№35 (102)   21 - 27 сентября 2005 года
ТРИБУНА
ТЕМА

НА КРУТЫХ ПОВОРОТАХ

КАКОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ ОСТАВИЛ РОССИИ ВЛАДИМИР КУРОЕДОВ

Указом президента РФ главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов уволен в отставку (по истечении возрастного ценза). Его деятельность на этом самом главном посту командования Российским флотом отныне принадлежит истории. Безусловно, деятельность Куроедова уже всесторонне анализируется военно-морскими специалистами и историками.

Одна из главных заслуг Владимира Куроедова на посту главкома ВМФ - начало работ по программе "Булава-30". Этим ракетным комплексом будут оснащены стратегические подводные крейсера 941 и 955 проектов.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Со временем, думается, будет вынесен объективный вердикт по всем достижениям и заслугам Куроедова как главкома ВМФ, а также вскрыты причины его просчетов и неудач в командовании флотом и руководстве в целом военно-морской деятельностью в рамках государства (у кого из такого ранга военачальников не бывает их?). Как говорится, история - дама серьезная, которая в итоге всегда выдает "всем сестрам по серьгам", то есть по заслугам. Поэтому какие-либо скоропалительные мнения и высказывания о результатах руководства флотом Владимиром Куроедовым, тем более негативного окраса, базирующиеся на "препарировании" и повторении пересудов (зачастую малокомпетентных в военно-морском отношении людей) обстоятельств всем известных катастроф и чрезвычайных происшествий, к сожалению, случившихся за время его командования ВМФ, являются поспешными.

Более того, по нашему мнению (эту статью мы готовили при участии группы находящихся в отставке офицеров Главкомата ВМФ), оскорбительными для заслуженного адмирала, почти восемь лет несшего на своих плечах тяжелейшую ношу управления погибающим флотом в "эпоху" российских перманентных многолетних "реформ" и делавшего все, что в силах главкома, чтобы он окончательно не погиб. Мы не собираемся подробно анализировать результаты командования Куроедовым флотом и давать какие-либо категорические оценки его деятельности (это было бы также поспешно и для нас неправомочно). Остановимся только на некоторых аспектах, характеризующих масштаб и широту диапазона деятельности Куроедова как главкома ВМФ, в том числе малоизвестных нашей "широкой общественности" и некоторой части журналистской братии, привыкшей оценивать военачальников только по катастрофам и чрезвычайным происшествиям в войсках и на флоте, особенно связанным с пресловутой "дедовщиной" или банальным пьянством, а также дебошами личного состава.

Важнейшим аспектом деятельности адмирала флота Куроедова, далеко выходящим за рамки служебных обязанностей главкома ВМФ, является личное участие в формировании и реализации национальной морской политики России. В этой области Куроедов по праву считается в компетентных военно-морских кругах одним из главных авторитетов и активным, можно сказать, борцом за ее проведение высшим военным и государственным руководством РФ. К сожалению, эта сторона служебной деятельности Куроедова осталась как бы в тени и не получила каких-либо широких огласки и оценок в СМИ.

БОРЬБА ЗА МОРСКУЮ ПОЛИТИКУ

Владимир Куроедов был назначен главнокомандующим ВМФ в 1997 г. после известной кадровой чехарды в высших кругах ВМФ, в очередной сложнейший и тяжелейший период истории нашего флота, подходившего к пику своего развала. Забегая вперед, следует сказать, что, к сожалению, развал флота и на сегодня полностью не прекращен. Как заявил новый главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Масорин в интервью телепрограмме "Вести", "состояние флота далеко не лучшее, но он способен выполнять возложенные на него задачи". Так что положение "больного" по сравнению с 1997 г. все же как-то стабилизировалось, что, несомненно, является одной из заслуг адмирала флота Владимира Куроедова и его "команды". Но это к слову.

Не будем касаться главных причин развала за последние 12-15 лет нашего флота (как и ВС в целом) и "далеко не лучшего" его состояния на сегодня: они общеизвестны и не могут быть вменены в вину командованию флота. Видимо, не требует пояснений, что в условиях продолжающейся все эти годы экономической разрухи в стране (не будем избегать такого определения), жесточайших финансовых ограничений на все оборонные потребности (как и на другие сферы и отрасли экономики, социальное обеспечение населения и пр.), при несоизмеримо и неоправданно малом бюджете для такой страны, как Россия (сравниваем с бюджетом советских времен), и ничтожной квоте финансирования флота о его строительстве и дальнейшем развитии всерьез говорить просто не приходится. Сохранить хотя бы его основной костяк сил и кадры личного, прежде всего офицерского, состава (особенно молодежь) до лучших времен, которые все же должны когда-то наступить. (Деньги в стране есть, но они вне бюджета и продолжают уходить в карманы "олигархов" и других "эффективных частных собственников", а также за рубеж - по официальным данным, по 25-30 млрд. долларов в год). Рассмотрим сначала только один, если можно так выразиться, "пучок" в общем-то малозаметных для непосвященных в морские проблемы причин нынешнего состояния ВМФ.

Общеизвестно, что Россия, начиная с 90-х гг. прошлого столетия, стала ускоряющимися темпами терять свои позиции Великой морской державы (отметим, что такой державой она исторически была и может быть в будущем только при наличии у нее мощного, соответствующего такому державному статусу Военно-морского флота и других гражданских флотов). Российская морская деятельность во всех ее ипостасях, сущность которой составляют реализация возможностей защиты государства с морских и океанских направлений, обеспечения потребностей нации в освоении Мирового океана и использования его ресурсов для поддержки и развития экономики страны, свертывалась и подходила к рубежам необратимого распада. Причины его - в длительной недооценке в высших сферах государственного управления страной значения морской деятельности для экономического развития России, обеспечения ее "морской" безопасности, а также в непонимании необходимости единого общегосударственного управления всеми видами морской деятельности. Такое состояние морской деятельности РФ при отсутствии конкретных дел по восстановлению утраченных позиций России в Мировом океане неизбежно сказалось на возрастании реальных угроз национальной безопасности страны с морских и океанских направлений и ущемлении ее интересов в других областях "морехозяйствования", освоения и использования "морских" ресурсов.

Значение освоения Мирового океана для безопасности и устойчивого развития страны общеизвестно и не требует разъяснений. Поэтому потребность восстановления возможностей защиты национальных интересов государства и обеспечения доступа к океанским ресурсам обусловила необходимость решения всех проблем Мирового океана, как единой самостоятельной государственной задачи особой важности. Это означало, что воссоздание и развитие морской силы России и ее основного компонента - Военно-морского флота - возможны только при наличии в государстве твердо и неуклонно проводимой на всех уровнях законодательной и исполнительной власти целенаправленной преемственной морской политики в области совершенствования и развития всех составляющих морского потенциала России. Именно всесторонняя напряженная и результативная работа Главкомата ВМФ по разработке сущности, принципов и содержания морской деятельности способствовала фактически рождению морской политики и внедрению ее в жизнь и практическую деятельность различных правительственных, законодательных и исполнительных инстанций федерального и регионального уровней. Это следует считать одной из главных заслуг адмирала флота Владимира Куроедова на посту главнокомандующего ВМФ. И для этого вывода, по нашему мнению, нет необходимости ждать суда истории, ибо он не будет опровергнут.

Действительно, впервые за более чем 300-летнюю историю Российского флота в стране сформулирована и проводится национальная морская политика (оставим пока "за кадром" организацию и результативность ее проведения соответствующими инстанциями). Такого не было ни при царях, ни в советские времена при генеральных секретарях. Показательно, что в период всеобщего развала экономики страны и ее обороноспособности получила, можно сказать, революционное развитие морская политика как одно из главных направлений государственной деятельности в стране.

ПОБЕДА В СТРАТЕГИИ

Сам факт признания "инстанциями" и начало фактического проведения ими морской политики, полагаем, следует считать первым этапом признания необходимости возрождения морской державности России. Напомним, все начиналось в 1995 г., незадолго до назначения Владимира Куроедова главнокомандующим ВМФ. При разработке проекта Военной доктрины объединенным в то время коллективом исполнителей от Генштаба и видов ВС сформировалось два полярных мнения о целесообразности включения в доктрину самостоятельного раздела о Военно-морском флоте, а именно - военно-морской стратегии России. Апологеты "сухопутной" России были категорически против любого формата упоминания в доктрине о ВМФ, кроме как о виде ВС. Позиции сторон были непримиримы, разработка проекта доктрины буксовала. Эти споры были разрешены адмиралом Куроедовым после его назначения главнокомандующим ВМФ.

Он понял, что на очередном переломном этапе развития России, несмотря на аморфное в то врем состояние ее государственности и сложные проблемы в экономике, самое время попытаться разрешить извечный спор между сторонниками только Сухопутной державности России и Сухопутной и Морской державности страны (напомним петровское изречение о "двух руках военного потентата" - армии и флоте). Но Владимир Куроедов хорошо представлял, что в одиночку ВМФ эту проблему не вытащить. Поэтому он стал планомерно объединять, консолидировать и концентрировать вокруг ВМФ силы и возможности других военных, военизированных и гражданских морских (в том числе и речных) ведомств (их более 20). И дело сдвинулось с мертвой точки.


Владимир Куроедов всегда пользовался доверием и уважением у президента РФ.
Фото ИТАР-ТАСС
Первым этапом этой деятельности стало утверждение в 1997 г. указом президента РФ Концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) "Мировой океан". С 1998 г. началась реализация этой программы, по которой более 40 ранее разобщенных федеральных и региональных органов власти, других законодательных и исполнительных структур и организаций приступили к скоординированным работам по восстановлению и упрочению морского потенциала страны во всех его разновидностях. В дальнейшем активная деятельность главкома по отстаиванию интересов ВМФ и других морских ведомств на всех уровнях государственного управления подготовила почву для проведения в ноябре 1999 г. заседания Совета безопасности РФ на тему "Об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию морского флота и кораблестроения Российской Федерации". Главный доклад тогда делал Владимир Куроедов. Объективно говоря, косвенно проведению этого заседания СБ способствовало также то самое вышеупомянутое категорическое неприятие сухопутными противниками признания определенных морских приоритетов в развитии России и системы ее обороноспособности, а именно: включения в Военную доктрину РФ раздела о военно-морской стратегии. Проект доктрины "стоял" в неподвижности по этой причине уже почти пять лет. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. СБ принял судьбоносное решение в целом по всем морским ведомствам России, а по Военно-морскому флоту были одобрены разработанные ВМФ (с участием других ведомств) "Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 г." (утверждены Указом президента РФ от 4 марта 2000 г.). В "Основах..." изложены основополагающие принципы и положения политики государства по сохранению и развитию военно-морского потенциала страны, а также его применению в интересах защиты национальных интересов России в Мировом океане. Этот руководящий в государственном масштабе документ как раз и стал компромиссом в признании сухопутчиками и включении в проект Военной доктрины понятия военно-морской стратегии. В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной указом президента РФ в 2000 г., записано, что защита национальных интересов страны в Мировом океане осуществляется в соответствии с "Основами...". Это была еще одна существенная победа главнокомандующего ВМФ Владимира Куроедова.

Далее принимается и вводится в действие разработанная Главным штабом и Морским научным комитетом ВМФ "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г." (утверждена Указом президента РФ от 27 июля 2001 г.). Впервые в истории с петровских времен Российский флот обрел, наконец, свою морскую доктрину! Значение этого еще более эпохального документа, видимо, будет полностью осознано и оценено в будущем, но уже сегодня именно Морской доктриной на Минобороны РФ возложен ряд координирующих функций по морской деятельности, которые закреплены в новом положении об этом министерстве. Таким образом, в истории новой России ее Минобороны перестало быть сугубо сухопутным.

25 июля 2000 г. главнокомандующий ВМФ адмирал флота Куроедов в присутствии президента РФ Владимира Путина защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук на тему "Стратегия государства по защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане". Это событие получило неоднозначные оценки в обществе. Особенно много негативных оценок некоторых бывших высокопоставленных военных, ряда политических деятелей и отдельных никчемных "обществоведов" (вплоть до оскорбительных высказываний в печати) появилось после случившейся вскоре гибели атомного подводного ракетного крейсера "Курск". Следом за ними - неуправляемая, извините, "свистопляска" в СМИ с обвинениями в этой трагедии "лично" главкома ВМФ (!?). Впрочем, как гласит восточная мудрость, "собаки лают, а караван идет". Но как бы то ни было, именно на защите диссертации президент РФ дал поручение главнокомандующему ВМФ доложить предложения по созданию Морской коллегии в качестве специального совещательного органа при правительстве РФ. Такая коллегия вскоре была сформирована (постановление правительства РФ от 1 сентября 2001 года, №663) в составе 18 членов. Морскую коллегию возглавил председатель правительства РФ, его заместителями стали министр обороны и главнокомандующий ВМФ. Таким образом, был окончательно сформирован своего рода организационный контур, подкрепленный соответствующими руководящими документами, для обсуждения и решения на концептуальном правительственном уровне всего комплекса морских проблем. Коллегия ежеквартально, а иногда и чаще, проводит работу по обсуждению этих проблем морского будущего России и выработке предложений по их последующему решению (оставим пока также за кадром результативность работы коллегии). Но следует отметить, что Морская коллегия как совещательный орган правительства создана впервые после петровской Адмиралтейств-коллегии (1717 г.) и Адмиралтейств-совета (функционировал с 1827 по 1836 г.). Как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе такого совещательного органа, работающего в интересах флота, не существовало. Безусловно, создание Морской коллегии - еще одна немаловажная заслуга адмирала Куроедова перед флотом и страной.

ФЛОТ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ОКЕАН

Следующее, о чем следовало бы напомнить критикам и особенно "штатным" недоброжелателям Куроедова (к примеру, типа некого "самопровозглашенного" председателя клуба подводников Санкт-Петербурга, уже дважды или трижды издавшего написанную совместно с американским автором книжонку, в которой он измазал грязью наш флот и командование ВМФ, и постоянно вылезающего на телевизионный экран с очередными назойливыми, зачастую пустыми и некомпетентными, иногда оскорбительными собственными "мнениями" и оценками в адрес командования ВМФ по тому или иному случаю) - именно при нем наш флот начал возвращаться в океан (!). Уже никого не удивляют походы российских кораблей в Средиземное море, Индийский океан, западную Атлантику. И сегодня (в сентябрьские дни 2005-го) крупное корабельное соединение СФ вернулось с учения в Атлантике. Но ведь в 1997 г. моряки уже перестали даже думать о таких походах - флот все больше приближался к своему берегу, а корабли ржавели у причалов. Что стоило главкому ВМФ вывести в наши дни корабли в море, знает, наверное, только он, командующие флотами и круг соответствующих должностных лиц тыла ВМФ, флотов и других обеспечивающих флот структур. Но опять же серия сбор-походов кораблей с показными учениями, в том числе в присутствии высших должностных лиц страны, почему-то вызывала у некоторых наших общественных и прочих деятелей неоднозначные, отрицательные, у некоторых даже скабрезного характера оценки, с обвинениями главкома ВМФ в "показухе", "пиаре" флота и собственной персоны(?). Но что плохого в проведении показных учений и таком "пиаре" флота? Это же направлено на его пользу. Впрочем, повторим восточную мудрость: "Собаки лают, а караван идет". Куроедов и здесь показал себя как современный, неординарный и дальновидный руководитель флота. И в этом очередной плюс к оценке его деятельности на посту главнокомандующего ВМФ.

В активной пропагандисткой поддержке флот и все виды морской деятельности нуждаются всегда. В этом немаловажная роль принадлежит и пресс-службе ВМФ (не мешало бы ей повысить активность и боевитость в работе, а не плестись в хвосте важной информации о флотских событий) и другим печатным и электронным СМИ Минобороны, в том числе журналам "Морской сборник", "Военная мысль", а также новому телеканалу "Звезда" (кстати, имеются нарекания по его работе - канал уже прославился "оправданием" незадачливого "мятежника" замполита СКР "Сторожевой" Саблина).

Не секрет для сведущих, что некоторая часть нашего общества, особенно его "культурного" истэблишмента и власть предержащих, во все периоды истории России далеко не всегда понимала (и понимает сегодня), зачем России нужен флот, зачем нам моря и океаны, когда у России так много необъятных просторов суши? Считаем, что Владимиру Куроедову в определенной степени удалось проломить стену такого непонимания, хотя бы в некоторых кругах нашего общества. И в этом еще одна заслуга прежнего главкома перед флотом. К слову, может к такому "пролому" в восприятии ВМФ оказалась более восприимчивой так называемая "питерская команда" в кругах нашей высшей государственной власти? Все-таки выходцы из "морской столицы" России должны бы значимость флота понимать более обостренно и лучше, а выросшие в ней - усваивать ее с детства. Впрочем, время покажет. Однако главное непонимание флот всегда встречал в прошлом (мы это четко ощущали в период своей службы) и знаем, что встречает и сегодня со стороны своего "родного" Министерства обороны. И здесь Владимиру Куроедову, несмотря на все его усилия, не удалось достичь коренных сдвигов. Не помогли ни хорошие отношения с бывшим начальником Генштаба генералом армии Анатолием Квашниным, ни приход к руководству Минобороны нового министра Сергея Иванова из "питерской команды". В 2000-2001 гг. была "утоплена" в госпрограмме вооружения до 2005 г. федеральная программа военного кораблестроения. Главкому ВМФ так и не был возвращен статус заместителя министра обороны, снятый в горячке поспешных непродуманных "реформаторских" новаций событий конца 1991 г. Флот так и остается пасынком армии, для руководителей которых роль флота в операциях или просто непонятна, или ограничивается участием во фронтовых операциях поддержкой приморского фланга Сухопутных войск. Значение же ВМФ в обеспечении решения задач внешней политики (боевая служба в оперативно и стратегически важных районах Мирового океана, операции "демонстрации флага" и пр.) и поддержке развития экономики страны в мирное время для армейского руководства остается загадкой (пусть не обижаются на нас друзья и знакомые сухопутчики). Как следствие такого "армейского" отношения к флоту, эпизодическое повышение внимания руководства государства к флотским нуждам и запросам вызывает в армейской среде, как правило, зависть и раздражение (?). Мы не сгущаем краски и не "проповедуем" конфронтацию между командованием ВМФ и руководством Минобороны, но, увы, с таким положением "вещей", а именно непониманием (или нежеланием понять) нужд флота руководителями Минобороны сталкивались и прежние наши главкомы ВМФ - Николай Кузнецов, Сергей Горшков, Владимир Чернавин. Пришлось испытать такое, мягко говоря, пренебрежительное отношение к флоту со стороны части армейского руководства Минобороны и Владимиру Куроедову. То же ждет и новых главкома ВМФ Владимира Масорина и начальника Главного штаба ВМФ Михаила Абрамова во взаимоотношениях с руководством Минобороны РФ. И к этому им нужно быть готовыми.

Считаем обоснованным также отметить следующее: динамика роста влияния и авторитета адмирала флота Владимира Куроедова на государственном и политическом "Олимпе" России до 2000 г. позволяет предположить, что при определенных условиях он мог бы стать первым в России за всю ее историю "морским" начальником Генерального штаба или даже министром обороны (такие мнения циркулировали в то время в военных кругах). Возможным было бы и возвращение ВМФ его прежнего исторического статуса самостоятельного военно-морского ведомства (министерства), как это было в дореволюционной России и в Советском Союзе в период 1937-1946 и 1950-1953 гг. Именно в такие "времена" флот целенаправленно развивался в интересах достижения наибольшей эффективности в обеспечении" морской" обороноспособности страны, а не в рамках понимания этих интересов армейским руководством Минобороны.

Однако пришло 12 августа 2000 г. На флоте тяжелейшая катастрофа - погиб АПРК "Курск". Трагедия, соизмеримая с гибелью в октябре 1955 г. линкора "Новороссийск" в Севастопольской бухте. Та катастрофа была использована "кукурузником" Хрущевым как повод для сведения личных счетов и незаслуженного снятия с должности, понижения в воинском звании и увольнения со службы (в возрасте всего 52 лет!) нашего выдающегося наркома, военно-морского министра, главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова. Наступили времена хрущевского развала флота ("распиливание" крейсеров и прочие пакости). Не будем возвращаться к подробностям, касающимся гибели АПРК "Курск", результатам расследования катастрофы, последствиям такого расследования для командования ВМФ и СФ, подъему крейсера и пр. - это все в меру допустимого известно. Хотя темные "пятна" подлинных причин гибели подводного ракетоносца остаются, как мы полагаем, не смытыми до сих пор. Главком, сознавая свою личную ответственность за катастрофу, подал президенту РФ рапорт о своей отставке, что делает ему честь. Отставка была не принята, и Владимир Куроедов остался руководить ВМФ. Однако некоторые наши <аналитики> всласть отыгрались на Куроедове в печати, а также транслируя по телевизионным каналам и в радиопередачах всяческие измышления и откровенные пакости некоторых недоброжелателей, жаждущих "крови" именно главкома ВМФ. Например, того же упомянутого "председателя клуба подводников" и одной истеричной матери погибшего офицера АПРК (к чести всех родственников погибших, она оказалась единственной в своем безобразном поведении). В любом случае служба Куроедова после этих передряг разделилась на периоды "до катастрофы "Курска" и "после катастрофы".

КТО ВИНОВАТ?

Зададимся вопросом, справедливо ли возлагать вину за подобные и другого рода катастрофы именно на главкомов и командующих флотами? И равнозначны ли понятия ответственности и вины различных должностных лиц за те или иные ЧП? Видимо, далеко не равнозначны. Так что степень вины главкома и того же командующего СФ в гибели "Курска" определить весьма сложно. Хотя и тот, и другой, безусловно, ответственны за состояние соответственно ВМФ и СФ. Но у нас, как правило, эту ответственность "перелицовывают" в вину со снятием с должности, другими административными взысканиями или даже отдачей под суд "назначенного" виновника. Справедливо ли это? Так ведь не "напасешься" главкомов, командующих флотами (других военачальников) в кадровом составе ВМФ (армии)! Посмотрим, как относятся к тяжелым ЧП наши нынешние "партнеры" - командование ВМС и государственные руководители США? Вот один пример такого отношения. 23 ноября 1975 г. при маневрах в Ионическом море ракетный крейсер 6-го флота ВМС США "Белкнап" из-за выхода из строя основной системы управления рулем столкнулся с авианосцем "Кеннеди". При столкновении угловой палубой авианосца снесены надстройки крейсера. Авиационное топливо из пробитых бортовых цистерн авианосца вылилось на крейсер, на котором начался пожар. Крейсер полностью сгорел. Погибли более 40 человек экипажа, из которого несколько пропали без вести. На авианосце была серьезно повреждена взлетная угловая палуба. Ну и что? Был снят с должности командующий 6-м флотом? Или хотя бы командир Ударного оперативного соединения этого флота? Ничего подобного. Авианосец, как ни в чем не бывало, трое суток при поврежденной угловой палубе продолжал авиационные операции. Крейсер на буксире отвели в Неаполь (кажется, так и не был восстановлен). А виновными справедливо были признаны командир и вахтенный офицер крейсера, не сумевшие своевременно перейти на запасное (аварийное) управление рулем. У нас же за дебош на берегу пьяного матроса (солдата) по-прежнему снимают с должности командира корабля (полка), хотя наказанию подлежит сам виновник и его родители в придачу, как не сумевшие воспитать своего отпрыска. Когда же кончится такая профанация в понятиях ответственности и вины флотских (армейских) должностных лиц и командования при наведении порядка и дисциплины на флоте (в войсках)? Но это все высказано, так сказать, к слову, попутно к нашей теме.

Практически после "Курска" Владимир Куроедов снова как бы вступил в свою прежнюю должность главнокомандующего ВМФ. Но вся его предыдущая деятельность на этом посту была переоценена, а текущая стала восприниматься вышестоящими "инстанциями", по нашему мнению, с определенным коэффициентом предвзятости. Тем более что катастрофы и прочие неприятности, как рок, преследовали и далее Куроедова во время его руководства флотом. За "Курском" последовала гибель с человеческими жертвами АПЛ К-159 при буксировке ее в пункт разделки на металл. Опять все СМИ обрушились на Владимира Куроедова и командующего СФ адмирала Геннадия Сучкова, который был "назначен" главным виновником катастрофы и даже подвергся наказанию в судебном порядке (отдача под суд командующего флотом за подобные ЧП в мирное время, по нашему мнению, нонсенс и не делает чести руководству Министерства обороны). Кстати, история назойливости и, в общем-то, безответственности и бесцеремонности некоторых наших СМИ в их реакции на случаи аварий и катастроф на флоте продолжается. По поводу последней катастрофы самолета Су-33 в недавних учениях кораблей СФ в Атлантике наши вездесущие СМИ предъявили претензии еще к не вступившему в должность главнокомандующего ВМФ адмиралу Владимиру Масорину. А ведь причина этой катастрофы чисто техническая: из-за обрыва троса аэрофинишера самолет при посадке на палубу ТАВКР "Адмирал Кузнецов" упал за борт и утонул. При этом пилот сумел катапультироваться и был поднят с воды дежурным вертолетом. Нет, обязательно подай нашим СМИ виновника с крупным набором адмиральских звезд на погонах. Совершенно правильно ответил Масорин таким "любителям жареного" на пресс-конференции: "Летают - падают, не будут летать - тоже будут падать". Пора бы давно понять всем любителям выискивания виновников катастроф и аварий, что аварии и катастрофы на море (в небе тоже) неизбежны (читайте работы по этим вопросам адмирала С.О. Макарова). Важно принять и предусмотреть все необходимые меры по избежанию таких ЧП, минимизации их последствий, особенно в части человеческих жертв, и своевременному спасению пострадавших.

Что пережил Владимир Куроедов после всех этих аварий, катастроф и других неприятностей, известно только ему (и может его близким). Но он упорно продолжал "внутреннюю морскую политику" сохранения и восстановления по мере своих возможностей флота, которая сегодня дает свои первые ростки. Это видно и в тех же выходах кораблей в дальние походы, и в пока одиночных закладках и начале строительства кораблей новых проектов, и в разработке новой программы военного кораблестроения в государственную программу вооружения на 2005-2015 гг. Конечно, ни о каких упомянутых перспективах дальнейшей службы думать ему уже не приходилось. Более того, после катастрофы АПЛ К-159 реорганизуется структура и состав Морской коллегии (возможно, реорганизация и не связана с этой катастрофой). Ее состав увеличился до 34 членов, а главком ВМФ потерял статус заместителя председателя коллегии, превратившись в ее рядового члена, самого младшего по служебному положению среди других членов коллегии. Секретарем Морской коллегии (то есть номинальным ее руководителем) назначен общевойсковой генерал - повторяется ситуация вышеупомянутого отношения Минобороны к флоту. Большинство военно-морских профессионалов оценили такую реорганизацию коллегии, как неуважение к флоту и непосредственно к главнокомандующему ВМФ. Выживет ли Морская коллегия, являющаяся, можно сказать, детищем Владимира Куроедова после его ухода с флота?

Думается, что новая команда, приходящая к руководству ВМФ, продолжит все дела и начинания Владимира Куроедова по восстановлению военно-морского могущества страны. Первые выступления нового главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Масорина в СМИ нас обнадеживают.

15 сентября в Главном штабе ВМФ прошла процедура смены командования ВМФ. Новыми главкомом ВМФ стал адмирал Владимир Масорин, начальником Главного штаба ВМФ - адмирал Михаил Абрамов. Пожелаем им успехов и удач в их службе и деятельности по возрождению и укреплению военно-морского могущества нашей страны. Но прямо скажем, не позавидуешь любому главкому ВМФ и всем членам его команды в этот период тяжелого состояния флота, обороноспособности страны и ее экономики. Поистине, тяжела морская "шапка Мономаха"!

Владимир Куроедов уходит с действительной военной службы, но, видимо, не прощается с флотом, в истории которого он останется навсегда как заслуженный и деятельный главнокомандующий, возглавлявший ВМФ в тяжелейший период его состояния, своим трудом предотвративший окончательный развал флота, многое свершивший лично в его пользу и заложивший определенные основы дальнейшего восстановления флота преемниками. Полагаем, что и на дальнейшей политической карьере Владимира Куроедова рано ставить точку.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Когда 11 сентября по телеканалу РТР шло интервью Владимира Масорина, то ведущий назойливо и бестактно гадал за кадром, долго ли будет адмирал главкомом ВМФ. Видите ли, ему "уже" 57 лет, мол, надо бы помоложе (!?). Это же самый продуктивный возраст опытного, прошедшего соответствующие ступени службы военачальника такого уровня! Или, извините, несведующие "молокососы" должны назначаться главкомами? Что касается установленных действующим военным законодательством возрастных цензов военной службы офицерского состава, считаем, они должны быть давно изменены. Об этом проходила публикация даже в главном военно-научном печатном издании Минобороны журнале "Военная мысль" (см. №10, 2003). Явно ненормальным и вредным для армии и флота (а значит и для страны в целом) является увольнение в запас в полном здравии и уме майоров и подполковников (капитанов 3 и 2 рангов) в 45 лет, полковников (капитанов 1 ранга) в 50 лет, генерал-майоров и генерал-лейтенантов (контр-адмиралов и вице-адмиралов) в 55 лет. В таком возрасте указанные офицеры только начинают отдавать свои знания и опыт, накопленные за время учебы и службы, а их на пике эффективности служебной деятельности увольняют в запас. Это нелепость! Правильнее было бы, полагаем, установить следующие ограничения службы офицеров по возрасту: майор (капитан 3 ранга) - 50 лет, подполковник (капитан 2 ранга) - 55 лет. Все остальные: полковники (капитаны 1 ранга), генерал-майоры, генерал-лейтенанты (контр- и вице-адмиралы) - 60 лет. Для генерал-полковников (адмиралов) и генералов армии (адмиралов флота) целесообразный возрастной ценз ограничения по службе должен быть не менее 65 лет. Причем для ключевых должностей главнокомандующих видами ВС, начальника Генерального штаба и министра обороны (если им снова станет кадровый военный) такой возраст может быть увеличен до 68-70 лет. Нашим законодателям из соответствующих комитетов по обороне Госдумы и Совета Федерации давно пора бы внести такие изменения в военное законодательство. Это предотвратит продолжающуюся текучку и разбазаривание офицерских кадров со срывами преемственности и другими негативными явлениями в прохождении службы офицерским составом. Так что, считаем, адмиралу Владимиру Масорину рано подыскивать преемников.

И самое последнее добавление. Хотя оно не относится к основной теме статьи, тем не менее очень важное. 5 сентября с.г. президент РФ Владимир Путин на совещании правительства с участием руководства Федерального Собрания и председателей фракций Госдумы сделал заявление о планируемом кардинальном повышении в ближайшем будущем зарплат врачам и учителям "на 1О тыс. рублей", медсестрам "на 5 тыс. рублей", ведущим ученым и научным работникам "до 30 тыс. рублей". Поскольку главными приоритетами в настоящее время являются, мол, здравоохранение, образование и наука. И это хорошо для страны! Трудно возражать против такой расстановки приоритетов и повышения зарплат указанным гражданским работникам. Но, извините, а к каким же приоритетам относится обороноспособность страны и необходимость повышения денежного содержания военнослужащих Минобороны и других силовых ведомств? Почему они забыты? Получается, что "повышенная" зарплата медсестры будет превосходить денежное содержание командира роты, врача и учителя - командира полка, а "ведущего ученого" - в полтора-два раза денежного содержания войсковых генералов (!). Повторяем, мы не против повышения зарплат гражданскому персоналу различных сфер трудовой деятельности. Но когда же власть обратит внимание и проявит действенную заботу о своих Вооруженных Силах? Кстати, всем гражданским "бюджетникам" с 1 сентября с.г. уже повышены зарплаты на 11%. Военные "бюджетники" такого повышения денежного содержания лишены, что коснулось и военных пенсионеров. С 1 января 2006 г. всем военным будет повышено денежное содержание аж на 15% (!). Но это же выглядит насмешкой по сравнению с повышением гражданских зарплат "на 10 тыс." и "до 30 тыс." рублей.


Михаил ТУЛЬЕВ,
Геннадий ПУЛИН

 постоянный адрес статьи:   http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.102.articles.rostrum_01