Проект 611 БОЛЬШАЯ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА
Project 611 (ZULU class) attack submarine
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ
В 1943 г. начинаются работы над новыми большими подводными лодками,
которым предстояло действовать на океанских коммуникациях, блокировать
морские базы, вести оперативную разведку, прикрывать собственные конвои,
осуществлять постановку мин на коммуникациях и у баз противника. Разработку
проекта вело ЦКБ-18 НКСП (ныне ЦКБ «Рубин»), первоначально
основываясь на практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и
XIII серии) и Д (I серия). В январе 1944 года было утверждено ТТЗ,
согласно которому новая субмарина должна была иметь глубину погружения
до 150 м, скорость в надводном положении 22 узла, в подводном - 9-10
узлов. Из вооружения предполагалось установить шесть носовых 533-мм ТА
с 12-ю запасными торпедами, четыре кормовых 533-мм ТА с 2-мя запасными
торпедами, 100-мм и четыре 25-мм зенитные пушки.
В январе 1946 г. в проект вносятся изменения, касающиеся артиллерийского
вооружения: добавляется еще одна 100-мм пушка, а зенитные орудия получают
калибр 37-мм. К этому времени, после раздела германского флота, были
получены весьма удачные субмарины XXI серии, их основательно изучили и
внесли в чертежи проекта 611 новые коррективы. Наконец, после того, как
16 октября 1946 г. правительство приняло программу, по которой до 1955 г.
намечалось построить боевые корабли по новым проектам, подготовленным с
учетом опыта второй мировой войны и лучшие варианты были представлены
наркому ВМФ И. Кузнецову, в 1948 г. окончательно утвердили проект 611-й
большой субмарины, главным конструктором которой назначили С.А. Егорова.
Ряд механизмов и устройств были унифицированы с теми, что намеревались
применить на создававшихся параллельно средних лодках проекта 613.
Проектирование завершилось в августе 1949 г. Новые корабли имели
6 носовых и 4 кормовых ТА. 12 запасных 533-мм торпед располагалась на
стеллажах. Вместо части торпед можно было принять 32 мины АМД-1000.
Перед рубкой, на верхней палубе, разместили спаренную установку 57-мм
универсальных пушек СМ-243ИФ, а в кормовой части рубки находилась
спарка 25-мм зенитных автоматов 2М-8. (К 1956 г. артиллерию со всех лодок
сняли, после чего их скорость возросла на узел. Проект 611М?)
Лодку проекта 611 оборудовали двумя радиолокаторами. С помощью одного
обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих радаров.
Для поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили
гидроакустическая станция и шумопеленгатор. Командирский и зенитный
перископы располагались на вращающейся площадке.
Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из
18-22-мм стали, с необычным - наружным расположением шпангоутов, что
позволило увеличить объем внутренних помещений. Легкий наружный корпус
спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели
до 8 мм в расчете на плавание во льдах.
В первом и седьмом отсеках находились ТА, во
втором наверху разместили офицерскую кают-компанию, гидроакустический
комплекс, душевую, внизу - аккумуляторные батареи. В третьем был
центральный пост, штурманское, радиолокационное, гидроакустическое
оборудование, приборы управления торпедной стрельбой. В четвертом
устроили кают-компанию старшин, радиорубку, провизионку и камбуз. В
пятом стояли 3 дизеля 37Д мощностью по 2000 л.с. В подводном положении
воздух к ним подавался через РДП, проще говоря, шнорхель, здесь же была
пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в
шестом) по 1350 л.с. приводили во вращение 3-лопастные гребные винты,
средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4-лопастной
винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный
электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха,
рефрижератором и опреснителем.
При ходовых испытаниях головной Б-61 (Б - большая, по-флотски
«буки») был выявлен ряд недостатков, потребовавших изменения
схемы аварийного продувания главного балласта, усиления кормовой оконечности
из-за повышенной вибрации при работе всех трех винтов и некоторых других
усовершенствований. В декабре 1952 г. Б-61 вступила в строй, и до 1958 г.
флоту сдали еще 25 кораблей этого типа, получивших на западе прозвище
Zulu.
модификации
В 1953 г. командование ВМФ, создатели ракет и судостроители предложили
правительству оснастить часть новых субмарин баллистическими или крылатыми
ракетами. Идею одобрили, тем паче стало известно, что американцы уже
приступили к довооружению своих лодок подобным оружием. 26 января 1954 г.
вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О проведении
проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок
баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ
технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением».
Совершенно секретному ракетному комплексу присвоили код Д-1
«Волна» (8К11, обозначение НАТО - SS-1B Scud).
Главным конструктором подводной лодки был назначен Н.Н. Исанин, ответственным
за разработку ракеты - С.П. Королев (СКБ-1).
Проект новой субмарины, подготовленный в августе 1954 г. специалистами
ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит»), получил индекс В-611
(кодовое обозначение НАТО - Zulu IV), его главным оружием сделали
работающей на долгохранимых компонентах топлива баллистическую Р-11, которую
после соответствующей доработки для флота назвали Р-11ФМ (изделие
8А61ФМ). В сентябре проект утвердили.
Работа предстояла немалая, хотя бы потому, что никто не
знал, каким будет пуск с качающейся платформы, повлияют ли раскаленные
газы на стартовое устройство и корпус, выдержат ли ракеты многосуточную
качку и давление на глубине. Да и саму шахту пришлось разрабатывать
впервые. В частности, «требовалось создать принципиально новый агрегат,
способный удерживать ракету после ее погрузки на лодку, - писал работник
ЦКБ-16 В. Жарков, - убрать ее в шахту, выдвинуть перед стартом и освободить
от крепления в нужный момент. Все эти операции после всплытия корабля
требовалось выполнить за 5 мин, и при волнении до 5 баллов, да еще с
ракетой, весившей свыше 5 т!»
В ходе реконструкции Б-67 (о секретности работ говорит тот факт,
что даже старпом лодки не был поставлен в известность о происходящем!) в
четвертом отсеке вместо второй группы аккумуляторных батарей и в рубке
разместили одну ракетную шахту длиной 14 м и диаметром 2 м. Для
обеспечения ракетной стрельбы на лодку установили гироазимут горизонта
«Сатурн», предназначенный для определения параметров качки
и рыскания, и счетно-решающие приборы «Доломит» для выдачи
целеуказаний бортовой системе управления ракет. С лодки была снята
артиллерия и часть запасных торпед.
Для имитации старта ракеты с подводной лодки создается специальный
стенд (А.П. Абрамов). В феврале 1955 г. на полигоне Капустин Яр проводятся
экспериментальные пуски трех ракет Р-11ФМ с неподвижного стенда (I этап)
и с качающегося стенда, имитирующего старт ракет с подводной лодки в
надводном ее положении при волнении моря (II этап). В это же время на специально
изготовленных испытательных стендах проверяются и новые устройства
подлодки.
11 сентября 1955 года на Б-67 был поднят Военно-морской флаг. Первый
выход на ракетную стрельбу назначили на пятый день после вступления лодки
в строй. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября, на
борт Б-67 была доставлена ракета. Чтобы обеспечить точную стрельбу,
недалеко от поселка Ненокса на высоком берегу были установлены створные
знаки, определявшие боевой курс ПЛ при прицеливании. На Беломорском
морском полигоне, в точке старта, располагался стартовый буй в половине
кабельтова по траверзу от курса. На лодку прибыли главные конструкторы
С.П. Королев и Н.Н. Исанин, а также
представители промышленности, морского полигона, разработчики отдельных
систем: В.П. Арефьев, А.А. Запольский, П.В. Новожилов, И.В. Попков,
И.В. Шаскольский, Ю.А. Щербаков.
15 сентября 1955 г. капитан 2-го ранга Федор Иванович Козлов (ныне
Герой Советского Союза, контр-адмирал в отставке) вывел лодку в море.
Старшим помощником командира был Вадим Константинович Коробов (Герой
Советского Союза, службу завершил в должности адмирал-инспектора
главной инспекции Министерства обороны СССР). Командиром ракетной
боевой части был С.Ф. Бондин. Уже после того, как лодка легла на
боевой курс, на катере прибыл и поднялся на борт главный инициатор создания
ракетных подводных лодок адмирал Л.А. Владимирский, временно исполнявший в
то время обязанности заместителя Главнокомандующего ВМФ по кораблестроению
и вооружению.
За час до намеченного времени старта началась подготовка ракеты к пуску.
В 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 г. из акватории Белого моря,
впервые в мире, с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении,
успешно стартовала баллистическая ракета. Вскоре пришло донесение с боевого
поля - ракета, пролетев 250 км, приземлилась, точность стрельбы в заданных
пределах. До 13 октября 1955 г. при скорости хода лодки от 4,7 до 10 узлов,
максимальной амплитуде ее бортовой качки 4° и волнении моря в точке старта
до трех баллов с Б-67 было произведено еще семь пусков (один - неудачный,
закончился аварийным сбросом ракеты). На каждом из них лично присутствовал
С.П. Королев.
Пуск ракеты Р-11ФМ
По результатам испытаний Б-67 в ЦКБ-16 была начата корректировка
проекта В-611. К концу 1955 года работы были закончены и новый проект
получил индекс АВ-611 (кодовое обозначение НАТО -
Zulu V). В 1956 г. по измененному проекту было
решено переоборудовать четыре лодки на заводе ?402 (далее они вошли в
40-ю бригаду подводных лодок СФ под командованием С.С. Хомчика) и
одну - на заводе ?202 в г. Владивостоке. В первое время они
использовались для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. В
последствии лодки этого проекта не раз перестраивались для отработки
различных систем вооружений - последняя была списана лишь в 1991 году.
Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении
лодки в надводном положении, при волнении моря до 4-5 баллов и скоростях
хода 8-12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном
положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть
произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время
пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты
(после этого стол не мог быть опущен, и если пуск срывался, то ракета
сбрасывалась в воду). Еще через 5 минут могла быть запущена вторая ракета.
Серийные ракеты Р-11ФМ отстреливались с качающегося стенда в Капустином
Яру и с подводной лодки Б-73СФ, которой командовал И.С. Лихачев. В
испытаниях и отстрелах этих первых ракет приняли участие на Севере командиры
подводных лодок И.И. Гуляев, В.Г. Смирнов, В.В. Горонцов, И.Ф. Ханин,
а на Тихом океане - В.А. Дыгало.
Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса Д-1
продлилась до конца 1958 года, а в феврале 1959 года состоялось решение
о принятии на вооружение подводных лодок, оснащенных этим комплексом.
Ракета Р-11ФМ, в отличии от других ракет этого типа, никогда не оснащалась
ядерной боевой частью, а имела обычную 1000 кг боеголовку. Дальность
полета составляла 180 км, но из-за навигационных ошибок при запуске
радиус разлета достигал 20 км.
Тем временем Б-67, которой с декабря 1955 г. командовал капитан 3-го ранга
Иван Иванович Гуляев (ныне капитан 1-го ранга в отставке, Герой
Советского Союза), продолжала испытания. Предстояло проверить герметичность шахт в длительном походе,
в том числе в шторм, и на большой глубине. Больше того, в конце 1957 г.
ракетоносец, (разумеется, без экипажа) притопили и в 80-25 м от него
сбросили несколько глубинных бомб, причем одна взорвалась над шахтами.
После этого лодку подняли и тщательно обследовали - лишь отдельные
механизмы получили незначительные повреждения, шахты почти не пострадали.
Завершающим этапом в разработке и освоении ракеты Р-11ФМ явились ее первые
пуски из-под воды. Королев
передал разработку ракетного оружия для подводных лодок конструкторскому
бюро, которым руководил Виктор Петрович Макеев, будущий академик АНСССР.
А подводным стартом вплотную занялось ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор
Евгений Владимирович Чарнко). Это был многоопытный коллектив, прошедший
конструкторскую школу в ЦАКБ В.Г. Грабина. Чарнко взял за основу Р-11ФМ,
чтобы определить возможность запуска двигателя ракеты в заполненной водой
шахте. Так и появилась ракета С-4.7. О работах на стендовых
испытаниях в конце 1956 г. рассказывает
А.Л. Карпушко, отвечавший тогда в КБ-10 за измерительное и электрооборудование.
По его словам, для подводных пусков макетов ракет с подводной лодки, к ее
бортам симметрично с двух сторон приваривали по пусковой шахте. Пуски
макетов ракет с оборудованной таким образом подлодки проводились
там же, где и со стенда в 1957 г. Со
стенда и подводной лодки были пущены 10 макетов ракеты.
Отработка подводного старта с подводной лодки Б-67 проекта
ПВ-611 на Белом море началась в августе-сентябре 1959 года. Эту
задачу выполняли Д.Д. Янкин, а затем В.К. Коробов. Старт из-под воды
долго не получался и первый в СССР успешный прицельный пуск
баллистической ракеты из-под воды по боевому полю был выполнен только
10 сентября 1960 г. Ракета стартовала с глубины 30 метров при
скорости лодки в 3,2 узла.
С 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых
59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 - из-за ошибок
личного состава, 3 - по причинам отказа систем ракет, причины остальных
определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в
1967 году.
Создание и испытания ракеты Р-11ФМ явилось крупнейшим событием в
строительстве подводного флота. Первые образцы ракет таили в себе много
неизвестного и непредсказуемого. Немалое мужество нужно было проявить, чтобы
взять на себя ответственность первопроходцам в этом деле, во главе которых
стояли талантливые руководители, организаторы и ученые С.П. Королев и
В.П. Макеев, К.И. Щелкин и Е.И. Забабахин, Н.И. Пилюгин и Н.А. Семихатов,
Н.А. Чарин и В.П. Арефьев, A.M. Исаев и А.Д. Конопатов, а также другие,
чей труд неоценим в создании нового оружия подводных лодок, получивших
тогда возможность решать совершенно новую для себя роль - уничтожать и
поражать береговые объекты противника.
25 июня 1967 г. прибыла в 19-ю бригаду ПЛТОФ. В 1970 г. переименована в Б-863.
4
611
Б-64
н/д
н/д
н/д
30.12.1954
н/д
1978
Перестраивалась по проекту 611П для испытания
ракетного комплекса П-10. «...размещался лишь один
самолет-снаряд, после всплытия лодки его выкатывали из контейнера
и долго готовили к пуску.»
К концу 1968 г. вошла в состав в 19-й бригады
ПЛТОФ.
В период с 10 октября 1969 г. по 15 мая 1970 г. участвовала
в гравиметрических измерениях с параллельным выполнением
задач боевой службы в Индийском океане и заходами в Карачи
(Пакистан) и Порт-Луи (Маврикий). В 1970 г. переименована
в Б-866. с 16 октября 1973 г. по 22 апреля 1974 г.
совершила поход в некоторые районы Тихого океана (командир
капитан 2-го ранга О.С. Самцов) с целью измерения гравитационного
поля планеты, с заходами в Апиа (Самоа) и Кальяо (Перу).
Для перестройки по проекту В-611 лодка к октябрю 1954 г.
была переведена по Беломоро-Балтийскому каналу на завод ?402.
В 1958 г. там же проходила модернизацию под ракету подводного
старта С-4.7. В конце 60-х на лодке испытывался гидроакустический
комплекс по проекту АВ-611РА. Кап. Ф.И. Козлов, И.И. Гуляев,
Д.Д. Янкин, В.К. Коробов.
К концу 1964 года была дооборудована на СРЗ-35 ВМФ для
экспериментальной отработки передачи топлива с транспортной АПЛ на
ударную ДЭПЛ при буксировке в надводном и подводном положениях. В
Баренцевом море лодка производила взятие на буксир, буксировку,
передачу топливного шланга, совместное погружение с ДЭПЛ С-346
(проект 613). Испытания прошли успешно, система была рекомендована
к установке на АПЛ проекта 664.
К концу 1968 г. вошла в состав в 19-й бригады
ПЛТОФ.
С 30 сентября 1971 г. по 4 мая 1972 г. ходила в поход (командир
капитан 2-го ранга Самцов О.С.) в Тихий и Индийский океаны в
составе океанографической экспедиции с целью выполнения
гравитационных измерений по маршруту перехода, с заходом в
Порт-Луи (Маврикий). 10 июля 1980 г. в надводном положении
столкнулась с ПЛ Б-833
пр. 641 в районе боевой подготовки после проведения учебных
торпедных стрельб. В результате на Б-88 была повреждена
ГАС.
Первый ракетоносец (кап. Н.Ф. Ханин), преодолевший 1500
миль Северного морского пути. К концу 1968 г. вошла в состав в
19-й бригады ПЛТОФ.
После переоборудования по проекту АВ-611 на заводе ?202,
г. Владивосток (по други источникам - на заводе ?199 в
г. Комсомольск-на-Амуре) лодка вошла(?) в 182-ю бригаду
ПЛТОФ.
В конце 60-х на лодке испытывалась гидроакустическая аппаратура
по проекту АВ-611Е. В 1976 г. на Дальзаводе прошла модернизацию
для отработки ГАК 'Енисей'
для перспективных АПЛ.
25
611
Б-90
н/д
н/д
н/д
30.10.1957
н/д
1990
26
611
Б-91
н/д
н/д
н/д
15.07.1958
н/д
1989
В 1974 г. переименована в Б-891.
н/д - нет данных * Завод-изготовитель:
1 - ?196 «Судомех», г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург);
2 - ?402 (Севмашпредприятие), г. Молотовск (ныне Северодвинск)
Характеристики
проект 611
проект В-611
проект АВ-611
Длина, м
90,5
98,9
Ширина, м
7,5
Высота, м
9,54
н/д
Осадка, м
5,10
5,14
5,15
Водоизмещение, т: - надводное - подводное
1831 2300
1875 2387
1890 2415
Глубина погружения, м
200
Скорость, уз: - в надводном положении - в подводном положении
17 15
16,5 13
16,5 12,5
Дальность плавания, миль: - в надводном положении - в подводном положении
22000* 443**
н/д
3650 290
Запас плавучести, %
28,3
н/д
27,0
Автономность, сут
75
58
Экипаж, чел
12+53
н/д
18+52
н/д - нет данных * при усиленном запасе топлива 353 т ** при скорости 2 уз.
Подлодка
Б-80 проекта 611 была приобретена голландской фирмой Foxtrot BV в 1992
году, несколько раз меняла места стоянки и сейчас является частью
плавучего ресторана «Russian Submarine Foxtrot» в г. Ден-Хелдер
(Нидерланды).
Фото: Zulu
30 Кб
Внутренние помещения лодки Б-80 полностью очищены, кроме носовых ТА и дизелей. Освободившееся пространство используется для большого бара.
Схема: Zulu
статья слаба как в техническом ,так и в историческом отношении
т.к.является перепечаткой из "ТМ".Таблицы неполны, отсутствует
упоминание о боевом использовании на флотах (в том числе и на ТОФ),о
применении ПЛ этого проекта в целях научных исследований.Слабая
источниковая база,отсутствуют работы В.Бурого,И.Спасского,В.Кузина и
т.д.Предлагаю сотрудничество
В списке нет ни одного упоминания о "Буки" на Балтфлоте. Я сам лично
был в дизельной лодке "Б" в 1992 году, незадолго до вывода российского
учебного центра подводников из Даугавгривы - Усть-Двинска (Латвия). Там
же была "Варшавянка", на которой тренировались иранцы.
... вчера Госдума приняла во втором чтении поправки в Кодекс об
административных правонарушениях, предусматривающие ужесточение
наказания за отказ водителей от медицинского ... Таким образом,
депутаты отказались от денежного наказания за невыполнение требования
сотрудника милиции пройти медицинское освидетельствование на предмет
алкогольного ...
На автосалоне во Франкфурте этой осенью Peugeot представит проект победителя конкурса дизайнеров "La Griffi". Победителем стал 23-летний испанец Андре Коста, который и получил право воплотить свою идею в жизнь.
... Дума в среду приняла во втором чтении законопроект, согласно
которому водители за уклонение от медицинской проверки на алкоголь
будут лишаться прав на срок до двух лет, ... В настоящее время за такое правонарушение предусмотрен штраф, либо лишение прав на срок до одного года.