Владимир Ильин
В последнее время на страницах российской печати появилось немало публикаций, посвященных проблемам отечественного военно-морского флота. По мере приближения юбилейных торжеств эта тема становится все более популярной. Однако для того, чтобы получить реальную картину состояния ВМФ, надо, по меньшей мере, знать, какие корабли несут сегодня боевую службу. Об этом наши средства массовой информации по прежнему молчат, хотя для зарубежных "партнеров" России количественный и качественный состав ее флотов не был особым секретом даже в разгар "холодной войны" и тем более не является таковым сейчас (все моряки мира прекрасно знают справочник Jane`s Fighting Ships, выходящий в Англии с 1897 г., где со скурпулезной точностью приводится состав и характеристики кораблей всех военно-морских флотов, в том числе и нашего, вплоть до последнего буксира или плавказармы). Попробуем же и мы, опираясь на публикации авторитетных зарубежных изданий, составить хотя бы самое общее представление о составе военно-морского флота России за год до празднования его 300-летнего юбилея, а также сравнить его с флотами других развитых стран.
По утверждению высокопоставленных представителей американских ВМС, основанных на данных военно-морской разведки (CNO), к осени 1995 г. Военно-морской Флот России располагал шестью тяжелыми атомными подводными крейсерами с баллистическими ракетами проекта 941 "Акула" (западное обозначение - Typhoon), каждый из которых имеет 20 ракетных шахт с баллистическими ракетами РСМ-52 (западное обозначение SS-N-20, максимальная дальность пуска более 8300 км, 10 разделяющихся головных частей с индивидуальным наведением мощностью по 200 Кт). Все лодки этого типа находятся в составе Северного флота. С 1994 г. начались работы по замене на них ракет SS-N-20 на усовершенствованные УР, известные как SS-N-24 и обладающие повышенными боевыми возможностями, в частности - увеличенной точностью. ПЛАРБ пр.941 - самые большие подводные лодки в мире (подводное водоизмещение 33800 т) - вступили в строй в 1981-89 гг.
В составе Северного флота имелось и семь наиболее современных крейсерских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами пр.667БРДМ "Дельфин" (Delta-IV, 11740 т., вступили в строй в 1985-92 гг.), каждая их которых оснащена 16 баллистическими ракетами РСМ-54 (SS-N-23) c дальностью более 8300 и тремя РГЧ по 100 Кт.
14 ПЛАРБ пр.667БРД "Кальмар" (Delta-III) находилось на Северном флоте (девять лодок) и ТОФ (пять кораблей). ПЛАРБ пр.667БРД подводным водоизмещением 10600 т несут по 16 ракет РСМ-50 (SS-N-18, 6500 км, три РГЧ по 500 Кт). Они вступили в строй 1976-81 гг.
Сохранились, также, все четыре ПЛАРБ пр.667БР "Мурена-М" (Delta-II, 10500 т., 1975 г.) с 16 ракетами РСМ-40 (SS-N-8, 9100 км, модоблочная ГЧ мощностью 1,5 Мт). Однако, по мнению американских специалистов, в самое ближайшее время они должны быть выведены из состава ВМФ.
Из 18 лодок 667Б "Мурена" (Delta-I, введены в строй в 1972-77 гг.) осталось лишь две ПЛАРБ, одна из которых переоборудована в носитель глубоководных спасательных аппаратов, а вторая должна быть в ближайшее время исключена из состава флота.
Предполагалось, что в начале 2000-х годов в строю ВМФ будет находится 25 ПЛАРБ различных типов, однако финансовые трудности, переживаемые Россией, могут привести к сокращению числа ракетных подводных лодок до 12-15 единиц. Сообщается, что ведутся работы по созданию двух новых баллистических ракет, предназначенных как для модернизации уже существующих лодок, так и для ПЛАРБ нового поколения.
Для сравнения, ВМС США к началу 1995 г. имели восемь ПЛАРБ типа "Огайо" с 24 УР "Трайдент"С4 (7400 км, восемь РГЧ по 100 Кт) и семь лодок того же типа с ракетами "Трайдент"II D5 (10000 км, восемь РГЧ по 100 Кт). Первая лодка "Трайдент" введена в строй в 1981 г., ее подводное водоизмещение составляет 18700 т. Кроме того, имелось две лодки типа "Лафайет" (8300 т, 1963-67 гг.) с ракетами "Трайдент"C4, которые предполагалось вывести из строя в течение 1995 г. Согласно существующим планам, к 2003 г. ВМС США будут располагать 14 лодками типа "Огайо" - все с ракетами типа "Трайдент"II D5 (четыре лодки "Огайо" первой серии будут исключены из состава флота, а еще четыре - перевооружены ракетами "Трайдент"II). В соответствии с российско-американскими договоренностями, число боевых блоков на каждой ракете должно быть
уменьшено с восьми до пяти.
Франция имеет пять атомных ракетоносцев - одну "Энфлексибль" (1985 г., 8900 т) и четыре типа "Редутабль (1971-80 гг., 8900 т) с 16 ракетами М4 (дальность - 4000 км, каждая БРПЛ оснащена шестью РГЧ по 150 Кт). В 1996-05 гг. их намечено заменить пятью лодками типа "Триумфан" (14200 т, первые три корабля будут нести 16 БР М45 с максимальной дальностью пуска 5000 км, остальные - ракеты М5 с дальностью 6000 км).
Великобритания к началу 1995 располагала двумя ПЛАРБ типа "Вэнгард" (16000 т, 16 БР "Трайдент"II, каждая из которых несет шесть РГЧ английского типа) и двумя лодками типа "Резолюшн" (1967-69 гг., 8400 т, вооружение - 16 БР "Поларис"А3TK с дальностью 3500 км и шестью РГЧ по 50 Кт), которые в 1995 и 1997 гг. предполагалось заменить на лодки типа "Вэнгард".
Китай имеет одну атомную ракетную подводную лодку типа "Хиа", оснащенную 12 БРПЛ "Гигантский ветер" (унитарная ГЧ мощностью 2 Мт, максимальная дальность пуска 2200 км). Ведется или предполагается строительство еще четырех-восьми ПЛАРБ с 16 усовершенствованными ракетами.
Из 10 российских крейсерских атомных подводных лодок пр.667АТ (Yankee-Notch, которые планировалось переоборудовать из ПЛАРБ пр.667), вооруженных малогабаритными крылатыми ракетами типа "Гранат" (аналогичны американским КР BGM-109 "Томагавк"), в строю сохранилось лишь три лодки (все - на СФ).
По прежнему несут службу "убийцы авианосцев" - атомные ракетные подводные лодки пр.949А "Антей" (Oscar-II, 18000 т), входящие в состав уникального противокорабельного разведывательно-ударного комплекса (РУК), объединяющего АПЛ, искусственные спутники Земли с РЛС, а также самолеты разведки и целеуказания. Каждая АПЛ имеет на борту 24 сверхзвуковых (М>2,5) ракеты большой дальности (до 550 км) комплекса "Гранит", имеющих автономную систему целераспределения в залпе. Пять лодок находится в составе ТОФ и пять - на СФ. Строится одна АПЛ этого типа и ведется подготовка к постройке еще одной.
Две ракетных АПЛ пр.949 "Гранит" (Oscar, 16000 т.) находятся в консервации на СФ.
Аналогов нашим лодкам пр.949А и 949 в американском флоте нет. Дозвуковые ПКР типа "Томагавк" BGM-109G с максимальной дальностью пуска 450 км, которыми вооружены американские АПЛ типа "Los Angelos", не входят в состав РУК и не имеют систему целераспределения, что значительно снижает эффективность их применения и увеличивает расход ракет. В то же время к достоинствам ракет типа "Томагавк" относится их сравнительно малые размеры, масса и стоимость, а также наличие вариантов, предназначенных для поражения береговых целей ядерной (BGM-109A, 2500 км, 200 Кт) или обычной (BGM-109C, 1300 км) боевыми частями.
Сохранились в строю ВМФ все шесть ракетных крейсерских АПЛ пр.670М "Скат-М" (Charlie-II) - сравнительно небольшие корабли (подводное водоизмещении 5500 т), вооруженные восемью противокорабельными ракетами "Малахит" (SS-N-9). Одна из лодок используется для отработки новой модификации ПКР SS-N-9.
Все 11 крейсерских ракетных АПЛ пр.670 "Скат" (Charlie-I) с ПКР "Аметист" выведены из состава ВМФ.
В 1995 г. продолжали нести службу лишь две (одна - на ТОФ и другая - на СФ) из 29 ракетных атомных ракетных подводных лодок пр.675. В настоящее время они используются для запуска ракет-мишеней, переоборудованных из противокорабельных крылатых ракет.
По сообщению американской печати, в России ведется постройка трех многоцелевых атомных ракетных подводных лодок четвертого поколения пр.885. Головная лодка этого типа - "Северодвинск" - заложена в 1993 г. и, как считают западные специалисты, должна вступить в строй в 1988-2000 гг. АПЛ пр.885 имеет подводное водоизмещение 11500 т и вооружена перспективными противокорабельными ракетами в шахтных ПУ, четырьмя 650-мм и двумя 533-мм торпедными аппаратами. По мнению аналитиков ВМС США, лодка пр.885 "превосходит на сегодняшний день новейшие западные АПЛ по многим показателям", в частности, по уровню шумности (указывается, что по этому параметру с ней может сравниться лишь американская АПЛ четвертого поколения "Сивульф").
В США также ведется строительство двух многоцелевых АПЛ четвертого поколения - "Сивульф". Лодки подводным водоизмещением 9300 т оснащены восетью торпедными аппаратами калибром 762 мм. Стрельба ведется стандартными 533-мм торпедами и крылатыми ракетам (50 единиц боезапаса, в том числе до 18 КР "Томагавк"), выходящими из ТА своим ходом, что увеличивает скрытность применения оружия. Максимальная подводная скорость этих лодок приблизительно соответствует скорости российских АПЛ третьего поколения - 35 узлов. Введение в строй первой многоцелевой лодки типа "Сивульф" ожидается в 1998-99 гг.
Сообщается, что Россия начала проектирование усовершенствованного варианта АПЛ "Северодвинск", отнесенного американцами к подводным лодкам пятого поколения. По их мнению, эта АПЛ будет иметь шумность, меньшую чем у любой лодки ВМС США (в том числе и "Сивульф"). Предполагается, что строительство новой АПЛ, названной в американской печати "Северодвинск-I", начнется в 2002-04 гг., а ее вступления в строй состоится в 2006-08 гг.
В США также приступили к проектированию новой атомной подводной лодки - N-SSN, строительство которой должно начаться в 2000-х годах после постройки двух АПЛ "Сивульф". Предполагается, что N-SSN, при меньшем водоизмещении (6000 т), стоимости и вооружении (27 единиц боезапаса и четыре 762-мм ТА), будет иметь приблизительно равную с "Сивульф" шумность. Темпом один-два корабля в год в России продолжается постройка больших атомных ракето-торпедных подводных лодок пр.971 (Akula), обладающих высокой скоростью (35 узл.) и мощным вооружением (четыре ТА калибром 650 мм и четыре - 533 мм) с увеличенным боезапасом. Начиная с пятого корпуса АПЛ этого типа строятся в усовершенствованном варианте (Akula-II или Improved Akula). Специалисты ВМС США утверждают, что "на тактической скорости хода эти лодки шумят меньше, чем новейшие американские АПЛ SSN688-I" - наиболее малошумные из серии лодок "Лос-Анджелес". По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д.Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Akula-II на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 г. у восточного побережъя США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ пр.971 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения. Очередной корабль пр.971 вступил в строй ТОФ в июле 1995 г.
В составе Северного флота имеется четыре больших атомных ракетно-торпедных подводных лодки с корпусом из титанового сплава пр.945 (две Sierra-I и две Sierra-II), в целом, аналогичных АПЛ пр.971, но имеющих несколько меньшее водоизмещение и развивающих на два узла большую скорость.
Основную массу российских ракетно-торпедных АПЛ составляют 26 лодок пр.671РТМ, вступивших в строй в 1978-87 гг. 16 АПЛ этого типа находится в составе СФ и 10 - на ТОФ. По оценке экспертов ВМС США, шумность лодок пр.671РТМ приблизительно соответствует шумности американских АПЛ SSN688 первых серий.
Лодки пр.971, 945 и 671РТМ, также, как и американские ПЛ типа "Лос-Анджелес", могут нести крылатые ракеты, выстреливаемые из ТА (в соответствии с российско-американскими договоренностями, в боекомплекте кораблей могут находится лишь КР с неядерными БЧ).
На Северном флоте осталась последняя из шести построенных в 1977-83 гг. сверхскоростных (41 узл.) атомных подводных лодок пр.705К (Alfa) с корпусом из титановых сплавов и реактором на жидкометаллическом теплоносителе. Лодка используется, в основном, как опытовая.
Российский флот продолжает быстрыми темпами расставаться с атомными торпедными подводными лодками второго поколения. В 1995 г. в составе ВМФ сохранились три АПЛ пр.671РТ и две пр.671 (в 1972-78 и в 1967-74 гг. было построено, соответственно, 7 и 15 лодок этих типов). По мнению американцев, к 2000 г. все оставшиеся в строю российские АПЛ второго и третьего поколений пройдут модернизацию, значительно снижающую их шумность (впрочем, принимая во внимание экономическое положение страны, такой прогноз представляется слишком оптимистичным).
В боевом составе ВМС США к началу 1995 г. имелось 58 АПЛ третьего поколения SSN688 и SSN688-I типа "Лос-Анджелес" (6900 т., 30 узл., первая АПЛ этого типа вступила в строй в 1976 г., последние две находились в постройке), большая часть "Лос-Анжелесов" несет по 12 вертикальных ПУ крылатых ракет "Томагавк". Как и в России, быстрыми темпами идет "вымывание" из ВМС США атомных подводных лодок второго поколения. К концу 1994 г. в строю имелось 28 (из 37 построенных в 1966-75 гг.) АПЛ типа "Стерджен". Одна лодка "Нарвал" (1969 г.) и одна - типа "Лос-Анджелес" используются как опытовые. Кроме того, две бывшие ПЛАРБ типа "Франклин" с демонтированным ракетным вооружением используются как носители боевых пловцов.
Великобритания имеет пять АПЛ типа "Свифтшур" (1973-81 гг., 4500 т) и семь - "Трафальгар" (1983-84 гг., 5900 т). В 1995 г. начато их вооружение тактическими КР "Томагавк", выстреливаемыми из торпедных аппаратов.
В составе французского флота - шесть атомных торпедных лодок типа "Рубис", первая вошла в строй в 1983 г. Это сравнительно небольшие (2700 т) корабли, обладающие, тем не менее, мощным вооружением (четыре 533 ТА с сумарным боекомплектом из 14 торпед, мин или малогабаритных ПКР "Экзосет"ММ40).
Китай располагает пятью АПЛ типа "Хан" с торпедным вооружением. Западные обозреватели отмечают, что Россией в 1980-90-х годах достигнут существенный прогресс в создании дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ). Удалось добиться радикального снижения физических полей кораблей, а также значительно увеличить их поисковые и ударные возможности. Это позволило России в середине 1990-х годов выйти на первое место в мире по экспорту этого класса вооружений. В американской печати, в частности, сообщалось, что, как стало известно из "конфиденциальных источников", Китай намерен закупить у нас 22 лодки. Другими крупными импортерами являются Индия и Иран.
С 1977 г. продолжается строительство (как для ВМФ России, так и на экспорт) дизель-электрических ПЛ пр.877 ("Варшавянка" или, по западной классификации, Kilo) и их усовершенствованного варианта - лодок пр.636 (первый корабль этого типа спущен на воду летом 1994 г.). В конце 1995 г. составе ВМФ имелось 24 лодки пр.887 и 18 пр.641Б (Tango). Ведется проектирование ДЭПЛ нового поколения семейства "Амур". США и Великобритания в настоящее время не располагают дизель-электрическими ПЛ и не предполагают их строительство в обозримом будущем (четыре лодки Королевских ВМС типа "Апхолдер" выведены из состава флота и находятся на консервации в ожидании зарубежных покупателей).
В составе ВМС Германии имеется 18 весьма удачных ДЭПЛ малого водоизмещения типа 206 (12 из них прошли модернизацию и получили обозначение тип 206А), а также две лодки типа 205. В 1997 г. предполагается начать строительство серии из четырех ПЛ типа 212.
Франция имеет четыре ДЭПЛ типа "Агоста" и три - "Дафнэ". В составе флота Греции - восемь совменных ПЛ типа 209 (германской постройки) и две устаревших лодки, построенные в США. Италия располагает 10 лодками (в 2000 г. предполагается начать строительство новой серии ДЭПЛ), Норвегия - 12, Испания - восемью устаревшими ПЛ французской постройки, Швеция - 12 лодками.
В быстро растущем турецком флоте к началу 1995 г. имелась одна новейшая ПЛ германского типа 209/1400 (еще одна такая лодка должна была вступить в строй в 1995 г., а две находились в постройке), шесть современных лодок типа 209, а также девять американских ПЛ постройки 1940-50-х гг., прошедших модернизацию.
Япония, не испытывающая особых затруднений с финансированием своих военно-морских программ, имеет в строю шесть новейших ДЭПЛ типа "Харушио" (еще одна строится), 10 лодок типа "Юсио" и одну, по японским понятиям относительно старую (1978 г.), лодку типа "Удзусио". Наиболее многочисленный флот дизельных подводных сегодня лодок у Китая: в начале 1995 г. там имелась одна лодка пр.629, вооруженная баллистическими ракетами (ранее КНР имела три лодки этого, одна из которых была построена в СССР и две собраны в Китае), девять ПЛ типа "Минг" (оснащены противокорабельными ракетами малой дальности, запускаемыми в надводном положении), 70 торпедных лодок пр.633 (Romeo) китайской и советской постройки, а также 15 ДЭПЛ пр.613 (Whiskey), находящихся на консервации.
По оценке ВМС США, к 2000 г. 20% атомных подводных лодок ВМФ России будут иметь шумность, меньшую, чем АПЛ SSN688-I. К достоинствам российских подводных лодок американцы относят их высокую живучесть, а также наличие на борту, по мимо традиционных гидроакустических комплексов, перспективных неакустических средств обнаружения, выполненных с использованием новых физических принципов. Если противолодочное вооружение американских ПЛ ограничено торпедами калибром 533 мм (ракето-торпеды UUM-44 SUBROC, имевшие дальность около 60 км, сняты с вооружения в начале 1990-х гг. из-за истечения сроков хранения ракетного топлива, а новая ракето-торпеда UUM-125 "Си Лэнс" так и не создана), то российские АПЛ вооружены мощными 650-мм ракето-торпедами 100-РУ (SS-N-16) c максимальной дальностью пуска около 180 км, в качестве БЧ которых используется ядерная глубинная бомба мощностью 200 Кт или малогабаритная самонаводящаяся торпеда АПР-2, способная поражать цели на глубине до 600 м. Другим оружием российских подводных лодок, не имеющим аналогов в США, является сверхскоростная (до 200 узл.) торпеда "Шквал".
Разумеется, к оценкам американцами нашего подводного флота следует подходить весьма критически: МО США в совершенстве отработало механизм лоббирования через средства массовой информации своих интересов. Когда требуется "выбивание" средств на очередную программу (а именно такое положение сложилось сейчас, когда ВМС пытаются добиться финансирования закладки третьей АПЛ типа "Сивульф" и интенсифицировать программу N-SSN), растет поток публикаций об американском "катастрофическом отставании". Когда же необходимые суммы включены в бюджет, официальный Пентагон занимает самодовольную позицию, соответствующую взглядам на российский флот знаменитого дилетанта Т.Кленси - автора романа "Охота за Красным октябрем". Но все же нельзя не признать, что при наших экономических реалиях состояние подводного флота России выглядит почти благополучным: продолжается достройка ранее заложенных ПЛ и даже закладка новых, ведутся НИОКР (как говорится, могло быть и хуже!).Более того, по ряду важнейших показателей наши лодки продолжают удерживать мировое лидерство. Разумеется, заслуга в этом не правительства и не парламентариев, а, в первую очередь, военных моряков, работников отраслевой науки и промышленности, сумевших, вопреки всему, сохранить России ее подводный флот.
По сравнению с подводным флотом состояние надводного компонента российского флота представляется значительно более критическим печальным.
В строю сохранился всего один тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" (пр.1143.5). Другой ТАКР - "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" - находится на консервации. Пресса неоднократно сообщала о планах продажи или сдачи в аренду этого корабля. Официально эта информация не опровергалась и не подтвержалась командованием ВМФ, пока в декабре 1995 г. не было, наконец, заявлено, что "Горшков" останется в составе российского флота. ТАКР "Киев", "Минск" и "Новороссийск" исключены из состава ВМФ и продаются на слом.
На самом высоком уровне подтвержалась необходимость иметь в составе русского флота, как минимум, четырех-шести авианосцев. Однако, учитывая сложившееся экономическое положение, постройка Россией новых кораблей этого класса вряд ли скоро возобновится.
На этом фоне превосходство ВМС США в "плавучих аэродромах" выглядит весьма впечатляющим. В 1995 г. американцы имели шесть атомных авианосцев типа "Нимитц" (еще два корабля этого типа предполагается ввести в строй в 1996 и 1998 гг.), один атомный авианосец "Энтерпайз", а также четыре корабля с обычной энергетической установкой (три - типа "Китти Хок" и один - "Форрестол"). В начале 2000-х годов в строю должно находится 12 АВ. Франция располагает двумя авианосцами типа "Клемансо", которые в 1999 и 2006 гг. планируется заменить атомными кораблями типа "Шарль де Голль". Великобритания имеет три небольших авианесущих корабля, оснащенных вертолетами и самолетами вертикального взлета, один подобный корабль имеется у Испании и еще один - у Италии. Двумя небольшими авианосцами, заложенными в Англии еще в годы 2-й мировой войны, располагает флот Индии, одним - Аргентины и одним - Бразилии.
Из трех атомных ракетных крейсеров пр.1144 (полное водоизмещение - 25860 т) крейсер "Адмирал Лазарев", вступивший в строй в 1984 г., выведен из действующего состава ТОФ и может быть разобран на металл. "Адмирал Ушаков" находится в длительном ремонте. Сохраняет боеспособность лишь атомный крейсер "Адмирал Нахимов". Американские специалисты считают, что значительные трудности вызывает комплектование этих крупных кораблей личным составом; численность команды каждого атомного крейсера превышает 600 чел. Однако четвертый корабль этого типа - крейсер "Петр Великий" - все же вышел на ходовые испытания в 1995 г.
Один ракетный крейсер с газотурбинной силовой установкой пр.1164 (11280 т) - "Слава" - находится в составе Черноморского флота, "Варяг"(бывшая "Червона Украина") - на ТОФ и "Маршал Устинов" - на Балтийском флоте. Еще один крейсер типа "Слава" в недостроенном виде находится в Николаеве (Украина), его дальнейшая судьба не определена.
Крейсерские силы американского флота включают два корабля с ядерной силовой установкой типа "Вирджиния" (1976-80 гг., 11000 т) и два - "Калифорния" (1974-75 гг., 11000 т). Еще один атомный крейсер - "Тракстан" - исключен из состава флота в 1995 г.). Имеется, также, 27 новейших крейсеров типа "Тикондерога" (1983-93 гг., 9200 т) с ГТД, а также шесть старых кораблей типа "Белкнап" и шесть - "Леги", которые будут выведены из состава ВМС к 1997 г.
Из семи российских БПК пр.1134Б (западное обозначение - Kara, 1971-79 гг., 8565 т) два корабля разобраны на металл, один ("Очаков") был поставлен на ремонт и модернизацию, его дальнейшая судьба не определена, два корабля находятся в составе ТОФ, один - СФ и один - на Балтике.
Из 12 БПК пр.1155 типа "Удалой" (8200 т, вступили в строй в 1980-91 гг.) в составе ВМФ находится 10 кораблей, пять - на СФ и пять - на ТОФ.
Проходит испытания усовершенствованный БПК пр.1155.1 "Адмирал Чабаненко" (8900 т). Ранее предполагалось построить три корабля этого типа, однако сейчас реализация этих планов вряд ли возможна.
Из 20 заложенных эскадренных в 1976-91 гг. эскадренных миноносцев пр.956 17 кораблей находятся в строю (10 - на СФ, шесть - на ТОФ и один - на БФ), постройка двух кораблей продолжается (в печати сообщалось о возможности их продажи Китаю), а один эскадренный миноносец разобран.
Американский флот имеет семь эскадренных миноносцев типа "Эрли Берк" (всего планируется построить 32 корабля этого типа), четыре - типа "Кидд", один - "Чарльз Ф.Адамс", один - "Кунц" и 31 "Спруенс".
В 1993 г. вступил в строй Российского ВМФ новый сторожевой корабль пр.1154 "Неустрашимый", еще два СКР этого типа находятся в постройке, осуществляющейся крайне медленными темпами (введение в строй последнего корабля серии ожидается не ранее октября 1996 г.).
В составе ВМФ имеется приблизительно 50 СКР пр.1135 (Krivak), 1124 Grisha), а также 1166 "Гепард" (новый проект).
ВМС США имеют 51 фрегат типа "Оливер Х.Перри", 16 из которых находятся в резерве.
В российской печати сообщалось, что, согласно существующим планам, предполагается постройка СКР нового типа, а также корабля класса "эскадренный миноносец" водоизмещением порядка 7000 т, которые планируется оснастить перспективными системами оружия и электроникой. Однако можно с полной уверенностью предположить, что эти корабли вступят в строй лишь в следующем столетии.
ВМС США также прекратили строительство кораблей класса крейсер и продолжают постройку лишь эскадренных миноносцев типа "Эрли Берк". В начале следующего десятилетия планируется закладка новой серии эсминцев по модернизированному проекту: предполагается несколько снизить стоимость корабля за счет упрощения ряда систем и ослабления ракетного вооружения. В то же время, в отличие от эсминцев типа "Эрли Берк", новые корабли должны иметь ангар с вертолетом.
Строят эскадренные миноносцы и Япония. Западноевропейские страны (Великобритания, Франция и Италия) также намечают в начале 2000-х годов строительство серии эсминцев по новому проекту ("Хоризон", 6500 т).
Быстро развиваются в европейских странах, Израиле, Китае и ряде других государств корабли класса "фрегат" и "корвет".
В заключение следует сказать, что сила флота определяется, конечно, не только числом боевых единиц и их тактико-техническими характеристиками. Нужно учитывать техническое состояние кораблей, наличие современного вооружения, систем разведки, управления и связи, судостроительную базу, инфраструктуру базирования и ремонта, профессиональную подготовку личного состава, геополитические и психологические факторы. Суммируя все это, нельзя не признать, что в настоящее время "любимое дитя петрово" переживает труднейшие времена, сравнимые, разве что, с периодом гражданской войны 1917-20 гг., постцусимским кризисом или Крымской войной. Пока еще флот можно спасти. Но к критической черте мы приблизились уже почти вплотную.
Статья написана с использованием материалов, опубликованных в журналах Jenes`s Defense Weekly (16/IX 1995, 4/XI 1995), Military Technology (I 1995), Jane`s Navy International (N1, N3 1995), "Военный парад" и "Морской сборник" за 1995 г., а также справочника Jene`s Fighting Ships 1994-95