Газета "КоммерсантЪ" № 42 (2881) от 10.03.2004
Генштаб выполнил неполетное задание
разбор полетов

Комиссия во главе с замначальника Генштаба генерал-полковником Александром Рукшиным подвела предварительные итоги расследования причин неудачных пусков морских баллистических ракет РСМ-54 в ходе стратегической командно-штабной тренировки "Безопасность-2004". По сведениям Ъ, комиссия пришла к выводу, что моряков подвела техника.
       На Северном флоте закончила работу межведомственная комиссия во главе с замначальника Генштаба, начальником Главного оперативного управления генерал-полковником Александром Рукшиным. Эта комиссия была создана совместным решением Минобороны и двух оборонных агентств — "Россудостроения" (отвечает за строительство подлодок) и "Росавиакосмоса" (отвечает за создание баллистических ракет) — сразу после того, как атомные субмарины Северного флота "Новомосковск" и "Карелия" (обе — проекта 667БДРМ), находившиеся во время учений "Безопасность-2004" в акватории Баренцева моря, не смогли осуществить 17 и 18 февраля учебно-боевые пуски ракет РСМ-54 (3М37) по камчатскому полигону Кура. При этом за запуском ракет с "Новомосковска" должен был лично наблюдать президент Владимир Путин. 1 марта он потребовал от главы Минобороны Сергея Иванова разобраться в причинах происшедшего и спланировать новые (но менее масштабные) учения, которые подтвердили бы, что недостатки действительно устранены.
       Комиссия рассмотрела три версии того, почему не запустились ракеты с "Новомосковска": неисправность системы "Шлюз" навигационного комплекса "Тобол-М" подлодки, неисправность пусковой установки и неисправность ракеты РСМ-54. И пришла к выводу, что причиной сбоя стала неисправность "Шлюза". Было установлено, что за 201 секунду до первого пуска, который должен был состояться 17 февраля в 10.15, произошел отказ основного, а затем и дублирующего комплекта навигационной системы "Шлюз". В результате боевая информационно-управляющая система "Омнибус-БДРМ" заблокировала дальнейшее автоматическое выполнение команд. В полуавтоматическом режиме экипаж произвести пуск не смог, и "Новомосковск" получил команду следовать на базу в Гаджиево.
       После того как "Новомосковск" не смог выполнить боевую задачу, 18 февраля в Баренцево море вышла однотипная субмарина "Карелия". Но и ей выполнить пуски не удалось: первая же выпущенная с подлодки РСМ-54 отклонилась от заданного курса и через 98 секунд после старта была уничтожена системой аварийного подрыва. После этого К-18 отправили на базу. Комиссия пришла к выводу, что причиной аварийного пуска с борта "Карелии" мог стать сбой в системе управления РСМ-54, которую создали в НПО автоматики (Екатеринбург). Вторая версия — о неправильном прицеливании ракеты — была отвергнута как несостоятельная. Необходимо отметить, что как в первом, так и во втором случае комиссия не стала рассматривать версию о плохой профессиональной подготовке экипажей подлодок (хотя, например, в ВВС в прошлом году почти 70% аварий и катастроф произошли именно по вине личного состава).
       По информации Ъ, в ближайшие дни выводы межведомственной комиссии будут доложены Сергею Иванову для последующего доклада президенту Владимиру Путину.
       По сообщению агентства "Интерфакс", флот уже готов к осуществлению повторных пусков ракет РСМ-54, которые, по предварительным данным, могли бы состояться до конца марта. Однако еще 3 марта господин Иванов заявил: "Никакой спешки и сроков для подведения итогов по выявлению недостатков не существует. Только после того, как все будет досконально исследовано и все причины недостатков будут установлены, будет решено, что делать дальше. Я думаю, что это будет не раньше апреля". При этом глава Минобороны подчеркнул: "Повторные учения мы обязательно проведем. Я не говорю, что они будут проведены на Северном флоте. Это не обязательно. Я сейчас не могу сказать, на каком флоте учения пройдут, потому что такие вооружения имеются на различных флотах". Судя по всему, господин Иванов не учел того, что атомные подлодки проекта 667БДРМ, вооруженные баллистическими ракетами РСМ-54, состоят на вооружении только Северного флота.
ИВАН Ъ-САФРОНОВ
       
  Иван Сафронов
[ все авторы ]