свежий номер поиск обсуждение архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
125 | ||||
Суббота, 21 сентября 2002 года | ||||
К 15-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ВЫСОКОШИРОТНОГО ПОХОДА РАКЕТОНОСЦА К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ В высоких широтах,или Трудный путь к успеху
Арктический бассейн всегда привлекал внимание наших подводников своими большими стратегическими возможностями. Однако плавание подо льдами всегда таило в себе неопределенность, большую зависимость от множества случайностей и внезапного возникновения нестандартных ситуаций. Осваивать подледную Арктику военные моряки начали с 1958 года. Это были опытные небольшие походы сначала дизельных, а затем и атомных подводных лодок. Уже в 1962 году одна из подводных лодок Краснознаменного Северного Флота отрабатывала элементы задач, которые включали плавание подо льдом, выход из-подо льда на чистую воду и выполнение ракетной стрельбы. Первые арктические походы в район Северного полюса совершили экипажи подводных лодок класса «Навага», вооруженных ракетами РСМ-25 в 1971 и 1972 годах. Арктика использовалась также для межфлотских переходов. Первоначально арктический опыт ограничивался Северным Морским путем, а затем межфлотские переходы совершались с Севера на Тихий океан подо льдом. Создание кооперацией предприятий-разработчиков во главе с Генеральным конструктором академиком Виктором Петровичем Макеевым в 1974 году баллистической ракеты РСМ-40 с межконтинентальной дальностью стрельбы дало возможность убрать отечественные ракетоносцы из активных противолодочных зон НАТО и перенести основной ракетный потенциал страны ближе к своему побережью, в Арктические районы: наши подводные ракетоносцы стали выполнять задачи боевого патрулирования по периметру Северного Ледовитого океана. В 1980 году экипаж ракетоносца класса «Мурена» выполнил первое проламывание льда для использования стратегического ракетного оружия, а затем, в 1981 году, была осуществлена стрельба двумя ракетами РСМ-40 при всплытии из-подо льда. И наконец, в 1985 году ракетоносцем класса «Кальмар» была выполнена (в обеспечении многоцелевой подводной лодкой) ракетная стрельба двумя ракетами РСМ-50 из приполюсного района. Следует вспомнить, что в ноябре 1983 года коллективу авторов была присуждена Государственная премия СССР за цикл работ, обеспечивающих возможность использования Арктического бассейна для плавания подводных лодок, среди которых мы найдем и фамилии миасских специалистов: Льва Николаевича Ролина, заместителя главного конструктора, и Валерия Товьевича Лизина, начальника отдела прочности тогдашнего КБ машиностроения, а ныне Государственного ракетного центра «КБ имени академика В.П.Макеева». Опытно-конструкторская разработка корабельного ракетного комплекса Д-9РМ с ракетой Р-29РМ (последняя ОКР, выполненная под руководством Генерального конструктора Виктора Петровича Макеева) завершилась выходом в феврале 1986 года постановления о принятии комплекса на вооружение Военно-Морского Флота, в котором также были определены и пути дальнейшего улучшения его тактико-технических характеристик, в числе которых была поставлена задача обеспечения боевого применения ракетного комплекса из высоких широт. После разработки материалов эскизного проекта, его успешной защиты на Научно-техническом совете Военно-Морского Флота, проведения наземной экспериментальной отработки систем ракеты и комплекса в необходимом объеме в 1987 году на заводах (Красноярский и Златоустовский машиностроительные заводы — головные) были изготовлены ракеты Р-29РМУ для проведения натурных пусков с головного ракетоносца класса «Дельфин» («Верхотурье») по программе совместных летных испытаний, предусматривающей, в том числе, проведение пусков двух ракет из высоких широт. Пуски проводились под техническим руководством Государственной комиссии по проведению совместных летных испытаний (председатель — начальник 21-го Государственного Центрального морского полигона вице-адмирал Олег Дмитриевич Бобырев), членом которой был и автор данной статьи. 2 сентября 1987 года ракетоносец «Верхотурье» вышел из Североморска, взяв курс на Северный полюс (командир — капитан I ранга Анатолий Иванович Сугаков, а старшим в походе был известный ледовый подводник — «арктический адмирал», командир 31-ой дивизии ПЛ контр-адмирал Александр Александрович Берзинь. Оба подводника — будущие Герои России, А. А. Берзинь — в 1995 г., А. И. Сугаков — в 1996 г.) От КБ машиностроения на борту ракетоносца находились: технический руководитель, заместитель главного конструктора Владимир Григорьевич Дегтярь (ныне — начальник и генеральный конструктор ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева), начальник отдела Виктор Викторович Сударев, ответственный за комплекс систем управления, начальник сектора Владимир Николаевич Лежнев, ответственный за подготовку полетного задания, начальник группы Юрий Михайлович Сошин, ответственный за корабельные системы повседневного и предпускового обслуживания, а также ведущие специалисты Виктор Юрьевич Апполонов, ответственный за аппаратуру управления корабельными системами повседневного и предпускового обслуживания ракетного комплекса, и Валерий Сергеевич Шубин, ответственный за регистрацию телеметрической информации. По приходу на Северный полюс пуски были назначены на 17 сентября. В этот день с интервалом в 1 час 20 минут (14.00 и 15.20 московского времени) была произведена стрельба из надводного положения подводной лодки двумя ракетами Р-29РМУ на минимальную дальность по боевому полю «Чижа» (Архангельская область). Все системы ракетного комплекса в процессе автоматизированной предстартовой подготовки, старта и полета на начальном участке траектории обеих ракет функционировали нормально. Однако в заданные районы боевого поля блоки не прибыли. Как показал последующий анализ, причиной нештатного полета явился производственный дефект — неправильная сборка отсекателей кабельных стволов на заводе-изготовителе. Это привело к неразделению телеметрических кабелей связи ракет с шахтой, разгерметизации приборных отсеков и последующему нештатному полету. Причина производственного дефекта была однозначно выявлена с принятием соответствующих решений, и эффективность принятых мер подтверждена очередными пусками. При пусках ракет из районов, близких к Северному полюсу, система приведения, система компенсации динамической ошибки, корабельная цифровая вычислительная система, навигационный комплекс работают в специфических условиях, когда направление на Север определяется с большими погрешностями, и принимаются специальные меры для их компенсации. Учитывая, что все системы подводной лодки и ракетного комплекса, для которых проявляется специфика стрельбы из высоких широт, в процессе предстартовой подготовки и старта обеих ракет работали без замечаний и с заданными точностями, совместным решением министерств и Военно-Морского Флота по анализу результатов пуска ракет Р-29РМУ задача стрельбы ракетным комплексом с улучшенными тактико-техническими характеристиками (Д-9РМУ) из высоких широт признана выполненной. Так завершился первый высокоширотный поход головного ракетоносца класса «Дельфин» к Северному полюсу, поход, которому в этом году исполнилось 15 лет. Остается добавить, что за разработку компактной приемной станции БРС-4ЛР-К, позволившей обеспечить прием телеметрической информации при пусках ракет из высоких широт и из других необорудованных районов, в 1990 году премия имени академика Виктора Петровича Макеева была присуждена специалистам отделения систем измерений Государственного ракетного центра: Гусеву Вячеславу Леонтьевичу, Зубкову Юрию Александровичу, Ивашкевичу Михаилу Григорьевичу, Петрову Александру Михайловичу, Шубину Валерию Сергеевичу. |
назад |