О ситуации в российской "оборонке" корреспонденту "Известий" Дмитрию
ЛИТОВКИНУ рассказывает директор, генеральный конструктор Московского
института теплотехники, генеральный конструктор комплекса "Тополь-М"
Юрий СОЛОМОНОВ.
- Юрий Семенович, в России есть госпрограмма вооружений, каждый
год принимается гособоронзаказ, но почему же армия недополучает
обещанного?
- В "оборонке" более 1,5 тысячи объединений и предприятий различных
форм собственности: госпредприятия, акционерные и акционерные с
участием государства. Это около 20% в общепромышленном потенциале
страны. Зато больше 70% интеллектуального потенциала. Перед выборами
среди них распространялась анкета, где задавался ваш вопрос.
Подавляющее большинство ответов содержит отрицательную оценку положения
в ВПК. Об этом говорят более 80% руководителей "оборонки". Это не
ностальгия по "советскому прошлому" и безразмерным бюджетам.
Большинство из нас уже адаптировалось к современной экономической
ситуации, нашли себя в областях, не связанных с военной техникой.
"Оборонка" - это интеллект и специализация работников, это относительно
узкая специализация производственных мощностей. Для выживания им нужна
загрузка не ниже определенного уровня. А если его нет, для всей
кооперации это конец. Наиболее кричащими являются факты, когда
производство уже не дублируется современной российской оборонной
промышленностью и когда из цепи выпадает одно-два звена. Это означает,
что конечный продукт - ракету, самолет, вычислительную машину и др. -
получить уже невозможно. По разным оценкам, нашей "оборонкой" уже
безвозвратно утеряны сотни технологий. В прошлом году, например, в
течение нескольких месяцев стояло предприятие "Тверьхимволокно". Оно
делает органические волокна с уникальными физико-механическими
характеристиками. Из него и "мотаются" ракетные конструкции. В том
числе и для "Тополя-М". Я поднял на ноги всех и вся - спецслужбы,
аппарат президента, правительство, огромными усилиями нам удалось
возобновить подачу электричества и стабилизировать ситуацию.
Предприятие заработало, но из-за продолжительного простоя в течение
двух месяцев выпускало волокно более низкого качества, которое нам не
годится.
- Руководству страны все это неизвестно?
- Сегодня все, что связано с состоянием оборонно-промышленного
комплекса и обеспечением его здорового состояния, - абсолютная
прерогатива правительства. Помимо него за "оборонку" отвечают аж 10
федеральных органов управления. Но структура управления построена таким
образом, что система государственного управления оборонным комплексом
не просто слаба и неэффективна, но и полностью отсутствует. Ни один из
госорганов за выполнение гособоронзаказа от начала и до конца не
отвечает. Вы думаете, хоть один из органов госуправления помог нам в
решении проблем? Нет. Отдельные руководители, а иногда и просто
честные, ответственные чиновники помогали, структура же - почти
никогда. Хотя я, как директор и генеральный конструктор МИТа,
официально обращался и к руководителю агентства "Росавиакосмос", и к
руководителям правительства, и к министрам. Получал соответствующие
письменные поручения на мое обращение к председателю правительства.
И... ничего! Не выполняются даже указы президента, решения Совбеза.
Например, есть прямое поручение президента по выработке документа о
создании инвестиционной программы обновления производственных мощностей
ОПК. Это государственные, бюджетные ресурсы, которые в числе других
расходов должны быть направлены на приобретение новых станков, оснастки
к ним. В "оборонке" сегодня всего 20-30 процентов оборудования, которое
отвечает современным требованиям. На нынешний день более 80%
оборудования имеет срок эксплуатации более 30 лет (в западных странах
7-9). Более года прошло - документов нет. Из бюджета выделяются крохи,
на которые решать задачу обновления производства просто несерьезно.
Могу сказать, что по перспективной работе, которая делается в интересах
ВМФ (новая морская баллистическая ракета. - "Известия"), на
2003 год объем инвестиций выделен такой, что его недостаточно для
приобретения даже одного станка. А на 2004 год объем госинвестиций для
изготовления нашего "Тополя-М" без какого-либо обсуждения и
согласования с нами урезали почти вдвое, хотя именно нам эту работу
поручал президент России.
- Но ведь в бюджете 2004 года расходы на оборону, в том числе и
гособоронзаказ, не ниже прошлогодних, а по некоторым статьям и выше...
- Реально недобор средств по отношению к тому, что записано в
программе вооружений, утвержденной президентом, составляет минимум 25%.
К чему может привести отсутствие необходимых средств? Программа
вооружений подписана президентом в 2001 году. Начиная с 2002 года она
не выполняется. Если так будет и дальше продолжаться, а те
ориентировки, о которых министр финансов Алексей Кудрин докладывал,
приняты, то 2004 год, максимум 2005-й будут последними с точки зрения
возможности серийного изготовления большинства высокотехнологичной,
наукоемкой продукции для нашей армии. Речь идет не об автоматах и
пулеметах, а о сложных стратегических ракетных комплексах, самолетах
пятого поколения и других подобных конструкциях.
- А может быть, настало время, когда для России исчезли угрозы?
- А разве нам безразлично, что делается в США в области разработки
национальной ПРО, программы "Единая перспектива-2010", которая
предполагает решение очень опасных для любого государства задач -
комплексирование информационных и коммуникационных систем глобального
характера с ударными системами. Есть и вопросы терроризма, от которых
тоже никуда не деться. А еще в конгрессе и сенате США постоянно
поднимаются вопросы о возобновлении ядерных испытаний. Если называть
вещи своими именами, то потенциальные угрозы, которые на сегодняшний
день сдерживаются либо международной конъюнктурой, либо действиями
политического руководства, в конце концов - при неблагоприятном
развитии событий - могут вдруг выйти из-под контроля. Они могут быть
направлены в другое, отнюдь не мирное русло, и не быть готовыми к
такому вызову, по-моему, безответственно.
|