Что нам по карману?
Какие морские ядерные силы может позволить себе Россия в ближайшем будущем и к середине века? Чтобы найти ответ, учтем, что флот — самый ресурсоемкий вид Вооруженных сил, и его проблемы можно рассматривать с позиций макроэкономики.
Сравним бюджеты
Валовой внутренний продукт (ВВП) США — примерно 9,5 трлн. долларов. Расходы на военные нужды — 401,7 млрд. долларов (4,2% ВВП). Бюджет военно-морских сил (ВМС) — до 30% этой суммы. За каждый миллиард долларов американцы поддерживают в строю корабли суммарным водоизмещением около 30 тысяч тонн и 10 палубных самолетов в морских стратегических ядерных силах (МСЯС), которые несут примерно 40 боевых блоков (ББ). Расходы на кораблестроение — примерно 10% бюджета ВМС США.
ВВП России в 2004 г. при курсе доллара 28,66 рубля — примерно 534 млрд. долларов. На оборону выделено 2,69% ВВП — около 14,4 млрд. долларов. В отличие от США у России огромная сухопутная граница, поэтому хорошо, если ВМФ получит хотя бы 15-18% — около 2,5 млрд. долларов. Тогда, по американским нормам, мы могли бы содержать в ВМФ 9 кораблей, 30 палубных самолетов, 120 боевых блоков на подводных ракетоносцах. Но, по мнению экономистов, курс доллара сильно завышен. Чтобы определить его реальную цену, предлагается привязать к рублю среднюю стоимость гамбургера в сети «Макдоналдс». Получим около 15 рублей. Соответственно мы сможем содержать 18 кораблей, 60 палубных самолетов и 240 боевых блоков на подводных ракетоносцах.
С другой стороны, в случае выделения на нужды ВМФ 10% бюджета Минобороны флот получит около 300 млн. долларов на строительство новых кораблей. Если за 1 кг водоизмещения платить по 100 долларов, общий тоннаж новостроек составит 3000 тонн в год. Проектный срок службы корабля — примерно 25 лет. В итоге получаем флот общим водоизмещением 75 тысяч тонн, а с учетом того, что курс доллара завышен, — 150 тысяч тонн. На деле же финансированием обеспечено строительство 800 — 1000 тонн, снаряженных вооружением.
ВМФ России берется содержать все свои корабли и суда за ту же сумму, которую в США тратят на содержание кораблей общим водоизмещением около 49 тысяч тонн. При этом на ремонт кораблей и вспомогательных судов в текущем году выделено менее 10% потребности, на эксплуатацию и поддержание технической готовности — менее 50%, на обеспечение техническим и шкиперским имуществом — менее 8%. Эта тенденция сохраняется долгие годы.
Тем не менее мы содержим в составе сил постоянной готовности около 30 подлодок, более 110 надводных кораблей и более 79 боевых катеров.
Стратегические ядерные
Чтобы не утомить читателей расчетами, предлагаю конечные цифры. Мы сможем содержать подводный флот суммарным водоизмещением примерно 80 тысяч тонн. По аналогии с ВМС США (а также Англии или Франции) на один ракетоносец водоизмещением 15 тысяч тонн приходится 2 многоцелевые атомные подлодки (АПЛ) по 7500 тонн. В итоге в наших МСЯС (морских стратегических ядерных силах) останется 3 подводных ракетоносца. В будущем, когда наш ВВП удвоится, можно рассчитывать на 6. Столько в перспективе и планируется содержать в ВМФ. Ракетоносцев проекта 667БДРМ (строительный шифр «Дельфин», по классификации НАТО — Delta IV) всего 7. Все сведены в одну дивизию. Проектный срок эксплуатации — 25 лет. У головной (первой в серии) лодки К-51 «Верхотурье» он истекает в 2009 г. У К-84 «Екатеринбург» — в 2010-м, К-64 — в 2011 г., К-114 «Тула» — в 2012 г., К-117 «Брянск» — 2013 г., К-18 «Карелия» — 2014 г. и у последней К-407 «Новомосковск» — в 2017-м. Есть и дивизия тяжелых подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 (шифр «Акула», по классификации НАТО «Typhoon»). Их было 7. ТК-13 утилизирован. ТК-210 не достроен, разобран в 1990 г. ТК-208 «Дмитрий Донской» (введен в строй в 1981 г.) 13 лет находится в заводе на модернизации. У ТК-202 «Симбирск» срок эксплуатации истекает в 2008 г. У ТК-12 — в 2009-м, ТК-17 «Архангельск» — в 2012 г. У ТК-20 «Северсталь» — в 2014 г. Но реально их «жизнь» закончится гораздо раньше. Уже сейчас все имеют ограничения в эксплуатации из-за технического состояния. Обе дивизии входят в Северный флот. В Тихоокеанском есть дивизия ракетоносцев, несколько лодок более раннего проекта 667БДР (шифр «Кальмар», по классификации НАТО — Delta III). Их не выводят из боевого состава только потому, что им нет замены и в обозримом будущем не будет. Морские ракеты и ПРО Американцы создали баллистическую ракету подводных лодок (БРПЛ) «Трайдент-2» массой 57 тонн с боевой нагрузкой 8 средних боевых блоков (ББ) (забрасываемый вес — 2,38 тонны). Мы компенсировали отставание в электронике энергетикой ракетного топлива. Конструкторы Государственного ракетного центра «Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева» создали РСМ-54 (по классификации НАТО — «Skiff») массой 40 тонн с боевой нагрузкой 4 средних или 10 легких ББ (забрасываемый вес — 2,15 тонны). Новый шаг — РСМ-52 («Sturgeon») весом 90 тонн с боевой нагрузкой 10 средних ББ (забрасываемый вес — 3 тонны). В 2020 — 2025 гг. США планируют начать замену подлодок типа «Огайо» с «Трайдент-2» новыми лодками и ракетами. Тем же путем идут и в России, создавая для ракетоносца 4-го поколения проекта 955 (шифр «Борей») твердотопливную ракету. Разрабатывало «Борей» ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова в конце 1980-х гг. 2 ноября 1996 г. в Северодвинске заложен первый в России и в мире подводный крейсер стратегического назначения 4-го поколения «Юрий Долгорукий». Правда, для него еще нет ракетного комплекса, а без ракет нет и ракетоносца. Создавать комплекс «Барк» для «Борея» начало КБ им. Макеева. Но после трех испытательных пусков программу закрыли. Через Правительство РФ было проведено решение о создании твердотопливной ракеты по программе «Булава» в Московском институте теплотехники, который ранее не конструировал баллистические ракеты морского базирования, специализировался на создании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования «Пионер», «Тополь», «Курьер», «Тополь-М», а также противолодочных ракетных систем, таких, как «Медведка». В 1998 г. там начались разработки новой ракетной системы «Булава». По сообщениям печати, комплекс должен существенно превосходить американский «Трайдент» по способности преодолевать систему ПРО и точности. Важно определить: какая ракета нужна подводникам. Если с дальностью стрельбы 5 — 6 тысяч км, то нашим субмаринам придется выходить в океан. А в Северной Атлантике, исходя из ВВП стран НАТО и России, соотношение сил — примерно 30:1 не в нашу пользу, на Тихом океане — 20:1. Остается Арктика, где нет чужих самолетов, надводных кораблей, авианосцев и стационарных систем слежения. Америка много лет трубит о ПРО. На случай ее создания российские подводники освоили пуски ракет из приполюсных районов. Арктика — самый неудобный район для систем космического наблюдения. Наши «Дельфины» стали одними из первых отечественных атомоходов, почти полностью неуязвимых в тех районах. Создание подводных ракетоносцев обходится стране очень дорого, поэтому на будущее надо предварительно рассчитать: сколько, в какие сроки и с каким оружием строить. Из всех требований можно составить абрис будущего ракетоносца 5-го поколения. Думается, он должен быть максимально большим, чтобы принять на борт как можно больше ракет. Сама ракета — максимально тяжелой, чтобы нести наибольшее количество боевых блоков. Для флота создают новую ракету «Синева», по сути, глубокую модернизацию РСМ-54. В декабре прошлого года было 2 успешных пуска ракет РСМ-54 в рамках опытно-конструкторской работы «Синева». После ее завершения ракета РСМ-54 в течение 10 лет будет основой морских стратегических ядерных сил. Есть предпосылки увеличения этого срока еще на 10 лет, а при необходимости — и более. Задача военных моряков, кораблестроителей и морских ракетчиков — умело распорядиться этими возможностями, лимитом времени для совершенствования морских ядерных сил.
Владимир ГУНДАРОВ
© «Учительская газета» №34 (10011) / 2004-08-24
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=6062