Ракетный комплекс Д-6
А. В. Карпенко
Развитие стратегических
ракетных комплексов морского базирования в США и СССР на начальном этапе
базировалось на использовании баллистических ракет на жидком топливе. В
США после первых неудач была сделана ставка на твердотопливные ракеты типа
Polaris. В СССР более удачны оказались результаты работ по баллистическим
ракетам с ракетными двигателями на жидких компонентах топлива. Эти комплексы
по многим характеристикам превосходили зарубежные аналоги. Однако ракеты
на жидких компонентах (горючее + окислитель) более сложны и небезопасны
в эксплуатации. Во время создания первых отечественных ракетных комплексов
с подводным стартом, в частности ракетного комплекса Д-4 с ракетой Р-21,
для повышения безопасности и надежности эксплуатации ракет на подводных
лодках родилась идея создания для ПЛ проектов 629 и 658 баллистических
ракет с
двигателями на твердом топливе.
Ракета комплекса Д-6(Вариант "Б",реконструкция)
ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли это предложение и постановлением ?1032-492 от 5 сентября 1958 года обязали госкомитеты Совета Министров СССР по оборонной технике, радиоэлектронике, химии и судостроению выполнить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию комплекса баллистических ракет, стартующих из подводного положения, с двигателями на твердом топливе, присвоив этому комплексу индекс Д-6, а также утвердили головных исполнителей опытно-конструкторских и экспериментальных работ по использованию комплекса Д-6 (изделие "Р") на подводных лодках. Дальность стрельбы ракетой должна была быть не менее 800 км, предусматривалось проведение НИР по возможности создания ракеты с дальностью стрельбы до 2500 км. В перечень основных исполнителей по постановлению были включены: по комплексу в целомЦКБ-7 ГКОТ (главный конструктор П.А.Тюрин); по комплексу Д-6 и его размещению применительно к подводным лодкам проектов 629 и 658 - ЦКБ-16 и ЦКБ-18 ГКС (главные конструкторы Н. Н.Исанин, И.Б. Михайлов); по системе управления в целом - НИИ-592 ГКРЭ (главный конструктор Семихатов); по гироскопическим приборам и корабельным счетно-решающим устройствам - НИИ-49 ГКС (главный конструктор В.П.Арефьев); по бортовому электрооборудованию и источникам тока - НИИ-627 и ВНИИТ МЭТП (главные конструкторы А.Г.Иосифьян и Н.С.Лидоренко); по созданию продукта "Нейлон" и отработке промышленной технологии его изготовдения - ГИПХ и НИИ-125 МХП (научные руководители В.С.Шпак и Б.П.Жуков); по корабельной стартовой установке - ЦКБ-34 ГКОТ (главный конструктор Е.Г.Рудяк); по комплексу наземного, стыковочного, подъемно-транспортного и вспомогательного оборудования ГСКБ Московского Совнархоза (начальник Петров). Для разработки комплекса Д-6 были утверждены научные руководители: по ракете комплекса Д-6 - академик С.П.Королев (ОКБ-1 ГКОТ); по системе автономного управления - член-корресподент АН СССРН.А.Пилюгин(НИИ-885 ГКРЭ); по двигателю с продуктами "Нейлон" - д.т.н. Ю.А.Победоносцев (МАИ МВО); по новым полимерным материалам - академик В.А.Каргин (институт имени Карпова ГКХ). В разработке комплекса Д-6 принимали участие также другие организации включая:ЦНИИ-45, ЛВМИ, НИИ-13, ЛТИ, НИИ-6, в/ч 31303, НИИ-88, НИИ-137, завод ?6, 0рехо-3уевский завод "Карбонит", СКБ-699, завод ?669, ОКБ-686, завод ?686, ВНИИСК, НИИПП, НИИ-2, КБ-2 завода ?81, комбинат ?101 и др.
Эскизный проект 667 атомной подводной лодки с БР комплекса Д-6 (основной вариант вооружения-комплекс вооружения Д-4)
Проведение испытаний двигателей
было задано на полигоне ?55 Военно-морского флота. Для решения отдельных
проблем связанных с созданием комплекса Д-6 было разрешено проводить конкурс
с последующим премированием за счет ассигнований выделенных на разработку.
Метод и последовательность выполнения
работ по комплексу Д-6 были приняты аналогичными с комплексом Д-4, включая
порядок его отработки и испытаний на полигоне в/ч 99375. В качестве типоразмеров
пусковой шахты для комплекса Д-6 была задана шахта в размерах для ракеты
Р-13 комплекса Д-2.
Проект ражетного комплекса Д-6 (вариант "Б")
Разработчик | ЦКБ-7 (КБ "Арсенал") |
Главный конструктор | П.А.Тюрин |
Изготовитель | Завод ?7 |
Тип комплекса | Стратегический ракетный комплекс с твердотопливной баллистической ракетой для стрельбы по неподвижным береговым целям |
Корабли-носители | ПЛ пр.629Д6,658Д6 |
Состояние | Работы по комплексу велись в 1958-1960 годах |
Ракета | Типа "P" |
Дальность стрельбы, км:проект 1958 года | более 800 |
Дальность стрельбы, км:на перспективу (по проекту 1958 года) | 2500 |
Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км: боковое отклонение ( 1958 год) | 4 |
Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км: по дальности (1958 год) | 4 |
Головная часть: тип | Моноблочная, ядерная (специальная) типа "49" |
Головная часть: вес, кг | 500-1200 |
Головная часть: мощность заряда, Мт | 0.3-1 |
Система управления | Автономная инерциальная |
Разработчик | НИИ-592 |
Гл. конструктор | Семихатов |
Разработчик гироскопических приборов | НИИ-49 |
Органы управления | Поворотные насадки (разрезные сопла) |
Тип старта | "Сухой" подводный из шахты с помощью стартовых двигателей |
Глубина старта, м | 30-50 |
Число ступеней | 2 |
Размеры, м: - длина полная | 14,5-15,0 |
Размеры, м: - макс. диаметр корпуса | 1,85 |
Стартовый вес, т | 21-22,5 |
Топливо | Баллиститный порох |
Первая ступень: Тип | ЗИФ-ИР-190 |
Вес снаряженной ступени, т | 12,2 |
Макс. диаметр корпуса, м | 1,85 |
Двигательная установка | Четыре РДТТ в одном блоке |
Разработчик | ЦКБ-7 |
Тип топлива | Баллиститное "Нейлон-Б" |
Разработчик топлива | НИИ-125 |
Гл. конструктор | Б.П.Жуков |
Вес топлива, т | 4х2,5 |
Вторая ступень: Тип | ЗИФ-ИР-191 |
Вес снаряженной ступени, т | 6,6 |
Макс. диаметр корпуса, м | 1,7 |
Двигательная установка | Четыре РДТТ в одном блоке |
Разработчик | ЦКБ-7 |
Тип топлива | Баллиститное "Нейлон-Б" |
Разработчик топлива | НИИ-125 |
Вес топлива, т | 4х1,3 |
Стартовые двигатели: Тип | Пороховые ПРД-78 |
Разработчик | Завод ?81 ГКАТ |
Число двигателей | 6(8) |
Пусковая установка: Разработчик | Е.Г. Рудяк |
Тип: | Шахтная |
Размеры, м: длина | 16,0 |
Размеры, м: диаметр | 2-2,15 |
Число ракет на ПУ | 1 |
Корабельная система управления: Тип | Счетно-решающие приборы |
Разработчик | НИИ-49 |
Работы по созданию твердотопливной БРПЛ в части разработки топлива велись по двум основным направлениям: баллиститное топливо 'Нейлон-Б' (разработчик НИИ-125) на базе артиллерийских порохов и смесевое твердое топливо 'Нейлон-С' (разработчик ГИПХ). Твердое смесевое топливо "Нейлон-С" создавалось с использованием перхлората аммония, фурфурольно-ацетоновой смолы, тиокола марки "Т" и нитрогуанидина, для его производства предполагалось создать специализированные предприятия. На базе обоих типов топлива было разработано 7 вариантов ракеты, два с топливом "Нейлон-Б" пять с "Нейлон-С". По проекту "Нейлон-Б" создавалась ракета с давлением в двигателе первой ступени 40 кг/кв.см, единичный импульс двигателя 200 кг сек/кг. Диаметр двигателей первой и второй ступеней 0,7-0,85 м, в состав каждой ступени входило четыре двигателя, связанных между собой в один пакет. Для привода рулевых сопловых насадок применялись рулевые гидравлические машины. Корпус проектировался с использованием материала ЭИ-912.
По проекту "Нейлон-С" разрабатывалось
пять вариантов ракеты: НИР-1, НИР-2, НИР-ЗС, НИР-4Б, НИР-5Б, позднее было
разработано
ещедва варианта НИР-6С и НИР-7С. На
первых вариантах ракеты для управления предполагалось использовать газовые
рули, но при испытаниях они прогорали и последующие варианты ракеты прорабатывались
с поворотными соплами двигателей, однако и это направление не получило
развития. Последние варианты проектировались с управляемыми насадками на
соплах (разрезные сопла, материал - стеклопластик и молибден, хром), но
реальное воплощение такой конструкции органов управления появилось только
на БР 8К98 и 8К96.
Для привода рулевых сопловых
насадок применялись рулевые гидравлические машины. В ноябре 1959 года был
завершен эскизный проект комплекса, в 1958-1962 годах предполагалось проведение
ОКР, начало летных испытаний было запланировано на 1960 год. На Ржевском
полигоне под Ленинградом в рамках темы Д-6 проводилась отработка опытных
твердотопливных двигателей массой до 0,5 т. Инерциальная система управления
проектировалась в НИИ-592. В ходе работ были созданы макеты приборных отсеков
ПО-1-МС и ПО-1-МА. На ракете варианта 'С' использовалось смесевое твердое
топливо 'Нейлон-С' (разработчик ГИПХ): НПА-СА-1-27-Л-2 или НПА-П4-125-22-Л.
Давление в критическом сечении сопла двигателя первой ступени 40 кг/кв.см,
единичный импульс двигателя 210 кг сек/кг.
К концу 1959 года, пользуясь
предварительными данными, полученными от головных исполнителей комплекса,
бюро разработало эскизный проект 629Д6 (главный конструктор Я.Е. Евграфов)
размещения на подводной лодке проекта 629 ракетного комплекса Д-6. В нем
при сохранении числа ракет, равном имеющемуся на подводной лодке проекта
629А, предусматривались изменения, связанные со спецификой нового комплекса.
Предполагалось применить новые стартовые установки, новую аппаратуру систем
управления и обслуживания ракет,изменить конструкцию шахт, состав корабельных
систем и устройств.
Поворотная пусковая установка СМ-95 для эскизного проекта 667 атомной подводной лодки с БР комплексов Д-4 и Д-6 (положение для старта ракет, вид спереди)
В течение 1960 года по данным.
полученным от ЦКБ-7 и ЦКБ-34, в ЦКБ-16 под руководством Я.Е. Евграфова
был разработан технорабочий проект ПСД-6 погружающегося стенда для отработки
испытаний макетов ракет комплекса Д-6. Вся рабочая документация была передана
херсонскому заводу ? 444 в декабре. Принципиальная схема и конструкция
стенда были сохранены аналогичными стенду ПСД-4, для изделия комплекса
Д-6 был использован второй стенд, заданный по постановлению ЦК КПСС и СМ
СССР ?315-145 от 18 марта 1959 года. В разработке документации и изготовлении
оборудования для плавстенда принимали участие ЦКБ-34 ГКОТ (проектирование
стартовой установки) и завод ?7 ГКОТ (изготовление стартовой установки).
Одновременно с разработкой стенда
в июле начались работы по техническому проекту переоборудования ПЛ проекта
629 под комплекс Д-6 на основании тактико-технического задания ГУК ВМФ
по материалам эскизного проекта 629Д6. Под руководством главного конструктора
Я.Е.Евграфова разрабатывался в это же время и технический проект 613Д6
переоборудования подводной лодки проекта 613, ПЛ была выделена для испытаний
постановлением СМ СССР ?141-64 от 9 февраля 1959 года, для отработки и
испытании на ней комплекса Д-6 путем запуска натурных макетов ракеты на
ходу подводной лодки. Проект 613Д6 был завершен в
ноябре, а в январе 1961 года рабочие
чертежи были переданы херсонскому заводу ? 444.
Ракета комплекса Д-6(Вариант "С",реконструкция)
Постановлением ЦК КПСС И СМ СССР
?656-267 от 18 июня 1960 года в развитие постановления 1958 года была задана
разработка комплекса Д-6 для подводных лодок проектов 629, 658 и 667 (главный
конструктор А.С.Кассациер) с твердым топливом "Нейлон-С", с завершением
технических проектов ПЛ к IV кварталу 1962 года. В новом постановлении
дальность стрельбы комплекса задавалась в 1100 км, незначительно снижалась
заданная точность стрельбы. Начало совместных летных испытаний предусматривалось
с
подводной лодки проекта 629Б в III
квартале 1962 года. Постановление задавало проработку варианта ракеты для
использования в сухопутных войсках Советской Армии. Разработка специального
заряда с автоматикой, системой инициирования, электропитания, контактным
и неконтактным датчиками и контрольно-измерительной аппаратурой для технической
и стартовой позиции поручалась НИИ-1011 Минсредмаша (главный конструктор
Щелкин). По проектированию и изготовлению гироскопических приборов и корабельных
счетно-решающих устройств головной организацией был определен как и раньше
НИИ-49 ГКС (сменился главный конструктор Буров).
В рамках темы Д-6 НИИ-88 ГКОТ
(научный руководитель Тюлин) было поручены исследования по аэродинамическим
и прочностным характеристикам, а также по разработке измерительных средств
для изделия.
Проект ракетного комплекса Д-6 (вариант "С")
Разработчик | ЦКБ-7 (КБ "Арсенал") |
Главный конструктор | П.А.Тюрин |
Изготовитель | Завод ?7 |
Тип комплекса | Стратегический ракетный комплекс с твердотопливной баллистической ракетой для стрельбы по неподвижным береговым целям |
Корабли-носители | ПЛ пр.629Д6,658Д6,667(вариант) |
Состояние | Работы по комплексу велись в 1958-1961 годах |
Ракета | "Изделие Д-6" |
Дальность стрельбы, км: - проект 1958 года | Более 800 |
Дальность стрельбы, км: - проект 1960 года | 1100 |
Дальность стрельбы, км: - на перспективу (по проекту 1958 года) | 2500 |
Дальность стрельбы, км: - на перспективу (по проекту 1960 года) | 1500 |
Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км: по дальности (1958 год) | + 4 |
Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км: по дальности (1958 год) | + 5 |
Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км: боковое отклонение (1958 год) | + 4 |
Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км: боковое отклонение (1960 год) | + 4 |
Головная часть: - тип | Моноблочная,ядерная(специальная) типа "49"(49ФУЭ) |
Разработчик | НИИ-1011 МСМ |
Вес боевой части, кг | 500-1200 |
Вес заряда 49ФУЭ, кг | 850 |
Мощность заряда, Мт | 0,3-1 |
Тип взрывателя | Контактные и неконтактные датчики |
Разработчик неконтактных датчиков | НИИ-137 ГКОТ |
Разработчик контактных датчиков | СКБ-885 ГКРЭ |
Система управления: - тип | Автономная инерциальная |
Разработчик | НИИ-592 |
Гл. конструктор | Семихатов |
Разработчик гироскопических приборов | НИИ-49 |
Органы управления | Поворотные насадки (разрезные сопла) |
Тип старта | "Сухой" подводный из шахты с помощью стартовых Двигателей |
Глубина старта, м: - проект 1958 года | 30-50 |
Глубина старта, м: - проект 1960 года | 40-50 |
Размеры, м: - длина полная | 14,8-15,0 |
Длина головной части | 1,3 |
Макс. диаметр корпуса | 1,8 |
Стартовый вес, т | 21,5-26 |
Топливо | Смесевое твердое |
Первая ступень: Тип | ЗИФ-ИР-194 |
Вес снаряженнойступени, т | 14,7 |
Вес топлива.т | 12,2 |
Двигатель | Четырехсопловой РДТТ однокамерный |
Разработчик | ЦКБ-7 |
Тип топлива | Смесевое "Нейлон-С" |
Разработчик топлива | ГИПХ |
Гл. конструктор . | В.С.Шпак |
Единичный импульс на земле, с | 210-220 |
Давление в камере сгорания, кг/см2 | 30-40 |
Вторая ступень: Тип | ЗИФ-ИР-189 |
Вес снаряженной ступени, т | 5,85 |
Вес топлива, т | 4,7 |
Макс. диаметр корпуса, м | 1,8 |
Двигатель | Четырехсопловой РДТТ однокамерный |
Разработчик | ЦКБ-7 |
Тип топлива | Смесевое "Нейлон-С" |
Разработчик топлива | ГИПХ |
Гл. конструктор | В.С.Шпак |
Единичный импульс на земле, с | 220 |
Давление в камере сгорания, кг/см2 | 30-40 |
Стартовые двигатели: Разработчик | КБ-2 завода ?81 ГКАТ и НИИ-125 ГКОТ |
Тип | Пороховые ПРД-78 |
Число двигателей | 6(8) |
Топливо | Твердое "Нейлоп-Б" |
Пусковая установка: Разработчик | ЦКБ-34 |
Тип | Шахтная СМ-93 |
Размеры, м: -длина | 16,0 |
Размеры, м: диаметр | 2,15 |
Число ракет на ПУ | 1 |
Корабельная система управления: Тип | Счетно-решающие приборы |
Разработчик | НИИ-49 |
Изготовление ракет для комплекса
Д-6 было поручено заводу ?7 ГКОТ (завод "Арсенал"), для производства зарядов
из топлива "Нейлон-С" привлекался завод ?6 Ленинградского совнархоза. Для
пуска с погружаемого стенда ПСД-6 задавалось изготовление шести макетов
изделий без аппаратуры системы управления и столько же для отработки с
ПЛ проекта 61ЗД6.
К отработке и изготовлению комплекса
Д-6 кроме основных исполнителей привлекались следующие предприятия: в части
дефектоскопии зарядов в двигателях, по теплозащитным покрытиям, специальным
материалам, антикоррозийным покрытиям для двигательной установки и технологии
их изготовления - НИИ-13 ГКОТ, с участием НИИПМ и ВНИИ Стекловолокна ГКХ;
по изготовлению и поставке зарядов из состава НМФ-2-комбинат ?101 Ростовского
совнархоза; по вращающимся преобразователям тока для стартовых позиций
- ВНИИЭМ ГКАМ; по специальным электрочасам - завод ЭЧЛ Ленинградскою совнархоза;
по наземному электрооборудованию - ОКБ-686 и завод ?686; по постоянным
магнитам бортового электрооборудования - СКВ и завод ?667; по специальным
силовым и бортовым кабелям - ОКБ-КП ГКАМ, завод "Электропровод" Московского
совнархоза и завод "Камкабель"
Пермского совнархоза; по специальным
стартовым и бортовым кабелям - Томское НИИКП и завод "Томсккабель" Томского
совнархоза;
по специальным штепсельным разъемам
- НИИ-131 ГКРЭ, ОКБ-371 и завод ?371 Татарского совнархоза; по промежуточным
слоям между
зарядами и корпусом двигателя и резиновым
уплотнениям - НИИРП ГКХ; по жаростойким материалам для сопловых блоков
и камер двигательной установки - ВНИИМАШ ГКАМ, ИГИ АН СССР и завод ?522
Московского совнархоза, Институт металлокерамики АН Украинской СССР; по
отработке и поставкам графитовых изделий для двигательной установки - Московский
электродный завод Московского совнархоза; по телеметрическим датчикам -
ОКБ-133, ОКБ-213 и завод ?224 ГКАТ; по гидродинамическим характеристикам
- ЦНИИ-45 ГКС, по разработке и вводу в эксплуатацию полигонного измерительного
комплекса для летной
отработки изделий - НИИ-4 МО, в части
источников тока для специального заряда м системы аварийного подрыва -
ВНИИТ ГКАМ, по системе аварийного подрыва - ЦКБ-7, НИИ-6, НИИ-137 ГКОТ
и НИИ592 ГКРЭ; по пиросредствам и детонирующим устройствам - ГСКТБ-5 ГКОТ;
по приборам контроля установки изделия в шахте ПЛ - завод имени В.И.Ленина
("Арсенал") Киевского совнархоза, по транспортному железнодорожному оборудованию
- СКБ и Вагоностроительный завод Калининского совнархоза; по подъемно-стыковочному
агрегату - завод ?444 Херсонского совнархоза; по самоходному шасси для
подъемно-стыковочного агрегата - СКБ Минского автозавода Минский автозавод
Совета народного хозяйства Белорусской ССР; по передвижному самоходному
30-тонному крану - завод имени Январского восстания Одесского совнархоза;
по транспорту и вспомогательному оборудованию -
завод "Машиностроитель" ГКОТ; по разработке
и изготовлению комплекса технологического оборудования для отработки и
заводских испытаний двигателей и ракеты на стендах полигона ?55 и полигона
?4 ВМФ - СКБ и завод ПТО имени Кирова Ленинградского совнархоза; по стендовой
огневой отработке двигателей - полигон ?55 ВМФ; по отработке старта с ПЛ
проекта 613Д6 - полигон
?4 МФ; по проведению совместных МО
и промышленности летных испытаний ракет - ГЦМП МО и др.
Летно-конструкторские испытания
ракет комплекса Д-6 предполагалось провести с подводной лодки проекта 629Б,
строившейся на
заводе ? 402 (директор Егоров), на
Государственном Центральном морском полигоне (ГЦМП). С этой целью в ракетном
отсеке подводной лодки было зарезервировано место (ранее располагалась
кормовая шахта) для установки шахты и аппаратуры управления комплексом
Д-6.
Для размещения ракетного комплекса
Д-6 в ЦКБ-18 прорабатывалась его установка на проект 667 атомной подводной
лодки, вместо комплекса Д-4. При размещении комплекса Д-6 на атомных ПЛ
проекта 667 ракеты предполагалось размещать в поворотных пусковых установках
СМ-95, создаваемых в ЦКБ-34. Разработка другого технического проекта 629Д6
закончилась в 1 квартале 1961 года, но
4 апреля постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР ?316-137 и приказом ГКС от 27 апреля 1961 года все
работы по комплексу Д-6 были признаны неперспективными и прекращена дальнейшая
его разработка.
Этим же постановлением было принято
решение о создании нового
ракетного комплекса Д-7 с БР РТ-15М
на твердом топливе. В связи с таким решением строительство погружающегося
стенда для Д-6 на заводе ?444 также было приостановлено при технической
готовности около 47 процентов.
В дальнейшем в ОКБ-1 была создана
наземная опытная стратегическая ракета средней дальности РТ-1, в которой
использовались
основные принципы построения БР комплекса
Д-6, а также двигатели, созданные в НИИ-125. Ракета прошла испытания в
1962 году.
Литература:
1. "История Санкт-Петербургского
морского бюро машиностроения. Том 2. Центральное конструкторское бюро ?16
- Центральное проектное бюро "Волна",
СМ:СПМБМ "Малахит", 1995
2. Приказ председателя ГКС ?00220
от 29 сентября 1958 года
3. Приказ председателя ГКС ?00199
от 7 июля 1960 года
4. Архивные материалы ЦНИИ им.акад.
А.Н.Крылова и КБ "Арсенал" им.М.Ф.Фрунзе
Источник:
Научно-технический сборник "Невский бастион" Выпуск 6.