Проект 667Б <<Мурена>> (NATO - "Delta").
1.
Количество подводных лодок проекта:18
2.
Изображение проекта:
Вид сбоку и сверху
Вид сбоку АПКР К-278
Вид сбоку АПКР К-500
3.
Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
СЕВЕРОДВИНСК: Северное
машиностроительное предприятие (N 402) (10) |
||||||
1 |
К-279 |
310 |
30.03.70 (1971?) |
20.12.71 (01.72?) |
27.12.72 |
|
2 |
К-447 |
311 |
18.03.72 |
31.12.72 (11.72?) |
30.09.73 (02.73?) |
пер. <<Кисловодск>> |
3 |
К-450 |
312 |
30.07.71 |
15.04.73 |
29.12.73 |
|
4 |
К-385 |
324 |
20.10.71 |
18.06.73 |
30.12.73 |
|
5 |
325 |
31.12.71 (09.73?) |
25.08.73 (02.74?) |
30.12.73 (10.74?) |
|
|
6 |
К-465 |
326 |
22.03.72 |
02.12.73 |
30.09.74 |
|
7 |
К-460 |
337 |
05.06.72 |
07.02.74 |
20.09.74 |
|
8 |
К-472 |
338 |
10.08.72 |
26.04.74 |
14.11.74 |
|
9 |
К-475 |
339 |
17.10.72 |
25.06.74 |
23.12.74 |
|
10 |
К-171 |
340 |
24.01.73 |
04.08.74 |
29.12.74 |
|
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ:
Завод имени Ленинского комсомола (N 199) (8) |
||||||
11 |
К-366 |
221 |
06.03.77 |
08.06.74 |
30.12.74 |
|
12 |
К-417 |
222 |
09.05.74 |
06.05.75 |
20.12.75 |
|
13 |
К-477 |
223 |
05.12.74 |
13.07.75 |
30.12.75 |
|
14 |
К-497 |
224 |
21.02.75 |
29.04.76 |
31.10.76 |
|
15 |
225 |
25.07.75 |
14.07.76 |
19.12.76 |
||
16 |
К-512 |
226 |
21.01.76 |
26.09.76 |
18.08.77 (1976?) |
С 28.10.88 до
15.02.92 (1991?) <<70лет ВЛКСМ>> |
17 |
К-523 |
227 |
01.07.76 |
03.05.77 |
30.10.77 |
|
18 |
К-530 |
228 |
05.11.76 (06.76?) |
23.07.77 |
28.12.77 |
Возможно, в строю |
4. История проекта:
Планом военного кораблестроения на 1969-1980 гг.
предусматривалось создание устойчивой стратегической ракетно-ядерной подводной
системы с оружием большой дальности, дополняющей межконтинентальные
баллистические ракеты наземного базирования, составляющие в то время основу
ракетно-ядерного арсенала страны.
В рамках программы военного кораблестроения намечалось
строительство новых атомных подводных ракетоносцев, являющихся дальнейшим
развитием подводных лодок 2-го поколения 667-го
проекта.
На
смену семейству ракет типа "Поларис" в США разработали МБР
"Посейдон", дальность стрельбы которыми была 5200 км, а РГЧ типа МИРВ
обладала уже 10-14 боезарядами. Ими вооружили новые ПЛАРБ типов
"Лафайет" и "Мэдисон", а лодки прежних серий "Дж.
Вашингтон" и "Э.Аллен" полностью перевооружили на "Поларис
АЗ". В ВМФ СССР решали в это время другую задачу - защита своих ПЛАРБ от
противолодочных сил США. Руководство ВМФ СССР отдавало себе отчет в том, что
при размещении районов патрулирование отечественных ПЛАРБ в зоне полного
господства ВМС США и НАТО рано или поздно будет приводить к увеличению частоты
их обнаружения противолодочными силами, а следовательно и к возрастанию
вероятности их уничтожения в начале войны. Поэтому оно в лице Главкома
постоянно требовало увеличить дальность стрельбы БР ПЛ, чтобы приблизить районы
боевого патрулирования отечественных ПЛАРБ к берегам СССР и вывести их из
районов наибольшей активности противолодочных сил вероятного противника. Эта
задача была наконец решена В.П.Макеевым в двухступенчатой БР РСМ-40. Она уже
обладала гораздо большей дальностью стрельбы, чем у разрабатываемой в США о то
время ракеты "Трайдент-1". Ее головная часть имела способность
корректировать траекторию своего полета с помощью системы астрокоррекции и имела
в последующем разделяющиеся заряды. Эта ракета стала практически первой в мире
межконтинентальной морской БР (МБР).
Развитие Советских стратегических подводных
ракетоносцев второго поколения шло, в первую очередь, в направлении повышения
дальности их ракетного вооружения. Новый ракетный комплекс Д-9, находящийся в
разработке с 1963 года, должен был обладать дальностью, в три раза большей, чем
Д-6. Возможности устанавливаемого на лодку навигационного комплекса не
обеспечивали требуемой точности стрельбы ракетой, имеющей традиционную
инерциальную систему наведения. В результате В.П. Макеев совместно с
руководителями НИИА, НИИАП и НПО "Геофизика" приняли решение о создании
бортовой системы азимутальной астрокоррекции, позволяющей уточнять по звездам
положение ракеты в пространстве и корректировать направление ее движения.
Дальнейшее совершенствование системы управления
ракетной стрельбой позволяло в пять-семь раз сократить время предстартовой
подготовки и, что особенно важно, обеспечить старт всего боекомплекта в одном
залпе.
За увеличение боевых возможностей ракетного комплекса
пришлось заплатить возрастанием массы и габаритов ракеты. По сравнению с Р-27
длина новой БР увеличилась на 40%, диаметр корпуса - на 20%, а стартовая масса
- вдвое. В результате, для того, чтобы "втиснуть" новый комплекс в уже
существующий корпус лодки, пришлось сократить число ракетных шахт с 16 до 12.
Однако, как показывали расчеты, внедрение ракетного комплекса Д-9 повышало
эффективность ракетного крейсера 667-го
проекта в 2,5 раза.
Тактико-техническое задание на атомную подводную
лодку, оснащенную комплексом Д-9, было утверждено в 1965 году. Разработка
корабля, получившего проектный номер "667Б"
и шифр "Мурена", велась в ЦКБ МТ
"Рубин" под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главный
наблюдающий ВМФ вначале был капитан 1 ранга М.С.Фадеев, затем капитан 2 ранга
С.А.Новоселов. Конструкция осталась прежней - двухкорпусная ПЛ с ракетными
шахтами, размещенными в прочном корпусе.
Работы по созданию ракетоносца шли довольно быстрыми темпами,
несколько опережающими сроки создания ракетного комплекса. В результате опытные
пуски БР начались уже после ввода в строй головного корабля серии. Ракетный
комплекс был официально принят на вооружение лишь 12 марта 1974 г.
Строительство серии из 18 атомных подводных лодок
проекта 667Б велось на
Севмашпредприятии в г. Северодвинске, где было построено 10 ПЛАРБ, а также на
заводе им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре), построившего восемь
кораблей.
Конструкция "Мурены"
в целом повторяла конструкцию ее предшественницы - "Наваги". Двухкорпусный корабль несколько увеличенной, по сравнению
с проектом 667А,
длины имел прочный корпус, разделенный на 10 водонепроницаемых отсеков. Из-за
большей длины ракет обтекатель ракетных шахт стал более высоким, а силуэт лодки
приобрел характерный "горб" - ярко выраженный опознавательный признак лодок
проекта 667Б и более поздних
модификаций.
Главная энергетическая установка мощностью 52.000 л.
с. включала два водо-водяных реактора ВМ-4Б и две паровые турбины ОК-700 с
турбо-зубчатыми агрегатами ГТЗА-635. Имелись два дизельгенератора ДГ-460 и два
электродвигателя экономичного хода (2х260 л.с.). Для снижения гидроакустической
заметности корабля была введена двухкаскадная амортизация виброактивных
механизмов паротурбинной установки.
Подводная лодка получила новый навигационный комплекс
"Тобол-Б", включающий аппаратуру космической навигационной системы "Циклон-Б" и
обеспечивающий все исходные данные для проведения подготовки и пуска ракет.
Средства радиосвязи, на более ранних проектах атомных
подводных лодок являвшиеся "набором" различных систем, на новой лодке впервые
были интегрированы в единый комплекс. Корабль (также впервые) получил и
автоматическую систему космической связи "Молния". Как и на лодках проекта 667А, на
новом атомоходе установили гидроакустический комплекс "Керчь".
ПЛАРБ
оборудована всплывающей антенной буйкового типа, позволяющей принимать
радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, находясь на
большой глубине. ТА оснащена устройством быстрого заряжения. Перезарядка
ядерным горючим предусмотрена через 5.5 лет. Большие меры были приняты для
обеспечения комфортности размещения экипажа.
Корабль получил новую боевую информационную
управляющую систему. Впервые на отечественных подводных лодках на проекте 667Б для управления ракетным оружием
была применена автономная корабельная цифровая вычислительная система (КЦВС), решающая
задачи ракетной стрельбы. Весь ракетный боекомплект подводной лодки мог быть
выпущен в ходе одного залпа.
В состав ракетного комплекса Д-9 вошли 12
двухступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29 (4К75, РСМ-40 (мод.1),
западное обозначение - SS-N-8) с максимальной дальностью стрельбы до 7800 км., что позволяло наносить удары
по территории противника, патрулируя
у берегов СССР, вне районов наибольшей активности противолодочных сил вероятного противника.
Ракета Р-29 была выполнена на тех же технических
принципах, что и предшествующая БР типа Р-27. Однако на ней впервые был
реализован ряд передовых технических решений. В частности, двигатель второй
ступени был утоплен в бак окислителя первой ступени, что позволяло создать
весьма компактную конструкцию. Бортовая аппаратура системы управления ракеты
впервые в морском ракетостроении имела в своем составе цифровую вычислительную
машину. Для обеспечения необходимой точности при возросшей дальности стрельбы
инерциальная система управления ракетой (впервые в мире) была дополнена
системой коррекции плоскости полета по звездным ориентирам. Круговое вероятное
отклонение составило 1500 м.
Р-29 стала и первой отечественной морской ракетой,
оснащенной средствами преодоления ПРО противника. Легкие ложные цели в
сложенном состоянии размещались в специальных цилиндрических контейнерах,
вваренных в бак горючего второй ступени.
Длина МБР составила 13,435 м, диаметр корпуса - 1,8 м,
стартовая масса - 33,3 т, забрасываемая масса 1,1 т, мощность БЧ -1 мт. Ее
производство осуществлялось Красноярским машиностроительным заводом в
кооперации с другими предприятиями Сибири (следует отметить, что освоение выпуска Р-29 шло с большими трудностями
из-за высокой степени новизны применяемых технологических процессов).
Корабль оснащался БИУС "Восход" с корабельной цифровой
вычислительной системой "Альфа", решающей стрельбовые задачи. Впервые в мире
для РПКСН проекта 667Б была создана
система защиты ракет от несанкционированных действий, обеспечивающая
осуществление пуска только после получения приказа Верховного командования.
Пуск ракет мог выполняться из подводного положения с
глубины 55 м при скорости лодки до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов как
залпом всего боекомплекта, так и одиночными ракетами. Допускалась ракетная стрельба
как из подводного, так и из надводного положения, при нахождении корабля в базе
(такая возможность обеспечивалась
межконтинентальной дальностью ракеты). Предстартовая подготовка и
производство самого старта осуществлялись в автоматическом режиме. Если для
комплекса Д-5 широта точки старта ограничивалась 85°, то Д-9 стал первым в мире
всеширотным ракетным комплексом.
Стоит сравнить комплекс Д-9 с наиболее совершенным
американским ракетным комплексом - "Посейдон" С-3, поступившим на вооружение
практически одновременно с Советским аналогом. При примерно равной стартовой
массе (29,5 т) американская ракета в штатной комплектации (10 боевых блоков по
50 кг) обладала максимальной дальностью 4600 км (60% от дальности Р-29). В то
же время точностные характеристики американской БР (КВО порядка 450 м) были
значительно выше. Глубина пуска "Посейдона" составляла 15-30 м, тогда как
Советская ракета могла стартовать с 55-метровой глубины. Как Советская, так и
американская лодки могли выстрелить весь боекомплект одним залпом. В то же
время американский комплекс имел более длительное время подготовки в пуску
(порядка 15 минут) и значительно больший интервал между пусками ракет (около
одной минуты).
В 1978 году на вооружение флота поступил
модернизированный комплекс Д-9Д с усовершенствованной МБР Р-29Д (РСМ-40,
мод.2), обладающей дальностью, увеличенной до 9100 км, а также повышенной
точностью (КВО порядка 1000 м).
Комплекс Д-9Д был установлен на нескольких лодках
проекта 667Б в ходе их капитального
ремонта и модернизации. В 1986 году была вновь проведена модернизация
комплекса.
В носовой части подводной лодки располагалось четыре
533-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом из 12 торпед, а также два
400-мм ТА для ГПД МГ-44.
Головной корабль проекта 667Б - К-279 - поступил
в 1972 г. на вооружение дивизии стратегических подводных лодок СФ, базирующейся
в бухте Ягельная. Его первым командиром стал капитан 1-го ранга В.П. Фролов,
вскоре после этого получивший звание контр-адмирала (это был первый случай в истории послевоенного отечественного флота,
когда командиру корабля было присвоено адмиральское звание). В том же
году было принято решение о формировании 41-й дивизии, оснащенной только
кораблями проекта 667Б. В 1974 году
новое соединение было перебазировано в Гремиху, войдя в состав 11-й флотилии
подводных лодок.
На ТОФ атомоходы проекта 667Б вошли в состав 25-й дивизии стратегических подводных лодок,
базирующейся на Камчатке (первому
командиру Тихоокеанской лодки, О.Г.Чефонову, также вскоре было присвоено
контр-адмиральское звание).
Однако "звездопад" на погоны командиров подводных крейсеров продолжался
сравнительно недолго: штат кораблей проекта 667Б был изменен и командирская должность вновь стала
соответствовать званию капитана 1-го ранга.
В конце 70-х годов часть ракетных подводных крейсеров
стратегического назначения была переведена на базу Павловское в Приморье.
Зона боевого патрулирования ПЛ проекта 667Б Северного флота располагалась, как правило, между
Гренландией и Новой Землей и была достаточно надежно защищена силами СФ.
Переход из пункта базирования в район несения боевой службы занимал не более
двух-трех суток.
На Тихоокеанском флоте боевая служба кораблей проекта 667Б началась в 1976 году. Лодки несли
боевое дежурство в районах, находящихся на относительно небольшом удалении от
берегов Камчатки.
Поступление на вооружение атомоходов проекта 667Б с межконтинентальными
баллистическими ракетами существенно повысило стабильность морской компоненты
советской стратегической ядерной триады. Теперь стратегическим ракетоносцам уже
не требовалось прорывать противолодочные рубежи НАТО в Северной Атлантике или
приближаться к западному побережью США, также надежно прикрытому средствами
ПЛО. По западной классификации "букашки" (как прозвали ПЛАРБ проекта 667Б на
флоте) получили обозначение <
В 1994 году началось постепенное списание лодок
проекта 667Б. К концу 1997 года
продолжали нести службу лишь К-447, К-457 (СФ). К-500 и К-530 (ТОФ).
Казалась, биография проекта 667Б окончательно завершилась. Однако неожиданно у этих кораблей
появилась перспектива "второго рождения". На одном из последних заседаний
Совета безопасности России, состоявшемся в конце 1999 года, и проходившем под
руководством Владимира Путина, было рассмотрено и получило одобрение предложение
об использовании выведенных из боевого состава флота РПКСН в качестве грузовых
подводных судов для использования в Арктике.
Реализация идеи арктической подводной магистрали для
транспортировки твердых и жидких грузов уже ведется (пока только теоретически)
по нескольким направлениям. В конце ноября 1999 г. между Центром российского
атомного подводного судостроения (ГРЦАПС) и РАО "Норильский никель" было
подписано соглашение о переоборудовании нескольких списанных атомных подводных
лодок, ожидающих утилизации в Северодвинске, в подводные транспорты.
Другой договор, подписанный генеральным директором
ГРЦАПС Давидом Пашаевым и генеральным директором ЦКБ "Рубин" Игорем Спасским,
предусматривает разработку проектов переоборудования в подводные транспортные
суда выведенных из состава ВМФ РПКСН, а также новых транспортных АПЛ
специальной постройки.
В подводные транспорты намечено, в первую очередь,
трансформировать корабли проектов 667Б
и 667БД,
имеющие ракетные отсеки объемом более 1000 м3. При замене этих
отсеков на специальные грузовые емкости в них можно перевозить до 2000 т
грузов.
Практическая реализация проекта создания транспортных
атомных подводных лодок (ТАПЛ) позволит на ближайшие 10-15 лет отложить
болезненный и дорогостоящих процесс утилизации почти двух десятков РПКСН,
заставив эти корабли "зарабатывать деньги".
Использование ТАПЛ позволит активизировать работы по
освоению подводных нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе
российского сектора Арктики, а также возродить Северный морской путь,
переживающий сегодня далеко не лучшие времена.
Однако не следует быть настолько оптимистичными, чтобы
считать эти проекты проектами завтрашнего дня.
5.
Схема проекта:
Продольный
разрез АПКР проекта 667Б:
1 - основные антенны ГАК <<Керчь>>; 2 - цистерна
безпузырной торпедной стрельбы; 3 - 533-мм ТА
4 -
цистерна кольцевого зазора; 5 - торпедозамести-тельная цистерна; 6 - носовой
люк; 7 - носовой аварийный буй;
8 - запасные 533-мм торпеды; 9 -
торпедопогрузочный люк; 10 - носовой (торпедный) отсек; 11 - носовая группа АБ;
12 - гидродинамический лаг; 13 - ЦГБ; 14 - шпиль
и шпилевая машина; 15 - баллоны ВВД; 16 - второй (жилой) отсек;
17 - кормовая группа АБ; 18 - закрытый ходовой
мостик; 19 - репитер гирокомпаса; 20 - перископ системы МТ-70-8;
21 - перископ ПЗНГ-8; 22 - боевая рубка; 23 -
третий (центральный) отсек; 24 - центральный пост;
25 - перископ астрокорректора <<Волна>>; 26 -
радиосекстан <<Сайга>>; 27 - антенна радио-пеленгатора <<Завеса>>;
28 - антенна РЛК; 29 - РДП; 30 - антенна СОРС
<<Залив-П>>; 31 - четвертый (носовой ракетный) отсек;
32 - ракетная шахта; 33 - пятый (кормовой
ракетный) отсек; 34 рубка насосов аварийного слива топлива;
35 - ВВАБТ <<Параван>> и ее лебедка; 36 - шестой
(вспомогательных механизмов) отсек; 37 - цистерны дизельного топлива; 38 -
седьмой (реакторный) отсек; 39 - реактор; 40 - парогенератор; 41 -
теплообменный блок;
42 - рессиверные баллоны; 43 - восьмой (носовой
турбинный) отсек; 44 - паровая турбина; 45 - конденсатор;
46 - муфта эластичная; 47 - планетарный
редуктор; 48 - главный упорный подшипник (ГУП); 49 - маслоохладитель;
50 - девятый (кормовой турбинный) отсек; 51 -
электронасос конденсаторный; 52 - автономный турбогенератор (АТГ);
53 - всплывающая камера (ВСК); 54 - кормовой
люк; 55 - гребной ЭД (ГЭД); 56 - муфта эластичная;
57 -десятый (кормовой) отсек; 58 - кормовой
аварийный буй; 59 - приводы кормовых рулей
ВУ
АПКР проекта 667Б
1 - АП СОРС <<Залив-П>>; 2
- ПМУ РДП; 3 - ПМУ <<Анис>> (за ним находится ПМУ с АП РЛК. <<Каскад>>);
4 - АП радиопеленгатора
<<Завеса-П>>; 5 - ПМУ радиосекстана <<Сайга>>; 6 - перископ астрокорректора
<<Волна>>;
7 - перископ ПЗНГ-8М; 8 -
ПМУ <<Ива-МВ>>; 9 - перископ МТ-70-8;
10 - ПМУ <<Синтез>> системы
космической навигации.
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение, т:
надводное
8900
подводное
11000
(13700?)
Длина наибольшая, м
139,0
Ширина корпуса наибольшая, м
11,7
Осадка средняя, м
8,4
Архитектурно-конструктивный тип
двухкорпусный
Глубина погружения, м:
рабочая
320
предельная
400
Автономность, сут.
80
(70?)
Экипаж, чел
120
Энергетическая установка:
Главные механизмы:
тип
АЭУ
ППУ:
Марка
ОК-700
количество х тип ЯР
2 х ВВР
марка ЯР
ВМ-4Б
суммарная тепловая мощность
ЯР, МВт 180
ПТУ:
тип
ГТЗА с
эшелонным
расположением
количество х мощность ГТЗА,
л.с. 2 х 20 000
марка
ГТЗА
ГТЗА-635
количество х мощность АТГ,
кВт. 2 х 3000
количество х тип движителей
2 х ВФШ
Резервные источники энергии
и средства движения:
количество х мощность ДГ,
кВт. 2 х 460 (ДГ-460)
аккумуляторная установка:
тип
АБ
свинцово-кислотная
кол-во х мощность ГЭД на
линии вала, кВт 2 х 260
Скорость хода наибольшая, уз:
надводная
17,5 (16?)
подводная
25
(26?)
Вооружение:
Ракетное:
тип ракетного комплекса
Д-9 или Д-9Д 1*
боекомплект
(тип) БР
12 Р-29 (РСМ-40 мод. 1) или
Р-29Д (РСМ-40 мод. 2) 1*
вид
старта
подводный и надводный из РШ в ПК
Торпедное:
количество
х калибр ТА, мм.
4 х 533
боезапас
(тип) торпед
16 (СЭТ-65, САЭТ-60,
53-65К или 53-65М 2*)
количество х калибр ТА, мм
2 х 400
боезапас (тип) торпед
4 (СЭТ-40)
Радиоэлектронное:
БИУС
<<Алмаз-Б>>
НК
<<Тобол-Б>>
КСС
<<Молния-Л>> или
<<Молния ЛМ-1>> 3*
система
СС
<<Циклон-Б>>
ВВАБТ
<<Параван>>
ВБАУ
<<Ласточка>> 4*
ГАК
<<Керчь>> (МГК-100)
РЛК
<<Каскад>> (МРК-50)
с приставкой <<Корма>> (МРК-57)
СОРС
<<Залив-П>> (МРП-21А)
ТК
МТ-70-8
перископ
ПЗНГ-8М
1* На К-450, К-460, К-472, К-475, К-497, К-500, К-512, К-523 и К-530
2* Из них четыре - в ТА.
3* На К-450.
4* Устанавливалась на
К-450 и К-465 вместо ВВАБТ <<Параван>>.
7. Источники:
- В.П. Кузин, В.И.
Никольский <<Военно-Морской Флот СССР 1945-1991>> ИМО Санкт-Петербург 1996
-
В.Е. Ильин, А.И. Колесников <<Подводные лодки России: Иллюстрированный
справочник>> ООО <<Издательство Астрель>>,
ООО <<Издательство АСТ>> 2002.
- Справочная информация из С.С.
Бережной <<Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России>> МИА No.7 2001.
- Ю.В. Апальков <<Подводные лодки>> т. 1, ч. 1. <<Галея
Принт>>, Санкт-Петербург, 2002.
Возврат на Главную
страницу сайта <<Штурм Глубины>>
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2003