ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

рабочего совещания 19 февраля 2007 г. при заместителе председателя ГД ФС РФ С.Н.Бабурине

по вопросам совершенствования законодательной базы и бюджетного финансирования ракетно-космической отрасли с советниками, приглашенными специалистами и экспертами.



СОДЕРЖАНИЕ:


Раздел 1. О ПОЛОЖЕНИИ СЯС РОССИИ КАК ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ (ПОРЯДКА 10 ЛЕТ) ПЕРСПЕКТИВУ

1.1. Выводы.

1.2. Рекомендации.

Рекомендации в организационно-политическом плане.

Рекомендации в военно-техническом плане.

Раздел 2. ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

2.1. Выводы.

2.2. Рекомендации.

Общие рекомендации.

Рекомендации по нормативному обеспечению.

Рекомендации по конкретным проектам.

Рекомендации по кадровой политике.

Рекомендации Государственной Думе ФС РФ.



1. О ПОЛОЖЕНИИ СЯС РОССИИ КАК ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ (ПОРЯДКА 10 ЛЕТ) ПЕРСПЕКТИВУ


Использованные общепринятые сокращения.

ББ

боевой блок

ПЛ

подводная лодка

БД

боевое дежурство

пр.

проект

БРПЛ

баллистическая ракета подводной лодки

ПРО

противоракетная оборона

ГРЦ

Государственный ракетный центр

РГЧ

разделяющаяся головная часть

КБ

конструкторское бюро

РПКСН

ракетный подводный крейсер стратегического назначения

КСП ПРО

комплекс средств противодействия ПРО

РК

ракетный комплекс

МБР

межконтинентальная баллистическая ракета

СЯС

стратегические ядерные силы

НПО

Научно-производственное объединение

ТТХ

тактико-технические характеристики

ОКР

опытно-конструкторская работа





1.1. ВЫВОДЫ


1.1.1. В настоящее время США проводят мероприятия по реализации требований «Договора между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов» (ограничение к 31 декабря 2012 года числа своих ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц), ратифицированного Сенатом Конгресса США и Государственной думой ФС РФ. При этом ничего не уничтожается и обеспечивается т.н. возвратный потенциал.

В морской группировке США на 10 подводных лодках (ПЛ) «Огайо» «Трайдент-2» будет 240 баллистических ракет (БРПЛ) с 960 боевыми блоками (ББ), а суммарный забрасываемый вес всех БРПЛ составит 672 т. У Великобритании – 4 ПЛ того же типа.

В наземной группировке все ракеты и боеголовки перевезены на хранение в арсеналы, пусковые шахты и оборудование консервируются, вся инфраструктура освободившегося позиционного района сохраняется. На боевом дежурстве остаются 500 межконтинентальных баллистических ракет МБР типа «Минитмен-3» (забрасываемый вес 1,15 т.), на каждой из которых 3 ББ. Суммарный забрасываемый вес всех МБР - 575 т.

Суммарный забрасываемый вес всех МБР и БРПЛ США и Великобритании будет равен 1516 т. Ожидаемый состав наземной и морской группировок США и Великобритании на близкую перспективу представлен в Таблице 1.


Таблица 1

Наименование носителя

Забрасываемый вес, т


Число боезарядов

Число развернутых носителей

Суммарный

забрасываемый вес, т

МБР с РГЧ «Минитмен-3»

1,15

3

500

575

БРПЛ с РГЧ «Трайдент-2»

2,8

4 или 8

336

941

ВСЕГО




836

1516


Наличие огромного "возвратного потенциала" (около 2000 боезарядов) позволит США, выйдя или нарушив Договор о СНП, в короткий срок и без особых затрат увеличить ядерный потенциал примерно в два раза. На среднесрочную перспективу ожидать значительного изменения суммарного забрасываемого веса нет оснований.


1.1.2. В СССР разработкой стратегических ракет занимались четыре головные организации: КБ «Южное», НПО машиностроения, ГРЦ "КБ им. академика В.П.Макеева" Министерства общего машиностроения, на ракетах которых (наземного и морского базирования) по состоянию на 31 июня 1991 года размещалось 97 % боезарядов, а таже Московский институт теплотехники (МИТ) Министерства оборонной промышленности, на ракетах которого размещалось всего 3% боезарядов.

После распада СССР КБ «Южное» оказалось за границей (Украина), а НПО машиностроения и ГРЦ "КБ им. академика В.П.Макеева" от создания новых стратегических ракет были отстранены. Монопольное положение было придано Московскому институту теплотехники и ставка сделана на его исключительно твердотопливные ракеты.

За основными головными организациями сохранилось только авторское сопровождение стоящих на боевом дежурстве разработанных ими ранее ракетных комплексов, сроки эксплуатации которых завершаются. Огромный научно-технический потенциал по разработке МБР и БРПЛ с разделяющимися головными частями (РГЧ) коллективов Государственного ракетного центра "КБ им. академика В.П.Макеева" и НПО машиностроения, их уникальная стендовая база для модельной и натурной отработки ракетных систем в условиях, имитирующих параметры старта и полета ракеты, оказались отринутыми.

Показательно, в состав научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ представители этих ведущих организаций не вошли, но зато вошли два представителя МИТ, один из которых стал ответственным секретарем.


1.1.3. Без учета ракет типа Р-36МУТТХ (КБ «Южное»), Р-29Р и Р-39 (ГРЦ "КБ им. академика В.П.Макеева"), «Тополь» (Московский институт теплотехники) с истекающими сроками эксплуатации, на боевом дежурстве (БД) на близкую перспективу останутся:


Таблица 2

Наименование носителя

Забрасываемый вес, т

Число боезарядов

Число развернутых носителей

Суммарный забрасываемый вес, т

МБР с РГЧ Р-36М2

8,8

10 или 20

40-60

528

МБР с РГЧ УР100НУТТХ

4,35

6

126

548,1

МБР с моноблоком «Тополь-М»

1,2

1

42ш+3м

54

БРПЛ с РГЧ

Р-29РМ

2,8

4

96

268,8

ВСЕГО





1398,9


Суммарный забрасываемый вес всех стоящих на боевом дежурстве МБР и БРПЛ будет равен на близкую перспективу 1398,9 т.

Однако учет в стратегическом балансе иностранных (украинских) Р-36М2 вряд ли возможен из-за неясной позиции Украины по вхождению в НАТО. В любой момент может последовать отказ КБ «Южное» в авторском надзоре за этими ракетами со всеми вытекающими последствиями. Без их учета суммарный забрасываемый вес будет равен 870,9 т. Поскольку производство ракет УР-100НУТТХ и Р-39 прекращено, а дополнительное развертывание ракет Р-29РМ невозможно в связи отсутствием строительства для них новых ПЛ, в настоящее время поддержание численности стратегических ракет на боевом дежурстве осуществляется только за счет моноблочной твердотопливной МБР «Тополь-М» с низкими забрасываемым весом и темпами производства. Приобретенные у Украины 30 ракет УР-100НУТТХ, находившиеся на хранении и при развертывании (в какой-то части) способные находиться на БД до 2030 г., не восполнят вывод из эксплуатации 126 таких ракет через несколько лет. Более того, постановка на БД ракет, находившихся на хранении в иностранном государстве, при вероятном доступе специалистов США и НАТО - дело более чем рискованное. Они вполне могут оказаться «троянским конём».

Таким образом, возвратный потенциал практически отсутствует.

Прогнозировать забрасываемый вес на среднесрочную перспективу с приемлемой точностью сложная многофакторная задача. Однако можно определить предел, подойти к которому будет принципиально невозможно. При многочисленных «если» это:

- 60 ракет Булава;

- исходя из Государственной программы вооружений 114 Тополь-М (45+69);

- 30 ракет УР-100НУТТХ.

Таким образом, недостижимый предел составит 336,3 т. Итак, будет иметь место сокращение забрасываемого веса на среднесрочную перспективу минимум в 4,2 раза при сохранении существующей политики (профанации жидкостного ракетостроения).

И это без учета возможностей промышленности, особенно по производству стратегических материалов. В худшем случае, не считая проблемные ракетный комплекс (РК) «Булава» и закупленные УР-100НУТТХ, недостижимый предел может составить и 136,8 т. (10,2 раза). И по нашим экспертным оценкам - это ближе к реальности.


А как обстоит дело с боевой и экономической эффективностью?


1.1.4. Морская группировка основана на БРПЛ Р-29РМ с 4 ББ, установленных на шести ПЛ проекта 667БДРМ, по своим тактико-техническим характеристикам являющихся самыми эффективными в мире баллистическими ракетами своего класса. Стартовый вес 40,3 т., а забрасываемый вес 2,8 т., как у «Трайдента-2», стартовый вес которого 59 т. Суммарный забрасываемый вес всего боекомплекта одной ПЛ проекта 667БДРМ (16 ракет) составляет 44,8 т., а всех шести ПЛ – 269 т. Серийно выпускаемый модернизированный вариант этой ракеты Р-29РМУ («Синева») может нести 10 боезарядов.

На замену существующих ПЛ планируются четыре ПЛ проекта 955, на которых предполагается установить разрабатываемые Московским институтом теплотехники твердотопливные БРПЛ «Булава». Первая ПЛ проекта 955 имеет 12 шахт, следующие 3 по 16, а забрасываемый вес ракеты «Булава» равен 1,15 т. Следовательно, суммарный забрасываемый всего боекомплекта первой ПЛ проекта 955 (заложена в 1996, готовность около 70%) составит всего 13,8 т., что в 3,2 раза меньше, чем у ПЛ проекта 667БДРМ с жидкостной ракетой Р-29РМ и в 4,9 раза меньше чем у американской ПЛ «Огайо» с твердотопливной ракетой «Трайдент-2». Предполагаемое увеличение числа шахт до 16 на 3-х следующих лодках пр. 955 не меняет сути.

Между тем, Великобритания перевооружается на БРПЛ «Трайдент-2» (4 ПЛ), модернизируются 4 ПЛ во Франции под новую БРПЛ М-51 с РГЧ, строятся ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) в Китае.

Чтобы сохранить в нашей морской группировке, существующий сегодня суммарный забрасываемый вес шести ПЛ проекта 667БДРМ с 96 ракетами, пришлось бы построить 15 ПЛ проекта 955 с 16 шахтами и изготовить 234 ракеты «Булава», а это означает совершенно неприемлемое падение критерия «стоимость – эффективность» и собственно боевой эффективности в силу низкого технического уровня и забрасываемого веса ракеты Булава.



1.1.5. В наземной группировке ставка сделана на твердотопливную МБР «Тополь-М» (забрасываемый вес – 1,2 т.), по техническому уровню уступающей Минитмен-3А разработки 70-х гг. прошлого века:


Таблица 3. Характеристики твердотопливных МБР США и РФ

МБР

Минитмен-3

РТ-2П

Минитмен-3А

РТ-2ПМ

РТ-2ПМ2

М-Х

РТ-23 УТТХ

Тип ГЧ

РГЧ-3

моно ГЧ

РГЧ-3

моно ГЧ

моно ГЧ

РГЧ-10

РГЧ-10

Год начала развертывания

1970

1971

1980

1985

1998

1986

1987

Стартовый вес, тонн

35

51

35

45,1

47,2

88,5

104,5

Забрасываемый вес, тонн

1,0

0,6-1,4

1,15

1,0

1,2

3,41

4,05

Максимальная дальность, тыс.км

10,0

9,5

10,0

>10,0

>10,0

10,0

10,5



Таблица 4. Характеристики твердотопливных БРПЛ США и РФ

БРПЛ

Посейдон

Р-31*

Трайдент-1

Р-39

Трайдент-2

Р-39 вар.

Р-29РМ**

Тип ГЧ

РГЧ-8

моно ГЧ

РГЧ-8

РГЧ-10

РГЧ-8

РГЧ-8

РГЧ-10 и 4

Год начала

развертывания

1971

1980

1979

1981

1987

1998

прекращена

1986

Стартовый вес, тонн

29,5

26,9

32,0

84,0

59,0

81,0

40,3

Забрасываемый вес, тонн

1,35

0,6-0,7

1,32

2,55

2,38

3,05

2,8 max

Максимальная дальность, тыс.км

4,6

3,9

7,4

8,3

7,8

9,0(?)

8,3(?)

*- на вооружении не стояла; ** - жидкостная ракета


Из таблиц и далее видно, что наши жидкостные ракеты превышают американские твердотопливные по техническому уровню и забрасываемому весу, а наши твердотопливные заметно уступают даже более старым американским.

Однако жидкостные МБР УР-100НУТТХ с РГЧ (6 боезарядов, забрасываемый вес 4,35 т.) и Р36М2 (10или 20 ББ, забрасываемый вес 8,8 т.) заменяются по замыслу нынешних стратегов на «Тополь-М». Забрасываемый вес одного «Тополя-М» всего 1,2 т. К тому же находящиеся на БД ракеты «Тополь-М» пока снаряжены моноблоками -такое положение дел имело место в шестидесятых годах прошлого века, сегодня же – в странах с отсталым ракетостроением.

Что также означает совершенно неприемлемое падение критерия «стоимость – эффективность», многократное снижение боевой эффективности.


1.1.6. Начинается размещение «Тополя-М» с моноблоком и на грунтовых подвижных средствах. Однако подвижное базирование МБР перестает быть эффективным в ближайшей перспективе. С 1998 года в США выведены на круговые околоземные орбиты пять спутников космической радиолокационной разведки типа «Лакросс». Разрабатываются проекты системы, состоящей из 24 космических аппаратов с бортовыми радиолокационными станциями с активными фазированными антенными решетками, которые должны обеспечивать высокую частоту просмотра участков местности (10-15 мин), съемку местности с разрешением от 0,3 до 3 м и автоматическое обнаружение наземных целей, движущихся со скоростями от 4 до 100 км/ч.

С вводом подобной системы подвижные грунтовые комплексы полностью утратят главное качество – скрытое местонахождение.


1.1.7. США развивают системы противоракетной обороны (ПРО), перекрывая угол обстрела с территории России наземными комплексами и патрулирующими в Арктике РПКСН. Такая «объектовая» система ПРО (защита не на 360 градусов, а в ограниченном секторе), весьма эффективна, тем более от малоблочных ракет. Отсюда вытекают повышенные требования к числу ББ и комплексу средств противодействия (КСП) ПРО, а следовательно – к энергомассовым характеристикам носителя, прежде всего к забрасываемому весу. Несколько больший активный участок траектории, характерный для жидкостной ракеты, имеет второстепенное значение для морской ракеты на ПЛ со скрытым местонахождением. Из серийно производимых ракет наибольший забрасываемый вес (2,8 т.) у ракеты Р-29РМУ («Синева»).

Однако участь морской группировки особенно трагична. Между тем, именно морские стратегические силы (МСЯС) по современным воззрениям должны служить основой стратегического потенциала сдерживания.

С учетом утраты в перспективе эффективной морской группировки из лодок пр. 667БДРМ с ракетой типа Р-29РМ в силу планируемого перехода на РК Булава с неприемлемо низкой боевой эффективностью, потенциал ответного удара будет незначительным. Маневрирующие боевые блоки, планирующие головные части и прочее «чудо-оружие» положение не спасут.


1.1.8. Огромный советский опыт разработки и эксплуатации ампулизированных жидкостных ракет обеспечивает их высочайшую в мире боевую эффективность и минимальную стоимость при достаточно высоком уровне эксплуатационных характеристик. Однако он отринут. А ведь уровень, достигнутый в жидкостной ракете Р-29РМУ («Синева»), таков, что эта ракета способна обеспечить безопасность даже и на долгосрочную перспективу. Эта ракета обладает наивысшим (в мире вообще) энергомассовым совершенством.

Сегодня в России наука и промышленность не имеют возможности создать эффективное недорогое твердое топливо и БР на техническом уровне даже старых «Трайдент-1» и Минитмен-3А (см. п.5).

Прогнозируется, таким образом, бессмысленное многократное уменьшение стартового и забрасываемого весов, а следовательно, числа ББ и уменьшенные возможности КСП ПРО. Отсюда ожидается катастрофическое снижение потенциала ответного удара, причем при колоссальных, неоправданных финансовых тратах. МСЯС и вовсе находятся перед угрозой уничтожения в силу замышляемого перевооружения на РК «Булава».

Фактически, за свой же счет РФ уничтожает отлично отработанные ракетные технологии жидкостного направления, научно-конструкторскую и производственную инфраструктуру.


1.1.9. Сокращение нашего стратегического ракетно-ядерного потенциала сдерживания находилось ранее под строгим контролем Государственной Думы. Сегодня его снижение, принявшее односторонний, ускоряющийся, разорительный характер, ведущее к утрате стратегической безопасности, вышло из-под контроля Государственной Думы ФС РФ. Его восстановление и усиление могло бы предотвратить надвигающуюся катастрофу.

1.2. РЕКОМЕНДАЦИИ.


В организационно-политическом плане.


Государственной Думе ФС РФ:

1.2.1. Необходимо провести парламентские слушания на тему О ПОЛОЖЕНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ СЯС РОССИИ КАК ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Ради обеспечения объективности, состав докладчиков должен обеспечивать их независимость от ответственных за СЯС государственных структур, состоять из независимых экспертов.

1.2.2. Необходимо создание Экспертного совета и Комиссии ГД ФС РФ по обеспечению контроля за состоянием СЯС и стратегическим потенциалом сдерживания. Состав Экспертного совета и Комиссии должен обеспечивать их независимость от существующих государственных структур, допустивших нынешнее критическое состояние дел в СЯС.

1.2.3. Рассмотреть целесообразность принятия федерального закона «О контроле за состоянием СЯС и стратегическим потенциалом сдерживания», обеспечивающем независимый контроль со стороны ГД ФС РФ.


Президенту РФ, Совету безопасности РФ:

1.2.4. Обеспечить эффективный независимый контроль за деятельностью Правительства РФ и его структур в области СЯС.

1.2.5. Принять меры по укреплению кадров, прежде всего, руководящих.

В военно-техническом плане.

Правительству РФ, Совету безопасности РФ, Военно-промышленной комиссии:

1.2.6. В первоочередном порядке обеспечить боеготовность группировки РПКСН пр. 667БДРМ, своевременно и в полном объёме проводя все необходимые заводские ремонты. Начать ОКР по продлению срока службы ракетоносцев до 30 и более лет.

1.2.7. Начать ОКР по дальнейшему совершенствованию ТТХ Р-29РМУ в направлении увеличения числа ББ до 10 и оснащения средствами противодействия ПРО, дальнейшему улучшению эксплуатационных характеристик.

1.2.8. Начать ОКР по созданию жидкостной ракеты шахтного базирования на смену УР-100НУТТХ, с максимальной унификацией узлов и агрегатов с Р-29РМУ.

1.2.9. Начать ОКР по модификации Р-29РМУ для РПКСН пр. 955.

1.2.10. Заложить новые РПКСН пр. 667БДРМ или нового проекта (возможно, модификации пр. 955) под РК с ракетой Р-29РМУ как основной ракеты морских СЯС.

1.2.11. Завершить неоправданно затянувшееся документальное оформление принятия на вооружение комплекса с Р-29РМУ («Синева»).

1.2.12. Прекратить практику неэффективных и дорогостоящих летных испытаний РК без надлежащей наземной отработки.

1.2.13. Восстановить и обновить опытно-экспериментальную и промышленную базу предприятий отрасли и воинских частей.

1.2.14. Внести необходимые изменения в Государственную программу вооружений и другие нормативные акты.


2. ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ


2.1. ВЫВОДЫ


2.1.1. Текущий 2007 год знаменателен юбилейными событиями, связанными со становлением и развитием отечественной космонавтики: Это «100-летие со дня рождения С.П. Королева», 150-летие со дня рождения К.Э. Циолковского, 50-летие запуска первого в мире ИСЗ и 50-летие запуска первой отечественной межконтинентальной баллистической ракеты (знаменитой «семерки»). Отмечая эти знаменательные события, можно с удовлетворением констатировать, что научные замыслы основателей отечественной космонавтики – К.Э. Циолковского и С.П. Королева в значительной степени воплощены в жизнь. Научные и практические достижения в области исследования и использования космического пространства широко внедрены в нашу повседневную жизнь и деятельность.


2.1.2. Космонавтика стала областью концентрации наукоёмких новых технологий, катализатором научно-технического прогресса, эффективным путем решения глобальных и региональных научных, социально-экономических и других проблем, источником духовного подъема и интеллектуального развития человечества.

Она играет важную роль в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, в развитии экономики и социальной сферы, в укреплении позиций России на международной арене.


2.1.3. В последние годы всё большее число стран мира подключаются к активному использованию космического пространства в интересах решения актуальных задач в различных сферах своей деятельности, растет потенциал международного рынка космической техники и услуг.

В этих условиях для России важно обеспечить опережающее развитие космической отрасли как необходимого условия обеспечения государственной безопасности и развития социально-экономической сферы страны.


2.1.4. Резкое снижение государственных заказов на изделия БРТ и РКТ и отсутствие опыта диверсификации с учетом потребностей внутреннего и международного рынков стали причинами перехода предприятий на режим работы с неполной загрузкой. Сложились условия, при которых состояние ракетно-космической промышленности (РКП) не в полной мере отвечает задачам обеспечения национальной безопасности в оборонной, социально-экономической и научной сферах. Возникла опасность утраты научно-технологического и производственного потенциала, вытеснения отечественных компаний с мирового космического рынка. Произошло физическое и моральное старение производственной и экспериментально-испытательной баз, отток кадров и снижение уровня квалификации персонала.


2.1.5. Основой опережающего развития РКП является её инновационный характер и существующая система разработки опережающего научно-технического задела для создания перспективных образцов ракетно-космической техники и новых базовых технологий.

Важную роль в решении этой задачи играют утвержденные Правительством Российской Федерации «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы», ФЦП «Глобальная навигационная система на 2002-2011 годы», «Государственная программа вооружения на 2007-2015 годы», ФЦП «Программа развития российских космодромов на 2006-2015годы».


2.1.6. Опережающее развитие ракетно-космической отрасли России невозможно без соответствующего кадрового обеспечения. Подготовке таких кадров должны быть обеспечены условия на уровне национального проекта. Между тем, реформы, проводимые в высшей школе, не в полной мере соответствуют отработанным методикам ведущих ВУЗов.


2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ


Общие рекомендации.


2.2.1. Считать приоритетной задачей опережающее развитие РКП как одного из ключевых звеньев в обеспечении государственной безопасности страны в настоящий период.


2.2.2. Необходимо уделить особое внимание реализации ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» и «Стратегии развития ракетно-космической промышленности на период до 2015 года».

В этой связи необходимо продолжать активную государственную поддержку развитию ракетно-космической промышленности Российской Федерации как одного из важнейших факторов, обеспечивающих ее опережающее развитие.


2.2.3. Учитывая все возрастающую роль и значение космической деятельности России в обеспечении безопасности страны в различных сферах (военной, экономической, информационной, экологической и др.), а также инновационный характер стратегии развития ракетно-космической промышленности, необходимо обеспечить в 2007-2015 годах безусловное выполнение задач и программных объемов финансирования работ по утвержденным Правительством Российской Федерации федерально-целевым программам: ФКП-2015, ГПВ-2015, «Глобальная навигационная система на 2002-2011 г.», «Программа развития российских космодромов на 2006-2015годы», «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года».


2.2.4. В целях недопущения необратимого научно-технологического отставания от уровня ведущих зарубежных стран в создании современных наукоемких новейших технологий считать необходимым ускорить разработку, согласование и принятие «Комплексной программы научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации», заданной решением Совета Безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 г. (протокол заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № Пр-1184) и распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 28 июля 2006 г. № МФ-П7-3582 (головной госзаказчик – Минобрнауки России).


2.2.5. Обеспечить инновационным высокотехнологичным проектам государственную поддержку (политическую, финансовую, социальную).

Государственная поддержка - это гарантия для инвесторов и потребителей результатов выполнения проекта. Она может осуществляться через указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, путем включения этих проектов в федеральные целевые программы, заключения межправительственных и межагентских соглашений, а также путем введения льготного режима реализации приоритетных инновационных проектов, предусматривающего освобождение от налога на прибыль в течение 1-3 лет с начала работы над приоритетным для государства инновационным проектом, уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, при условии направления средств на переоснащение научно-производственной базы предприятия.


Рекомендации по нормативному обеспечению.


2.2.6. Разработать дополнения к Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регламентирующих порядок размещения заданий государственного оборонного заказа в части закупок сложной научно-технической продукции».


2.2.7. Необходимо ускорить принятие ряда законодательных актов, касающихся космической деятельности России:

Федерального закона «О государственной регистрации прав на космические объекты и сделок с ними» (законопроект повторно по указанию Аппарата Правительства Российской Федерации согласован Роскосмосом с Минобороны России, Минэкономразвития России, Минфином России и Минюстом России и представлен в Правительство Российской Федерации);

Федерального закона «О навигации» (разработка ФЗ предусматривалась решением Постоянного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по ядерному сдерживанию от 21.04.04, протокол № 230);

Федерального закона «О мониторинге критически важных и потенциально опасных объектов».


2.2.8. Необходимо ускорить разработку законопроектов о внесении изменений и дополнений в Федеральные законы: «О государственном оборонном заказе», «Об акционерных обществах», «О финансово-промышленных группах», а также уточнить действующие методические рекомендации по разработке проектов создания интегрированных структур ОПК с учетом наделения соответствующими полномочиями головных организаций, необходимых им для гарантированного выполнения Гособоронзаказа.


2.2.9. Установить на правительственном уровне порядок компенсации (индексации) оборонным предприятиям инфляционных и других потерь в связи с удорожанием продукции по государственному оборонному заказу по причинам, не зависящим от предприятий-изготовителей.


Рекомендации по конкретным проектам.


2.2.10. Рекомендовать Роскосмосу совместно с Российской академией наук, заинтересованным министерствам и ведомствам разработать концепцию освоения энергетических ресурсов космоса в интересах обеспечения экономической безопасности России.


2.2.11. Рекомендовать Правительству РФ определить программу МКС и создание экономически эффективной многоразовой космической транспортной системы нового поколения как целевые программы с выделением финансирования отдельной строкой.


2.2.12. Поддержать реализацию проекта космической системы «Ямал» в составе подсистемы мобильной связи и цифрового радиовещания «Полярная звезда», космической системы наблюдения и картографирования «Смотр» и системы фиксированной связи на геостационарной орбите.


Рекомендации по кадровой политике.


2.2.13. При проведении реформ высшей школы учесть специфику, сохранить и усилить отработанные систему и методики подготовки специалистов в МГТУ, МАИ, МАТИ, МФТИ, МИФИ.


2.2.14. Необходимо сохранить непрерывное обучение специалиста по монопрограмме в течение не менее 5,5 лет с обеспечением практики на ведущих предприятиях.


2.2.15. Необходимо реализовать целевую контрактную подготовку с серьёзной ответственностью выпускника за исполнение контракта.


2.2.16. Повысить эффективность государственной политики закрепления в организациях ОПК высоко-квалифицированных кадров, в том числе за счет предоставления им возможности участия на льготных условиях в жилищных ипотечных программах, а также других мер социально-экономической поддержки.


Рекомендации Государственной думе ФС РФ.


2.2.17. Необходимо провести парламентские слушания об Обеспечении опережающего развития ракетно-космической отрасли.