |
laqna (придерживаться) |
город Сварга |
svar-qa (ведущий
на
небо) |
река Сварт |
svartha (преследующая
благую цель) |
|
svarati (звучать,
воспевать, сиять) |
|
Мы можем pассмотреть с
этих
позиций и личные имена скандинавских конунгов и их дружинников,
сохранившиеся в песнях скальдов: конунг Ахни (огонь-санскрит), Али
(пчела-санскрит), Агнар (огненный-санскрит), Дан (дар-санскрит), Кари
(исполняющий, исполнительный санскрит), Сван (шум, грохот, рев,
пение-санскрит).
Русский исследователь
А.Г.
Кузьмин, анализируя варяжские имена послов и купцов, упомянутых в
договорах
Руси с греками 811 г и 945 г, приходит к выводу о том, что многие из
них
иранского происхождения: Сфанъдр, Истр, Прастен, Фроутан, Стир, и т.д.
|
Несомненный
интерес
представляют титулы правителей, общие для скандинавских языков и
санскрита,
причем некоторые из них в Скандинавии архаичнее, чем в Индии, например:
rаdа
(рада) - совет в славянских и скандинавских языках, Raja (раджа) -
Правитель, газ (радж) - сверкать, царствовать в санскрите. Наличие
множества
производных от слова "рада" в Европе и их отсутствие в Индии
свидетельствует
о том, что слово попало в санскрит уже после того, как раджи, т.е.
"советники" или главы советов узурпировали власть, превратив ее в
монархическую.
Германское RIK,
REX-правитель
имеет аналогию в санскритском RAKS - охранять, защищать, BAKSA
-защитник,
сторож, покровитель, Скандинавское drot-князь, король аналогично trata -
защитник, druts -быстрый, летящий. Не менее интересным представляется
термин
dronning - королева, dronenq-король. В датском языке dronninq не только
"королева", но еще и пчела-матка, а единственное слово drone
обозначает трутня. Между тем в санскрите drona - бочка или
колода.
Общеизвестно, что до изобретения современного улья пчел держали именно в
колодах. Интересно, что один из героев Махабхараты - великий воин-жрец,
главнокомандующий войсками Кауравов во время их войны с Пандавами,
носил имя
Дрона. Его сын и наследник Ашваттхаман, также воин-жрец, после мести
победителям - пандавам, ушел на северо-запад в область Ашвавирас, т.е.
"Голова Лошади" (Кольский иолуостров), Вполне возможно, что наследники
воина-брахмана приняли династическое имя Дроны, ставшее впоследствии
титулом
подобно Ингви в эпоху скальдов в Швеции, Карл в средневековой Европе
или
Август и Цезарь в Древнем Риме. Согласно ведическим сказаниям
Ашватхаман был
правнуком Гаутамы, всвязи с этим стоит отметить, что в Южной Швеции
проживал
народ, называющийся гаутами. Вообще для этого региона характерны
наименования народов, имеющие прямые аналогии в древнеиндийских
преданиях.
Так даны, датчане (danok, daner) аналогичны dan, danu,
danuja,
danava (санскрит) - данавам, сыновьям богини Дану и божественного
мудреца Кашьялы, которому приписывалось участие в творении мира. Так
как
Кашьяпа считался сыном и земным воплощением бога-творца Брахмы, то все
живые
существа были его потомками. Помимо данавов, его детьми были также
сыновья
от других жен: от Дити-дайтьи (daiteya, daitya), что имеет
аналогию в
самоназвании немцев - дейч (deutsche); дети от Винаты-Аруна и
Гаруда,
вероятно, могли носить по матери название Винатов или Венетов. Мы знаем
также, что в Дании и Норвегии проживал народ гаруды. Гаруда-царь птиц в
эпосе, часто изображался существом с человеческим туловищем, орлиной
головой, крыльями и когтистыми птичьими лапами. Его сына - Jatayu
-
коршуна можно связать с народом ютов в Южной Дании. Имя коршуна в
качестве
этнического наименования вполне возможно, ведь в соседнем с Ютландией
Северном Мекленбурге жил славянский народ рароги ими рюрики-соколы...
|
Несомненный
интерес
представляют также названия других племен и народов, населявших в
древности
Скандинавский полуостров и Германию, с точки зрения их северных
истоков: |
Название народа |
санскрит |
Аугандии |
au/qanda - сторонние |
|
au/qandha -
благоухающие |
Агдйры |
aqa/dirqha -
большегорцы |
Арохи |
aroha - всадники |
Авионы |
avana - благосклонные |
|
avani - речные |
Адогит |
adohati - мудрые |
Батавы |
bhata - наемные воины |
Ванзы |
vana-ja - слоны,
рожденные в лесу |
Вагры |
viqra - сильные,
могущественные |
Варисты |
varistha -
находящиеся в
морe |
Велеты |
vela - морской, берег
(береговые) |
Варанги |
varya - выдающиеся,
самые
лучшие |
Гауты (готвы) |
qavyuti - пастбище,
выгон |
|
qavyant -
воинственные |
Геты |
qita - священное
песнопение |
Готы (гуты) |
qodha - воин, боец |
Гуны (хуны) |
qouna - название
народа,
нить |
Доксане |
daksina - южный, |
|
daksayna -
происходящий о
Дакши |
Евагры |
eva/aqra - главнейшие |
Емты |
ema - дорога, путь |
Евниксы |
eva - быстро, naks -
идти, достигать |
Кавии (кавки) |
kavi - мудрец |
|
kavasa - кольчуга |
Куберны |
Kubera - царь глубин,
бог
сокровищ |
Квады |
kvath - варить |
Кампсианы |
kanpisyte -
потрясающий |
Леваны |
lavana - соленый
(морской) |
Ленчичане |
lanchana - заметный |
Манимы |
manimaya - жемчужная |
Матттиаки |
matta - ликующий,
бешенный, опьяненный |
Нерки (ньяры) |
nirqa - страна |
|
nar - человек |
Нуитоны |
nutana - молодой |
Ратары |
rathira - колесничие |
Раумы |
raumaya - серебренный |
Ревдигны |
ravi - солнце,
солнечносторонние |
|
diq - сторона |
Саксы |
saksani - соединенные |
Сваринги |
sva-rajya - державные |
Суэхане |
su-hana -
легкопроходимые |
Семноны |
samahas - единодушные |
Тавты |
tavat - большой,
хороший |
Трены |
trana - защита,
охрана |
Франки |
franc - направленный
вперед, крайний (авестийское) |
Халейги |
halika - пахари |
Карины |
harina - лебедь,
гусь,
солнце |
Халлин |
halin - плугоносцы |
Хельги |
haleq - священник,
жрец (авест.) |
Зоны |
ayana - идущие |
Юты |
yuti - объединенные |
|
Среди
народов, живущих на
севере Европы, на берегу Ледовитого океана, древние авторы называют
Уннов
или Гуннов. Так Аммиан Марцелин (IV в н.э.) писал, что: "Гунны жили
по ту
сторону Меотийских болот у Ледовитого океана", О том же говорил во
II в.
н.э. Дионисий, помещавший уннов на побережье Ледовитого моря. Но
название
народа "хунна" (huna) восходит к санскриту. Согласно "Ваю-Пуране",
страна
Хуна находится на западе, а по "Самхите"- на севере. Выдающийся русский
ученый Егор Классен еще в середине XIX века писал: "Геты, живущие на
севере Европы, названы историками: Gethini, Gothini, Gothunni; в этих
мы
видим Гетов-Уннов, коих жительство должно быть в той стране, где есть и
доныне признаки их там пребывания, это две реки Унны, озеро Унно,
Унский
залив, Унская губа; местность в нынешней Архангельской губернии. О
жительстве Уннов в этой стране нам свидетельствуют и скандинавские
предания,
рассказывающие о войнах скандинавов на севере с Уннами и Руссами,
постоянными союзниками между собой... Унны, или северные Готвы, а по
Нестору
Гофь или Гьте, состояли в родстве с Руссами". Отметим, что на
санскрите
"Гауты" (гавы) - пастухи и воины одновременно, "Готы" (гуты) -также
воины и
пастухи. Но Клавдий Птолемей на своей карте Азии помещал на севере
Восточной
Европы (за Гиперборейскими или Рипейскими горами) и на берегах Белого
моря
("Молочного моря" арьев) скифоаланов. По исландским преданиям между
Балтийским морем и Ледовитым океаном обитали руссаланы а Адам
Бременекий в
XI в. писал, что на северо-востоке Европы проживали аланы, которые сами
себя
- звали "VIZZI". Е. Классен считал, что "аланы" - слово нарицательное,
обозначающее понятие "пастухи", т.к. до недавнего времени у русских
Тверской, Новгородской и Смоленской областей существовало слово
"алань", в
значении-пастбище, выгон. Исходя из этого он писал: "может быть, по
дальнейшим исследованиям и окажется, что Руссы и Унны составляют одно и
тоже
племя, и что название "Унны" есть только нарицательное, как и название
"славяне". |
Стоит
отметить то
обстоятельство, что подавляющее большинство рек и озер Русского севера
имеют
названия, которые объясняются только при помощи санскрита. Приведем
только
некоторые примеры:
р.Ганга, оз.Ганго, р.Гангрека, оз.Гангозеро, р.Дан (Дану "река" в
Ригведе),
р. Ида (Ида - "река" в Ригведе), р. Куш (куша-осока), р.Кала
(кала-темный,
тихий), р.Дала (лая-играть, переливаться волнами), р. Мандара -
(мандара -
густой, медленный), Падма (падма - водяная лилия), р.Пуя
(пуя-чистоистекающая),
р.Рана (рана-рокочущий) и т.д. Как известно, природные условия
Скандинавского полуострова стали благоприятными для проживания больших
человеческих общностей не ранее рубежа VII-VI тыс. до н.э. Но многие
арийские народы упоминаются в источниках в более ранний период. Где же
тогда
могли проживать арии, в том числе дайтьи и данавы? И здесь имеет смысл
обратиться к священной книге древних иранцев "Авесте", в которой,
наряду со
священной рекой Ардвисурой Анахктой (Северной Двиной), упоминается
также
река "благая Дайтъя" (Датия), тоже впадающая в Ледовитый океан. Именно
по
берегам этих рек, согласно Авесте, располагалась прародина арьев -
страна "Арьянам
Вайдха", что значит "арийский простор".
Единственной большой
рекой (рядом
с Северной Двиной), впадающей в Ледовитый океан, была и остается река
Печора, верхнее течение которой во время последнего оледенения занимали
луго-злаковые лесостепи, по которым бродили многочисленные стада
мамонтов,
носорогов, оленей, диких лошадей, туров и сайгаков. Вероятно именно ока
и
называлась "благой Дайтьей". Кроме "дайтьев" Авеста, упоминает: "народ
Дану",
Скандинавию (SKANDAVA), страну Мазана (Мезень), русов и царя
Франкрасьяна.
Таким образом, все древнеарийские источники свидетельствуют о том, что
прародиной арьев, в том числе руссов и германцев, были земли севера
Восточной Европы. О том же говорит и великий готский историк Иордан,
который
в своей книге "О происхождении и деяниях гетов" (511 г.) указывает, что
в
1490г. до н.э.: "С этого самого острова Сканды, как бы из мастерской
народов, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг"
и переселились в Центральную Европу. Однако остров Сканда, по
авторитетному
мнению Иордана, занимал не только нынешний Скандинавский полуостров, но
и
побережье Белого моря, бассейны рек Ваги и Сухоны, т.е. территории
Вологодской и Архангельской губернии. Не случайно именно в этих местах
еще в
начале нашего века в ткачестве и вышивке русских крестьянок стойко
сохранялась традиция геометрического орнамента, истоки которого можно
найти
в древнейших культурах каменного века Восточной Европы, некоторые
ученые
считают "визитной карточкой" арийских народов.
|
|
|
|
|
В
начало страницы |
|
Copyright ©
2004-2010 Комиссия научного туризма
Русского Географического общества
190000 Санкт-Петербург, пер. Гривцова
10
|
|
|
|
190000, Россия
Санкт-Петербург
пер. Гривцова, дом 10, литер А
Тел/факс:
+7 812 710 6982
+7 904 337 8640
E-mail:
rgo-knt@mail.ru |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|