Независимая газета
29.06.2007
  |  вооружения
Олег Сергеев

Стратегия разгосударствления против стратегических ракет

Принципиально новые системы зачастую оказываются хорошо забытым деревянным велосипедом
Об авторе: Олег Леонидович Сергеев - кандидат технических наук, ветеран РВСН и ГРУ ГШ.

В конце мая Сергей Иванов отсчитал первые 100 дней пребывания на посту первого заместителя Председателя Правительства РФ. Лейтмотивом его программного заявления в области «реальной экономики» стал отказ от жесткого государственного администрирования развития и создание условий для прихода бизнеса в отдельные сектора экономики. Прежде всего в те, где Россия имеет ряд преимуществ, позволяющих диверсифицировать экономику.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НЕСТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Надо полагать, с этой благой целью, в согласии с Военно-промышленной комиссией (ВПК) и Минобороны России 28 апреля 2007 года был подписан Указ Президента РФ «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», исключивший пунктом 98 из списка стратегических предприятий Государственный ракетный центр (ГРЦ) им. академика В.П.Макеева – традиционного разработчика ракетных систем оружия морского базирования. Что отвечает далеко идущим планам Росимущества по управлению разгосударствлением и приватизацией предприятий ОПК без учета оборонных потребностей России.

Однако и без этих мер для ГРЦ характерны конверсионные направления деятельности, в том числе по созданию перспективных ракетно-космических комплексов на основе прогрессивных технических решений по боевой тематике. Одним из таких проектов является авиационно-ракетный комплекс космического назначения «Воздушный старт», где ГРЦ тесно взаимодействует с ведущими космическими агентствами Европы и США по отработке новейших космических технологий ХХI века. Как и при разработке гражданской продукции и оборудования, здесь используется высокий научно-технический потенциал коллектива, уникальных технологий и высококвалифицированных рабочих кадров.

В то же время основной стратегической задачей ГРЦ, как единственного отечественного предприятия – разработчика жидкостных и твердотопливных ракет, остается обеспечение надежного функционирования МСЯС, где на БРПЛ размещено около 40% всех стратегических боезарядов России. В середине 2004 года ГРЦ завершил модернизацию межконтинентальной БРПЛ РСМ-54, получившей название «Синева». Ракета обладает значительным модернизационным потенциалом, наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных твердотопливных и жидкостных ракет различных видов базирования. Эти качества были продемонстрированы 9 сентября 2006 года экипажем подводной лодки «Екатеринбург» при пуске из высокоширотного района Арктики вблизи Северного полюса. При этом весьма показательна на фоне унылой череды аварийных пусков «Булавы» Московского института теплотехники (МИТ) роль ГРЦ им. Макеева в технологической интеграции уральских и сибирских предприятий – создателей «Синевы».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – УСЛОВИЕ НАДЕЖНОСТИ

О решающем значении факторов технологической интеграции в повышении качества и надежности изделий говорит успешный пуск 29 мая с северного полигона МБР РС-24, оснащенной РГЧ с боевыми блоками индивидуального наведения и ОТР комплекса «Искандер-М» в Капустином Яре. Первая из ракет является плодом модернизации МИТом известного «Тополя», а вторая – модификацией ОТР «Ока» коломенского КБ машиностроения Сергея Непобедимого. В отличие от новой, не имеющей конструктивно-технологических заделов «Булавы», данные изделия сконцентрировали в себя знания и труд многих поколений создателей ракетного оружия. Особая роль в этом процессе принадлежит головной организации, личности главного конструктора и его компетентности в технологических особенностях производства и применения систем оружия различных видов базирования.

Без строгой регламентации коллективного производства закономерно возникает синдром потери технологий, о чем говорится в воспоминаниях известного советского организатора промышленности оружия и боеприпасов, активного участника атомного проекта Бориса Ванникова. Наглядным примером служит потеря качества автомата Калашникова, производимого без лицензии многими странами.

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ПРОТИВОЯДИЕ

Высокие точности ракетно-космической техники стали доступны благодаря совершенным информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), многократно усложнившим системы управления изделий. Концентрируя знания тысяч людей, ИКТ чрезвычайно чувствительны к неточностям, когда поиск ошибок в новом программном обеспечении имеет вероятностный характер и занимает порой годы. Поэтому модернизация существующих систем имеет преимущество перед попытками создать принципиально новые системы, которые в конечном итоге оказываются хорошо забытым деревянным велосипедом. Этот феномен демонстрирует и разработка комплекса Д-19М БРПЛ «Булава», оказавшаяся ближе по совершенству к американскому «Трайденту-1» четвертьвековой давности, чем к «Трайденту-2», тоже уже, впрочем, исчерпавшему свой срок службы.

Непрогнозируемые системные случайности, о которых в своем интервью одной из газет в апреле 2007 года поведал генеральный конструктор МИТа Юрий Соломонов, имеют технологическую природу, где главное место занимают ИКТ, препятствующие продвинуться в испытаниях дальше первой ступени ракеты. Однако если даже удастся найти отказ в системе управления к июню-июлю нынешнего года (о чем сообщили СМИ), на технологическую консолидацию производства БРПЛ новой головной организацией – МИТу потребуются многие годы. И тем более ему не под силу обеспечить боеготовность комплексов жидкостных БРПЛ при передаче из ГРЦ им. Макеева, обладающего более высоким профессиональным уровнем технологической кооперации на основе минимизации «человеческого фактора» при личном взаимодействии исполнителей на «верхних и нижних» уровнях производства.

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕБУЮТ ВЫСОКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

На фактор дефицита профессионализма указывает и Юрий Соломонов. По его словам, «опытные образцы делаются штучно, иногда людьми, которые не имеют в ряде случаев необходимой квалификации в новых областях, поэтому по мере приобретения этого опыта мы и движемся вперед». Хотя известно, что при обновлении продукции, устаревании специальных знаний и необходимости глубокого проникновения в иные области деятельности профессионализм должен рассматриваться не с точки зрения наличия у специалиста навыков каких-либо практических действий, а его способности фокусировать внимание, интенсифицировать мышление и четкий контроль разума – качеств, многократно востребованных постиндустриальными технологиями. Отсутствие этих качеств создает условия, когда «абсолютно невозможно контролировать состояние предприятий промышленности, особенно в «нижней» части кооперации». Стоит вспомнить о вписанном в анналы истории отечественного ВМФ диком случае установки при заводском ремонте вместо красномедной – нештатной прокладки в рулевой гидропривод АПЛ «Ленинский комсомол». Результат – жизни десятков моряков. Юрий Соломонов свидетельствует: «Сегодня ситуация такая, что очень часто поставляются некачественные материалы и полуфабрикаты, и нам приходится от них избавляться».

И, наконец, существующий порядок передачи конструкторской и технологической документации в случае ликвидации или приватизации организации неизбежно ведет к утрате ключевых технологий и ликвидации сложных систем оружия. Тем более что в Гражданском кодексе не предусмотрена ответственность за сохранность технологий, а в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» отсутствует и само понятие «технология».

ПОТЕРЯ КРИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕДЕТ К ПРОСЧЕТАМ

В связи с изложенным вряд ли можно считать одной из вех истории отечественного ВМФ и заслугой военно-политического руководства вывод из цеха головной ракетной подводной лодки стратегического назначения «Юрий Долгорукий» с непрогнозируемым сроком готовности его главного оружия – ракетного комплекса БРПЛ «Булава-30». В данном случае потеря критических технологий системы управления ракеты критична не только для системы оружия, но и программы развития МСЯС, ключевым элементом которой служит динамика ввода в строй указанного ракетного комплекса. В рамках этой программы, рассчитанной на два этапа (2000–2005 и 2006–2010 годы), усилиями ГРЦ удалось частично реализовать первый этап и создать условия по поддержанию боевой готовности кораблей проекта 667БРДМ в период жизненного цикла до 2016 года.

При отставании от намеченных сроков ввода в строй новой системы оружия неизбежно возникает неблагодарная задача продления сроков службы РПЛСН/ТРПЛСН второго и третьего поколений. Без участия ГРЦ в решении этой задачи произойдет обвальное сокращение сил и средств МСЯС.

Становится очевидным грубейший просчет в стратегическом планировании, где сценарии развертывания МСЯС не учитывали реальный прогноз технологического развития отечественного и зарубежного ОПК. В надежде на чудо, обещанное МИТом, московские флотоводцы поспешили разобрать «на иголки» тяжелые РПЛСН проекта 941 («Акула» или «Тайфун») и частично переоборудовать «Дмитрий Донской» под «Булаву» по проекту 941УМ. Ныне эти стратеги уже думают о продлении сроков службы оставшихся ТРПЛСН 941 проекта. Изменение планов, как известно, связано с ростом объемов бюджетного финансирования. Несравненно больше стоимость запланированной утраты бесценного технологического потенциала ракетостроения ГРЦ им. академика Макеева. Своей «асимметричностью» такая политика в области стратегических вооружений может нанести урон лишь американскому оборонному комплексу, который заставляет своих граждан платить налоги за развертывание систем ПРО, направленных против несуществующих морских ракет.

Осознание недостатков есть первая ступень к их устранению, считал Алексей Крылов, великий русский ученый и кораблестроитель. Было бы логичным отменить пункт 98 Указа Президента РФ № 567 от 28 апреля 2007 года «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», исключивший из списка стратегических предприятий ГРЦ им. академика В.П.Макеева, и передать указанной организации все полномочия в ведении работ по созданию и модернизации стратегических ракетных комплексов морского базирования. И только после экспертизы содеянного в этой области принять в установленном порядке долгосрочную программу развития МСЯС России.

материалы: Независимое военное обозрение© 1999-2006
Опубликовано в Независимом военном обозрении от 29.06.2007
Оригинал: http://nvo.ng.ru/armament/2007-06-29/7_strategy.html