обратно
 
 

Ракетный комплекс Д-6






А. В. Карпенко

   Развитие стратегических ракетных комплексов морского базирования в США и СССР на начальном этапе базировалось на использовании баллистических ракет на жидком топливе. В США после первых неудач была сделана ставка на твердотопливные ракеты типа Polaris. В СССР более удачны оказались результаты работ по баллистическим ракетам с ракетными двигателями на жидких компонентах топлива. Эти комплексы по многим характеристикам превосходили зарубежные аналоги. Однако ракеты на жидких компонентах (горючее + окислитель) более сложны и небезопасны в эксплуатации. Во время создания первых отечественных ракетных комплексов с подводным стартом, в частности ракетного комплекса Д-4 с ракетой Р-21, для повышения безопасности и надежности эксплуатации ракет на подводных лодках родилась идея создания для ПЛ проектов 629 и 658 баллистических ракет с
двигателями на твердом топливе.

Ракета комплекса Д-6(Вариант "Б",реконструкция)

 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли это предложение и постановлением ?1032-492 от 5 сентября 1958 года обязали госкомитеты Совета Министров СССР по оборонной технике, радиоэлектронике, химии и судостроению выполнить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию комплекса баллистических ракет, стартующих из подводного положения, с двигателями на твердом топливе, присвоив этому комплексу индекс Д-6, а также утвердили головных исполнителей опытно-конструкторских и экспериментальных работ по использованию комплекса Д-6 (изделие "Р") на подводных лодках. Дальность стрельбы ракетой должна была быть не менее 800 км, предусматривалось проведение НИР по возможности создания ракеты с дальностью стрельбы до 2500 км. В перечень основных исполнителей по постановлению были включены: по комплексу в целомЦКБ-7 ГКОТ (главный конструктор П.А.Тюрин); по комплексу Д-6 и его размещению применительно к подводным лодкам проектов 629 и 658 - ЦКБ-16 и ЦКБ-18 ГКС (главные конструкторы Н. Н.Исанин, И.Б. Михайлов); по системе управления в целом - НИИ-592 ГКРЭ (главный конструктор Семихатов); по гироскопическим приборам и корабельным счетно-решающим устройствам - НИИ-49 ГКС (главный конструктор В.П.Арефьев); по бортовому электрооборудованию и источникам тока - НИИ-627 и ВНИИТ МЭТП (главные конструкторы А.Г.Иосифьян и Н.С.Лидоренко); по созданию продукта "Нейлон" и отработке промышленной технологии его изготовдения - ГИПХ и НИИ-125 МХП (научные руководители В.С.Шпак и Б.П.Жуков); по корабельной стартовой установке - ЦКБ-34 ГКОТ (главный конструктор Е.Г.Рудяк); по комплексу наземного, стыковочного, подъемно-транспортного и вспомогательного оборудования ГСКБ Московского Совнархоза (начальник Петров). Для разработки комплекса Д-6 были утверждены научные руководители: по ракете комплекса Д-6 - академик С.П.Королев (ОКБ-1 ГКОТ); по системе автономного управления - член-корресподент АН СССРН.А.Пилюгин(НИИ-885 ГКРЭ); по двигателю с продуктами "Нейлон" - д.т.н. Ю.А.Победоносцев (МАИ МВО); по новым полимерным материалам - академик В.А.Каргин (институт имени Карпова ГКХ). В разработке комплекса Д-6 принимали участие также другие организации включая:ЦНИИ-45, ЛВМИ, НИИ-13, ЛТИ, НИИ-6, в/ч 31303, НИИ-88, НИИ-137, завод ?6, 0рехо-3уевский завод "Карбонит", СКБ-699, завод ?669, ОКБ-686, завод ?686,  ВНИИСК, НИИПП, НИИ-2, КБ-2 завода ?81, комбинат ?101 и др.

Эскизный проект 667 атомной подводной лодки с БР комплекса Д-6 (основной вариант вооружения-комплекс вооружения Д-4)

 Проведение испытаний двигателей было задано на полигоне ?55 Военно-морского флота. Для решения отдельных проблем связанных с созданием комплекса Д-6 было разрешено проводить конкурс с последующим премированием за счет ассигнований выделенных на разработку.
 Метод и последовательность выполнения работ по комплексу Д-6 были приняты аналогичными с комплексом Д-4, включая порядок его отработки и испытаний на полигоне в/ч 99375. В качестве типоразмеров пусковой шахты для комплекса Д-6 была задана шахта в размерах для ракеты Р-13 комплекса Д-2.

Проект ражетного комплекса Д-6 (вариант "Б")

 Разработчик  ЦКБ-7 (КБ "Арсенал")
 Главный конструктор  П.А.Тюрин
 Изготовитель  Завод ?7
 Тип комплекса  Стратегический ракетный комплекс с твердотопливной баллистической ракетой для стрельбы по неподвижным  береговым целям
 Корабли-носители  ПЛ пр.629Д6,658Д6
 Состояние  Работы по комплексу велись в 1958-1960 годах
 Ракета  Типа "P"
 Дальность стрельбы, км:проект 1958 года  более 800
 Дальность стрельбы, км:на перспективу (по проекту 1958 года)  2500
 Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км:  боковое отклонение ( 1958 год)  4
 Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км: по дальности (1958 год)  4
 Головная часть: тип  Моноблочная, ядерная (специальная) типа "49"
 Головная часть: вес, кг  500-1200
 Головная часть: мощность заряда, Мт  0.3-1
 Система управления  Автономная инерциальная
 Разработчик  НИИ-592
 Гл. конструктор  Семихатов
 Разработчик гироскопических приборов  НИИ-49
 Органы управления  Поворотные насадки (разрезные сопла)
 Тип старта  "Сухой" подводный из шахты с помощью стартовых двигателей
 Глубина старта, м  30-50
 Число ступеней  2
 Размеры, м: - длина полная  14,5-15,0
 Размеры, м: - макс. диаметр корпуса  1,85
 Стартовый вес, т  21-22,5
 Топливо  Баллиститный порох
 Первая ступень: Тип  ЗИФ-ИР-190
 Вес снаряженной ступени, т  12,2
  Макс. диаметр корпуса, м  1,85
 Двигательная установка  Четыре РДТТ в одном блоке
 Разработчик  ЦКБ-7
 Тип топлива  Баллиститное "Нейлон-Б"
 Разработчик топлива  НИИ-125
 Гл. конструктор  Б.П.Жуков
 Вес топлива, т  4х2,5
 Вторая ступень: Тип  ЗИФ-ИР-191
 Вес снаряженной ступени, т  6,6
  Макс. диаметр корпуса, м  1,7
 Двигательная установка  Четыре РДТТ в одном блоке
  Разработчик  ЦКБ-7
 Тип топлива  Баллиститное "Нейлон-Б"
 Разработчик топлива  НИИ-125
 Вес топлива, т  4х1,3
 Стартовые двигатели: Тип  Пороховые ПРД-78
 Разработчик  Завод ?81 ГКАТ
 Число двигателей  6(8)
 Пусковая установка: Разработчик  Е.Г. Рудяк
 Тип:  Шахтная
 Размеры, м: длина  16,0
 Размеры, м: диаметр  2-2,15
 Число ракет на ПУ  1
 Корабельная система управления: Тип  Счетно-решающие приборы
 Разработчик  НИИ-49

 Работы по созданию твердотопливной БРПЛ в части разработки топлива велись по двум основным направлениям: баллиститное топливо 'Нейлон-Б' (разработчик НИИ-125) на базе артиллерийских порохов и смесевое твердое топливо 'Нейлон-С' (разработчик ГИПХ). Твердое смесевое топливо "Нейлон-С" создавалось с использованием перхлората аммония, фурфурольно-ацетоновой смолы, тиокола марки "Т" и нитрогуанидина, для его производства предполагалось создать специализированные предприятия. На базе обоих типов топлива было разработано 7 вариантов ракеты, два с топливом "Нейлон-Б" пять с "Нейлон-С". По проекту "Нейлон-Б" создавалась ракета с давлением в двигателе первой ступени 40 кг/кв.см, единичный импульс двигателя 200 кг сек/кг. Диаметр двигателей первой и второй ступеней 0,7-0,85 м, в состав каждой ступени входило четыре двигателя, связанных между собой в один пакет. Для привода рулевых сопловых насадок применялись рулевые гидравлические машины. Корпус проектировался с использованием материала ЭИ-912.


Поворотная пусковая установка СМ-95 для эскизного поректа 667 атомной подводной лодки с БР комплексов Д-4 и Д-6 (транспортное положение, вид сбоку)

 По проекту "Нейлон-С" разрабатывалось пять вариантов ракеты: НИР-1, НИР-2, НИР-ЗС, НИР-4Б, НИР-5Б, позднее было разработано
ещедва варианта НИР-6С и НИР-7С. На первых вариантах ракеты для управления предполагалось использовать газовые рули, но при испытаниях они прогорали и последующие варианты ракеты прорабатывались с поворотными соплами двигателей, однако и это направление не получило развития. Последние варианты проектировались с управляемыми насадками на соплах (разрезные сопла, материал - стеклопластик и молибден, хром), но реальное воплощение такой конструкции органов управления появилось только на БР 8К98 и 8К96.
 Для привода рулевых сопловых насадок применялись рулевые гидравлические машины. В ноябре 1959 года был завершен эскизный проект комплекса, в 1958-1962 годах предполагалось проведение ОКР, начало летных испытаний было запланировано на 1960 год. На Ржевском полигоне под Ленинградом в рамках темы Д-6 проводилась отработка опытных твердотопливных двигателей массой до 0,5 т. Инерциальная система управления проектировалась в НИИ-592. В ходе работ были созданы макеты приборных отсеков ПО-1-МС и ПО-1-МА. На ракете варианта 'С' использовалось смесевое твердое топливо 'Нейлон-С' (разработчик ГИПХ): НПА-СА-1-27-Л-2 или НПА-П4-125-22-Л. Давление в критическом сечении сопла двигателя первой ступени 40 кг/кв.см, единичный импульс двигателя 210 кг сек/кг.
 К концу 1959 года, пользуясь предварительными данными, полученными от головных исполнителей комплекса, бюро разработало эскизный проект 629Д6 (главный конструктор Я.Е. Евграфов) размещения на подводной лодке проекта 629 ракетного комплекса Д-6. В нем при сохранении числа ракет, равном имеющемуся на подводной лодке проекта 629А, предусматривались изменения, связанные со спецификой нового комплекса. Предполагалось применить новые стартовые установки, новую аппаратуру систем управления и обслуживания ракет,изменить конструкцию шахт, состав корабельных систем и устройств.
 


Поворотная пусковая установка СМ-95 для эскизного проекта 667 атомной подводной лодки с БР комплексов Д-4 и Д-6 (положение для старта ракет, вид спереди)

 В течение 1960 года по данным. полученным от ЦКБ-7 и ЦКБ-34, в ЦКБ-16 под руководством Я.Е. Евграфова был разработан технорабочий проект ПСД-6 погружающегося стенда для отработки испытаний макетов ракет комплекса Д-6. Вся рабочая документация была передана  херсонскому заводу ? 444 в декабре. Принципиальная схема и конструкция стенда были сохранены аналогичными стенду ПСД-4, для изделия  комплекса Д-6 был использован второй стенд, заданный по постановлению ЦК КПСС и СМ СССР ?315-145 от 18 марта 1959 года. В разработке документации и изготовлении оборудования для плавстенда принимали участие ЦКБ-34 ГКОТ (проектирование стартовой установки) и завод ?7 ГКОТ (изготовление стартовой установки).
 Одновременно с разработкой стенда в июле начались работы по техническому проекту переоборудования ПЛ проекта 629 под комплекс Д-6 на основании тактико-технического задания ГУК ВМФ по материалам эскизного проекта 629Д6. Под руководством главного конструктора Я.Е.Евграфова разрабатывался в это же время и технический проект 613Д6 переоборудования подводной лодки проекта 613, ПЛ была выделена для испытаний постановлением СМ СССР ?141-64 от 9 февраля 1959 года, для отработки и испытании на ней комплекса Д-6 путем запуска натурных макетов ракеты на ходу подводной лодки. Проект 613Д6 был завершен в
ноябре, а в январе 1961 года рабочие чертежи были переданы херсонскому заводу ? 444.

Ракета комплекса Д-6(Вариант "С",реконструкция)

 Постановлением ЦК КПСС И СМ СССР ?656-267 от 18 июня 1960 года в развитие постановления 1958 года была задана разработка комплекса Д-6 для подводных лодок проектов 629, 658 и 667 (главный конструктор А.С.Кассациер) с твердым топливом "Нейлон-С", с завершением технических проектов ПЛ к IV кварталу 1962 года. В новом постановлении дальность стрельбы комплекса задавалась в 1100 км, незначительно снижалась заданная точность стрельбы. Начало совместных летных испытаний предусматривалось с
подводной лодки проекта 629Б в III квартале 1962 года. Постановление задавало проработку варианта ракеты для использования в сухопутных войсках Советской Армии. Разработка специального заряда с автоматикой, системой инициирования, электропитания, контактным и неконтактным датчиками и контрольно-измерительной аппаратурой для технической и стартовой позиции поручалась НИИ-1011 Минсредмаша (главный конструктор Щелкин). По проектированию и изготовлению гироскопических приборов и корабельных счетно-решающих устройств головной организацией был определен как и раньше НИИ-49 ГКС (сменился главный конструктор Буров).
 В рамках темы Д-6 НИИ-88 ГКОТ (научный руководитель Тюлин) было поручены исследования по аэродинамическим и прочностным характеристикам, а также по разработке измерительных средств для изделия.

Проект ракетного комплекса Д-6 (вариант "С")

 Разработчик   ЦКБ-7 (КБ "Арсенал")
 Главный конструктор  П.А.Тюрин
 Изготовитель  Завод ?7
 Тип комплекса  Стратегический ракетный комплекс с твердотопливной  баллистической ракетой для стрельбы по неподвижным береговым целям
 Корабли-носители  ПЛ пр.629Д6,658Д6,667(вариант)
 Состояние  Работы по комплексу велись в 1958-1961 годах
 Ракета  "Изделие Д-6"
 Дальность стрельбы, км: - проект 1958 года  Более 800
 Дальность стрельбы, км: - проект 1960 года  1100
 Дальность стрельбы, км: - на перспективу (по проекту 1958 года)  2500
 Дальность стрельбы, км: - на перспективу (по проекту 1960 года)  1500
 Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км:  по дальности (1958 год)  + 4
 Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км:  по дальности (1958 год)  + 5
 Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км:  боковое отклонение (1958 год)  + 4
 Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км:  боковое отклонение (1960 год)  + 4
 Головная часть: - тип  Моноблочная,ядерная(специальная) типа "49"(49ФУЭ)
 Разработчик  НИИ-1011 МСМ
 Вес боевой части, кг  500-1200
 Вес заряда 49ФУЭ, кг  850
 Мощность заряда, Мт  0,3-1
 Тип взрывателя  Контактные и неконтактные датчики
 Разработчик неконтактных датчиков  НИИ-137 ГКОТ
 Разработчик контактных датчиков   СКБ-885 ГКРЭ
 Система управления: - тип  Автономная инерциальная
 Разработчик  НИИ-592
 Гл. конструктор  Семихатов
 Разработчик гироскопических приборов  НИИ-49
 Органы управления  Поворотные насадки (разрезные сопла)
 Тип старта  "Сухой" подводный из шахты с помощью стартовых Двигателей
 Глубина старта, м: - проект 1958 года  30-50
 Глубина старта, м: - проект 1960 года  40-50
 Размеры, м: - длина полная  14,8-15,0
 Длина головной части  1,3
 Макс. диаметр корпуса  1,8
 Стартовый вес, т  21,5-26
 Топливо  Смесевое твердое
 Первая ступень: Тип  ЗИФ-ИР-194
 Вес снаряженнойступени, т  14,7
 Вес топлива.т  12,2
 Двигатель  Четырехсопловой РДТТ однокамерный
 Разработчик  ЦКБ-7
 Тип топлива  Смесевое "Нейлон-С"
 Разработчик топлива  ГИПХ
 Гл. конструктор   .  В.С.Шпак
 Единичный импульс на земле, с  210-220
 Давление в камере сгорания, кг/см2  30-40
 Вторая ступень: Тип  ЗИФ-ИР-189
 Вес снаряженной ступени, т  5,85
 Вес топлива, т  4,7
 Макс. диаметр корпуса, м  1,8
 Двигатель  Четырехсопловой РДТТ однокамерный
 Разработчик  ЦКБ-7
 Тип топлива  Смесевое "Нейлон-С"
 Разработчик топлива  ГИПХ
 Гл. конструктор  В.С.Шпак
 Единичный импульс на земле, с  220
 Давление в камере сгорания, кг/см2  30-40
 Стартовые двигатели: Разработчик   КБ-2 завода ?81 ГКАТ и НИИ-125 ГКОТ
 Тип  Пороховые ПРД-78
 Число двигателей  6(8)
 Топливо  Твердое "Нейлоп-Б"
 Пусковая установка: Разработчик  ЦКБ-34
 Тип  Шахтная СМ-93
 Размеры, м: -длина  16,0
  Размеры, м: диаметр  2,15
 Число ракет на ПУ  1 
 Корабельная система управления: Тип  Счетно-решающие приборы
 Разработчик  НИИ-49

 Изготовление ракет для комплекса Д-6 было поручено заводу ?7 ГКОТ (завод "Арсенал"), для производства зарядов из топлива "Нейлон-С" привлекался завод ?6 Ленинградского совнархоза. Для пуска с погружаемого стенда ПСД-6 задавалось изготовление шести макетов изделий без аппаратуры системы управления и столько же для отработки с ПЛ проекта 61ЗД6.
 К отработке и изготовлению комплекса Д-6 кроме основных исполнителей привлекались следующие предприятия: в части дефектоскопии зарядов в двигателях, по теплозащитным покрытиям, специальным материалам, антикоррозийным покрытиям для двигательной установки и технологии их изготовления - НИИ-13 ГКОТ, с участием НИИПМ и ВНИИ Стекловолокна ГКХ; по изготовлению и поставке зарядов из состава НМФ-2-комбинат ?101 Ростовского совнархоза; по вращающимся преобразователям тока для стартовых позиций - ВНИИЭМ ГКАМ; по специальным электрочасам - завод ЭЧЛ Ленинградскою совнархоза; по наземному электрооборудованию - ОКБ-686 и завод ?686; по постоянным магнитам бортового электрооборудования - СКВ и завод ?667; по специальным силовым и бортовым кабелям - ОКБ-КП ГКАМ, завод "Электропровод" Московского совнархоза и завод "Камкабель"
Пермского совнархоза; по специальным стартовым и бортовым кабелям - Томское НИИКП и завод "Томсккабель" Томского совнархоза;
по специальным штепсельным разъемам - НИИ-131 ГКРЭ, ОКБ-371 и завод ?371 Татарского совнархоза; по промежуточным слоям между
зарядами и корпусом двигателя и резиновым уплотнениям - НИИРП ГКХ; по жаростойким материалам для сопловых блоков и камер двигательной установки - ВНИИМАШ ГКАМ, ИГИ АН СССР и завод ?522 Московского совнархоза, Институт металлокерамики АН Украинской СССР; по отработке и поставкам графитовых изделий для двигательной установки - Московский электродный завод Московского совнархоза; по телеметрическим датчикам - ОКБ-133, ОКБ-213 и завод ?224 ГКАТ; по гидродинамическим характеристикам - ЦНИИ-45 ГКС, по разработке и вводу в эксплуатацию полигонного измерительного комплекса для летной
отработки изделий - НИИ-4 МО, в части источников тока для специального заряда м системы аварийного подрыва - ВНИИТ ГКАМ, по системе аварийного подрыва - ЦКБ-7, НИИ-6, НИИ-137 ГКОТ и НИИ592 ГКРЭ; по пиросредствам и детонирующим устройствам - ГСКТБ-5 ГКОТ; по приборам контроля установки изделия в шахте ПЛ - завод имени В.И.Ленина ("Арсенал") Киевского совнархоза, по транспортному железнодорожному оборудованию - СКБ и Вагоностроительный завод Калининского совнархоза; по подъемно-стыковочному агрегату - завод ?444 Херсонского совнархоза; по самоходному шасси для подъемно-стыковочного агрегата - СКБ Минского автозавода Минский автозавод Совета народного хозяйства Белорусской ССР; по передвижному самоходному 30-тонному крану - завод имени Январского восстания Одесского совнархоза; по транспорту и вспомогательному оборудованию -
завод "Машиностроитель" ГКОТ; по разработке и изготовлению комплекса технологического оборудования для отработки и заводских испытаний двигателей и ракеты на стендах полигона ?55 и полигона ?4 ВМФ - СКБ и завод ПТО имени Кирова Ленинградского совнархоза; по стендовой огневой отработке двигателей - полигон ?55 ВМФ; по отработке старта с ПЛ проекта 613Д6 - полигон
?4 МФ; по проведению совместных МО и промышленности летных испытаний ракет - ГЦМП МО и др.
 Летно-конструкторские испытания ракет комплекса Д-6 предполагалось провести с подводной лодки проекта 629Б, строившейся на
заводе ? 402 (директор Егоров), на Государственном Центральном морском полигоне (ГЦМП). С этой целью в ракетном отсеке подводной лодки было зарезервировано место (ранее располагалась кормовая шахта) для установки шахты и аппаратуры управления комплексом Д-6.
 Для размещения ракетного комплекса Д-6 в ЦКБ-18 прорабатывалась его установка на проект 667 атомной подводной лодки, вместо комплекса Д-4. При размещении комплекса Д-6 на атомных ПЛ проекта 667 ракеты предполагалось размещать в поворотных пусковых установках СМ-95, создаваемых в ЦКБ-34. Разработка другого технического проекта 629Д6 закончилась в 1 квартале 1961 года, но
4 апреля постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР ?316-137 и приказом ГКС от 27 апреля 1961 года все работы по комплексу Д-6 были признаны неперспективными и прекращена дальнейшая его разработка.
Этим же постановлением было принято решение о создании нового
ракетного комплекса Д-7 с БР РТ-15М на твердом топливе. В связи с таким решением строительство погружающегося стенда для Д-6 на заводе ?444 также было приостановлено при технической готовности около 47 процентов.
 В дальнейшем в ОКБ-1 была создана наземная опытная стратегическая ракета средней дальности РТ-1, в которой использовались
основные принципы построения БР комплекса Д-6, а также двигатели, созданные в НИИ-125. Ракета прошла испытания в 1962 году.
 

Литература:

1. "История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения. Том 2. Центральное конструкторское бюро ?16
- Центральное проектное бюро "Волна", СМ:СПМБМ "Малахит", 1995
2. Приказ председателя ГКС ?00220 от 29 сентября 1958 года
3. Приказ председателя ГКС ?00199 от 7 июля 1960 года
4. Архивные материалы ЦНИИ им.акад. А.Н.Крылова и КБ "Арсенал" им.М.Ф.Фрунзе

Источник:

Научно-технический сборник "Невский бастион" Выпуск 6.