70-летию со дня рождения В.П.Макеева посвящается

И.И. Величко, Р.Н. Канин

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СИЛ СДЕРЖИВАНИЯ СМЕЩАЕТСЯ НА МОРСКИЕ ТЕАТРЫ

Военно-политические аспекты развития баллистических ракет подводных лодок в СССР и США


Более сорока лет после второй мировой войны развитие мирового сообщества в существенной степени определялось противостоянием СССР и США, категория-ми и представлениями так называемой «холодной войны». Ядерная монополия США и ее ликвидация в 1949 - 53 годах, неуязвимость территории США и устранение этой неуязвимости в конце 50-х - начале 60-х годов, формирование ядерного равновесия между СССР и США в конце 60-х годов, попытка США нарушить стратегическое равновесие в 70-е годы за счет технологии разделяющихся головных частей, установление нового, более высокого уровня стратегического баланса в конце 70-х - начале 80-х годов - основные вехи противостояния в области стратегических наступательных вооружений.

Развитие стратегических вооружений привело к ситуации, когда ни одна из сторон не может использовать свои ядерные силы для достижения политических целей без осознаваемой опасности получения неотвратимого ущерба от противостоящих ядерных сил. Это вызвало к жизни переговоры по ограничению и сокращению стратегических наступательных и оборонительных вооружений, а также стало одним из факторов изменений последних лет в мировой политике.

Соперничество в области стратегических вооружений иллюстрирует табл. 1.

Создание и совершенствование отечественных баллистических ракет подводных лодок определялось сложным взаимодействием технических и экономических факторов с военно-политическими обстоятельствами, сопоставлением с морскими и в целом стратегическими силами США.

Таблица 1

Некоторые этапы развития стратегических вооружений

Наименование

Год создания


в США

в СССР

Атомная бомба

1945

1949

Межконтинентальный



бомбардировщик

1948

1955

Водородная бомба

1952

1953

Межконтинентальные



баллистические ракеты

1958

1957

Баллистические ракеты



подводных лодок

1960

1960

МБР на твердом топливе

1962

1966

Противоракетная оборона

1974

1966

Разделяющаяся головная часть

1970

1975


Предыстория

В середине 50-х годов после ликвидации ядерной монополии США и обеспечения досягаемости их территории созданием в СССР межконтинентальных бомбардировщиков был сделан первый шаг к стратегическому равновесию. В это же время стали давать практический выход работы по ракетной технике, которые были развернуты в СССР и США после войны с использованием немецкого опыта. Вначале появились результаты по сухопутным средствам доставки ядерных боеприпасов малой и средней дальности. На этой базе в 1954 г. начались исследования способов применения баллистических ракет с подводных лодок. В США предприняли попытки с ракетой средней дальности «Юпитер», в СССР - с .оперативно-тактической ракетой Р-11. У истоков отечественных работ по БРПЛ стоял академик С.П. Королев. Продолжил и развил эти работы его ученик В.П. Макеев, который в 1955 г. возглавил конструкторское бюро на Урале.

Ныне Конструкторское бюро машиностроения носит имя академика В.П. Макеева и на его базе создан Государственный ракетный центр.


Выбор направления

В 1956 г. ВМС США сделали выбор между неудовлетворительным проектом жидкостной ракеты «Юпитер» (диаметр более трех метров, окислитель - жидкий кислород) и проектом твердотопливной ракеты «Поларис» с не совсем ясными возможностями реализации. Существенную роль здесь сыграло, с одной стороны, получение первых результатов по ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ) с высоким удельным импульсом и заливной технологией снаряжения смесевым топливом. С другой отсутствие положительных результатов по долгохранимым высококипящим жидким топливам.

Существенным моментом при выборе стала ориентация не на апробированные или отработанные решения, а на перспективные разработки по всем основным составляющим: боеголовкам, массе и точности систем наведения, конструкционным материалам, твердому топливу и т. п. Успешное решение всех поставленных задач в программе «Поларис» явилось решающим фактором в формировании твердотопливного направления не только для баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), но и для межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в США.

В СССР сложились другие предпосылки: существенный прогресс в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД) с применением высококипящих компонентов топлива, отсутствие приемлемых результатов по смесевым твердым топливам, а также сопоставимого прогресса по массе и мощности боеголовок, массе и точности систем управления, бортовых гироприборов, по навигационному обеспечению и т. д. В результате выбрали жидкостное направление с умеренными тактико-техническими характеристиками ракет для первого этапа. Пуск экспериментальной ракеты Р-11ФМ 16 сентября 1955 г. стал первым в мире стартом баллистической ракеты с подводной лодки.

Номенклатура БРПЛ СССР и США приведена в табл. 2, там же даны сроки разработки. Из таблицы в частности, следует, что стороны имеют одинаковое количество типов БРПЛ первого и второго поколений. В третьем поколении у нас больше типов, что связано с внедрением твердого топлива после длительного использования жидкостных ракет (этим же объясняется наличие одной из опытных БРПЛ РСМ-45, эксплуатировавшейся на единственной переоборудованной подводной лодке).

Первое поколение

Неравные начальные условия в ракетостроения и в техническом уровне многих смежных областей науки и техники предопределили отставание отечественных морских ракетных комплексов первого поколения от американских по дальности стрельбы и боекомплекту на лодке, по точности навигационного обеспечения, точности стрельбы и некоторым другим характеристикам.

Таблица 2

Баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ)


СССР ЖРД, РДТТ*)


США РДТТ

Индекс

Начало - завершение работ


Индекс

Начало - завершение работ

Р-11ФМ

Экспериментальная


1955 - 1959






Р-13, SS-N-4


«Поларис А-1»

1956 - 1960


1956 - 1960

Р-21, SS-N-5

Первое

«Поларис А-2»

1959 - 1963

поколение

1956 - 1962

РСМ-25, SS-N-6


«Поларис А-3»

1962 - 1968


1961 - 1964

РСМ-40, SS-N-8

Второе

«Посейдон С-3»

1964 - 1974

поколение

1965 - 1971

РСМ-45, SS-N-17*)

Опытная


1971 - 1980

эксплуатация





РСМ-50, SS-N-18


«Трайдент С-4»

1973 - 1977


1971 - 1979

РСМ-52, SS-N-20*)

Третье


1973 - 1983

поколение


РСМ-54, SS-N-23


«Трайдент Д-5»

1979 - 1986


1981 - 1990


Американские БРПЛ первого поколения легли в основу морских стратегических сил США и были развернуты на 18 подводных лодках уже в 1964 г. Затем они были заменены на БРПЛ второго поколения при модернизации лодок, совмещенной с заводским ремонтом. Объем развертывания наших БРПЛ первого поколения был меньше примерно в четыре раза, эксплуатация их была длительной и завершилась в конце 80-х годов, а модернизация лодок с заменой БРПЛ носила единичный характер.

Первые отечественные БРПЛ сыграли весомую роль в обеспечении стратегического баланса. Этому способствовали малое подлетное время ракет и их значительная мощность, досягаемость значительного количества важных объектов, дислоцированных на прибрежной территории, скрытность подводных лодок, а также само появление новой составляющей в стратегическом балансе. Введение в это время дежурства стратегической авиации США в воздухе и рост ассигнований на систему противолодочной обороны свидетельствуют о правомерности такой оценки роли отечественных БРПЛ первого поколения.


Второе поколение

Сначала были получены существенные результаты в области бортовых и корабельных систем управления, гироприборов, боезарядов и в жидкостном двигателестроении. Для ракет, стартовых устройств (пусковых установок), боеголовок, двигателей, корпусов, для их производства и .эксплуатации была разработана совокупность схемно-компоновочных, конструктивных и технологических, производственных и организационно-технических решений. Все это реализовано в одноступенчатой БРПЛ РСМ-25 и двухступенчатой БРПЛ РСМ-40.

Для второго поколения характерен существенный рост тактико-технических характеристик и эффективности отечественных БРПЛ с выводом их боевых возможностей на действительно стратегический уровень, а также решающий прорыв в эксплуатационных свойствах морских ракет. как для наземных условий, так и обслуживания на лодке.

Разрыв в выходных характеристиках с морскими ракетами США, сложившийся ранее, удалось ликвидировать. Но существенные различия остались: в СССР межконтинентальная дальность стрельбы и моноблочная головная часть, в США — средняя дальность и разделяющаяся головная часть. Для СССР межконтинентальная дальность стала существенной компенсацией особенностей военно-географического положения в достижении стратегического равновесия, а внедрение в США технологии РГЧ ИН (разделяющихся головных частей с наведением боеголовок на индивидуальные цели), было направлено на достижение стратегического превосходства за счет количества развернутых боеголовок.

Таблица 3

Количество БРПЛ и боеголовок


Страны

Годы


1960

1965

1970 .

1975

1990

США

48/48

400/400

625/656

656/4976

640/5440

СССР

15/15

25/25

300/300

784/784

896/2761


В начале 70-х годов при определении направлений развития отечественных БРПЛ, помимо необходимости развертывания ракет разделяющимися головными частями, существенную роль сыграли положения и ограничения договорного процесса. Значительное влияние ока-зала также довольно жесткая установка верхних эшелонов руководства на внедрение твердого топлива.

В результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов практически одновременно началась опытно-конструкторская разработка двух морских ракет с межконтинентальной дальностью: жидкостной РСМ-50 на традиционных решениях с задачей в кратчайший срок (четыре года) создать ракету с разделяющейся головной частью и твердотопливной РСМ-52, ориентированной на повышенные тактико-технические характеристики. За такими решениями последовала разработка более совершенной БРПЛ РСМ-54 (как развитие РСМ-50), а результатом стало увеличение типов ракет третьего поколения.

В США разработка была также двухэтапной (Трайдент С-4» и «Трайдент Д-5»). При этом этапность определялась причинами, связанными с переходом к новому поколению подводных лодок и перевооружением старых.

Достигнутые результаты сторон достаточно высоки и сопоставимы как по уровню эффективности, так и по техническому уровню. В те годы тактико-технические характеристики, влияющие на стратегическое равновесие, выравнялись.


Послесловие

Дальнейшие разработки БРПЛ будут определяться положениями Договоров СНВ-1 и СНВ-2. Следует учитывать тенденцию, вытекающую из договорного процесса. по смещению центра тяжести стратегических сил сдерживания на морскую составляющую как следствие реализации согласованных принципов укрепления стратегической стабильности. Такая тенденция предопределяет работы по совершенствованию БРПЛ следующих поколений.

Статья опубликована в 1993 г.