|
|||
ОРУЖИЕ | |||
ЛИЧНОСТЬ |
Виктор Макеев Фото ГРЦ ''КБ им. Макеева'' | ПАТРИАРХ МОРСКОГО РАКЕТОСТРОЕНИЯ К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА Виктор
Петрович Макеев. Талантливый ученый, академик, генеральный конструктор
стратегических ракетных комплексов подводных лодок Военно-морского
флота, создатель научно-конструкторского направления - морского
ракетостроения с баллистическими ракетами подводных лодок, дважды Герой
Социалистического труда, лауреат Ленинской и трех Государственных
премий СССР. На протяжении 30 лет (1955-1985) он был бессменным
руководителем КБ машиностроения, ставшего головным предприятием по
разработке морских стратегических ракетных комплексов. |
Отечественная
школа морского ракетостроения, создателем и лидером которой был В.П.
Макеев, стала самостоятельной областью отечественной науки и техники,
достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и
конструктивно-компоновочных решений по ракетам, обеспечив организацию и
сопровождение серийного производства и эксплуатации стратегических
морских ракетных комплексов на флотах. Благодаря В.П. Макееву
сформировалась разветвленная кооперация научно-исследовательских
институтов, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов,
решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных
комплексов для Военно-морского флота СССР. 25 октября 2004 г. В.П.
Макееву исполнилось бы 80 лет. Жизнь распорядилась так, что имя этого человека стало открыто большинству людей только после его кончины - такова судьба создателей ракетно-ядерного щита Родины, надежно оберегавшего мирную жизнь, труд, быт, отдых и творчество от чужих посягательств. Известно, что бьют слабых и беззащитных, сильных остерегаются и уважают. В первых рядах тех, кто ковал эту силу, был Виктор Петрович Макеев, сначала главный, затем - генеральный конструктор Конструкторского бюро машиностроения. Родился В.П. Макеев 25 октября 1924 г. в деревне Протопопово (впоследствии - пос. им. Кирова) Коломенского района Московской области (ныне - один из районов г. Коломны), в семье потомственного рабочего. С 1939 г., после окончания 7 классов школы, начал работать учеником чертежника на Московском авиационном заводе № 22, экстерном получил среднее образование. С 1941 г. - в Казани, куда был эвакуирован завод после начала войны, работает техником, конструктором. Уже здесь Виктор Макеев проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолета Пе-2, за что был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Совмещая работу с учебой, с 1942 г. учился на вечернем, а затем - на дневном отделении Казанского авиационного института. В 1944 г. его переводят в Московский авиационный институт. В 1948 г. он окончил МАИ, а в 1950 г. Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н.Э. Баумана. С 1947 г., в период дипломного проектирования, начал работать в Особом конструкторском бюро С.П. Королева (ОКБ-1). Вся его дальнейшая деятельность, кроме двух лет работы инструктором отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ (1950-1952), связана с проектированием и отработкой ракетной техники. В июне 1955 г. его, 30-летнего ведущего конструктора ракеты Р-11, по предложению С.П. Королева, направляют на Урал главным конструктором Специального конструкторского бюро - СКБ-385 (переименованного позже в Конструкторское бюро машиностроения - КБМ). С первых дней работы в Златоусте главный конструктор Макеев включился в отработку и создание по проекту ОКБ С.П. Королева первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ, которая была принята на вооружение в 1959 г. Но уже в то время главный конструктор Макеев взял за правило работы КБ вести параллельно несколько проектов. Один в проекте, другой в отработке и третий в летных испытаниях. И результатом этого было принятие на вооружение в 1960 г. более новой ракеты P-13 комплекса Д-2 с увеличенной почти в 4 раза дальностью стрельбы. К этому же первому поколению принадлежит и ракета P-21 комплекса Д-4, сданная на вооружение в 1963 г., главной особенностью которого была реализация подводного старта, что в значительной степени увеличивало боевые возможности подводного флота за счет скрытности и неопределенности для противника точки старта. КБ машиностроения стало ведущей научно-конструкторской организацией страны. Под руководством В.П. Макеева сформировалась разветвленная кооперация научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая и решающая ныне задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов в интересах Военно-морского флота. Системы управления для ракет КБМ создавались под руководством главного конструктора академика АН СССР Н.А. Семихатова, гироскопические приборы, в большинстве случаев - главного конструктора В.П. Арефьева; цифровые вычислительные системы - главного конструктора, д.т.н. Я.А. Хетагурова и его последователей. Жидкостные ракетные двигатели созданы под руководством главного конструктора, д.т.н. А.М. Исаева и его преемников, а также под руководством главного конструктора академика РАН А.Д. Конопатова, твердотопливные двигатели под руководством академика АН СССР В.Ф. Уткина и члена-корреспондента АН СССР Л.Н. Лаврова. Созданием средств наземного оборудования руководил главный конструктор член-корреспондент АН СССР В.Н. Соловьев. Баллистические ракеты КБМ оснащались ядерными боевыми блоками, созданными совместно с институтом, руководимым членом-корреспондентом АН СССР К.И. Щелкиным и академиком АН СССР Е.И. Забабахиным, с использованием, в ряде случаев, зарядов разработки института, руководимого академиком АН СССР Ю.Б. Харитоном. Реализация новейших конструкторских решений, опережающая технологическая подготовка и техническое переоснащение производства в организацию создания ракетных комплексов обеспечивались под руководством директоров головных ракетных заводов: Златоустовского машиностроительного - В.П. Коновалова и В.Х. Догужиева, Красноярского машиностроительного - В.П. Котельникова и В.К. Гупалова, ставших высокомобильными совершенными предприятиями по производству морских ракет, Омского авиационного - С.С. Бовкуна. Все атомные подводные лодки стратегического назначения СССР, построенные по проектам академика АН СССР С.Н. Ковалева, вооружались ракетами, созданными под руководством В.П. Макеева. Внедрение принципиально новых и ряда других схемных, конструктивных и материаловедческих решений было возможно благодаря слаженной работе коллективов кооперации предприятий и ее штаба управления - Совета главных конструкторов, бессменным руководителем которого был Виктор Петрович Макеев. Несмотря на свою молодость, благодаря профессионализму и высокой ответственности за порученное дело, он был признанным лидером среди руководителей огромной кооперации разработчиков систем комплекса. Обладая природной интуицией, чувством грани допустимого риска и беря основную тяжесть ответственности на себя, Виктор Петрович своим примером поднимал большие коллективы на решение сложных научно-технических задач при создании опытных разработок морских ракетных комплексов. Отечественная школа морского ракетостроения, сложившаяся в 60-х гг. как самостоятельная область отечественной науки и техники, создателем и руководителем которой стал В.П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам, обеспечила организацию и сопровождение серийного производства и эксплуатации стратегических морских ракетных комплексов на флотах. К основным приоритетным решениям относятся: - размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя; - практически полное исключение объемов ракеты, не используемых под топливо; - применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах; - использование детонирующих удлиненных зарядов для разрушения жестких связей и отделения элементов ракеты в полете; - использование поясной амортизации из эластомерных материалов, в том числе размещенной на ракете; - заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов; - транспортировка ракет в заправленном состоянии с заводов-изготовителей. Под руководством В.П. Макеева постоянно совершенствовалась работа Конструкторского бюро, организовывались подразделения по собственной разработке не только конструкции ракеты, но и пусковых установок, систем управления ракетой и корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания, приборостроения, энергоустановок, средств измерений и контроля, по математическому обеспечению и автоматизации проектирования. Создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет, решающая задачи отраслевого уровня. В.П. Макеев явился инициатором организации сотрудничества АН СССР, отраслей промышленности, высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Он создал и руководил работой Научного совета АН СССР по названной проблеме (1977-1985). Совет играл важную роль в координации научных исследований и расчетно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В.П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг. Особо следует отметить его академическую деятельность. Являясь инициатором организации сотрудничества Академии наук СССР и организаций министерств оборонных отраслей промышленности, он придавал огромное значение одной из важных областей науки - механике конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в области координации научных исследований и проведения научно-исследовательских работ с целью создания методов расчета, проектирования и испытаний типовых конструкций из композиционных материалов для ракетной техники. Он соавтор нескольких монографий, десятков статей и изобретений, несколько сотен отчетов по научно-исследовательским работам, эскизным проектам. Под его руководством подготовлено более 20 докторов и кандидатов наук. Многообразие и сложность задач, решаемых конструкторским бюро, предопределили необходимость привлечения многих научных и проектных организаций для проведения совместных исследований в области аэродинамики и тепломассообмена, динамики и управления, материаловедения и прочности, проектирования и испытаний сложных технических систем. Полученные научные результаты ложились в основу проведения опытно-конструкторских работ, проверялись многочисленными испытаниями и после анализа и оценки внедрялись в конструкторскую документацию. Большое значение Виктор Петрович придавал научно-издательской деятельности. Он являлся главным редактором межотраслевого научно-технического сборника "Техника, экономика, информация" серии "Композиционные материалы и конструкции из них", главным редактором отраслевого научно-технического сборника "Ракетная и космическая техника" серии "Расчет, экспериментальные исследования и проектирование баллистических ракет с подводным стартом", членом редакционной коллегии Всесоюзного научно-теоретического журнала "Механика композиционных материалов", издаваемого АН Латвийской ССР. Он также являлся членом Национального комитета АН СССР по теоретической и прикладной механике. Как любого крупного государственного деятеля, Виктора Петровича отличала черта заботливого хозяйственного руководителя. На протяжении своей 30-летней деятельности на посту сначала главного конструктора, затем генерального и начальника предприятия он повседневно заботился о производственной и социальной сфере. После переезда в 1959 г. в город Миасс его северная часть - Машгородок - за 25-летнюю деятельность Макеева превратилась в замечательный район города, имеющий современную инфраструктуру жилищной и социально-культурной сферы. Доказательством тому служит то, что коллективу авторов за застройку Машгородка в 1974 г. была присуждена Государственная премия РСФСР. Это была первая премия в области хозяйственной деятельности предприятия. Будучи депутатом Верховного Совета СССР и членом Центрального комитета КПСС Виктор Петрович, участвуя в обсуждении и принятии государственных планов развития народного хозяйства и программ вооружения, всегда помнил о нуждах рядовых тружеников предприятия, коллективов ряда смежных предприятий и испытательных организаций промышленности и Военно-морского флота. Поразительна широта жизненных интересов этого человека. Еще одна грань его деятельности - развитие культуры и спорта на Машгородке. До сих пор свежи в памяти деятельность самодеятельных коллективов, выступления известных в стране мастеров театра и эстрады. В 1968 г. В.П. Макеев был избран членом-корреспондентом, а в 1976-м - действительным членом (академиком) Академии наук СССР, избирался депутатом Верховного Совета СССР (1966-1985 гг.), кандидатом в члены, затем - членом ЦК КПСС (1971-1985 гг.). Дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1961, 1974 гг.) стал лауреатом Ленинской (1959 г.) и трех Государственных премий СССР (1968, 1978, 1983 гг.), награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции. Президиум Академии наук СССР наградил его Золотой медалью им. С.П. Королева. Виктор Петрович - почетный гражданин города Миасса (1997 г.). В 1991 г. имя академика В.П. Макеева присвоено Конструкторскому бюро машиностроения. Ныне это Государственный ракетный центр "КБ им. академика В.П. Макеева". Его именем названы проспект в г. Миассе, улица в г. Коломне, судно Северного флота ВМФ. Установлены бюсты в г. Миассе - на территории предприятия и в центре Машгородка, в г. Коломне, пос. Ненокса Архангельской области. Установлены мемориальные доски на доме, где жил в г. Миассе, на зданиях, где работал в городах Златоусте и Миассе. Учреждены стипендии его имени в Московском авиационном, Московском физико-техническом институтах, Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова, Южно-Уральском государственном университете. Федерация космонавтики страны учредила медаль имени академика В.П. Макеева. Ежегодно проводятся научные конференции его памяти - Макеевские чтения. Учреждена премия его имени. Результат творчества В.П. Макеева, руководимого им конструкторского бюро и обширной кооперации предприятий - три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ СССР. В их числе комплексы с ракетами: - Р-11ФМ, стартующая с верхнего среза шахты подводной лодки в ее надводном положении, - первая баллистическая морская ракета (1959 г.). Разработана ОКБ-1, серийное освоение - СКБ-385; - Р-13, стартующая с верхнего среза шахты подводной лодки, движущейся в надводном положении, - первая самостоятельная разработка КБ (1960 г.); - оперативно-тактическая ракета Р-17, сданная на вооружение в 1962 г. и известная ныне под наименованием "Скад", - БРПЛ Р-21 - первая ракета с подводным стартом (1963 г.); - ракета Р-27 - первая малогабаритная, с заводской заправкой топливом БРПЛ (1968 г.), ставшая наиболее массовой морской ракетой; - БРПЛ Р-29 - первая морская межконтинентальная ракета (1974 г.); - единственная в мире морская противокорабельная баллистическая ракета Р-27К, эксплуатировавшаяся на одной подводной лодке (1975 г.); - БРПЛ Р-29Р - первая морская межконтинентальная ракета с разделяющейся головной частью (1977 г.); - ракета Р-39 - первая отечественная твердотопливная БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983 г.); - ракета Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства (1986 г.). После первой морской ракеты Р-11ФМ С.П. Королева в состав морских стратегических ядерных сил Советского Союза и России на вооружение принимались только ракеты и комплексы макеевской школы морского ракетостроения. При создании этих комплексов получили серьезное развитие и организационное оформление две обширные специфические области: экспериментальная отработка морских ракет, а также вопросы их эксплуатации. Было произведено около 4000 современных морских ракет, более 1200 - отстреляно. Успешность пусков составила в среднем более 0,96. 19 лет назад, в день своего рождения, ушел из жизни Виктор Петрович Макеев. Спустя годы мы только-только приближаемся к пониманию масштаба личности генерального конструктора стратегических морских ракет, по достоинству оценивая его, техническое, творческое и человеческое наследие, исключительную значимость сделанного им в области морского ракетостроения в отечественном и общемировом масштабе. Большая честь была - работать рядом с ним, еще большая ответственность - высоко держать марку начатого им дела. В КБ Макеева об этом помнят всегда. Владимир ДЕГТЯРЬ генеральный конструктор Государственного ракетного центра "КБ им. академика В.П. Макеева" | |
постоянный адрес статьи: http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2004.58.articles.weapon_02 |