http://www.bi.spb.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Журнал двух столиц
О Журнале
Подписка на журнал
Реклама в нашем журнале
Архив Журнала
Коммерческие проекты
Первая страница

искать в архиве:


Журналы за год
? 10/2004
Увеличить изображение
прочитать

? 9/2004
Увеличить изображение
прочитать

? 7-8/2004
Увеличить изображение
прочитать

? 5-6/2004
Увеличить изображение
прочитать

? 3-4/2004
Увеличить изображение
прочитать

? 1-2/2004
Увеличить изображение
прочитать

государственный вопрос:экономика и флот

КАКИЕ КОРАБЛИ РОССИИ 'ПО КАРМАНУ'

ФЛОТ - САМЫЙ РЕСУРСОЕМКИЙ вид Вооруженных Сил, поэтому его проблемы можно рассматривать с позиций макроэкономики. Валовой внутренний продукт (ВВП) США составляет примерно 9,5 триллиона долларов. Расходы на военные нужды составляют 401,7 миллиарда долларов. За каждый миллиард долларов бюджета ВМС американцы поддерживают в строю корабли с суммарным водоизмещением около 30 тысяч тонн. 10 палубных самолетов в составе морских стратегических ядерных сил (МСЯС) несут примерно 40 боевых блоков (ББ).

Структура ВМС США примерно следующая: 30 процентов - авианосцы, 30 - надводные корабли, 30 - атомные подводные лодки, 10 - вспомогательный флот.

Структура расходов бюджета ВМС США примерно выглядит так: 30 процентов - денежное довольствие, 33 - расходы на эксплуатацию, ремонт и боевую подготовку, 33 - НИОКР и закупки. С последней статьи 40 процентов средств выделяется на НИОКР и 60 - на закупки. В свою очередь, половина расходуемых на закупки средств идет на кораблестроение, что составляет примерно 10 процентов бюджета ВМС США.

ПОПРОБУЕМ ОПРЕДЕЛИТЬ БЮДЖЕТ ВМФ РОССИИ. Наш ВВП в 2004 году оценивается в сумму, примерно около 534 миллиардов долларов (при курсе доллара 28,66 рублей). На национальную оборону выделено около 14,4 миллиарда долларов, что составляет 2,69 процента ВВП. Если бы пропорции распределения бюджета Минобороны по видам Вооруженных Сил были, как в США, наш флот получил бы около 5 миллиардов долларов. Но до 30 процентов доли ВМФ в бюджете Минобороны нам никогда не дотянуть, так как в отличие от США, у России огромная сухопутная граница. Если российский флот в пропорциональном отношении получит хотя бы половину, то есть около 2,5 миллиардов долларов, тогда, по американским нормам содержания флота, мы можем иметь 9 кораблей, 30 палубных самолетов, 120 ББ на подводных ракетоносцах.

Однако, по мнению ведущих экономистов, курс доллара у нас на рынке сильно завышен. Чтобы определить его реальную стоимость, предлагается 'привязать' к рублю среднюю стоимость гамбургера в сети ресторанов 'МакДональдс', действующих, как известно, во многих странах мира. В итоге получается, что реальный курс доллара - около 15 рублей. Соответственно, мы можем удвоить силы флота и содержать 18 кораблей общим водоизмещением 180 тонн, 60 палубных самолетов и 240 ББ на подводных ракетоносцах.

С другой стороны, в случае выделения на нужды ВМФ 10 процентов бюджета Минобороны флот получит на строительство новых кораблей около 300 миллионов долларов. Если за 1 килограмм водоизмещения платить по 100 долларов, общий тоннаж новостроек составит 3000 тонн в год. Предусмотренный проектный срок службы корабля составляет примерно 25 лет. В итоге получаем общий тоннаж Военно-морского флота - 75 тысяч тонн водоизмещения, а с учетом реального курса доллара - 150 тысяч тонн. Однако в реальной жизни финансированием обеспечено строительство лишь 800 - 1000 тонн объемов, снаряженных вооружением.

РОССИЙСКИЙ ФЛОТ БЕРЕТСЯ содержать все корабли и суда за ту же сумму, которую в США тратят на содержание кораблей общим водоизмещением около 49 тысяч тонн. Это уже из области фантастики, а вот реальность - просто катастрофическая. На ремонт кораблей и вспомогательных судов в текущем году выделено менее 10 процентов от потребности, на обеспечение эксплуатации и поддержание технической готовности - менее 50 процентов, на обеспечение техническим и шкиперским имуществом - менее 8 процентов.

Это не исключение из правил, а тенденция, которая сохраняется на протяжении многих лет. Например, за последние три года финансирование эксплуатации и ремонта боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ не превышало 10 - 12 процентов от необходимого, финансирование закупки технического и шкиперского имущества составляет все те же 10 - 12 процентов от потребностей. Финансирование электромеханического обеспечения кораблей за последние три года возросло в четыре раза, однако по-прежнему остается недостаточным для выполнения поставленных задач в полном объеме.

Тем не менее, мы содержим в составе сил постоянной готовности около 30 ракетных подводных лодок стратегического назначения, многоцелевых АПЛ и дизель-электрических ПЛ, более 110 надводных кораблей и более 79 боевых катеров. Насколько это удается, наглядно показали результаты стратегической командно-штабной тренировки Вооруженных Сил РФ 'Безопасность-2000'.

ОПУСКАЯ УТОМИТЕЛЬНЫЕ для широкого круга читателей математические расчеты, перейдем сразу к достаточно красноречивым и убедительным цифрам. 80 тысяч тонн - таково, примерно, суммарное водоизмещение российского подводного флота. По аналогии с американскими ВМС, на один ракетоносец водоизмещением 15 тысяч тонн приходится две многоцелевые АПЛ по 7500 тонн каждая. В итоге, в составе наших МСЯС остается всего три подводных ракетоносца. Похожие результаты можно получить, если проводить аналогии с ВМС Англии или Франции. В будущем, когда наш ВВП удвоится, можно рассчитывать на шесть подводных ракетоносцев.

Именно столько и планируется содержать в составе ВМФ до 2010 года. Речь идет конкретно о ракетоносцах проекта 667БДРМ строительный шифр 'Дельфин' (по классификации НАТО - Delta IV). Проектный срок их эксплуатации составляет 25 лет. У головной лодки (первой в серии), как видно из нижеприведенной таблицы, этот срок истекает в 2009 году, у последней - в 2017-м. Все они сведены в одну дивизию Северного флота.

В составе Северного флота есть дивизия тяжелых подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941, строительный шифр 'Акула' (по классификации НАТО 'Typhoon'). Как видно из приведенной ниже таблицы, у самого нового ракетоносца 'Северсталь' срок эксплуатации заканчивается в 2014 году. Однако в действительности это произойдет гораздо раньше. Уже сейчас все они имеют ограничения по эксплуатации в связи с техническим состоянием агрегатов и механизмов.

Обе дивизии входят в состав Северного флота. В составе Тихоокеанского есть дивизия ракетоносцев, имеющая в своем составе несколько лодок более раннего проекта - 667БДР - строительный шифр 'Кальмар' (по классификации НАТО - Delta III). Их не выводят из боевого состава только из-за отсутствия замены, и в обозримом будущем ее не будет.

Из этих расчетов следует: недостаточность финансирования диктует необходимость использования средств с максимальной отдачей.

Что касается, например, ракетоносцев, то при дефиците средств надо экономно использовать объем прочного корпуса. Решая эту задачу, американцы создали баллистическую ракету для подводных лодок (БРПЛ) 'Трайдент-2' массой 57 тонн и с боевой нагрузкой восемь средних ББ (забрасываемый вес - 2,38 тонн).

УСТУПАЯ АМЕРИКАНЦАМ В ЭЛЕКТРОНИКЕ, мы пошли иным путем. Компенсируя это отставание энергетикой ракетного топлива, конструкторы Государственного ракетного центра 'КБ им. академика В.П. Макеева' создали БРПЛ РСМ-54 ('Skiff') массой 40 тонн с боевой нагрузкой 4 средних ББ или 10 легких ББ (забрасываемый вес - 2,15 тонн). Дальнейший шаг был сделан в сторону увеличения массы ракеты. РСМ-52 ('Sturgeon') весит 90 тонн с боевой нагрузкой 10 средних ББ (забрасываемый вес - 3 тонны).

Но нет ничего вечного. Между 2020 и 2025 годами американская сторона планирует начать замену ПЛАРБ типа 'Огайо' с БРПЛ 'Трайдент-2' на новые ПЛАРБ и ракеты. То же самое пытаются сделать и в России, создавая для ракетоносца четвертого поколения проекта 955 (шифр 'Борей') легкую твердотопливную ракету массой почти вдвое меньше, чем у 'Трайдент-2'.

Работы по формированию облика атомных субмарин четвертого поколения начались в нашей стране практически одновременно с США в 1977 году. Планы строительства были заложены в очередную программу военного кораблестроения, принятую в 1985 году.

Разработка корабля 955-го проекта (шифр 'Борей') велась в ЦКБ 'Рубин' под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова в конце 1980-х годов. К тому времени международная обстановка и расстановка сил существенно изменились. Это не могло не сказаться и на облике перспективного атомохода. Было решено отказаться от гигантских размеров и экзотической компановки 'Акулы' и вернуться к классической схеме подводной лодки с одним прочным корпусом.

В ноябре 1996 г. в Северодвинске состоялась закладка первой (как в России, так и в мире) атомной ракетной подводной лодки 4-го поколения. Новый подводный крейсер стратегического назначения получил имя 'Юрий Долгорукий'. С тех пор он остается на стапеле завода, можно сказать, в первозданном виде, так как для него до сих пор не создан ракетный комплекс.

Первоначально создавать ракетный комплекс 'Барк' для 'Борея' начал Государственный ракетный центр 'Конструкторское бюро им. академика В.П. Макеева'. Однако уже после трех испытательных пусков ракет (а всего на испытания дается минимум семь ракет) программу 'Барк' неожиданно закрыли. Через Правительство РФ было проведено решение о создании твердотопливной ракеты по программе 'Булава' на базе Московского института теплотехники, который ранее никогда не конструировал баллистические ракеты морского базирования.

Основная задача, поставленная перед конструкторами, состояла в том, чтобы сократить время прохождения активного участка полета в несколько раз. Под новую ракету уже созданы новые боевые блоки, спецтопливо, а вес системы управления снижен с 240 кг до 100 кг. Масса ракеты должна составлять примерно 34 тонны.

В середине декабря прошлого года прошли 'бросковые' испытания макета ракеты. Макет упал в воду в нескольких кабельтовых от лодки и затонул. Итог неутешительный: 'Булавы' у России нет. А без ракетного комплекса нет и подводного ракетоносца четвертого поколения:

РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННОГО КОМПЛЕКСА лет двадцать назад стоила около 300 миллионов долларов, а серийная ракета - около 10 миллионов долларов. Цены с тех пор не изменились. Например, проект создания 'Булавы' для 'Юрия Долгорукого' был оценен Министерством обороны первоначально всего в 227 миллионов долларов.

В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), ранее специализировавшемся на создании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования ('Пионер', 'Тополь'), 'Курьер', 'Тополь-М', а также противолодочных ракетных систем, таких, как 'Медведка', начались разработки новых ракетных систем 'Булава-30' и 'Булава-47'с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой, оснащенной РГЧ. По сообщению печати, комплекс должен существенно превосходить американский аналог - 'Трайдент' - по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей. Новая морская ракета в значительной степени унифицирована с межконтинентальной ракетой наземного базирования 'Тополь-М', однако не является ее прямой модификацией, как писал ряд средств массовой информации. Различия в особенностях морского и наземного базирования не позволяют без существенного снижения боевых характеристик комплекса создать универсальную ракету, в одинаковой степени удовлетворяющую требования как ВМФ, так и РВСН.

За последние пять лет стоимость 'Булавы' заметно выросла и вышла на уровень 'стандарта' советских времен. Остается определиться в выборе: какая ракета нужна подводникам?

Если ракета будет иметь дальность стрельбы 7-8 тысяч километров, то нашим субмаринам придется выходить в океан. В Северной Атлантике соотношение сил, если сравнивать ВВП стран НАТО и России, примерно 30:1 - увы, не в нашу пользу. При такой полярности могущества стран о военном искусстве можно забыть. На Тихом океане это соотношение 20:1, и тоже - не в нашу пользу. Остается Арктика, где нет чужих самолетов, авианосцев, надводных кораблей и стационарных систем слежения. В худшем случае, подводники окажутся в ситуации 'лодка против лодки' в самом 'непрозрачном' районе Мирового океана.

СЛЕДУЮЩИЙ НЕМАЛОВАЖНЫЙ ВОПРОС: сколько ББ должна нести ракета? Однако, он в принципе неверен. Заказчик заинтересован в том, чтобы разместить на субмарине как можно больше ББ. Это зависит от количества ракетных шахт, а их число - от длины ракетоносца, который не может быть, как французский багет. Следовательно, количество ракет тем больше, чем меньше диаметр ракетной шахты. Количество ББ на ракете, в свою очередь, зависит от ее массы. В конечном итоге, число ББ пропорционально квадрату ее диаметра. В этой связи возникает предложение: а не сократить ли диаметр ракет в два раза? Конечно, это приведет к сокращению ББ в 8 раз, но зато самих ракет станет в 2 раза больше. В итоге, количество ББ уменьшится не в 8 раз, а только в 4. Однако есть, как считают конструкторы, некий оптимальный вариант: больше ракет - больше ББ. Их число ограничено только условиями эксплуатации, прежде всего, временем, затрачиваемым на погрузку, разгрузку, транспортировку, а также условиями хранения и проведения цикла технологического обслуживания.

АМЕРИКАНСКАЯ СТОРОНА неоднократно заявляла о перспективах применения ПРО. Однако звездные войны были ничем иным, как большой мистификацией администрации президента Рейгана в интересах оборонно-промышленного комплекса США, стремившегося получить большие государственные заказы. Полномасштабной проверки такой ПРО быть в принципе не может, а значит, где гарантии ее надежности? Однако на случай создания системы ПРО российские подводники уже освоили пуски ракет из приполюсных районов. Арктика признана самым неудобным районом для систем космического наблюдения.

Подводные лодки проекта 667 БДРМ стали одними из первых отечественных атомоходов, почти полностью неуязвимых в районах своего боевого дежурства. Выполняя патрулирование в арктических морях, непосредственно прилегающих к российскому побережью (в том числе и под ледяным покровом), они, даже при наиболее благоприятной для противника гидрологической обстановке (полный штиль, который наблюдается в Баренцевом море лишь в 8 процентах 'природных ситуаций'), могут быть обнаружены новейшими американскими атомными многоцелевыми подводными лодками типа 'Улучшенный Лос-Анджелес' на дистанциях менее 30 км. Однако в условиях, характерных для остальных 92 процентов времени года, при наличии волнения и ветра со скоростью более 10-15 м/с, РПКСН проекта 667 БДРМ не обнаруживаются противником вовсе или могут фиксироваться ГАС типа BQQ-5 (установленных на 'Лос-Анжелесах') на дальностях менее 10 км, когда дальнейшее подводное слежение вызывает повышенную опасность столкновения лодок и одинаково опасно как для 'охотника', так и для 'дичи'. Более того, в северных полярных морях существуют обширные мелководные районы, где даже в полный штиль дальность обнаружения лодок проекта 667 БДРМ снижается до менее чем 10 км (т.е. обеспечивается практически абсолютная выживаемость подводных ракетоносцев). При этом следует иметь в виду тот факт, что российские ракетные подводные лодки несут боевое дежурство фактически во внутренних водах страны, достаточно хорошо (даже в нынешних условиях) прикрытых противолодочными средствами флота, что еще больше снижает реальную эффективность НАТОвских лодок - 'киллеров'.

Кроме того, в Арктике не могут быть развернуты системы ПРО морского базирования, так как крейсер в лед не пошлешь. Иное дело, если вооружить атомный ледокол. Но это пока из области фантастики.

Один из эффективных способов противодействия ПРО, как считают ученые, - постановка ложных целей. Чем тяжелее ракета - тем больше таких целей. Из всей совокупности предъявляемых требований проступает абрис будущего ракетоносца пятого поколения. Он должен быть максимально большим по условиям строительства и эксплуатации для того, чтобы принять на борт как можно больше ракет, а сама ракета - максимально тяжелой с учетом технических ограничений, чтобы нести наибольшее количество ББ. Создание таких ракетоносцев обойдется стране очень дорого, поэтому надо предварительно просчитать: сколько и в какие сроки с учетом имеющегося в наличии оружия нам предстоит строить новые корабли.

В ФЕВРАЛЕ НЫНЕШНЕГО ГОДА на полигоне в Плисецке Президент РФ В.Путин заявил: 'В недалеком будущем на вооружение РВСН будут поставлены новейшие технические комплексы, которые в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине с гиперзвуковой скоростью и высокой точностью, с возможностью глубокого маневра как по высоте, так и по курсу. Таких систем вооружений нет ни у одной страны мира' Поскольку названы конкретно ракетные войска стратегического назначения, то речь может идти о модернизированных ракетах 'Тополь-М'.

Другое дело - МСЯС. Для них тоже создают новую ракету 'Синева' - по сути, представляющую собой глубокую модернизацию известной уже РСМ-54. Но после неудачного пуска 18 февраля ракеты РСМ-54, прервавшей свой полет на 98-й секунде, глава государства счел необходимым обойти вниманием перспективную морскую ракету.

Кстати, неудача с РСМ-54 случилась впервые за семнадцать лет эксплуатации этой ракеты, которую журнал 'Цsterreichische Militдrische Zeitschrift' назвал шедевром морского ракетостроения. РСМ-54 и ее модификации имеют наивысший энергомассовый показатель среди отечественных и зарубежных стратегических ракет различного типа. Она может нести четыре боевых блока среднего класса или десять малого класса. Дальность стрельбы позволяет применять ее из Белого и Охотского морей, а также из мест базирования. По точности стрельбы РСМ-54 впервые сравнялась со стационарными межконтинентальными баллистическими ракетами. На ней впервые с астрокоррекцией использована радиокоррекция по навигационным искусственным спутникам Земли, обеспечена стрельба из приполюсных районов Арктики. На ракете реализовано разведение блоков на индивидуальные точки прицеливания в произвольной форме и переменной по величине (энергетическим затратам) зоне разведения. Обеспечена возможность стрельбы по настильным траекториям с малым подлетным временем. Ракета обладает повышенной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва.

В ДЕКАБРЕ 2003 ГОДА БЫЛИ ВЫПОЛНЕНЫ два успешных пуска телеметрических ракет РСМ-54 в рамках опытно-конструкторской работы 'Синева' для возобновления их серийного производства. После завершения этой работы ракета РСМ-54 в течение 10 лет будет основой морских стратегических ядерных сил сдерживания. Существуют технические предпосылки увеличения этого срока еще на 10 лет, а при необходимости - и более. Ракета обладает модернизационным потенциалом, реализация которого позволит адекватно реагировать на военно-технические вызовы XXI века. Возможности ракеты РСМ-54 и группировки ракетных подводных лодок стратегического назначения проекта 667 БДРМ для создания запаса прочности в тот период, когда будут только еще разрабатываться новые ракетные системы морских ядерных сил, достаточно велики и долгосрочны. Они смогут компенсировать технические, финансовые и организационные риски, неизбежные при разработке новых ударных средств. Задача военных моряков, кораблестроителей и морских ракетчиков - умело и достойно распорядиться этими возможностями.





Главная | О Журнале | Подписка | Реклама | Архив | Коммерческие проекты

Европейска столица

BUSINESS INTERNATIONAL ЕВРОПЕЙСКАЯ СТОЛИЦА
191167, Санкт-Петербург
Синопская набережная 32/35
Телефоны: 8 (812) 274-24-35; 274-26-62

Все права защищены ©2004
Дизайн и Программирование: ФРЕГАТ©