Главная страница ВМФ России

Тяжелые атомные подводные крейсера с баллистическими ракетами

пр.941 (схема)Основные ТТХ ТРПК СН пр.941:

Водоизмещение: 28500/49800 тонн
Размеры: 172,8х 23,3х 11,5
Глубина:400/320 метров
Скорость: 13, 26 узлов
АЭУ: 2 реактора ОК-650 (по 190 мВт), 2 турбины по 100000 л.с.
Вооружение: 20 пусковых установок баллистических ракет РСМ-52 (комплекса Д-19), 8 зенитных ракет самообороны “Игла-1”. 6- 533 мм ТА (22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М и ракето-торпеды “Водопад”).
Навигационный комплекс Тобол-941, БИУС “Омнимбус”, ГАК “Скат”. Радиолокационный комплекс МРКП-58 “Буран”, ГАС миноискания МГ-519 “Арфа”,эхоледомер МГ-518 “Север”, телевизионный комплекс МТК-100. Система спутниковой навигации “Симфония”, комплекс космической связи “Цунами”, комплекс радиосвязи “Молния-Л 1”. 19 отсеков; два автономных прочных корпуса диаметром 7,2 м, ВСК, АЭУ блочная. Постоянное боевое дежурство. Старт боекомплекта с глубины 55 метров.
Серия:
ТК-12 (1984)
ТК-202 (1983)
ТК-208 (1981)
ТК-13 (1985)
ТК-17 (1985)
ТК-20 (1989)

пр.941пр.941пр.941пр.941пр.941пр.941пр.941пр.941

    Рассматривая развитие БР для ПЛАРБ СССР и США, необходимо отметить, что в качестве топлива в указанных странах существовала ориентация на разные его типы. В США – на твердое, в СССР развивали преимущественно жидкостное. Каждое из этих направлений имеет свои минусы и плюсы. В СССР жидкое топливо позволило первыми создать морские МБР с РГЧ ИН превосходящие по дальности стрельбы зарубежные аналоги при практически одинаковых массах, габаритах, безопасности и боевой нагрузке. “Отец” всех морских БР СССР Генеральный конструктор В.П.Макеев был сторонником именно этого вида топлива и под его руководством были достигнуты значительные научные и технологические высоты, которые оказались не достижимыми конкурентами из США.В свое время В.П.Макеев исследовал возможности по созданию морских БР на твердом топливе , однако эти исследования не показали преимущества этого топлива по сравнению с жидким. В то же время они показали, что достижение преимущества над БР с жидким топливом требовало практически нереальных технологических разработок. Однако поверхностное знание сути дела руководством СССР привело к созданию отечественной БР на твердом топливе. Следующей и пока последней МБР на твердом топливе стала РСМ-52. Трехступенчатая твердотопливная МБР с дальностью полета 8300 км и с 10-ю головками индивидуального наведения ("Трайдент I" – 7400 км, а "Трайдент II" -  км).
    ПЛАРБ пр.941 (шифр "Акула") является единственным носителем 20 МБР РСМ-52. Головная ПЛ ТК-208 была заложена на СМП в марте 1977 года, спущена на воду 23 сентября 1980 года, вступила в строй в ноябре 1981 года. Всего было заложено 7 ПЛ пр.941 , но из-за договора ОСВ-1 строительство их было ограничено 6 кораблями. ТК-210 был разобран на стапеле.
    По своей конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно друг другу симметричны относительно диаметральной плоскости корабля (наибольший – 10 метров). Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В носовой части, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек. Позади шахт, над главными корпусами в диаметральной плоскости, под ограждением выдвижных устройств, расположен прочный модуль, состоящий из двух отсеков – ГКП и отсек радиотехнического вооружения. Всего на ПЛ 19 отсеков. Такое "катамаранное" оригинальное конструктивное решение продиктовано, в основном, невозможностью вписать в прочный корпус ракетные шахты, поскольку размеры БР перешагнули все мыслимые пределы. Достаточно сказать что стартовый вес их составил 90 тон. Что в конечном итоге привело к громадному водоизмещению превосходящему все разумные пределы. Достаточно сказать, что полное подводное водоизмещение “Акулы” – около 50.000 т превосходит таковое у авианосца "Адмирал Горшков". Это цена до конца не продуманного для отечественного флота, перехода в МБР от жидкого топлива к твердому.