Новые российские вооружения. Что, где, когда?
БРПЛ «Булава» уже который год не может выполнить успешный полет. РПК СН «Юрий Долгорукий» раньше времени выведен из цеха, чтобы хоть как-то сгладить ужасающее отставание от графика. Истребитель пятого поколения ПАК ФА должен был взлететь в 2006 году, а сегодня говорят о 2009, 2010 или даже 2012 годе. Как будет выглядеть этот истребитель, никому не ведомо. Хоть и говорят о создании нового универсального комплекса ПВО-ПРО пятого поколения, Россия катастрофически отстает от США, которые успешно перехватывают баллистические цели на высоте 100 и более километров, причем прямым попаданием. В России нет такого комплекса, и в обозримом будущем не будет. Налицо угрожающее отставание по важнейшим направлениям военных технологий. Кто за все это несет ответственность?
БРПЛ «Булава» и РПК СН «Юрий Долгорукий»
Как известно, в 1997 году под давлением тогдашнего министра промышленности Якова Уринсона, главкома РВСН Игоря Сергеева и директора МИТ Юрия Соломонова президент России Борис Ельцин подписал распоряжение об отказе от разработки БРПЛ Р-39УТТХ «Барк», который должен был стать радикальной модернизацией ракеты Р-39, которыми были оснащены РПК СН пр. 941 «Акула» (код НАТО - Typhoon). Это скороспелое решение преподносилось как «создание унифицированной с МБР «Тополь» морской стратегической ракеты», что должно было, по мнению лоббистов данного решения, не только убыстрить ход работ по созданию БРПЛ Р-30 «Булава», но и резко сократить расходы по ее разработке. Под нож пустили ракету, которая была готова на 73%, объяснив это тем, что первые три пуска ракет были неудачными, и тем обстоятельством, что производственный цикл Р-39УТТХ составлял более трех лет. Мол, слишком долго ждать.
Что из этого получилось, известно. Дождались. В ходе строительства головной РПК СН проекта 955 «Юрий Долгорукий» разработчики вынуждены были проектировать новые ракетные шахты, что вызвало серьезные производственные проблемы. БРПЛ Р-30 «Булава» провалила 5 из 7 пусков реальной ракеты.
Первый пуск – массо-габаритный макет, 12 ноября 2003 года (успешный)
Второй – массо-габаритный макет (23 сентября 2004 года, успешный)
Третий – 27 сентября 2005 года (из надводного положения, по полигону Кура, успешный?)
Четвертый – 21 декабря 2005 года (из подводного положения по полигону Кура, успешный)
Пятый – 7 сентября 2006 года (неудачный)
Шестой – 25 октября 2006 года (неудачный)
Седьмой - 24 декабря 2006 года (неудачный)
Восьмой – 28 июня 2007 года (частично удачный)
Девятый – 11 ноября 2007 года (неудачный)
(Надо сказать, что эти данные могут отличаться от других, так как нет абсолютно достоверных сведений по испытаниям «Булавы» - Л.Н.).
Некоторые эксперты полагают, что проблемы возникли из-за того, что МИТ отказался от испытаний с наземного стенда, как это принято во всем мире, а решила с ходу запускать ракеты с подводной лодки (РПКСН пр. 941 «Дмитрий Донской»). Такая самонадеянность, к тому же весьма опасная для экипажа субмарины, может привести и приводит к плачевным результатам. В этой связи раздаются голоса, что необходимо прекратить разработку «Булавы» и сделать упор на хорошо зарекомендовавшую себя жидкостную БРПЛ РСМ-50 «Синева».
Но командование ВМФ, вместо того, чтобы крепко отчитать господина Соломонова за то, что тот срывает все графики ввода на вооружение морской стратегической ракеты, предпочитает занимать позицию прекрасной маркизы из известной песенки, которой все время докладывают, что ничего худого не произошло. Такая позиция, по крайней мере, непонятна. С такой позицией, глядишь, и китайцы быстрее, чем мы, примут на вооружение свою БРПЛ JL-2, кстати, по своим ТТХ весьма близкой к «Булаве» (твердотопливная, массой примерно 42 т, с многозарядной БЧ и дальностью порядка 8000 км), которой должны быть оснащены новые ПЛАРБ проекта 094. Китайцы планируют принять на вооружение ракету и лодку, по некоторым данным, в период 2010-2015 годов.
Несмотря на то, что с ракетой «Булава» происходят одни неприятности, первый вице-премьер Сергей Иванов этой весной распорядился вывести из стапеля строящуюся лодку «Юрий Долгорукий», и «спустить на воду». Оказалось, что никакого спуска не было, просто лодку вывели в сухой бассейн. Как пишут в некоторых СМИ, скороспелый вывод лодки из эллинга уже начал создавать проблемы по достройке. Дело в том, что в то время Сергей Иванов был одним из реальных кандидатов в президенты (вместе с Дмитрием Медведевым), с которым он устроил пиар-гонку «телевизионных достижений». Если Медведев объезжал города и веси, инспектирую школы и больницы, то Иванов, который был поставлен смотреть за развитием новых технологий, решил перещеголять его. Как говорится, комментарии излишни.
Вызывает недоумение и решимость командования ВМФ провести в 2008 году испытания «Булавы» на «максимальную дальность в район Гавайских островов» на расстоянии порядка 12 тысяч км, хотя проектные данные БРПЛ позволяют это делать только на дальности 8 тысяч километров. И как это 36-тонная ракета с «10 боеголовками индивидуального наведения» может летать на такую дальность? Опять кому-то пускают пыль, вернее, морской песок в глаза. Ведь с учетом ограниченной межконтинентальной дальности ракеты принято решение базировать «Бореи» на базе Вилючинск Тихоокеанского флота, чтобы держать под прицелом территорию США.
ПАК ФА
С этим истребителем – перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации – тоже творится бог весть что. Одни обещания командования ВВС поднять этот самолет в воздух чего стоят. Бывший главком ВВС Виктор Михайлов обещал это дело еще в 2004 году. Как это могло прийти ему в голову, уму непостижимо. Вероятно, он был поставлен в неведение руководством АХК «Сухой» в лице Михаила Погосяна, который тоже, похоже, решил сделать пиар своих «достижений». В этой связи СМИ писали о том, что генерал однажды даже устроил небольшую заварушку с генеральным конструктором, в которой он обвинил его в том, что тот средства на создание истребителя пятого поколения направляет на разработку среднемагистрального пассажирского самолета «Суперджет». После состоявшегося разговора г-н Погосян сумел разрулить ситуацию, и генерал, бывший председателем совета директоров холдинга, взял свои слова обратно. А воз и ныне там.
Первый вице-премьер Сергей Иванов обещал, что самолет взлетит в 2008 году. Потом он исправился и сказал, что это будет в 2009 году, последнее заявление - 2010 год. В феврале этого года, как было сообщено в СМИ, в Новосибирском АПО им. Чкалова начато строительство «носовой части самолета», а рабочая документация ПАК ФА в полном составе была передана в Комсомольске-на-Амуре АПО им. Гагарина. Стало быть, проектирование самолета практически завершено, дело за малым – строительством.
Однако в ходе январского визита президента Владимира Путина в Индию было достигнуто соглашение о подключении индийской стороны в создании самолета. Основным требованием индийцев было то, что они, дабы накопить опыт разработки высокотехнологичного вида военной техники, объявили российской стороне, что хотели бы «участвовать в разработке истребителя с чистого листа». Как это может быть, когда проектная документация ПАК ФА уже поступила в КНААПО? Непонятно. В индийских СМИ с подачи высокопоставленных представителей ВВС России пишут о том, что самолет выйдет на летные испытания в 2012 году, а принятие на вооружение запланировано на 2015 год. Как это прикажете понимать? Это будут два разных самолета?
И как это может быть, когда самолет совершает первый полет в 2012 году, а через три года уже поступает на вооружение ВВС? Например, МиГ-29 совершил первый полет в 1977 году, а поступил на вооружение в 1982 году, а Су-27, взлетевший одновременно с МиГом, был принят на вооружение в 1984 году. Прямо беда с этими сроками.
Что из этого следует? Стоит ли полагать, что «индийский» ПАК ФА будет значительно различаться от отечественного, и потому приняты два срока вывода самолета на летные испытания – 2009 и 2012 годы? Кстати, отечественный ПАК ФА наши генералы обещают принять на вооружение уже в 2012 году или "ближе к 2015 году". Прям не знаешь, плакать или смеяться.
Единый комплекс ПВО-ПРО
В январе 2007 года перед холдингом ПВО «Алмаз-Антей» первый вице-премьер Сергей Иванов поставил задачу создания единого зенитного ракетного комплекса для ПВО, ПРО и космической обороны пятого поколения, опять-таки «не имеющего аналогов в мире». Вероятно, была поставлена задача создать систему оружия, которая будет сбивать самолеты, вертолеты, БПЛА, КР и БР, в том числе и средней дальности, а также спутники. Как это может быть совмещено в одной системе, тоже непонятно. Вероятно, это будет достигаться тем, что в этом комплексе будут использоваться ракеты разных типов, способных сбивать цели на высоте от нескольких метров до космоса. Даже у американцев не хватает духу додуматься до такого. Хотя нет. Они такую систему уже создали, но без всяких «пятых поколений».
Существующая в настоящее время корабельная система ПВО-ПРО с использованием ракет Standard SM-3 уже проходит всесторонние испытания. Как известно, недавно японский эсминец «Конго», оснащенный системой боевого управления AEGIS, успешно перехватил на высоте 97 км баллистическую ракету средней дальности, запущенной с американского полигона (остров Кауаи, Тихий океан). Чем вам не единый комплекс ПВО-ПРО?
С сожалением вынуждены констатировать, что подобной системы оружия в России нет. Широко разрекламированный С-400 «Триумф» имеет потолок обстрела не более 40-50 км, да и это еще надо подтвердить. Ни одной стрельбы по баллистической ракете оперативно-тактической и средней дальности произведено не было, иначе бы об этом раструбили на весь свет. Что касается американского мобильного комплекса ПРО THAAD, то он имеет еще более высокие оперативные характеристики, чем корабельная система AEGIS/Standart SM-3. Он способен поражать цели на высоте 93 миль (150 км), и это уже делает на практике.
С целью продления сроков эксплуатации комплекса ПРО А-135 (код НАТО - Gazelle) наши военные испытатели на полигоне Сары-Шаган (Казахстан) устраивают практические пуски. В последний период их было выполнено два. Пуски ракет без сбития реальной цели. Хорошо хоть, что противоракеты взлетают, и на том, как говорится, спасибо. Мы не обладаем технологией прямого попадания в баллистическую цель, и это надо признать. Приоритет здесь за американцами - 10 июня 1999 года в ходе десятого испытательного пуска противоракеты THAAD прямым попаданием была уничтожена БР, имитирующая оперативно-тактическую ракету Р-17 (код НАТО – SCUD).
Принятие американцами концепции прямого попадания в баллистическую цель было продиктовано печальным опытом во время войны с Ираком, когда 18 января 1991 года противоракетный комплекс «Патриот» РАС-3, размещенный в Саудовской Аравии, произвел перехват иракской БР класса SCUD, но облаком осколков лишь изменил ее траекторию, в результате чего ракета попала прямо в американскую военную казарму, вызвав гибель нескольких десятков военнослужащих. Как говорится, лучше бы и не пытались перехватить ракету, целее бы были.
Резюме
Таким образом, картина с разработкой новейших российских вооружений вызывает множество вопросов, на которые нет ответа. Надо полагать, истрачены огромные бюджетные средства, еще больше предстоит потратить. Тем не менее, до сведения общественности – рядовых налогоплательщиков – не доводятся реальные, пусть даже общие, но достоверные, сведения об этих системах оружия.
Необходимо признать, что решение о передаче разработки морской стратегической ракеты «сухопутному» МИТ было ошибочным. Но поезд ушел. Как тут не вспомнить басню Крылова «Щука и Кот», «посвященный» адмиралу Чичагову, который упустил из-под носу Наполеона Бонапарта в войне 1812 года, и начинающейся словами «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Просто надо переставить адмирала на нашего гения Соломонова, который начал «тачать» морскую ракету, не имея ни малейшего понятия, каким образом морская ракета отличается от наземной.
Но вернуться к «Барку» вряд ли возможно. Придется доводить эту недоношенную ракету до ума, чтобы просто не остаться ни с чем. Главком ВМФ адмирал Владимир Масорин предлагает уже сейчас изготавливать «детали и боевое оснащение» серийной «Булавы». Ракеты как таковой еще нет, а уже будем производить.
Разработку истребителя пятого поколения необходимо сделать прозрачной. Налогоплательщик имеет право знать, что делают из его денег. Чтобы потом не плеваться налево и направо. Из скудных сообщений явствует, что «Сухой» разрабатывает истребитель с двумя двигателями типа «117С» тягой по 14500 кг. Эти двигатели должны стать промежуточными к «двигателю пятого поколения». Размеры такого самолета должны быть сопоставимы с американским F-22. Сможет ли отечественная авиационная промышленность развернуть серийное производство такого дорогостоящего самолета для нужд ВВС России?
А про «единый комплекс ПВО-ПРО» нет даже общих сведений. Что это будет, никому неизвестно. Вряд ли это известно и самим разработчикам. Стало быть, и вопросов никаких нет.
Леонид НИКОЛАЕВ,
19 декабря 2007 года.