http://makeyev.msk.ru

В.П. Макеев

МОРСКИЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СССР

Разработка первой морской баллистической ракеты, имевшей в своей основе сухопутную оперативно-тактическую ракету, была начата в 1955 г. по инициативе и под научно-техническим руководством Сергея Павловича Королёва. Практически сразу же к этой работе было подключено Конструкторское бюро машиностроения. На основании технического проекта, разработанного Конструкторским бюро С.П. Королёва, КБ машиностроения выпустило рабочую документацию, участвовало в освоении серийного производства и лётных испытаниях первой ракеты с надводным стартом.

Вторая морская ракета проектировалась под научно-техническим руководством и с помощью коллектива, возглавлявшегося С.П. Королёвым; опытно-конструкторскую разработку КБ машиностроения выполнило самостоятельно. Создание третьей морской ракеты (с подводным стартом) проводилось КБ машиностроения как головной организацией по комплексу ракетного оружия.

Названные ракеты и соответствующие комплексы ракетного оружия относятся к первому поколению. С высоты свершений сегодняшнего дня морские ракеты и комплексы первого поколения являются в большей степени организационными и исследовательскими, чем военно-техническими, практическими достижениями. Тем не менее они сыграли определённую роль в балансе стратегических сил на начало шестидесятых годов. Эта роль прежде всего определялась большой мощностью и малыми временами полета боевых блоков до цели, а также досягаемостью значительного количества объектов стратегического назначения на территории вероятного противника. Третий комплекс с ракетой средней дальности стрельбы эксплуатировался более 20 лет. При разработке комплексов первого поколения родилась кооперация, отработано взаимодействие многочисленных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов-изготовителей; вместе с тем эти комплексы заложили основу дальнейшего развития и совершенствования морских ракет. Создание названных комплексов знаменовало решение серьёзных научно-технических проблем, главными из которых являются подводный старт и управление ракетой, стартующей с качающегося и подвижного основания; свидетельством тому является присуждение трех Ленинских премий за разработку этих комплексов

В числе основных целей разработки комплексов второго поколения было создание таких ракет, которые по своим боевым возможностям и эксплуатационным качествам должны были обеспечить развертывание второй эффективной составляющей стратегических ракетных сил страны. Для достижения такой цели был необходим качественный скачок в морском ракетостроении, который опирался на существенные результаты, полученные отечественным ракетостроением в целом. И этот скачок был совершен.

В краткой статье невозможно показать и оценить вклад многочисленных составляющих в совершенствование ракет и комплексов второго поколения: создание принципиально новых малогабаритных пусковых установок, прогресс в боевых блоках, автоматизация обслуживания, подготовки старта и залповой стрельбы боекомплекта ракет, достижения в бортовых и корабельных системах управления, обеспечение всепогодности боевого применения и готовности использования в любое время в любой точке Мирового океана, применение новых компонентов топлива, заводская заправка ракет топливом с ампулизацией баков, реализация эксплуатации на флотах заправленных ракет. И это далеко не полный перечень направлений и составляющих, вклад которых в комплексы второго поколения весьма значителен и каждый из которых достоин специального исследования.

Но есть направления, которые не только сформировали облик второго поколения, но и определили на многие годы пути развития морских комплексов. Здесь прежде всего речь идёт о пионерских конструктивно-компоновочных решениях по ракете, связанных с совмещением функций нескольких традиционных элементов в одном, внедрением нетрадиционных схем нагружения конструкций, практически полной ликвидацией объёмов ракеты, не залитых топливом. Они вызвали цепную реакцию в поиске и применении новых конструктивных, технологических и материаловедческих решений, которые в совокупности дали искомый результат.

Несколько примеров в качестве иллюстрации к сказанному. Во-первых, о создании КБ машиностроения принципиально новой малогабаритной пусковой установки. Здесь есть и изменение схемно-конструктивного построения амортизации, и применение эластомерных материалов, и увеличение допустимых перегрузок на ракету, и совместная компоновка пускового стола с ракетой, и вариантное размещение амортизаторов как на ракете, так и на шахте. Все это позволило на порядок уменьшить массу пусковой установки и более чем в два раза повысить коэффициент использования объёма шахты. Отмеченное есть образец комплексного проектирования существенно разных по назначению устройств.

Другой пример - ликвидация, на ракете сухих отсеков для размещения двигательных установок. Разве не достойна восхищения техническая смелость коллектива КБ химического машиностроения, руководимого Алексеем Михайловичем Исаевым, согласившегося на размещение двигателя в любом из компонентов топлива? Разве не является это решение примером подчинения частных интересов более общей цели, примером творческого, непрагматического подхода к проектированию, в результате которого были созданы двигатели нового класса: без какого-либо обслуживания после изготовления, без каких-либо разъемных соединений и, вместе с тем, имеющие новый, более высокий уровень энергомассовых характеристик. Такой же пример научно обоснованного и реального проектирования дают решения по размещению рулевых приводов в компоненте топлива, создание неразъёмных биметаллических переходников от стальных элементов двигателя к алюминиевому корпусу ракеты, решение вопросов качания камер сгорания, расположенных в компоненте, и многие другие.

Принципиальным для морских ракетных комплексов явилось обеспечение точности стрельбы и подготовки полетного задания при стрельбе по любому курсу, в любое время, из любой точки океана в пределах досягаемости. Уровень развития навигационного обеспечения подводных лодок в 60-е годы не оставлял никаких надежд на реализацию приемлемой точности стрельбы для ракет с инерциальной системой управления и межконтинентальной дальностью стрельбы. Выход был найден в применении системы астрокоррекции на борту ракеты и прецизионных гироскопических устройств, работающих в вакууме. Кроме того, и точность стрельбы, и выработка стрельбовых данных потребовали применения высокопроизводительных малогабаритных цифровых вычислительных систем со специальным математическим обеспечением. В то же время астрокоррекция наложила серьезный отпечаток и на компоновочную схему ракеты, и на организацию предстартовой подготовки. То есть опять мы имеем пример комплексного решения сложной, не разрешимой традиционными способами технической задачи.

Ко второму поколению относятся два базовых комплекса с ракетами средней (РСМ-25) и межконтинентальной (РСМ-40) дальности стрельбы и две их модификации. Эти комплексы получили массовое развёртывание и до конца 70-х годов составляли основу морской ракетной системы стратегического назначения. При создании комплексов второго поколения достигнут мировой приоритет в обеспечении межконтинентальной дальности стрельбы для морских ракет. Данный факт имел не только важное политическое, но и огромное военное значение, поскольку позволил скомпенсировать, в определённой степени, неудобства военно-географического положения нашей страны. Ко второму поколению относится также баллистическая ракета, реализующая самонаведение на подвижную цель (4К-18 или SS-NX-13). Эта ракета в силу ряда внешних обстоятельств не получила развёртывания.

Другим, помимо роста эффективности и боевых возможностей, существенным достижением во втором поколении является реализованный скачок в эксплуатационных качествах жидкостных ракет. Среди множества технических решений, обеспечивших этот скачок, главными являются заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков, а также полная автоматизация работ с ракетой на подводной лодке. Для реализации последнего КБ машиностроения взяло на себя разработку специализированной аппаратуры управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания ракет.

Эксплуатация заправленных и ампулизированных ракет на флотах в сравнении с ракетами первого поколения упростилась за счёт исключения заправочных пунктов, хранилищ компонентов топлива и операции заправки ракет в войсковых условиях. Транспортировку и эксплуатацию заправленных ракет обеспечивает специализированный комплекс наземного оборудования. Предстартовая подготовка и залповая стрельба боекомплектом ракет осуществляется централизованно одним оператором с пульта управления ракетным оружием, единым автоматизированным комплексом систем управления, включающим систему управления, корабельную цифровую вычислительную систему, систему прицеливания и упомянутую выше аппаратуру управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания.

Большую роль в автоматизации работ с ракетами на подводной лодке играют корабельные системы повседневного и предстартового обслуживания. Эти системы, как и вопросы размещения ракетного комплекса и необходимых обеспечивающих систем на подводной лодке, постоянно разрабатываются и успешно решаются головным проектантом корабля.

Морские ракетные комплексы второго поколения имеют 25-летний положительный опыт эксплуатации. В целом комплексы второго поколения внесли заметный вклад в повышение обороноспособности страны, их эксплуатация (боевое дежурство) предполагается до конца 90-х годов. Работы по комплексам второго поколения отмечены Ленинской к тремя Государственными премиями.

Если характерным результатом разработки комплексов первого поколения явилось освоение подводного старта, второго поколения - достижение межконтинентальной дальности стрельбы, то для комплексов третьего поколения характерных особенностей две: во-первых, освоение разделяющихся головных частей с наведением боевых блоков на индивидуальные цели, во-вторых, освоение твердотопливной техники.

Первый комплекс третьего поколения (ракета РСМ-50) создан в предельно. сжатые сроки, менее чем за четыре года, что позволило начать развертывание ракет с разделяющимися головными частями и межконтинентальной дальностью стрельбы на три года раньше, чем зарубежных аналогов. Сроки разработки предопределили высокий уровень унификации с комплексом-предшественником и ограниченное применение новых технических решений. Следствием указанного явился относительно слабый рост технического уровня этого комплекса и его последующих модификаций. Следующий комплекс такого типа (ракета РСМ-54) создан как новая полномасштабная разработка, ориентированная на достижение современного технического уровня и увеличенных боевых возможностей. В комплексах третьего поколения обеспечивается, наряду с другими достижениями, создание боевых блоков, по уровню характеристик сопоставимых с зарубежным аналогом. Существенно здесь также улучшение точности стрельбы.

Практически одновременно с первым комплексом третьего поколения начато создание комплекса с твердотопливной ракетой РСМ-52. Данная разработка была полностью ориентирована на новые технические решения и помимо традиционной цели - повышение боевых возможностей - предусматривала улучшение условий эксплуатации ракет на подводных лодках за счет применении способа старта из незатопленной шахты. Заметим, что работы, направленные на применение в отечественных условиях твёрдого топлива для морских ракет, предпринимались в период создания как первого, так и второго поколений. В первом случае работы не вышли из стадии проектных, во втором - доведены до этапов стендовой отработки двигателей и летных испытаний полномасштабных макетов ракеты, но в силу объективных причин были приостановлены.

Ко второму поколению примыкает комплекс с твердотопливной ракетой РСМ-45 разработки КБ производственного объединения «Завод «Арсенал» им. М.В. Фрунзе». Однако поздний срок создания (конец 70-х годов) и относительно низкие характеристики этого комплекса предопределили, наряду с внешними условиями, опытный характер его эксплуатации.

Разработка комплекса третьего поколения с твердо-топливной морской ракетой РСМ-52 завершена в !982 г.; начато его серийное производство. Боевые возможности комплекса находятся на современном уровне и выше, чем у ранее созданных комплексов. Неизбежным следствием применения твёрдого топлива явился рост габаритно-массовых характеристик ракет, который в сравнении с первым комплексом третьего поколения оценивается более чем в 2 раза.

И в комплексах второго, и в комплексах третьего поколения помимо высоких основных тактико-технических характеристик, определяющих воздействие на цели (мощность, точность, число блоков, размеры зоны разведения на индивидуальные цели), достигнуты также и высокие характеристики живучести, боеготовности и гибкости боевого применения за счёт межконтинентальной дальности стрельбы, всепогодности использования, постоянной боевой готовности, высокой скорострельности, реализации практически бесконечного числа полётных заданий возможности непрерывного выпуска полного боекомплекта. Разработка первого комплекса третьего поколения и его модификаций отмечена присуждением Ленинской и трёх Государственных премий*.

Завершая обзор деятельности КБ машиностроения, отметим, что сегодня уже начаты исследовательские и проектные работы, направленные на определение облика перспективного комплекса четвертого поколения. Эти исследования ведутся одновременно с проектированием модернизированных комплексов третьего поколения и предусматривают широкий поиск научно-технических решений, удовлетворяющих, с одной стороны, желаемому росту эффективности и эксплуатационных качеств оружия, а с другой - множеству технических, экономических и политических ограничений.


Примечание. При редактировании в статью введены современные индексы ракет, учтен временной фактор, проведены некоторые сокращения.

Статья опубликована в 1982 г.

*За разработку трёх комплексов третьего поколения всего было при-суждено три Ленинских и семь Государственных премий (Ред.).