В СЕВЕРОДВИНСКЕ ОКОНЧИЛАСЬ ОХОТА ЗА "КРАСНЫМ ОКТЯБРЕМ"
 [ 14:59 19.01.05 ]
http://www.izvestia.ru/armia2/article1032027

Самая большая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 941 типа 'Тайфун' - прообраз суперсовременной советской субмарины из романа американского писателя Тома Клэнси "Охота за "Красным Октябрем" - скоро будет превращена в металлолом. Некогда грозный подводный крейсер под заводским ? 712, способный нести 20 межконтинентальных баллистических ракет, будет разрезан на Северодвинском машиностроительном предприятии, где в начале 80-х годов закладывалась серия из 6 подобных субмарин. Позже ликвидируют еще одну лодку этого же проекта. Оплачивать разделку будут США. На этой неделе делегация американского конгресса и Министерства обороны завершила инспекционную проверку подготовки к выполнению этих контрактов.
Главный герой романа Клэнси - советский командир подлодки "Красный Октябрь" Марко Рамиус (в одноименном фильме его играет Шон Коннери) принимает решение перейти на Запад вместе со своим уникальным кораблем и его командой. Он хочет предотвратить ядерную войну между СССР и США, передав противнику новейшие советские технологии: на лодке установлена система, делающая ее практически незаметной для акустических станций. Прототип "Красного Октября" - первый стратегический атомный ракетный крейсер типа "Тайфун" ко времени выхода книги (1984 г.) только поступил на вооружение советского ВМФ.

Созданная в Ленинградском конструкторском бюро морской техники "Рубин" АПЛ "Тайфун" была и остается одной из самых уникальных систем вооружения в мире (из-за своих размеров она попала в Книгу рекордов Гиннесса). По конструкции "Тайфун" - многокорпусная лодка. Внутри легкой (внешней) надстройки, покрытой специальным погашающим гидроакустический сигнал покрытием, находятся 5 прочных корпусов (в них размещены сауна, бассейн, спортивный зал и самое необычное - каюта для курения, которой нет ни на одной другой подлодке мира). Между двумя главными корпусами находятся 20 пусковых шахт самых больших морских баллистических ракет РСМ-52, на каждой из которых по 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения. В носовой части лодки расположены 6 торпедных аппаратов, через которые можно стрелять торпедами, подводными скоростными ракетами и ставить мины.

Но, пожалуй, главным и самым неприятным для американцев стало то, что, в отличие от всех других советских АПЛ, "Тайфун" мог, не обнаруживая себя, произвести пуск ракет из-под многометровой ледяной полярной шапки - без полыньи. Другим АПЛ для этого приходилось перед пуском проламывать корпусом лед и тем самым выдавать свое местонахождение. В результате "Тайфун" нельзя было обнаружить из космоса, а значит, и предотвратить нанесение ракетного удара.

Несмотря на столь высокий боевой потенциал, на флоте "Тайфун" невзлюбили, презрительно обозвав его "водовозом". По соотношению водоизмещения и перевозимого груза (баллистических ракет) "Тайфун" проигрывал другой стратегической АПЛ (667 БДРМ проекта) и при практически равных боевых возможностях был более дорог в эксплуатации. Морякам не нравилось и то, что на БДРМ командиром был капитан 1 ранга, а на "Тайфуне" - контр-адмирал. Впрочем, все это имело мало отношения к тому, что в начале 90-х годов Россия и США договорились о совместном разоружении. Кроме стратегических АПЛ первых поколений, было решено пустить в утиль и "Тайфуны".

- Сейчас в составе дивизии всего 3 тяжелых подводных крейсера проекта 941: "Архангельск", "Северсталь" и "Дмитрий Донской", находящийся на модернизации, - констатировал теперь уже бывший командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков. - При этом лишь "Северсталь" сохранила половину боекомплекта - 10 межконтинентальных баллистических. Шахты остальных АПЛ пусты, а производство этих ракет уже прекращено...

- В концепции и планах развития ВМФ России, - говорит начальник 1-го НИИ ВМФ Игорь Захаров, - есть обоснование, почему мы сокращаем АПЛ проекта 941. Не все корабли служат до полного физического износа. Для каждого корабля в отдельности нужно учесть много обстоятельств, чтобы решить, когда его надо утилизировать.

- Проект 941 - лучший по маневренности и боевым характеристикам корабль, - заявили "Известиям" в ЦКБ МТ "Рубин". - Но сегодня у ВМФ - нашего главного заказчика - потребности в кораблях другого, более маленького водоизмещения.

В Северодвинске строят две новых субмарины 955-го проекта типа "Борей", головная из которых - "Юрий Долгорукий" - войдет в состав флота уже в 2006 году. Вторая - "Александр Невский" - в 2007-м. Эти корабли, по мнению главкома ВМФ Владимира Куроедова, в перспективе станут основой морской составляющей стратегических ядерных сил сдерживания. А что до "Тайфунов", то головной корабль этой серии "Дмитрий Донской" был переоборудован под новый ракетный комплекс "Булава-М", который предназначен для лодок 955-го проекта. Оставшиеся 3 субмарины 941-го проекта в перспективе тоже могут быть переоборудованы под "Булаву-М" и еще послужат России. Хотя осадок от расставания с 712-м крейсером остается - эпоха морских гигантов российского ВМФ, видимо, подходит к концу.

• Дмитрий ЛИТОВКИН