У пультов управления в центральном посту "Дмитрия Донского" стартовая команда, командир, старший на борту, генконструктор и члены Госкомиссии. (Фото:Холодов Александр)

"Булава": старт в 18.45

Об итогах недавних испытаний нового ракетного комплекса

компетентно

Александр Емельяненков


Очередной испытательный пуск "Булавы", случившийся в конце прошлой недели, вызвал новый всплеск противоречивых комментариев - от самых восторженных до крайне пессимистичных.

По информации минобороны, экипаж подводного крейсера "Дмитрий Донской" произвел старт в расчетное время - около 18.45 по Москве - с полигона боевой подготовки в Белом море. А примерно через двадцать минут, в 19.05, головная часть ракеты, преодолев расстояние в 5,5 тысячи километров, оказалась на Камчатке.

Как заявил журналистам представитель минобороны, "учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура". Телеметрическая информация еще только обрабатывалась, а по заключению того же источника, "пуск и полет ракеты прошли в штатном режиме".

День спустя в том же ключе высказался замминистра обороны Владимир Поповкин. Он выступал на закрытом заседании Комитета Госдумы по обороне и безопасности с докладом об основных параметрах перевооружения армии и флота на трехлетний период, а после этого признался журналистам, что в минобороны "вполне удовлетворены" состоявшимся пуском.

Детали того, как в этот раз повела себя "Булава", генерал раскрывать не стал. Но кое-что прояснил заместитель генерального конструктора Московского института теплотехники Валерий Ефимов, который был на "Дмитрии Донском" в момент очередного пуска:

- Все, кто работает над новым ракетным комплексом, идут по пути неизведанного - как в технике, так и в организации работ. С каждым разом мы усложняем полетное задание. Уверен, будущие пуски позволят отработать все режимы полета и довести надежность всех систем ракеты до установленного уровня.

Его мысль развил по-своему начальник заказывающего управления контр-адмирал Юрий Горев:

- Для нас каждый удачный пуск приближает создание группировки подводных крейсеров стратегического назначения проекта "Борей". Самое важное сейчас - предстоящие испытания головного крейсера "Юрий Долгорукий".

А первый заместитель главнокомандующего ВМФ, председатель Государственной комиссии адмирал Александр Татаринов сразу после испытательного пуска направил в адрес руководителей Севмаша и конструкторского бюро "Рубин" телеграмму, в которой говорится, что "18 сентября на "Дмитрии Донском" завершен важный этап отработки комплекса "Булава". Удалось подтвердить превосходные динамические свойства корабля, прекрасную работу корабельного стартового комплекса и обеспечивающих систем".

Этой информацией поделился с "РГ" начальник одного из управлений Севмаша Александр Холодов, который тоже выходил в море и был очевидцем происходившего в эти дни на "Дмитрии Донском".

По его словам, в самый ответственный момент заняли места за пультами офицеры боевых частей и стартовая команда во главе с капитаном 2 ранга Дмитрием Захаром. Не изменил традиции и генеральный конструктор корабля академик Сергей Никитич Ковалев - невзирая на свои восемьдесят с хвостиком, на всех ответственных выходах в море он неизменно вместе с экипажем...

- В расчетное время, - рассказывает Александр Холодов, - командир крейсера Олег Цыбин запрашивает разрешение на старт у старшего на борту капитана 1 ранга Аркадия Романова, объявляет ракетную атаку и утверждает боевой курс. Заканчивается обратный отсчет и - старт. Крейсер вздрогнул, немного просел. Все взгляды устремились на мониторы телевизионного комплекса: вихри пузырей подтверждают, что ракета вышла...

По словам Холодова, через некоторое время поступила сухая информация - та, что нам уже известна: "полет ракеты прошел в штатном режиме".

резонанс

Недавние публикации о завершении испытаний подводного крейсера "Дмитрий Донской" ("РГ - Неделя", 28.08.2008 г.) и об очередном пуске с него новой ракеты "Булава" ("РГ", 19.09.2008 г.) вызвали у посетителей нашего сайта волну эмоциональных откликов. Вот некоторые из них.

"Прочитал, и в душе задело какую-то струну. Ведь ТК-208 - это моя путевка в жизнь. В 1988-м, после задач "Грунт" и "Россыпь", в составе второго экипажа ставил эту лодку в ремонт. А в 1994-м, когда служил в первом экипаже, с тоской смотрел на остатки корабля, разнесенные по 55-му цеху на Севмаше. Узнать, что корабль опять в строю, очень приятно". Владимир Пискун (trpksn@bk.ru).

"Приятно, черт побери, осознавать, что Россия после развала 90-х вновь становится великой державой. И пусть это не по нраву Райс и таким же, как она, - значит, мы на правильном пути". PAR (pss03par@ya.ru).

"Успехов вам, ребята, и удачи во всех начинаниях! Бывший командир БЧ-3 первого экипажа ТК-208 Дегтярев" (miner@radnet.ru).

ДОСЬЕ "РГ"

Хроника испытаний

11 декабря 2003 года

Первое "бросковое" испытание с борта подводной лодки "Дмитрий Донской" в надводном положении. Штатным зарядом макет "Булавы" благополучно выброшен из шахты АПЛ на высоту, где должны включаться маршевые двигатели.

23 сентября 2004 года

Второе "бросковое" испытание, при этом "Дмитрий Донской" находился в подводном положении. Попытка признана успешной. Испытание самих маршевых двигателей на этом этапе не предусматривалось.

27 сентября 2005 года

Первое летное испытание "Булавы". Подводная лодка "Дмитрий Донской", находясь в надводном положении, произвела успешный пуск ракеты - из полигона в Белом море головная часть достигла камчатского полигона Кура.

21 декабря 2005 года

Второе летное испытание "Булавы" - старт произведен из подводного положения. В первый раз это хотели сделать 13 декабря, но из-за технического сбоя пуск не состоялся, попытку сочли "тренировочной" и вынуждены были повторить. "Можно смело говорить о том, что все конструкторские и инженерные решения, которые были заложены в этот новый ракетный комплекс, себя оправдали, - по горячим следам заявил на докладе у Владимира Путина министр обороны Сергей Иванов. - В 2006 году мы продолжим летные испытания в разных режимах этого комплекса. И уже твердо рассчитываем, что в 2008 году этот комплекс, а также новая лодка, которая строится под этот комплекс, будут приняты на вооружение нашим флотом".

7 сентября 2006 года

Очередной пуск "Булавы" с борта крейсера "Дмитрий Донской" окончился неудачей. На начальном отрезке полета, всего через несколько минут после старта, ракета отклонилась от траектории и упала в море. По неофициальным данным, причиной аварии послужил сбой в программе. Техника и вооружение на борту подлодки не пострадали.

24 декабря 2006 года

Новая ракета, выпущенная с борта "Дмитрия Донского" в рамках программы летных испытаний, набрала высоту и необходимую скорость. Однако из-за существенных отклонений от расчетной траектории полета головные части не достигли заданных целей на Камчатке. Как сообщалось, к действиям экипажа претензий нет.

28 июня 2007 года

Объявлено об очередном испытательном пуске "Булавы" с борта крейсера "Дмитрий Донской". По сведениям пресс-службы ВМФ, "головная часть ракеты в установленные сроки прибыла на полигон. Техника сбоя не дала. На всех участках полета ракета вела себя штатно. Это значит, что усилия военных и промышленности по доводке ракеты увенчались успехом".

 



Опубликовано в РГ (Неделя) N4759 от 25 сентября 2008 г.


Просим обратить внимание на то, что в разных по времени подписания и региону распространения выпусках газеты текст статьи может несколько различаться. Этот вариант можно использовать только как ориентировочный. Для получения дословного текста публикации воспользуйтесь платной подпиской на получение точных полных текстов газетных публикаций