Самая большая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 941 типа
'Тайфун' - прообраз суперсовременной советской субмарины из романа
американского писателя Тома Клэнси "Охота за "Красным Октябрем" - скоро
будет превращена в металлолом. Некогда грозный подводный крейсер под
заводским ? 712, способный нести 20 межконтинентальных баллистических
ракет, будет разрезан на Северодвинском машиностроительном предприятии,
где в начале 80-х годов закладывалась серия из 6 подобных субмарин.
Позже ликвидируют еще одну лодку этого же проекта. Оплачивать разделку
будут США. На этой неделе делегация американского конгресса и
Министерства обороны завершила инспекционную проверку подготовки к
выполнению этих контрактов. Главный
герой романа Клэнси - советский командир подлодки "Красный Октябрь"
Марко Рамиус (в одноименном фильме его играет Шон Коннери) принимает
решение перейти на Запад вместе со своим уникальным кораблем и его
командой. Он хочет предотвратить ядерную войну между СССР и США,
передав противнику новейшие советские технологии: на лодке установлена
система, делающая ее практически незаметной для акустических станций.
Прототип "Красного Октября" - первый стратегический атомный ракетный
крейсер типа "Тайфун" ко времени выхода книги (1984 г.) только поступил
на вооружение советского ВМФ.
Созданная в Ленинградском
конструкторском бюро морской техники "Рубин" АПЛ "Тайфун" была и
остается одной из самых уникальных систем вооружения в мире (из-за
своих размеров она попала в Книгу рекордов Гиннесса). По конструкции
"Тайфун" - многокорпусная лодка. Внутри легкой (внешней) надстройки,
покрытой специальным погашающим гидроакустический сигнал покрытием,
находятся 5 прочных корпусов (в них размещены сауна, бассейн,
спортивный зал и самое необычное - каюта для курения, которой нет ни на
одной другой подлодке мира). Между двумя главными корпусами находятся
20 пусковых шахт самых больших морских баллистических ракет РСМ-52, на
каждой из которых по 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения. В
носовой части лодки расположены 6 торпедных аппаратов, через которые
можно стрелять торпедами, подводными скоростными ракетами и ставить
мины.
Но, пожалуй, главным и самым неприятным для американцев
стало то, что, в отличие от всех других советских АПЛ, "Тайфун" мог, не
обнаруживая себя, произвести пуск ракет из-под многометровой ледяной
полярной шапки - без полыньи. Другим АПЛ для этого приходилось перед
пуском проламывать корпусом лед и тем самым выдавать свое
местонахождение. В результате "Тайфун" нельзя было обнаружить из
космоса, а значит, и предотвратить нанесение ракетного удара.
Несмотря
на столь высокий боевой потенциал, на флоте "Тайфун" невзлюбили,
презрительно обозвав его "водовозом". По соотношению водоизмещения и
перевозимого груза (баллистических ракет) "Тайфун" проигрывал другой
стратегической АПЛ (667 БДРМ проекта) и при практически равных боевых
возможностях был более дорог в эксплуатации. Морякам не нравилось и то,
что на БДРМ командиром был капитан 1 ранга, а на "Тайфуне" -
контр-адмирал. Впрочем, все это имело мало отношения к тому, что в
начале 90-х годов Россия и США договорились о совместном разоружении.
Кроме стратегических АПЛ первых поколений, было решено пустить в утиль
и "Тайфуны".
- Сейчас в составе дивизии всего 3 тяжелых
подводных крейсера проекта 941: "Архангельск", "Северсталь" и "Дмитрий
Донской", находящийся на модернизации, - констатировал теперь уже
бывший командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков. - При этом
лишь "Северсталь" сохранила половину боекомплекта - 10
межконтинентальных баллистических. Шахты остальных АПЛ пусты, а
производство этих ракет уже прекращено...
- В концепции и планах
развития ВМФ России, - говорит начальник 1-го НИИ ВМФ Игорь Захаров, -
есть обоснование, почему мы сокращаем АПЛ проекта 941. Не все корабли
служат до полного физического износа. Для каждого корабля в отдельности
нужно учесть много обстоятельств, чтобы решить, когда его надо
утилизировать.
- Проект 941 - лучший по маневренности и боевым
характеристикам корабль, - заявили "Известиям" в ЦКБ МТ "Рубин". - Но
сегодня у ВМФ - нашего главного заказчика - потребности в кораблях
другого, более маленького водоизмещения.
В Северодвинске
строят две новых субмарины 955-го проекта типа "Борей", головная из
которых - "Юрий Долгорукий" - войдет в состав флота уже в 2006 году.
Вторая - "Александр Невский" - в 2007-м. Эти корабли, по мнению
главкома ВМФ Владимира Куроедова, в перспективе станут основой морской
составляющей стратегических ядерных сил сдерживания. А что до
"Тайфунов", то головной корабль этой серии "Дмитрий Донской" был
переоборудован под новый ракетный комплекс "Булава-М", который
предназначен для лодок 955-го проекта. Оставшиеся 3 субмарины 941-го
проекта в перспективе тоже могут быть переоборудованы под "Булаву-М" и
еще послужат России. Хотя осадок от расставания с 712-м крейсером
остается - эпоха морских гигантов российского ВМФ, видимо, подходит к
концу.
|