70-летию со дня рождения В.П.Макеева посвящается

С.Н. Ковалёв И.Д. Спасский


РАЗВИТИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ РАКЕТОНОСЦЕВ И КОМПЛЕКСОВ РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ


В статье «За железным занавесом секретности» (журнал «Звезда» за 1990 г.) академик В.И. Гольданский пишет: «Судьба науки драматична. Чаще всего мы это осознаем, размышляя над судьбой какого-то одного изобретателя. Однако есть в истории науки страницы особенно драматичные, когда в орбиту осуществления идеи вовлекалось множество людей, когда от потенциала, от таланта, подготовленности и самоотверженности исследователей и людей, выполняющих практические задачи, зависела судьба Государства, а быть может, и судьба мира». Эти слова в полной мере относятся и к истории создания ракетно-ядерногощита нашей Родины.

Начало работ в стране по созданию морских баллисти-ческих ракет для вооружения подводных лодок и строительство первых отечественных подводных ракетоносцев относится к первой трети 50-х годов и связано с подачей руководству страны памятной записки главным конструктором КБ-1 НИИ-88 С.П. Королевым, в которой он предложил провести опытно-конструкторские работы по приспособлению разрабатываемой под его руководством оперативно-тактической ракеты Р-11 (Р-11М) к запуску с под-водной лодки. Так впервые в мировом ракетостроении отечественной промышленностью была создана баллистическая ракета морского базирования Р-11ФМ, успешно запущенная на полигоне в Белом море 16 сентября 1955 г. Этими ракетами были вооружены первые пять подводных лодок «Пикша» («Zulu»). Ведущим конструктором ракеты Р-11 был Виктор Петрович Макеев, назначенный в 1955 г. по рекомендации С.П. Королева главным конструктором КБ машиностроения, которое под его руководством стало базовым предприятием по созданию комплексов баллистических ракет морского базирования. В 1960 г. КБ машиностроения сдаёт Заказчику новый ракетный комплекс с ракетой Р-13, специально разработанный для эксплуатации в условиях подводной лодки. Данный комплекс существенно превосходит первый, а ракета обеспечивала возможность стрельбы на дальность, в 4 раза превосходящую дальность ракеты Р-11ФМ при сохранении аналогичной точности стрельбы. Комплекс был размещён на переоборудованных дизель-электрических подводных лодках послевоенной постройки, получивших шифр «Golf-l», и первых отечественных атомных подводных ракетоносцах «Hotel».

Упомянутые ракетные комплексы обеспечивали пуск ракет только из надводного положения ракетоносца, что существенно снижало его боевую устойчивость. Надводный старт, малый боекомплект ракет, их незначительная дальность ограничивали боевые возможности ракетоносцев первого поколения. В то же время создание этих морских ракетных комплексов и первых отечественных ракетоносцев явилось важным этапом в деле создания морской стратегической ракетно-ядерной системы, первым её шагом.

Качественный скачок в развитии морских ракетных комплексов был сделан КБ машиностроения и смежными с ним предприятиями, создавшими в течение 1958 - 1963 гг. принципиально новый ракетный комплекс с ракетой Р-21, в котором впервые в мире был реализован пуск жидкостной ракеты с погруженной подводной лодки, что резко повысило боевую устойчивость ракетоносца. Пуск ракеты производился из затопленной водой пусковой шахты. Ракетным комплексом с ракетой Р-21 были перевооружены дизель-электрические ракетоносцы «Golf-2» и атомные ракетоносцы «Hotel-2». Опыт, накопленный при создании первых морских комплексов и первых атомных ракетоносцев, позволил отечественной промышленности перейти к созданию более совершенных ракетных комплексов и ракетоносцев второго поколения с целью широкого развертывания системы морских стратегических вооружений.

Начало всестороннего качественного развития системы отечественных стратегических сил было положено созданием ракетоносцев второго поколения «Навага» («Yankee-1»), вооруженных 16 жидкостными баллистическими ракетами РСМ-25. Эти ракетоносцы явились технически наиболее совершенными для своего времени кораблями. Отличительными особенностями их была надёжная и широко резервированная атомная энергетическая установка, рациональный объем автоматического управления всеми техническими средствами корабля, размещение на нём первых в отечественном приборостроении ЭВМ, существенное улучшение обитаемости и мореходности корабля. Количество ракетных шахт, а следовательно, и длина ракетоносца были выбраны с учетом возможности реализации оптимальной технологии постройки, обеспечивающей ежегодное строительство на стапельных местах судостроительного завода наибольшего количества этих кораблей. Создание ракетоносца «Навага» во многом было обусловлено выдающимися достижениями отечественной науки и техники в области радиоэлектроники, металловедения, химии, двигателестроения и др. областях. Ввод в состав боевого флота указанных ракетоносцев знаменовал собой превращение подводного флота страны в океанскую стратегическую силу.

Сдача Заказчику подводных ракетоносцев типа «Навага» с ракетами РСМ-25 явилась результатом работы большого количества предприятий и организаций оборонных отраслей отечественной промышленности, внёсших значительный вклад в её реализацию. В частности, были созданы новейшие системы корабельной аппаратуры управления предпусковой подготовки и проведения пуска ракет, система содержания корабля в стартовом диапазоне глубин при залповой стрельбе ракетами, системы заполнения водой шахт и выравнивания давления в них с забортным, принципиально новая конструкция пусковой установки с резинометаллической амортизацией, обеспечивающей безаварийный выход ракеты из шахты с движущегося под водой ракетоносца, система газового анализа атмосферы в шахтах и отсеках корабля, корабельная пневмогидравлическая система повседневного обслуживания и проведения предпусковой подготовки и пуска ракет, принципиально новый навигационный комплекс инерциального типа и ряд других, ранее не существовавших систем и устройств, обеспечивающих надежность и безопасность ракетоносца и его основного оружия - ракет. Все перечисленные выше технические решения, положенные в основу создания ракетоносцев «Навага» с ракетой РСМ-25, обеспечили возможность поэтапной модификации ракетоносцев второго поколения: «Мурена» («Delta-1») и «Мурена-М» («Delta-2»), «Кальмар» («Delta-3»), «Дельфин» («Delta-4»), вооружаемых новыми ракетными комплексами с улучшенными тактико-техническими характеристиками с ракетами РСМ-40, РСМ-50, РСМ-54 второго и третьего поколений.

Придание ракетам новых повышенных боевых качеств, увеличение круга решаемых ими задач неизбежно влекло увеличение их массогабаритных характеристик, что обусловило необходимость создания для каждого ракетного комплекса новой модификации ракетоносца. При этом одним из приоритетных факторов проектирования ракетоносца оставалось требование сохранения темпа строительства корабля на судостроительном заводе, достигнутого при постройке ракетоносца «Навага». Размещение на ракетоносцах второго поколения типа «Мурена»-«Дельфин» увеличенных по длине ракет создало серьёзные кораблестроительные проблемы, связанные с обеспечением требуемой остойчивости и нормальных условии всплытия и плавания ракетоносца в надводном положении в условиях развитого волнения моря. Решение этой проблемы было связано с созданием и отработкой новых технических средств и методов всплытия, а также новой конструкции шпигатов надстройки.

Решение сложнейших проектных, конструкторских и исследовательских задач, возникающих в ходе создания столь сложной системы, каковой является «ракетный комплекс - подводный ракетоносец», перед большим количеством предприятий промышленности, участвующих в её создании, привело к необходимости впервые в практике их решения к внедрению межотраслевых комплексных систем целевого планирования и управления разработками, которые позволили сконцентрировать усилия сотен предприятий страны на строительстве подводной лодки, изготовлении и отработке ракетного комплекса, сократив при этом общий цикл их создания. В дальнейшем подобные системы взаимодействия предприятий различных отраслей промышленности, участвующих в разработке каждого нового ракетного комплекса и его ракетоносца, получили своё развитие и стали непременным организационным условием при создании столь сложных многопараметрических систем.

Такой системный подход к решению задач, характерный для творческого взаимодействия КБ машиностроения и ЦКБ МТ «Рубин», позволил охватить весь комплекс вопросов, связанных с улучшением боевых и эксплуатационных вопросов, связанных с улучшением тактико-технических характеристик ракетных комплексов и ракетоносцев, а также оперативно принимать необходимые технические и организационные решения. При этом уделялось особое внимание совершенствованию навигационных комплексов, систем связи и гидроакустических систем и существенному повышению скрытности ракетоносца на всех этапах боевой деятельности за счёт снижения характеристик его физических полей, в том числе и создаваемых ракетным оружием. В результате указанных работ боевая эффективность ракетоносцев второго поколения последних лет постройки превысила таковую ракетоносцев ранней постройки более чем в 7 раз. В значительной мере рост боевой эффективности ракетоносцев второго поколения обуславливается последовательным внедрением на них и непрерывным совершенствованием высокоэффективных ракетных комплексов.

Несмотря на ряд неоспоримых достоинств жидкостных ракетных комплексов, послуживших базой для создания и развития отечественной морской стратегической системы, им в то же время присущ ряд специфических особенностей, которые препятствуют достижению таких важнейших для подводных ракетоносцев боевых качеств, как снижение времени и повышение скрытности проведения предпусковой подготовки. Особенно остро эти недостатки проявились по мере качественного совершенствования сил и средств противолодочной обороны вероятного противника. Кардинальным решением указанной проблемы, открывшим новую страницу в отечественном морском ракетостроении, явилось создание КБ машиностроения со своими смежными предприятиями первого морского комплекса с баллистической ракетой межконтинентальной дальности стрельбы РСМ-52, запускаемой из незатапливаемой водой шахты, с двигательной установкой на твёрдом топливе.

С созданием твёрдотопливной ракеты для подводной лодки получили своё разрешение такие важнейшие вопросы, как существенное сокращение времени предпусковой подготовки, значительное снижение шумности её проведения, а значит, и повышение скрытности ракетоносца в этот ответственный период его боевой деятельности, повышение безопасности хранения ракет на подводной лодке, возможность погружения ракетоносца на значительную глубину в случае разгерметизации крышки шахты, а также ликвидация из состава систем корабля ряда систем, предназначенных для обеспечения безопасности хранения жидкостных ракет в шахте (система газоанализа атмосферы, система орошения, заполнения шахт водой и др). Кроме этого, в данном комплексе был внедрён ряд новых технических решений, в том числе и по конструкции пусковой системы старта ракеты.

Параллельно с созданием ракетного комплекса с ракетой РСМ-52 ЦКБ МТ «Рубин» проектировало ракетоносец, предназначенный для вооружения его указанным ракетным комплексом, получившим как в нашей стране, так и за рубежом наименование «Тайфун». Ракетоносец «Тайфун» в силу ряда специфических условий, в том числе и массогабаритных характеристик размещаемого на нём ракетного комплекса, существенно отличался от ранее спроектированных подводных ракетоносцев второго поколения принципиально новой архитектурой корабля, позволившей наиболее полно удовлетворить всем требованиям Заказчика, а также обеспечить при этом превосходные боевые и эксплуатационные качества корабля. Большое значение в достижении сказанного имело тесное сотрудничество коллективов КБ машиностроения, ЦКБ МТ «Рубин» и смежных предприятий в форме постоянного делового контакта на всех производственных уровнях, на научно-технических советах и советах главных конструкторов, обеспечившее совместное нахождение ряда успешных технических решений как по отдельным элементам ракетного комплекса, так и по его размещению на ракетоносце.

Принципиально новым архитектурным решением по ракетоносцу «Тайфун», не имеющим аналогов в мировом подводном кораблестроении, явилось размещение крупногабаритных ракетных шахт вне прочного корпуса подводной лодки. Принятая архитектура позволила успешно решить ряд сложных конструкторских задач, среди которых могут быть названы следующие: ограничить максимальный диаметр прочного корпуса корабля размерами, освоенными судостроительным заводом на этапе строительства ракетоносцев второго поколения, обеспечить максимально возможную безопасность хранения ракет на подводной лодке, создать оптимальные условия для размещения и обслуживания оборудования и систем в отсеках; исключить влияние на положение геометрических осей шахт деформаций прочного корпуса при погружении и всплытии ракетоносца и др. Кроме изложенного, принятая архитектура ракетоносца позволила обеспечить ему следующие эксплуатационно-технические особенности: относительно малую длину и осадку корабля при размещении на нём большого количества тяжелых крупногабаритных ракет, широкое резервирование и надёжность средств движения и энергообеспечения ракетного комплекса, а также сохранность хода и возможность использования ракетного оружия при аварии энергоустановки любого из двух прочных корпусов подводной лодки; высокую боевую и эксплуатационную непотопляемость, хорошую маневренность и управляемость во всех заданных условиях плавания. Кроме того. были обеспечены надёжное удержание заданных условий пуска ракет при высокой управляемости и устойчивости корабля по курсу и наклонениям при залповой стрельбе, способность погружаться и всплывать (в том числе и в режиме аварийного всплытия) с больших глубин без кре-на и дифферента. Создание ракетоносцев типа «Тайфун», не имеющих аналогов в мировом кораблестроении ни по архитектуре, ни по водоизмещению, потребовало от коллектива проектантов ЦКБ МТ «Рубин» решения ряда сложных научных, конструкторских и технологических проблем. Решение многих из них было найдено проведением серии исследовательских, модельных и натурных экспериментов и отработок с использованием опытовых бассейнов, специально создаваемых для этих работ масштабных и натурных стендов, макетов и других сооружений и средств на соответствующих предприятиях оборонных отраслей промышленности, участвующих в создании ракетоносца. Создание большого и технически чрезвычайно сложного тяжелого подводного ракетоносца «Тайфун» потребовало от проектантов разработки принципиально новой технологии его постройки. Исследования показали, что крупные технологические новшества не могут быть реализованы на судостроительном заводе на этапе разработки его проекта. В связи с этим, на стадии проектирования ЦКБ МТ «Рубин» разработало и внедрило новый технологический принцип постройки корабля, учитывающий производственные возможности судостроительного завода и получивший наименование агрегатно-модульный. Его суть состоит в том, что корабль компонуется как состоя-щий из отдельных технологических завершенных смысловых блоков (модулей), таких, например, как энергетический, ракетный, торпедный модули, модуль главного командного пункта и др. Комплектующее оборудование (механизмы, системы, устройства и т.п.) монтируются на специальных стендах судостроительного завода в крупные агрегатные комплексы (зональные модули), например, блок паротурбинной установки, блок паропроизводительной установки и т.п., либо в отдельные агрегатные сборки различных масс и габаритов. Смонтированные агрегаты заводятся в модули прочного корпуса корабля после проведения их гидравлических испытаний через торцевые сечения прочного корпуса. Указанное технологическое "решение позволило исключить ранее существовавшую технологию строительства подводных лодок с загрузкой оборудования корабля в его прочный корпус через съёмные листы. Реализация на практике агрегатно-модульного метода постройки подводной лодки способствовала существенному снижению трудоёмкости работ, повышению их качества, улучшила условия производства монтажных работ, поскольку основной их объём был перенесён из затесненных условий прочного корпуса корабля в условия цехов. В то же время широкое агрегатирование оборудования и его групповая амортизация на общих рамах и фундаментах явилась одним из важных мероприятий по снижению общего поля акустической шумности корабля в целом, позволившая к тому же в ходе строительства заказанной серии ракетоносцев «Тайфун» проводить дальнейшие мероприятия по её снижению. Высокие боевые и эксплуатационные характеристики ракетоносцев «Тайфун» и большая боевая эффективность размещенных на чих ракет РСМ-52 были успешно подтверждены в ходе Государственных испытаний головного корабля и совместных летных испытаний ракетного комплекса, что в последующем нашло также подтверждение в ходе проведения длительной усиленной эксплуатации корабля по специальной программе Военно-Морского Флота, включающей и плавание ракетоносца в различных экстремальных условиях и высоких широтах мирового океана.

Отличительной особенностью ракетоносцев типа «Тайфун» и комплекса его ракетного вооружения является то, что в них заложены значительные конструктивные и технические резервы, позволяющие в дальнейшем значительно повысить боевые качества, что делает их весьма перспективными военно-техническими объектами, способными длительные сроки оставаться современными видами вооружения, отвечающими все возрастающим тактико-техническим требованиям, выдвигаемым интересами поддержания необходимой обороноспособности нашей Родины. Залогом реализации сказанного является многолетнее деловое сотрудничество между коллективами КБ машиностроения и ЦКБ Морской техники «Рубин», основанное на глубоком понимании системного подхода к созданию столь сложных инженерно-технических объектов, как подводный ракетоносец-комплекс ракетного вооружения.