Испытание глубиной
Как будет развиваться отечественный подводный флот
С
завидной настойчивостью появляющиеся в периодической печати сообщения о
том, что российский оборонно-промышленный комплекс приступил к
разработке нового проекта атомной подводной лодки нового поколения, не
остались без внимания независимых аналитиков. Впрочем, в этой связи они
вспомнили прошлогодние заявления бывшего главкома Военно-морского флота
адмирала Владимира Масорина о том, что сегодня «основные средства
сейчас направляются на строительство подводных лодок». Как сказал он
тогда, «мы должны в ближайшие годы сменить полностью подводные лодки
стратегического назначения на совершенно новые». Правда, новый главком
адмирал Владимир Высоцкий более осторожен в оценках перспектив
отечественного подводного флота.
Как
и космическая отрасль, подводное судостроение сегодня – удел только
высокоразвитых в экономическом отношении стран, обладающих к тому же
высоким уровнем научно-производственного потенциала. А если речь вести
о полном цикле создания атомного подводного ракетоносца – от
проектирования до утилизации – то счет пойдет на единицы. Сегодня
только США, Россия, Великобритания, Франция и Китай обладают атомными
подводными лодками, оснащенными баллистическими ракетами.
Сможет ли Россия в обозримом будущем сохранить свои, пока еще
лидирующие позиции на этом направлении? Ответ на этот вопрос остается
открытым.
МСЯС про запас
Впрочем, как сегодня считают независимые военные эксперты, морская
составляющая российских стратегических ядерных сил вызывает опасения не
меньшие, чем тех же Ракетных войск стратегического назначения. И это
связано прежде всего с ракетным комплексом «Булава», под который
предполагалось строить новые субмарины «проекта 955». Сегодня на
стапелях Северодвинского завода находятся атомные подводные лодки «Юрий
Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Пока ситуация с
«Булавой», так сказать, в неопределенном состоянии. И это еще больше
осложняет перспективы отечественного подводного флота. Тем более, что
речь идет о миллиардных, с точки зрения стоимости, проектах.
В общей сложности в Советском Союзе и затем в России построено
около 400 подводных лодок различного назначения. Кстати, атомная
подводная эпопея началась в 60-е годы. Уже в сентябре 1952 года было
принято решение о разработке первой в СССР субмарины с атомной
энергетической установкой. В 1958 году она была передана ВМФ. Всего же
до 1964 года было построено и передано флоту еще двенадцать таких
субмарин. По своим масштабам и сложности эта задача равнялась прорыву в
космос.
Впрочем, если сегодня имена Сергея Королева и его соратников широко
известны, то первые покорители атомной подводной глубины не столь
хорошо знакомы даже отечественной публике. Общее руководство проектом
осуществлял академик А. Александров, чей домик до сих пор сохраняется в
одном из гарнизонов подводников на Северном флоте. Академик Н.
Доллежаль занимался проектированием атомного реактора для подводной
лодки, а В. Макеев разрабатывал специальные баллистические ракеты
морского базирования. Эстафету у них приняли академик С. Ковалев,
который был главным конструктором стратегических атомных подводных
лодок «Тайфун», «Дельфин», «Кальмар», «Мурена», а также академики
П.Пустынцев, Ю.Кормилицын, создавшие ударные атомные подводные типа
«Гранит», «Антей», «Анчар», «Скат» и другие.
Внедрение атомной энергетики в советском подводном флоте привело к
серийной постройке трех классов атомных подводных лодок:
стратегических, ударных и многоцелевых. Затем были построены несколько
специальных спасательных подводных лодок. Для сравнения, в США после
создания восьми проектов атомных субмарин к началу 1960-х годов
остановились на двух основных проектах. В СССР до начала 1980-х годов
строились атомные подводные лодки по одиннадцати различным проектам,
что ухудшало их оперативные и эксплуатационные возможности. А в целом
по числу типов атомных и дизельных подводных лодок СССР оказался
«впереди планеты всей»: всего было создано более сорока проектов. Из
них стратегических атомных подводных лодок с баллистическими ракетами -
7, с крылатыми ракетами - 7, торпедных – 28, спасательных - 3. До 1974
года была построена крупнейшая в истории атомного подводного
кораблестроения серия стратегических подводных лодок в составе 34-х
субмарин проекта 667А, которая в дальнейших модификациях достигла к
1990 году 77 единиц.
Но и это еще не все. В отличие от СССР, в период с середины 60-х до
начала 80-х из 41 стратегической подводной лодки США постоянно
находились в море на боевом патрулировании до 24-25 единиц, что
обеспечивало весьма высокий коэффициент их оперативного использования.
Кроме того, в море постоянно находилось до 20-25 многоцелевых подводных
лодок. В сумме они выполняли до 210-230 походов в год. В Советском
Союзе такими результатами похвастаться не могли. Как отмечают
независимые аналитики, отсутствие системности в построении ВМФ СССР и
слабо развитая инфраструктура базировании флота привели к тому, что при
вдвое меньшем коэффициенте оперативного использования мы смогли
поддерживать силовой паритет в море только при наличии вдвое большего
количества подводных лодок. Россия, конечно же, такими возможностями не
обладает, да и стремления к силовому паритету на океанской глубине не
наблюдается. Что же касается нынешнего российского коэффициента
оперативного использования атомных субмарин, то он, по мнению
специалистов, выше, чем был во времена Советского Союза. То есть
меньшее число субмарин используется более эффективно, чем большее число
в советское время. Новые подводные корабли должны, по мнению экспертов,
закрепить эту тенденцию.
Истребители авианосцев
Как отмечают независимые обозреватели, отечественное военно-морское
искусство находилось под сильным воздействием политической конъюнктуры.
В том числе и в плане применения атомных подводных лодок. То есть в
зависимости от того, как обострялись отношения между двумя
сверхдержавами, менялись задачи подводных сил. К примеру, размещали
американцы свои ракеты «Першинг» в Европе. В ответ к берегам Америки
устремлялись отечественные атомные субмарины. Чуть «теплело» в этом
противостоянии - и менялись районы боевого патрулирования.
И все-таки главной задачей всех надводных и подводных сил
Военно-морского флота было и остается «обеспечение боевой устойчивости
морских стратегических ядерных сил». А говоря простым языком,
обеспечение защиты стратегических подводных ракетоносцев.
Но не только этим ограничивались задачи отечественных подводников.
Например, разрабатывались планы проведения масштабных операций на
Атлантических коммуникациях в случае военного конфликта с блоком. Их
главная цель тогда была одна - прервать снабжение морем европейской
группировки НАТО. Другое важнейшее направление - уничтожение с
использованием крылатых ракет и торпедного вооружения во взаимодействии
с морской ракетоносной авиацией и ракетными надводными крейсерами
авианосных группировок противника в Атлантике и на Тихом океане.
Кстати, ракетный крейсер «Москва» Черноморского флота, который недавно
принимал участие в средиземноморском походе, относится к их числу. Как
и атомная ракетная подводная лодка «Курск», единственная современная
субмарина, которая потерпела катастрофу уже в новейшее время.
Эволюция взглядов на применение вооружения атомных подводных лодок
также была весьма широкой - от применения сверхмощных торпед с ядерными
боеголовками по побережью противника до проведения ракетных пусков
баллистических ракет прямо от причала из «положения ограниченного
боевого дежурства».
Претерпели ли сегодня эти взгляды на применение подводных лодок
существенные изменения? Судя по тому, что вся типизация атомных
субмарин осталась прежней, говорить о кардинальных переменах не
приходится. Тем более, что предполагаемое обновление парка
отечественных подводных ракетоносцев потребует судя по всему и
модернизацию других типов субмарин. В том числе и тех самых
истребителей авианосцев.
Рецидив противостояния
Мировой океан огромен, но он, как и мир, тесен, если следовать
известной поговорке. За тридцать лет эксплуатации атомных подводных
лодок произошло двадцать столкновений под водой отечественных субмарин
с зарубежными лодками. Правда, ни одна подводная лодка не погибла. Ни с
той, ни с другой стороны.
Впрочем, из-за столкновений субмарин мир несколько раз был на грани
ядерной войны. Например, 15 ноября 1969 года в 7 часов 13 минут
раздался мощный удар в районе носовой части атомной подводной лодки
«К-19», находящейся в Баренцевом море. В 1975 году, как сообщала
американская пресса, виновницей этого стала подводная лодка США
«Гетоу», которой вменялось в обязанность следить за советским кораблями
у берегов СССР. Кроме того, ее командиру капитану Бурхарду, как и
другим в особых случаях преследования субмарины разрешалось применять
оружие в качестве самообороны. Кстати, в результате того столкновения
«Гетоу» получила удар в районе реакторного отсека. И вот здесь
произошел эпизод, который мог в реальности привести к ядерному
конфликту. Командир минно-торпедной боевой части американской субмарины
дал приказание приготовить к стрельбе торпеду «Саброк» с ядерным
зарядом. К счастью, Бурхард отменил решение своего подчиненного, и
американская субмарина ушла на Запад. По утверждению целого ряда
авторитетных специалистов, это было первое столкновение под водой
американской и советской субмарин.
Прекратилось ли ныне взаимное слежение, порой превращавшее его в
опасную игру «в подводные кошки-мышки»? По сообщениям зарубежных
источников, Пентагон запретил близко подходить своим субмаринам к
российским подводным лодкам, и даже ограничил их походы в Арктику. Но
планы обновления отечественного подводного флота, как высказывают
предположение источники военного обозревателя «РВ», могут изменить эти
«ограничения». И это вполне может привести к новому витку подводного
соперничества.
Не так давно российский подводный флот отметил свое столетие. За
это время он не был обделен вниманием высшего руководства. Например,
еще в начале прошлого века после показательного всплытия из глубин
Гатчинского пруда одной из первых отечественных субмарин ее командир
преподнес императрице букет цветов, а самодержец сразу же после этого
принял решение о серийной постройке субмарин. С завидным постоянством
посещали потаенные суда ХХ века советские и российские главы
государств. Верховный Главнокомандующий Президент Владимир Путин знает
многих нынешних командиров российских атомоходов лично. И это во многом
залог того, что проблемы отечественного подводного флота не останутся
без внимания.
Автор - Алексей АЛЕКСАНДРОВ.
<<< назад