К 50-летию Государственного ракетного центра «КБ им. академика В.П. Макеева»


Л.Н.Ролин, Ю.Г. Руденко


ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОРСКОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С РАКЕТОЙ РСМ-25


Комплекс с ракетой РСМ-25, размещённый на подводных лодках проекта 667А (АУ), сдан в эксплуатацию в 1968 г. и эксплуатировался около 25 лет. За это время построено 34 лодки, изготовлено более 1800 ракет. Под водные лодки строились на двух заводах: в Северодвинске и в Комсомольске-на-Амуре, ракеты изготавливались на Златоустовском и Красноярском машзаводах. К моменту начала эксплуатации этого комплекса ВМФ и промышленность накопили опыт эксплуатации ракетных комплексов, размещаемых на подводных лодках проектов АВ611 (ракета Р-11ФМ), проектов 629, 658 (ракеты Р-13, Р-21). Эти ракеты имели небольшую дальность стрельбы, на подводной лодке размещались 2-3 пусковые установки. Заправка ракет топливом осуществлялась непосредственно в местах эксплуатации: на технической позиции или на подводной лодке.

Срок эксплуатации ракет в заправленном состоянии не превышал двух лет, что вызывало частую их сменяемость. В этот период в эксплуатации произошло несколько аварий, связанных с ошибками при заправке ракет. Так, в результате недозаправки ракет Р-11ФМ пусковым горючим имели место два случая аварийного выключения двигателя. Вследствие попадания морской воды в корабельную емкость для хранения ракетного топлива, а затем и в ракету Р-13, возник пожар со взрывом ракеты на пусковом столе при предстартовой подготовке. Из-за недозаправки или перезаправки (заправка без «подушки») имели место 3 аварийных пуска ракет Р-21.

На ракете РСМ-25 была реализована заводская заправка с ампулизацией баков. Опыт эксплуатации показал правильность выбранного направления: аварий, связанных с заправкой, не было, существенно сократилось время подготовки ракеты на технической позиции, более чем в 5 раз увеличился срок эксплуатации ракет, а это — весьма значительная экономия средств, выделяемых на их изготовление.

Еще одной особенностью комплекса с ракетой РСМ-25, по сравнению с предыдущими, является существенное увеличение количества пусковых установок на подводной лодке, что, в свою очередь, потребовало автоматизации процесса регламентных проверок, предстартовой подготовки и пуска. Впервые на этом комплексе была реализована залповая стрельба. В процессе эксплуатации дважды (на Северном и Тихоокеанском флотах) были проведены стрельбы по 8 ракет в залпе. Стрельбы показали, что подводные лодки надежно удерживаются в стартовом коридоре, ракеты и корабельный стартовый комплекс имеют высокую надежность и безотказность — все 16 ракет выполнили полетную программу, боеголовки были доставлены в заданный район боевого поля.

За весь период эксплуатации отстреляно 600 ракет, выполнено более 10 тысяч погрузок-выгрузок ракет, 590 боевых патрулирований в отдаленных районах Мирового океана.

Приведенные данные свидетельствуют об интенсивной эксплуатации подводных лодок и ракетного комплекса. Естественно, такая эксплуатация выявила и достоинства, и недостатки. Недостатки оперативно устранялись организациями-разработчиками, заводами-изготовителями и эксплуатирующими частями ВМФ. По инициативе и благодаря настойчивости и пробивной мощи генерального конструктора академика В.П. Макеева в 1974 г. были организованы авторский и гарантийный надзор и участие промышленности в обслуживании стратегических комплексов ВМФ. Гарантийный и авторский надзор сыграли и продолжают играть весьма важную роль в поддержании высокого уровня готовности, надежности и безопасности комплексов.

Эксплуатация любой техники не бывает без аварий. Рассмотрим наиболее тяжелые аварии с ракетой РСМ-25. За весь период эксплуатации на технических позициях, при транспортировке ракет с заводов-изготовителей и обратно на утилизацию не было серьезных аварий. При погрузках ракет на подводные лодки имел место один случай падения ракеты со снаряженной боеголовкой на причал. Это связано с тем, что при установке траверсы на ракету один из захватов был установлен с разворотом на 180°. Начальник погрузочной партии (он впервые осуществлял погрузку боевой ракеты) не проверил правильность установки, подал команду на подъем и кантование В процессе кантования тросом траверсы начало срывать амортизаторы с ракеты. Однако процесс кантования не был остановлен. В результате значительного перекоса траверсы один из тросов оборвался, и ракета с высоты 10 м упала на причал. Головная часть оторвалась. Бак горючего ракеты герметичность не потерял, бак окислителя разгерметизировался, окислитель вылился на причал. Погрузочная команда не имела при себе индивидуаль-ных защитных средств, они находились на причале, по другую сторону от упавшей ракеты. При воздействии паров окислителя на незащищенные органы дыхания два человека погибли, выведены из строя ракета, боевой блок и траверса. Для исключения ошибок потребовалось изменение конструкции цапфы. При эксплуатации ракет на лодках аварийных ситуаций было значительно больше. Трижды ракеты в шахте разрушались наружным давлением. Рассмотрим более подробно эти случаи.

При проведении учений «Океан-76» для выполнения ракетной стрельбы на лодке К-444 в предстартовую подготовку включили три ракеты. После старта двух ракет предстартовую подготовку третьей ракеты отменили. С целью ускорения доклада о выполнении поставленной задачи руководитель стрельбы, вопреки установленному документацией порядку, принял решение совместить всплытие подводной лодки со сбросом давления предстартового наддува из баков ракеты. Однако, из-за не-проходимости трубопровода (при монтаже системы не сняли технологическую заглушку к сигнализатору, обеспечивающему прекращение сброса) при превышении давления в шахте над давлением в баке автоматика запрета сброса не сработала. Давление в шахте существенно превысило давление в ракете, оболочки бака ракеты потеряли устойчивость, а затем, при сбросе давления из шахты в процессе осушения, потеряли герметичность с проливом окислителя в шахту. Благодаря правильным действиям личного состава, дальнейшего развития аварийной ситуации не произошло. Выведена из строя ракета, лодка и ракетный комплекс остались в строю.

Второй случай произошел в 1973 г. с лодкой К-219 во время боевой службы. В результате ложного срабатывания системы орошения на глубине 100 м при открытом положении клапана осушения шахты и ручного клапана на перемычке между главной осушительной магистралью лодки и трубопроводом осушения шахты произошло сообщение полости ракетной шахты с забортной средой. Давление в шахте выросло до 10 атмосфер, баки ракеты разрушились. При осушении шахты температура превысила +70°С, автоматически сработала система орошения, которая предотвратила возгорание в шахте ракетного топлива и дальнейшее развитие аварии. В результате правильных действий экипажа подводная лодка самостоятельно вернулась в базу. Из строя была выведена только одна ракета и шахта.

В процессе эксплуатации на лодках неоднократно имели место случаи ложного срабатывания системы орошения как в базе, так и в море. Исследования причин ложных срабатываний температурного датчика (+70°С) показали, что они происходят при «забросе» или переключениях электропитания. С целью устранения этого конструктивного недостатка пришлось ввести дополнительную блокировку путем включения в цепь задействования орошения второго датчика. Кроме того, наличие перемычки между системами ракетного комплекса и сообщенными с забортной средой общекорабельными системами нарушало принцип построения пневмогидросистем ракетного комплекса, предусматривающий применение двух запорных органов между ракетной шахтой и забортной средой. В связи с тем, что централизованное управление не пре-дусматривало запрет на сообщение общекорабельной магистрали с системой осушения ракетной шахты, в последующих комплексах применены перемычки, которые значительно снижают вероятность подобной аварии.

Третий случай также произошел с лодкой К-219. В октябре 1986 г. в центральной Атлантике затонула подводная лодка К-219. В результате проведенного специальной комиссией расследования установлено, что перед аварией ракетная шахта лодки была сообщена с забортной средой, из-за чего ракета была разрушена, а дальнейшие неправильные действия экипажа привели к усугублению аварийной ситуации и к гибели подводной лодки.

При подготовке подводной лодки к боевой службе был установлен очень жесткий график, но из-за выявленных неисправностей экипаж не смог своевременно выполнить все намеченные работы. В частности, замена арматуры шахты, в которой впоследствии произошла авария,была выполнена непосредственно перед проверкой состояния матчасти флотской комиссией. Проверка замененной арматуры проводилась второпях, под руководством помощника флагманского специалиста. В ходе проверки при открытии клапана осушения в шахту начала поступать вода. Не выяснив источник поступления воды (а это мог быть как клапан перемычки, так и кингстон на магистрали осушения), руководитель принял решение на отключение системы сигнализации о поступлении воды в шахту. Лишь через месяц экипаж, проводя регламентные работы, обнаружил в шахте воду. Нельзя не отметить, что командир БЧ-2 выполнял на этом комплексе первую боевую службу (до этого он был командиром БЧ-2 на лодке с ракетой ЗМ-17), а командир группы впервые попал в экипаж после окончания училища. Лишь оператор поста управления пневмогидросистемами, мичман Чепиженко, имел большой опыт - у него это была 13 боевая служба. Экипаж своими силами восстановил отключенную систему сигнализации, однако причину поступления воды не выявил. Для того, чтобы при работе насосов на осушение не увеличивать шумность, по предложению мичмана Чепиженко было принято решение слить воду нештатным способом, с помощью технологического шланга в ближайший гальюн. В дальнейшем мичман применил этот прием еще раз, что сыграло роковую роль в гибели подводной лодки (именно через этот шланг в жилой отсек попал окислитель). После очередного всплытия на сеанс связи при погружении лодки сработала сигнализация о поступлении воды в шахту. Чепиженко перевел управление орошением в регламентный режим, чем отключил автомат включения орошения, оставил пост и начал в трюме слив воды с помощью технологического шланга. В процессе этого слива давление воды в шахте начало расти и уравнялось с забортным. Лишь тогда он подключил насос осушения. После окончания осушки шахты, через технологический шланг в отсек начал поступать окислитель. Объявили аварийную тревогу, личный состав одел защитные средства. В это время в шахте развивается процесс горения ракетного топлива. Орошение не сработало, поскольку аппаратура переведена в регламентный режим. Через 4 мин давление в шахте превысило прочность крышки шахты и ее сорвало. Давлением гидроудара разрушены трубы орошения, отсек сообщается с шахтой и внешней средой. В дальнейшем по приказанию командира готовился аварийный слив окислителя из ракеты, осуществить который уже было невозможно, так как ракета была разрушена. Попытка слить окислитель с помощью нештатного подключения насоса привела к короткому замыканию, пожару в отсеке и неисходному состоянию части арматуры.

Личный состав покинул лодку, 4-й и 5-й отсеки заполнились забортной водой, лодка пошла ко дну. В ракетных отсеках из-за неумения воспользоваться защитными средствами погибли 3 человека, в том числе командир БЧ-2, по-видимому, из-за наличия усов и бороды, которые не позволили надежно загерметизировать противогаз. Нет сомнения, что причиной гибели подводной лодки К-219 явились как недостаточная подготовленность матчасти, так и грубые нарушения требований эксплуатационной документации из-за самомнения и переоценки собственных знаний экипажем.

Рассмотрим другие аварии. При одном из пусков произошло разрушение ракеты при старте. Проведенные исследования показали, что во время предстартовой подготовки неполностью открылась крышка шахты из-за изгиба силового штока, при этом во время выхода из шахты ракета ударилась о крышку. Это и привело к разрушению ракеты. Причиной изгиба силового штока явился, по-видимому, технологический прием по открыванию крышки с помощью грузоподъемного крана, при неслитой гидравлической жидкости из силового цилиндра.

На 4-м году эксплуатации имели место 5 случаев аварийного выключения двигателя ракеты при старте. Исследования показали, что причиной этого явились конструктивно-технологические изменения турбины двигателя в связи с привлечением для изготовления ракет РСМ-25 не имеющего достаточного опыта завода, а также расширение погрешности корабельных глубиномеров, которое приводило к увеличению фактической глубины старта. Путем увеличения энергетики пиростартера этот недостаток удалось надежно устранить. Следует отметить также несколько случаев разрушения лент крепления амортизаторов при выгрузке ракет из шахт, которые создавали предпосылки аварийных ситуаций. Они были связаны со значительным (в 4 раза) увеличением сроков эксплуатации ракет в шахте, а также попаданием на ракету морской воды из-за отсутствия сливных шпигатов на крышке шахты. Мерами по повышению коррозионной стойкости узлов крепления амортизаторов, а также выполнением шпигатов на силовых ребрах крышек этот недостаток удалось уверенно устранить.

Сравнительно небольшое количество аварий за 25 лет эксплуатации 34 подводных лодок и 1800 ракет можно было бы считать приемлемым, если бы не гибель пяти человек и одной подводной лодки.

Разработчики морских ракет всегда придавали первостепенное значение как общей, так и личной безопасности каждого ракетчика. Генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев говорил: «Наши комплексы надо создавать с учетом того, что эксплуатировать их будут наши дети и внуки и, если вы дорожите их жизнью и здоровьем, то уж, пожалуйста, позаботьтесь о надлежащей безопасности». Забота об эксплуатационнике всегда находилась в поле его зрения. Виктор Петрович понимал сложности, с которыми придется встретиться боевым расчетам при освоении и эксплуатации сложнейших комплексов, насыщенных электроникой и вычислительной техникой. Учитывая дефицит времени на подготовку и периодическую сменяемость личного состава, он стремился максимально упростить процесс эксплуатации, даже за счет усложнения конструкции ракеты, а наиболее сложные операции выполнять в регламентный период, когда к обслуживанию можно привлечь наиболее квалифицированных специалистов флота и промышленности. Чтобы максимально приблизить проектантов ракетного оружия к тем, кто несет боевое дежурство, Виктор Петрович предложил и реализовал идею выездных совещаний главных конструкторов, специалистов и командования ВМФ.

Первое такое совещание, на котором присутствовали главные конструкторы-разработчики систем комплексов, командующий Северным флотом, командующие флотилиями и дивизиями подводных лодок, флагманские ракетчики и командиры береговых баз, состоялось на флотилии в губе Ягельная в 1980 г. Руководил совещанием Виктор Петрович. На этом совещании специалисты ВМФ высказали главным конструкторам ракетного оружия пожелания об улучшении характеристик ракет и комплекса, рассказали о недостатках существующей системы базового обеспечения. Главные конструкторы высказали претензии и пожелания по улучшению организации эксплуатации.

Благодаря настойчивости, эрудиции, способности понять и принять выдвинутые претензии, Виктор Петрович сумел создать деловую обстановку на этом совещании, и оно выработало ряд согласованных решений, которые стали очень важным этапом в совершенствовании систем эксплуатации стратегических морских ракет.

Опыт эксплуатации подводных лодок проекта 667А (АУ) с ракетами РСМ-25 был самым тщательным образом проанализирован и учтен при проектировании последующих комплексов. В результате при эксплуатации 49 подводных лодок с ракетами РСМ-40, -50, -52, и -54 не было ни одного случая гибели людей.

Статья опубликована в 1996 г.