И у кораблей есть уши
Подводные лодки обнаруживаются на все больших расстоянияхФото из книги «Подводные силы России»
В начале 1930-х годов прошлого века на вооружение надводных кораблей Великобритании поступило первое эффективное средство поиска погруженных подводных лодок – гидролокатор «Асдик», позволивший, как тогда полагали, обеспечить гарантированное обнаружение и уничтожение подводного противника. Адмиралтейство считало, что с появлением гидролокатора с подводной угрозой покончено. И это явилось основанием для более чем лояльного отношения Великобритании к возобновлению официального подводного кораблестроения в Германии в 1935 году.
НА МАКСИМАЛЬНОЙ ДАЛЬНОСТИ
Война расставила все по местам. Главной целью подводных лодок, как и в Первую мировую войну, стало торговое судоходство противника. При действиях против боевых надводных кораблей к концу войны с учетом значительного усовершенствования противолодочных средств подводные лодки ожидало фактически избиение, наиболее значительным примером которого явилась операция «Оверлорд». Результат – потеря 22 атаковавших силы вторжения подводных лодок (практически всех) при минимальных потерях союзников (5 транспортов, 2 эсминца).
Появление в конце войны акустических торпед, средств гидроакустического противодействия, новых немецких подводных лодок ХХI и ХХIII серий принципиально эту ситуацию не меняло. Гипотетический массовый выход в море и участие в боевых действиях этих подводных лодок привел бы к определенному (хотя и значительному) увеличению уровня потерь торгового тоннажа и противолодочных сил союзников, однако кардинально уже ничего не менял. Задача борьбы с подводным противником как с организованной силой была решена «Асдиком» под водой, радиолокатором над водой и авиацией. Обеспечивая «накрытие» района действия подводной лодки радиолокационным поиском, она исключала возможность подзарядки аккумуляторных батарей. Дело с практически потерявшей ход лодкой заканчивала корабельная поисковая ударная группа (или противолодочная торпеда, или бомба с самолета).
Противолодочные силы вышли из войны с эффективным ультразвуковым гидролокатором, реактивной бомбометной установкой, счетно-решающими системами управления противолодочным оружием, авиационной самонаводящейся противолодочной торпедой «Фидо» (которая была успешно применена в бою раньше, чем широко известная немецкая акустическая торпеда «Цаукенинг»), авиационными акустическими буями, магнитометром, радиолокатором и отработанным взаимодействием авиации и кораблей.
В 1950-е годы на вооружение кораблей США и НАТО пришло новое поколение гидроакустических станций (ГАС) – мощные низкочастотные (около 5 и 3,5 кГц) ГАС AN/SQS-23, AN/SQS-26. Несколько позже для специализированных противолодочных кораблей была принята буксируемая ГАС AN/SQS-35 (около 13 кГц).
Определяющим фактором в дальности обнаружения подводных лодок подкильными гидроакустическими станциями является гидрология. Большая мощность и низкая частота ГАС AN/SQS-23 и AN/SQS-26 позволяли реализовать дальности обнаружения подводных лодок в благоприятных условиях до 15–25 км и более. С учетом фактических гидрологических условий средние дальности составляли 8–12 км. Для подводных лодок оставалось прятаться от обнаружения в зоне «тени», «прижиматься к грунту».
Основное противолодочное оружие кораблей ВМС США в 1960–1980-е годы – противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) «Асрок» с дальностью стрельбы до 10 км был хорошо сбалансирован с дальностями уверенного обнаружения подводных лодок. В состав ПЛРК входили восьмиконтейнерная пусковая установка (ПУ), с системой заряжания (с общим боекомплектом до 24 ПЛР) и система управления огнем Мк112 (114). Недостаточная точность неуправляемой баллистической ракеты компенсировалась возможностью производства ряда последовательных залпов до уничтожения цели и дешевизной предельно простой ракеты и ее торпедной боевой части.
При сопоставлении систем оружия ПЛРК «Асрок» и противолодочных торпед СССР калибра 53 см однозначное преимущество имела «дубина Асрока». Несмотря на большую полную дальность хода торпед (например, СЭТ-65 – 15 км), «Асрок» имел значительное превосходство по эффективной дальности стрельбы (много меньшее время доставки торпеды до цели), возможности производства последовательных залпов (меньший вес боекомплекта), стоимости решения задачи уничтожения ПЛ.
В 1970-х годах на вооружение новых кораблей ВМС США были приняты цифровые ГАС AN/SQS-56, AN/SQS-53, потенциал которых позволял для случая сплошной зоны акустической освещенности иметь дальности обнаружения и уверенного поддержания контакта с атомными подводными лодками до 40 км и более.
ТИХИЙ ДИЗЕЛЬ
Успешный опыт использования стратегической стационарной пассивной системы подводного наблюдения SOSUS, большие дальности обнаружения советских подводных лодок постройки 1960-х годов (до 1500–2000 км), привели к созданию в середине 1970-х годов «тактического» варианта системы – гидроакустических станций TACTASS AN/SQR-15,18,19 с гибкими протяженными буксируемыми антеннами.
ВМС США и НАТО выработали тактику, основанную на взаимодействии кораблей – носителей гибких протяженных буксируемых антенн (ГПБА) и базовой патрульной авиации (или корабельного вертолета). Наличие большого количества интенсивных и характерных дискретных составляющих в спектре шума подводных лодок ВМФ СССР, приводило к весьма значительным дальностям их пассивного обнаружения на ГПБА, неоднозначность (большую ошибку) места по дистанции разрешал самолет или вертолет, «работая по пеленгу» установкой барьеров радиогидроакустических буев. С обнаружением подводной лодки средствами самолета или вертолета (локализации контакта) последние начинали слежение, учебные атаки.
Применительно к атомным подводным лодкам ВМФ СССР 1-го и 2-го поколений эта тактика была весьма эффективной, однако появление подводных лодок 3-го поколения со значительно уменьшившейся шумностью привело к резкому уменьшению дальности обнаружения ГПБА (и SOSUS).
Второй проблемой, ставшей перед ВМС США и НАТО в 1980-х годах, стала борьба с неатомными подводными лодками, в том числе в шельфовых районах и в сложных гидрологических условиях. Дальности пассивного обнаружения дизельной подводной лодки на малом ходу, особенно в районах с повышенным уровнем помех, крайне малы и составляют в лучшем случае несколько километров. Использование традиционных активных гидроакустических средств в мелководных районах приводит к появлению мощной реверберации, большого количества ложных отражений от грунта, среди которых идентифицировать подводную лодку на малом ходу становилось весьма непросто. Несмотря на ограниченный радиус эффективного действия торпедного оружия дизель-электрических подводных лодок, дальности их обнаружения и классификации часто оказывались в его пределах, что в боевой ситуации вело к высокой вероятности гибели ценных боевых единиц ВМС США и НАТО (многоцелевых атомных подводных лодок, крейсеров, эсминцев).
Если в океанской зоне в благоприятных условиях эсминец (ЭМ) или крейсер с ГАС AN/SQS-53 мог обнаружить и надежно классифицировать устаревшую подводную лодку пр. 613 на дистанции 15–20 км и гарантированно ее уничтожить, находясь на безопасной для себя дистанции, то в мелком море для него существовала большая вероятность оказаться на дистанции торпедного залпа, даже имея эхо от нашей подводной лодки, по невозможности его надежной классификации на фоне донных отражений.
В 1990-х годах для ВМС зарубежных стран «типовой подводной целью» стала неатомная подводная лодка на малом ходу на мелководье. Невозможность надежного решения проблемы обнаружения таких подводных лодок пассивными средствами привела к появлению нового поколения ГАС – бистатических (многопозиционных) с низкочастотным (300Гц – 2кГц) активным «подсветом» и приемом отраженного сигнала на ГПБА, и другие гидроакустические средства взаимодействующих противолодочных сил (например, опускаемых гидроакустических станций вертолетов), эффективной обработкой сигнала.
В ВМС США это SURFASS-LFA и AN/SQQ-89(v)15, в ВМС Великобритании – ГАС 2087 фрегатов проекта 23, в России – ГАС «Виньетка-Э», в европейских странах – ГАС ATAS, CAPTAS, LFAS/ATBF2, LFASS, SLASM, новые авиационные и позиционно-маневренные гидроакустические средства.
Их появление стало возможно благодаря:
– огромному объему океанографических исследований с точным определением места с помощью спутниковой навигационной системы позиционирования GPS, что позволило создать качественно новые математические модели распространения звука в сложных условиях;
– новым мощным средствам обработки информации;
– прогрессу в создании новых гидроакустических материалов;
– возможности точного позиционирования всех элементов современной сетецентрической подводной войны благодаря GPS.
НОВЫЕ РУБЕЖИ
Наиболее принципиальными качествами нового поколения ГАС стала значительно возросшая дальность обнаружения и малая зависимость от гидрологии («слоеный пирог» гидрологии, представляющий главную проблему классических подкильных ГАС, слабо влияет на распространение низкочастотного сигнала). Теперь «спрятаться» под горизонтом скачка скорости звука или в зоне «тени» подводной лодке уже невозможно. Эффективная обработка позволяет максимально отстроиться от реверберации и реализовать большие гарантированные дальности обнаружения ПЛ в мелком море – 25–35 км и более. Дальность обнаружения новых ГАС стала соизмерима или превзошла полные дальности хода современных торпед.
Наибольшими боевыми возможностями обладает ГАС AN/WQT-2 специализированных судов гидроакустической разведки типа «Импекбл» не только за счет огромной мощности низкочастотного импульса, а в первую очередь за счет больших размеров излучающей антенны, позволяющих сформировать в вертикальной плоскости узкий луч, реализовать гарантированные дальности обнаружения подводных целей в мелком море до 50–70 км и значительно более с применением многопозиционных систем поиска (например, ГАС подводных лодок), для которых AN/WQT-2 является источником «подсветки».
В полном объеме новая система противолодочной борьбы реализуется в ВМС США и НАТО. Отдельные ее элементы поставлены на кораблях иных стран (ГАС ATAS – фрегаты Саудовской Аравии, Пакистана, Омана, Тайваня).
Значительное уменьшение шумности современных надводных кораблей, распространение систем пневмообмыва корпуса и винтов (типа «Прерия-Маскер») сегодня делают ситуацию такой, что надводный корабль может иметь упреждение в обнаружении подводной лодки. Например, при поиске без излучения с использованием гидроакустического «подсвета» с другого корабля или позиционно-маневренных гидроакустических средств.
С принятием на вооружение кораблей ВМС США установки вертикального пуска Мк-41 была разработана новая модификация ПЛРК – «Асрок VLA». Дальность увеличилась до 28 км, инерциальная система управления резко повысила точность стрельбы. Наличие системы противолодочного ракетного оружия «Асрок VLA» позволяет современному кораблю при условии заблаговременного обнаружения подводной лодки практически исключить ее выход на дистанции эффективного торпедного залпа.
Фактически новые средства поиска подводных лодок требуют еще более кардинального изменения принципов подводной войны, чем это произошло после поражения подводных лодок Германии в Атлантике в мае 1943 года.
Морской бой сегодня и завтра требует совершенно иных подводных лодок, и этот поиск идет (например, французский проект SMX-22), однако для существующих подводных лодок главным направлением модернизации должно быть значительное увеличение эффективных дальностей применения оружия, применения для поражения надводных целей ПКР.
Отдельный вопрос – соответствия проектов подводных лодок ВМФ, в том числе новых проектов, требованиям современного морского боя. Очевидно, что низкий уровень шумности проектов 877 («Варшавянка»), 971 «Барс», «Северодвинск», «Борей» уже не обеспечивает выживаемость наших подводных лодок. Требуется новое оружие (в первую очередь ПКР), новая тактика, новые корабли.