Морской щит по-прежнему крепок
Современная
российская военная политика, работа по реформированию армии и флота
строятся, конечно же, с учетом того нового уровня, на который вышли
сегодня отношения с США и другими промышленно развитыми странами. Так,
в 'Актуальных задачах развития Вооруженных Сил Российской Федерации'
пересмотрены некоторые казавшиеся прежде незыблемыми основы военного
планирования: 'Произошло исключение из числа наиболее вероятных конфликтов, к
которым готовились Вооруженные Силы страны, глобальной ядерной войны и
крупномасштабных войн с использованием обычных вооружений с НАТО или
иной возглавляемой США коалицией. Это дало возможность пойти на
существенные сокращения ядерного потенциала и потенциала обычных
вооружений без ущерба для безопасности страны'. И действительно, в Военно-морском флоте за последние семь лет
произошло сокращение числа ракетных подводных крейсеров стратегического
назначения более чем в 3 раза! Раньше в составе ВМФ было 5 дивизий -
десятки ракетоносцев разных проектов, сотни ракет.
Теперь основу российских МСЯС составляют всего шесть
подводных ракетоносцев проекта 667БДРМ шифр 'Дельфин' (по натовской
классификации Delta-IV). Это указано во втором докладе объединения
'Беллуна' и соответствует Договору СН2-2. Суммарное число боевых блоков
на ракетах, которые несут эти ПЛАРБ, уменьшилось более чем в 5 раз. Сокращение количества ракетоносцев и соответственно количества
боевых блоков вызывает определенное беспокойство у части военных
аналитиков. С другой стороны, если даже допустить возможность
возникновения глобальной ядерной войны, то не будет иметь существенного
значения, сколько раз можно уничтожить мир имеющимся в наличии ядерным
оружием. Но поскольку угроза глобальной войны не просматривается в
обозримом будущем, современное состояние МСЯС можно считать полностью
отвечающим требованию Военной доктрины. В ней, в частности, записано: 'Российская Федерация оставляет за собой право на применение
ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее
союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также
в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в
критических для национальной безопасности Российской Федерации
ситуациях'. Вместе с тем отметим, что, по оценкам Главного штаба ВМФ,
качественный показатель МСЯС в наши дни высок как никогда. Каждый
ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН), или по
новой классификации - ракетная подводная лодка стратегического
назначения (РПЛСН) проекта 'Дельфин', несет 16 межконтинентальных
баллистических ракет РСМ-54 (по натовской классификации SS-N-24 Skiff)
с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Каждая ракета
вооружена четырьмя такими боевыми блоками. В журнале Osterreichische Militarische Zeitschrift (? 4, 2001
г.) наш 'Скиф' назван шедевром морского ракетостроения. Он может
базироваться как в Северном Ледовитом, так и в Тихом океанах. Эта
ракета и ее модификации имеют наилучшие энергомассовые показатели среди
отечественных и зарубежных, жидкостных и твердотопливных, сухопутных и
морских стратегических ракет. Под энергомассовыми показателями конструкторы подразумевают
отношение массы боевой нагрузки баллистической ракеты к ее стартовой
массе, приведенной к одной дальности полета. Если оценивать 'Скиф' по
этому показателю, то он имеет коэффициент 46. Это лучше, чем у
американских баллистических ракет Trident-1 и Trident-2, которые имеют
коэффициенты 33 и 37,5 соответственно.
К такому результату наша страна пришла весьма непростым путем.
МСЯС: история и современность
Во
второй половине прошлого века стратегические ядерные силы (СЯС) России
были главным стабилизирующим фактором в обеспечении международной
безопасности страны. Особую роль в этом процессе сыграли морские СЯС.
Носители межконтинентальных баллистических ракет морского базирования -
ракетные подводные крейсера стратегического назначения 667-го проекта -
стали наиболее действенным и совершенным не только военным, но даже
экономическим инструментом нашей внешней политики. Под естественной защитой ледяного панциря Арктики подводные
ракетоносцы в военном отношении были и продолжают оставаться самой
скрытой и потому неуязвимой частью ядерного трезубца России. В 80-е
годы их массовый выход на боевое дежурство в районы Мирового океана,
непосредственно прилегающие к территории США, стал самым убедительным
аргументом, заставившим убрать из Европы 108 натовских ракет средней
дальности Pershing-2. Они могли быть использованы для поражения целей
на значительной части европейской территории нашей страны. Не случайно
Михаил Горбачев в свое время сравнил их с дулом пистолета,
приставленного к виску СССР. Наконец, подводники внесли неоценимый вклад в изучение шельфа
Северного Ледовитого океана и составление карты его дна. Несколько лет
назад она была представлена мировому сообществу в качестве обоснования
нашего права на пользование природными богатствами и на ведение
экономической деятельности в российском секторе Арктики. В частности,
на разработку богатых месторождений нефти и газа. По Договору ОСВ-1 ограничения на количество подводных
ракетоносцев относились к подводным лодкам, построенным после 1964
года. В то же время Договор разрешал завершить уже начатое
строительство новых ракетоносцев. Это дало возможность построить еще 62
субмарины, на которых могло быть развернуто до 910 БРПЛ. В целом
Договор ОСВ-1 не ограничивал советскую программу создания
стратегических ракетоносцев и количество боевых блоков на
баллистических ракетах для подводных лодок БРПЛ. В период с 1964 года, когда была заложена первая российская
субмарина проекта 667А, вооруженная 16 баллистическими ракетами РСМ-25
(SS-N-6 Serb), до 1990 года в состав Военно-морского флота было введено
87 стратегических ракетоносцев. Это были РПКСН 667-го проекта (Yankee и
Delta) и тяжелые ракетные подводные крейсера (ТРПК) пр. 941 'Акула'
(Typhoon). За 37 лет на флоте было выполнено свыше тысячи пусков
межконтинентальных баллистических ракет. В том числе в 1991 году -
единственный в мире 16-ракетный залп РСМ-54, а в 1998 году - двойной
10-ракетный залп РСМ-52.
Куда двигаться дальше?
Создание БРПЛ шло по двум
направлениям, которые принципиально отличались. Прежде всего типами
ракетных двигателей: на жидком и твердом топливе (ЖРД и РДТТ).
Исторически сложилось так, что отечественное ракетостроение лидировало
в создании именно ЖРД, в то время как американское - преуспело в
создании РДТТ. Мы тоже пытались создавать твердотопливные ракеты. Но
даже патриарх ракетостроения, Сергей Королев, считал, что у нас свой
путь в этой области и не надо с него сворачивать. По крайней мере наши
РДТТ по техническим характеристикам заметно уступали не только
американским, но и отечественным ЖРД. Однако американский опыт обусловил категорическое требование
заказчика оснастить подводный ракетоносец третьего поколения
твердотопливными ракетами. Они были проще в эксплуатации. Но при этом
они проигрывали в дальности пуска и боевой нагрузке. Даже когда
удавалось достичь тактико-технических характеристик существующих ракет
с ЖРД, конструкторы тут же предлагали проект новой ракеты с РДТТ,
характеристики которого вновь превосходили ЖРД. Исключение составила с
известной долей оговорок твердотопливная РСМ-52 (SS-N-20 Sturgeon)
ракетного комплекса Д-19, которая превзошла по дальности стрельбы
жидкотопливную РСМ-54. Правда, и по весу она тоже превзошла РСМ-54
почти в два раза. Предварительная разработка ракетного комплекса Д-19 началась в
КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Макеева в
1971 году. Полномасштабные работы по Д-19 с ракетами РСМ-52 были
развернуты в сентябре 1973 года одновременно с началом работ над
созданием ТРПК. При создании нового корабля заказчиком была поставлена задача
расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики - вплоть до
предельных широт за счет совершенствования навигационного и
гидроакустического вооружения. Для пуска ракет из-под арктического
ледового панциря лодка должна была всплывать в полыньях или проламывать
ограждением рубки лед толщиной до 2-2,5 м. Однако уровень отечественных технологий 70-80-х годов не
позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную
ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих
жидкотопливных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также
массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного лодочного
оборудования потребовали принятия нетрадиционных компоновочных решений.
Бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил
адмирал Николай Амелько вспоминает: 'Генеральный конструктор С.Н.
Ковалев вынужден был соединить параллельно две подводные лодки, а между
ними разместить 20 твердотопливных ракет. С инженерной точки зрения
С.Н. Ковалев решил это гениально, но получился какой-то мастодонт
водоизмещением 48 тысяч тонн с абсолютно неприемлемой подводной
шумностью? Примечательно, что Чернавин был срочно назначен
председателем приемки АПЛ 'Тайфун', так как штатный председатель
отказался подписывать акт о приемке еще не готовой подводной лодки, к
тому же прошедшей испытания с нарушением правил'. В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный
комплекс Д-19 с ракетой РСМ-52 был официально принят на вооружение ВМФ.
Максимальная дальность пуска РСМ-52 превысила дальность американского
аналога - Trident С4 (7400 км) и приблизительно соответствовала
дальности Trident С5 (11000 км). Но по своим энергомассовым
характеристикам отечественная ракета значительно уступала БРПЛ Trident
С4 и С5. По целому ряду причин ТРПК проекта 'Акула' не оправдал
возлагавшихся на него надежд. Это и дороговизна самого корабля, и
сложность эксплуатации, и высокая стоимость его обслуживания. Ежегодные
затраты на поддержание технической готовности одного крейсера
составляют 300 миллионов рублей. Предполагалось, что Д-19 будет эксплуатироваться до 2003 года, а
в 2004 году ему на смену флот получит новый ракетный комплекс с ракетой
'Вариант', или, как ее еще называют, 'Барк' (глубокая модернизация
РСМ-52). Она должна устанавливаться как на модернизированные ТРПК
проекта 941, так и на новые РПКСН 4-го поколения - проекта 955 'Борей'.
13 лет назад первым в очередь на модернизацию встал ТРПК 941-го
проекта 'Дмитрий Донской'. А ввод в боевой состав Северного флота
головного ракетоносца нового проекта - 'Юрий Долгорукий', заложенного 2
ноября 1996 года в Северодвинске в производственном объединении
'Северное машиностроительное предприятие', планировался на 2004 год.
'Барк' или 'Булава'?
В Советском Союзе были
два центра ракетостроения. КБ Машиностроения (ныне - Государственный
ракетный центр 'КБ имени академика В.П. Макеева') в Миассе Челябинской
области. Он создавал баллистические ракеты для ВМФ. И Московский
институт теплотехники. Его продукция предназначалась для РВСН. Это
ракеты 'Пионер', 'Тополь', 'Горн', 'Сирена', 'Тополь-М' и другие. С учетом морской специфики в КБ им. Макеева созданы специальные
испытательные стенды и лаборатории. Например, в лабораторных условиях
проводится испытание даже подводного старта баллистических ракет. Для
этого в Миассе построен гигантский бассейн, одна из стен которого
стеклянная. После лабораторных условий ракета испытывалась на морском
полигоне в Черном море, затем проводили пуски с наземного комплекса на
Центральном полигоне ВМФ в поселке Ненокса Архангельской области. И,
наконец, старты из подводного положения с борта подводной лодки в Белом
море. В 1986 году для РПКСН 4-го поколения в КБ им. Макеева начали
разрабатывать новый корабельный ракетный комплекс 'Барк'. Однако при
существующем в то время уровне финансирования КБ Макеева удавалось
делать лишь по одной ракете в три года. Поэтому первое испытание
'Барка' состоялось спустя 8 лет, а второе - еще через три года, в
1997-м. Всего было три испытательных пуска, по той или иной причине
неудачных. В результате работа над комплексом, степень готовности
которого оценивалась в 73%, по решению Минобороны и Минэкономики была
прекращена. Но к тому времени ТРПК 'Дмитрий Донской' в производственном
объединении 'Северное машиностроительное предприятие' был уже на 84%
подготовлен к перевооружению. Смонтированы пусковые установки, в
ракетных отсеках установлена монтажно-технологическая аппаратура...
Оставалось лишь поставить корабельные системы, которые находились на
заводах-изготовителях. Одновременно в Минобороны изучали предложение Московского
института теплотехники (МИТ) о создании унифицированных систем
баллистического оружия с единой ракетой для шахтного, грунтового и
морского комплексов. Для ее производства было решено создать кооперацию
предприятий ракетостроительной отрасли, в которую вошли МИТ и
Воткинский машиностроительный завод. По рекомендации министра обороны Маршала Российской Федерации
Игоря Сергеева, начальника вооружения Вооруженных Сил РФ
генерал-полковника Анатолия Ситнова и главнокомандующего ВМФ адмирала
флота (в то время адмирала) Владимира Куроедова на правительственном
уровне было принято решение отказаться от 'Барка' и заказать для флота
'Булаву'. Вот что рассказывал об этом весной 2000 года генерал-полковник Анатолий Ситнов:
- Когда разрабатывалась новая концепция стратегических ядерных сил,
основная задача, поставленная перед конструкторами, состояла в том,
чтобы сократить время прохождения активного участка в несколько раз.
Для этого было использовано новое топливо, новое конструкторское
решение. В результате 100-тонная ракета, которая на 'Акуле' в первом
варианте прочно стояла, опираясь на донные контакты, теперь свободно
висела в шахте на 5-тонном АРССе. Ракета выбрасывалась бы из шахты не
пороховым аккумулятором давления, а вытягивалась АРССом. Более того,
изменили диаметр ракеты на 2 см. Что касается топлива, то мы ничего не выиграли. Для того чтобы
запустить эти ракеты, надо было переделать все шесть 'Акул'. На это
требовалось 86 триллионов неденоминированных рублей. Да, можно было
довести ракету до ума, но нужно было затратить еще 12 триллионов. Кроме
того, 60 процентов ее элементной базы производится в странах СНГ, и в
них же - 40 процентов материалов для ракеты. 'Булаву' мы создаем за 6,5 триллиона и она даст нам возможность
обратного потенциала. Это будет унифицированная ракета весом 32-34
тонны. Она сменит 'Тополь', который весит 46 тонн, а вместе с
автопоездом 120 тонн. Вес автопоезда с 'Булавой' не превысит 70 тонн.
Это обеспечит его проезд по всем районам страны. Кроме того, благодаря сделанному выбору мы сокращаем
производственную кооперацию, создаем российскую научную школу и новую
спецхимию. Под новую ракету уже созданы новые боевые блоки,
спецтопливо, а вес системы управления снижен с 240 до 100 кг. Путь от защиты эскизного проекта 'Булавы', которая состоялась в
первой половине 2000 года, до начала испытаний занял четыре года. С позиций сегодняшнего дня директор и генеральный конструктор
ФГУП 'МИТ' Юрий Соломонов считает, что 'при создании любой новой
техники все связано с определенными рисками'. Можно по-разному
оценивать степень риска тех или иных технических систем, но в
значительной степени, даже в случае подтверждения технических и
конструкторских решений результатами наземной отработки, положительный
или отрицательный результат зависит от технологии, культуры
производства и производственной дисциплины. Этот фактор сбрасывать со
счетов нельзя. Именно он стал причиной аварии при испытании комплекса
'Барк'. Юрий Соломонов знает, о чем говорит. По информации,
просочившейся в СМИ, 24 мая нынешнего года на Воткинском
машиностроительном заводе произошел взрыв во время испытаний одного из
двигателей 'Булавы'. Но это, хочется верить, не отразится на сроках
государственных испытаний новой ракеты, которые назначены на декабрь. И все же признаем, своеобразный обмен 'Барка' на 'Булаву'
несколько задержал строительство подводных ракетоносцев 4-го поколения.
Хотя ракетостроительная отрасль и не стояла на месте.
'Синева' над морем
Преимущество существования в
стране двух центров ракетостроения не только в том, что в результате
здоровой конкуренции рождается новое, более совершенное оружие МСЯС. Но
еще и в том, что ВМФ в принципе застрахован от потери своего
ракетно-ядерного щита. Конструкторы Московского института теплотехники
под руководством Бориса Лагутина создают перспективную
межконтинентальную баллистическую ракету 'Булава' для подводных лодок
4-го поколения. А их коллеги из Государственного ракетного центра 'КБ
имени академика В.П. Макеева' под руководством генерального
конструктора Владимира Дегтяря уже создали для ракетных субмарин 3-го
поколения новую БРПЛ 'Синева', которая является глубокой модернизацией
хорошо зарекомендовавшей себя ракеты РСМ-54. Она предназначена для
шести подводных ракетоносцев проекта 'Дельфин'. Заключительный этап
государственных испытаний новой ракеты закончился недавно. 29 июня в 10
часов 25 минут московского времени из акватории Баренцева моря экипаж
подводного ракетоносца 'Екатеринбург' под командованием капитана 1ранга
Сергея Рачука успешно выполнил пуск новой баллистической ракеты. Члены
государственной комиссии подписали акт о завершении испытаний. После
оформления соответствующих документов 'Синева' поступит на вооружение
ВМФ. 'Синева' может нести до десяти боевых блоков малого класса или
до четырех блоков среднего класса. Дальность стрельбы обеспечивает
применение 'Скифа' из мест базирования, а также из высокоширотных
районов Арктики. А точность стрельбы впервые сравнялась с точностью
стрельбы стационарных межконтинентальных баллистических ракет. Впервые наряду с астрокоррекцией использована радиокоррекция по
навигационным искусственным спутникам Земли. На ракете реализовано
разведение боевых блоков на индивидуальные точки прицеливания в
произвольной по форме и переменной по величине (энергетическим
затратам) зоне разведения. Обеспечена стрельба по настильным
траекториям с малым подлетным временем. Ракета обладает повышенной
стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва. Принципиальное отличие новой ракеты 'Синева' в том, что у нее
изменены размеры ступеней, увеличено количество боевых блоков, повышена
защищенность комплекса от воздействия электромагнитного импульса,
установлена система преодоления ПРО. Эта ракета оснащена уникальной
системой спутниковой навигации и вычислительным комплексом, который
предназначался первоначально для ракеты 'Барк'. Производство новой
ракеты налаживается на Красноярском машиностроительном заводе. В декабре прошлого года были выполнены два успешных пуска
телеметрических ракет РСМ-54 в рамках опытно-конструкторской работы по
возобновлению их серийного производства. После завершения этой работы
РСМ-54 в течение десяти лет будет основой морских стратегических сил
сдерживания. Существуют технические предпосылки увеличения этого срока
еще на десять лет, а при необходимости и более. Ракета обладает
модернизационным потенциалом, реализация которого позволит адекватно
реагировать на военно-технические вызовы XXI века. Возможности 'Синевы'
и группировки подводных лодок проекта 'Дельфин' с целью создания запаса
прочности при развитии стратегических ядерных сил достаточно велики и
долгосрочны. Задача военных моряков, кораблестроителей и морских
ракетчиков - умело и достойно распорядиться этими возможностями,
использовать их для укрепления стратегической стабильности. Десятилетний срок дальнейшей эксплуатации РСМ-54 - это время,
необходимое для создания новых морских межконтинентальных
баллистических ракет для стратегических субмарин уже 5-го поколения. В
качестве таковой может рассматриваться, в частности, новая
перспективная ракета, которая также предложена миасским ГРЦ 'КБ имени
академика В.П. Макеева'. Она должна вобрать в себя все лучшее, что было
в предыдущих проектах, в том числе и нереализованных, таких как 'Барк'.
А также то, что будет в МИТовской 'Булаве'. Тем самым будут продолжены
лучшие традиции, сформировавшиеся за полвека отечественного
ракетостроения. Самое главное, с успешным завершением государственных испытаний
'Синевы' у России появился десятилетний запас времени для создания
нового оружия - ракет и субмарин, которые не могут строиться по
отдельности, а только вместе - морских ракет без субмарин не бывает. Капитан 1 ранга Владимир ГУНДАРОВ
Copyright ╘ 2002 respublika.ru
Издатель: ООО Медиа-группа "Respublika.Ru"
Генеральный директор: Ольга Алтунина
Главный редактор: Виталий Третьяков Контакты