СТАТЬИ, ДАЙДЖЕСТЫ И АНАЛИТИКА |
|
|
|
США испытали виртуальную ПРО, мы - старую боеголовку? |
05.03.2004 В
середине февраля прошли самые масштабные за последние 20 лет учения
«Безопасность — 2004». И на них 17 и 18 февраля произошло ЧП —
неудачные пуски трех баллистических ракет с атомных подводных лодок
(при четырех запланированных). |
Впоследствии
главком ВМФ Владимир Куроедов, а за ним и министр обороны Сергей Иванов
окрестили их «условными». Однако на тех же маневрах было заявлено об
испытаниях принципиально новой боеголовки, способной «вести» себя как
крылатая ракета и преодолевать любую систему ПРО. О чем свидетельствует
фиаско ВМФ и насколько революционно новое оружие? Эти пуски с подводных ракетоносцев показали
условную готовность ВМФ РФ к условному отражению агрессора. Учитывая
масштаб и значимость учений, их результат может означать либо
качественно новый скачок в прогрессирующей деградации сегмента
российских морских ядерных сил сдерживания, либо тот факт, что система
управления ими находится под контролем внешних сил.
«Условные» пуски — условная готовность?
В ходе учебно-тренировочных маневров Северного
флота, проходивших в рамках беспрецедентной по масштабу стратегической
командно-штабной тренировки «Безопасность — 2004», предполагалось
произвести запуск четырех баллистических ракет РСМ-54 («старой»
модификации и новой — «Синева»). Эти пуски были запланированы из
подводного состояния — по два с атомных подлодок-ракетоносцев класса
«Дельфин» — «Новомосковск» и «Карелия». Именно такими ракетами (РСМ-54)
вооружены все шесть российских атомных подводных лодок этого класса —
основа наших ядерных сил морского базирования.
О намеченных пусках по дипломатическим каналам
МИД России уведомил Норвегию, Великобританию, США и другие страны. О
том, что «в ходе учений будет осуществлен реальный пуск стратегических
ракет морского базирования» за неделю до начала маневров сообщил
журналистам генерал Юрий Балуевский, первый заместитель начальника
Генерального штаба.
17 февраля подводному атомному ракетоносцу
«Новомосковск» дважды подряд не удалось произвести пуск баллистических
ракет. На следующий день, 18 февраля, «Карелия» все же смогла запустить
баллистическую ракету, но опять неудачно — после 98 секунды полета
ракета начала отклоняться от заданной траектории и самоликвидировалась.
Однако, на предыдущих масштабных стрельбах ВМФ, проходивших в 1991
году, «Новомосковск» дал залп последовательно всеми 16 ракетами в
режиме «одна-за-одной», что было сделано впервые во всей мировой
истории морского флота.
Комментарии официальных инстанций по поводу ЧП
отличались сбивчивостью, неконкретностью и противоречивостью, а
окончательно сформированная позиция «пускать и не хотели» была сразу
расценена как вызывающе надуманная (Сергей Иванов сказал, что
произведен «электронный» условный пуск). Тем не менее, анализ
совокупности факторов, перечислявшихся как возможные причины фиаско ВМФ
России, позволяет сделать некоторые выводы о том, в какой мере уязвима,
как сама морская компонента стратегической ядерной триады России, так и
вся эта триада в целом.
Уже в первые часы после того, как стало известно о неприятном инциденте, приводились следующие трактовки:
Одна из ракет, стартовавшая с «Новомосковска» разрушилась сразу после выхода из шахты
Ракета «Новомосковска» вовсе не вышла из шахты даже после включения двигателей
Ракета вышла, но только «на несколько сантиметров»
Предстартовая подготовка ракеты была заблокирована по неизвестной причине
Команда, необходимая для запуска ракеты, была заблокирована или не передана спутником
Неудача с пуском ракет, возможно, является
следствием сложных отношений одних военачальников с другими, и,
следовательно, носит субъективный характер Наконец, последней версией, на которой в
конечном итоге и остановились пресс-служба флота, главком Куроедов и
министр обороны Иванов, явилось утверждение о том, что реальные пуски
как раз и не планировались — речь шла лишь об отработке всех
предшествующих пуску процедур
Сразу же отбрасываем последнюю версию —
непонятно, что же высматривал в морской пучине целых 20 минут Верховный
главнокомандующий, и о чем тогда говорил второй человек в Генштабе за
неделю до маневров, и зачем нужно было уведомлять другие страны о
морских пусках, если их предполагалось проводить в «виртуальном»
режиме. Большинство экспертов так же отбрасывает версии с выходом ракет
из субмарины при нарушении системы управления ракетами.
Предположения об отказе техники выглядят
убедительнее — сам президент говорил, что на складах скопилось немало
ракет, а со временем портится не только осетрина. Напомним, что
трехступенчатые 40-тонные с жидкостными реактивными двигателями РСМ-54
поставлены на вооружение в 1986 году. Но в 1996 году их производство
было прекращено. С тех пор срок «эксплуатации» РСМ-54 продляли, и,
возможно, теперь они попросту исчерпали свой боевой ресурс. Правда,
РСМ-54 новой модификации «Синева» производят с 1999 года и с ресурсом
этих ракет должно быть все в порядке. Тем не менее, три неудачи из трех
попыток, при четырех запланированных на учениях, носящих не столько
экспериментальный, сколько демонстрационный и отчетный характер, в
присутствии Верховного главнокомандующего — это чересчур даже для
России.
В то же время, блокировка команды на пуск могла
быть связана как с отказом аппаратуры, так и с действием «человеческого
фактора» — намекнул одному из журналистов некий неназванный источник в
военном ведомстве. Последнее означает, что ракетно-ядерные силы ВМФ
начинают применяться и на фронтах подковерной борьбы. Однако наиболее
опасной своими последствиями видится ситуация, при которой пуск ракеты
мог быть заблокирован спутником.
Перехват управления пусками ракет противника — реальная ПРО наших дней
Истощенность и не укомплектованность
отечественной спутниковой группировки и отставание в области целого
спектра высоких технологий ведет к возможному повторению ситуации с
«Энигмой».
Расшифровка архитектуры систем и вскрытие кодов
видится с каждым днем все менее фантастичным. В то же время, это
позволит вероятному противнику создать исключительно эффективную
виртуальную ПРО, которая будет просто блокировать пуски хотя бы части
ракет противника. Проект «Скайнет», выход США накануне учений
«Безопасность-2004» из проекта «Рамос», система «Эшелон» — все это
контуры будущей электронной архитектуры, парализующей управление силами
противника.
Гиперзвуковой ответ впечатляет, но мало что меняет
Будучи в Плесецке на маневрах «Безопасность-2004»
президент России не стал говорить о неудачах ВМФ, но зато остановился
на разработках в области гиперзвуковых летательных аппаратов. Было
сказано, что они подошли к завершающему этапу — их принятие на
вооружение вновь обеспечит паритет нашей стране.
По завершении маневров генерал Балуевский так же
поведал, что в России разработана и во время этих учений прошла
испытания боеголовка ракеты, практически неуязвимая для ныне
существующих систем противоракетной обороны. Она способна маневрировать
— полет проходит по «неклассической схеме» — по баллистической
траектории с гиперзвуковой скоростью, но в атмосфере боеголовка
движется произвольно изменяя траекторию полета. Именно это и позволяет
ей преодолевать любые перспективные системы противоракетной обороны.
Однако, возможность такого гиперзвукового
ответа, о котором говорили Владимир Путин и генерал Балуевский,
выглядит как впечатляющее достижение, но с длинной «бородой». К тому же
новая боеголовка мало что меняет в балансе сил на мировой арене. С
одной стороны, ракеты с близкими к гиперзвуковым скоростями (Яхонты, и
т.д.) уже имеются, но чудо-оружием так и не стали. С другой стороны,
исследования в области гиперзвука ведутся во всем мире не первый год.
Упомянутое президентом оружие далеко не новость.
Его начали разрабатывать в эпоху СОИ (Стратегическая оборонная
инициатива США), а создание гиперзвуковых крылатых ракет советские
ученые ведут еще с конца 50-х — начала 60-х гг. Результатом этих работ
стали гиперзвуковые летательные аппараты — во-первых, крылатые ракеты с
гиперзвуковым двигателем, носителем которых являются стратегические
бомбардировщики и, во-вторых, боеголовки межконтинентальных
стратегических ракет, совмещающие в себе возможности крылатых и
«обычных» баллистических ракет. Вариант первой разработки был
представлен общественности на МАКС-1997 — это летательный аппарат
Х-901, носителем которого служит стратегический бомбардировщик Ту-160М
(т.е. модифицированный). Что касается универсальных боеголовок, то с
середины 90-х их носителями служат межконтинентальные ракеты РС-12М
(«Тополь-М») и, как утверждают некоторые эксперты, практически все
шахтные пуски «Тополь-М» проходили с такими боеголовками. В качестве
первого называют пуск 1994 года2, когда Россия предоставила Америке
телеметрическую информацию об этом полете (тогда такой обмен
осуществлялся).
Действительно, у России имеются хорошие
результаты в области гиперзвуковых двигателей. Один из них был
представлен прошлым летом на салоне МАКС-2003. Однако сейчас нельзя
утверждать, что США или другие страны не подойдут к реализации своих
проектов быстрее, учитывая несопоставимый размах работ и
финансирование. Тогда соперничество перейдет в иную плоскость, —
обеспечить широкомасштабное производство новых средств сдерживания, без
чего новый паритет невозможен, нам уже очевидно не удастся.
Асимметричный ответ США: управляемый аэростат из «низкого космоса»
Не прошло и двух недель с момента знаменитого
заявления об испытании нашего чудо-оружия, как «ответ» пришел из США.
По сообщению Spacedaily.com, американские военные приступают к плотному
освоению «околокосмического пространства», или «низкого космоса» (near
space), - высот, простирающихся от примерно 20 км. (65 000 футов) до
100 км. Специалисты ВВС США, разрабатывающие
экспериментальные космические боевые системы (программа Air Force Space
Battlelab), приняли решение провести летные испытания нового аппарата
под названием V-Airship. Его можно отнести к новому классу летательных
аппаратов, способных осуществлять маневренный полет в «низком космосе»
(Near Space Maneuvering Vehicle, NSMV). Судя по имеющимся изображениям,
NSMV представляет собой V-образный управляемый аэростат. Навигация в
полете будет осуществляться с помощью GPS, а приводиться в движение он
будет двумя моторами, вращающими воздушные винты из углеволокна.
Предполагается, что аппарат позволит осуществлять, в частности, срочную
целевую разведку и мониторинг (quick-launch intelligence, surveillance
and reconnaissance). Первые летные испытания (Phase I) нового
аппарата пройдут в ближайшие дни на новом космодроме в Форт-Стоктон
(Техас). В рамках следующего цикла испытаний (Phase II), которые могут
состояться уже в конце 2004 г., или начале 2005 г., - аппарату
предстоит подняться на высоту 30 км (100 тыс. футов) с полезной
нагрузкой массой около 3 кг. Предполагается, что он осуществит полет
между двумя заданными точками, «зависнет» на 5 минут, после чего
возвратится в космопорт (к месту старта), и осуществит мягкую посадку.
Помимо V-airship, американские военные так же изучают возможности
использования в переходном диапазоне высот аппаратов и платформ
различных классов. |
http://www.cnews.ru |
|
|
|