Тяжелые атомные подводные крейсера с баллистическими ракетами |
Водоизмещение: 28500/49800 тонн
Размеры: 172,8х 23,3х 11,5
Глубина:400/320 метров
Скорость: 13, 26 узлов
АЭУ: 2 реактора ОК-650 (по 190 мВт), 2 турбины по 100000
л.с.
Вооружение: 20 пусковых установок
баллистических ракет РСМ-52 (комплекса Д-19), 8
зенитных ракет самообороны “Игла-1”. 6- 533 мм ТА (22
торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М и ракето-торпеды
“Водопад”).
Навигационный комплекс Тобол-941, БИУС
“Омнимбус”, ГАК “Скат”. Радиолокационный
комплекс МРКП-58 “Буран”, ГАС миноискания МГ-519
“Арфа”,эхоледомер МГ-518 “Север”, телевизионный
комплекс МТК-100. Система спутниковой навигации
“Симфония”, комплекс космической связи
“Цунами”, комплекс радиосвязи “Молния-Л 1”. 19
отсеков; два автономных прочных корпуса
диаметром 7,2 м, ВСК, АЭУ блочная. Постоянное
боевое дежурство. Старт боекомплекта с глубины 55
метров.
Серия:
ТК-12 (1984)
ТК-202 (1983)
ТК-208 (1981)
ТК-13 (1985)
ТК-17 (1985)
ТК-20 (1989)
Рассматривая развитие БР для ПЛАРБ СССР и США,
необходимо отметить, что в качестве топлива в
указанных странах существовала ориентация на
разные его типы. В США – на твердое, в СССР
развивали преимущественно жидкостное. Каждое из
этих направлений имеет свои минусы и плюсы. В
СССР жидкое топливо позволило первыми создать
морские МБР с РГЧ ИН превосходящие по дальности
стрельбы зарубежные аналоги при практически
одинаковых массах, габаритах, безопасности и
боевой нагрузке. “Отец” всех морских БР СССР
Генеральный конструктор В.П.Макеев был
сторонником именно этого вида топлива и под его
руководством были достигнуты значительные
научные и технологические высоты, которые
оказались не достижимыми конкурентами из США.В
свое время В.П.Макеев исследовал возможности по
созданию морских БР на твердом топливе , однако
эти исследования не показали преимущества этого
топлива по сравнению с жидким. В то же время они
показали, что достижение преимущества над БР с
жидким топливом требовало практически
нереальных технологических разработок. Однако
поверхностное знание сути дела руководством
СССР привело к созданию отечественной БР на
твердом топливе. Следующей и пока последней МБР
на твердом топливе стала РСМ-52. Трехступенчатая
твердотопливная МБР с дальностью полета 8300 км и с
10-ю головками индивидуального наведения
("Трайдент I" – 7400 км, а "Трайдент II" -
км).
ПЛАРБ пр.941 (шифр "Акула") является
единственным носителем 20 МБР РСМ-52. Головная ПЛ
ТК-208 была заложена на СМП в марте 1977 года, спущена
на воду 23 сентября 1980 года, вступила в строй в
ноябре 1981 года. Всего было заложено 7 ПЛ пр.941 , но
из-за договора ОСВ-1 строительство их было
ограничено 6 кораблями. ТК-210 был разобран на
стапеле.
По своей конструкции это
многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого
корпуса покрытого противогидроакустическим
покрытием находится 5 прочных обитаемых
корпусов, 2 из которых, главные, расположенные
параллельно друг другу симметричны относительно
диаметральной плоскости корабля (наибольший – 10
метров). Перед рубкой корабля, между главными
корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В
носовой части, между корпусами, сверху, находится
торпедный отсек. Позади шахт, над главными
корпусами в диаметральной плоскости, под
ограждением выдвижных устройств, расположен
прочный модуль, состоящий из двух отсеков – ГКП и
отсек радиотехнического вооружения. Всего на ПЛ
19 отсеков. Такое "катамаранное"
оригинальное конструктивное решение
продиктовано, в основном, невозможностью вписать
в прочный корпус ракетные шахты, поскольку
размеры БР перешагнули все мыслимые пределы.
Достаточно сказать что стартовый вес их составил
90 тон. Что в конечном итоге привело к громадному
водоизмещению превосходящему все разумные
пределы. Достаточно сказать, что полное
подводное водоизмещение “Акулы” – около 50.000 т
превосходит таковое у авианосца "Адмирал
Горшков". Это цена до конца не продуманного для
отечественного флота, перехода в МБР от жидкого
топлива к твердому.