Опубликовано с изменениями редактора в НГ-НВО от 23.10.2009: http://nvo.ng.ru/history/2009-10-23/14_ustinov.html

К 85-летию со дня рождения


ВИКТОР ПЕТРОВИЧ МАКЕЕВ

(1924-1985)


Виктор Петрович Макеев с полным основанием может быть включен в число выдающихся отечественных деятелей науки, способствовавших возрождению страны в условиях послевоенной разрухи и ее становления как мировой державы в области науки, техники, вооружений.

В.Н. Чернавин,

Герой Советского Союза, Адмирал Флота, Главнокомандующий ВМФ СССР и РФ


Из биографии В.П.Макеева.

В 15 лет стал учеником-чертежником авиационного завода им. С.П.Горбунова в Филях (ныне ГКНПЦ имени М.В.Хруничева). Работая в эвакуации (г. Казань), начал учебу в институте. Закончил в 1948 г. Московский авиационный институт после дипломного проектирования в Конструкторском бюро С.П. Королева. Далее - работа в ОКБ-1, совмещаемая с учебой на Высших инженерных курсах при МВТУ имени Баумана и обязанностями секретаря комитета ВЛКСМ НИИ-88; в 1950 г. - инструктор ЦК ВЛКСМ, в 1952 г. - ведущий конструктор первой отечественной ракеты на долгохранимом топливе Р-11 в ОКБ-1. В 1955 г. 30-летний Макеев назначен главным конструктором уральского СКБ-385, которому поручено серийное производство ракет Р-11 и Р-11М, а следом переданы работы по первой морской ракете Р-11ФМ. В октябре 1960 г. на вооружение принята первая ракета В.П. Макеева - Р-13, а через два с половиной года - ракета с подводным стартом - Р-21. Затем последовала разработка второго и третьего поколений морских комплексов (пять базовых ракет). В процессе этих работ сформирована отечественная школа морского ракетостроения, создана кооперация по морским жидкостным и твердотопливным ракетам. В 44 года В.П. Макеев избран членом-корреспондентом, а в 52 - действительным членом Академии наук; дважды удостоен звания Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий; Академией наук награжден Золотой медалью имени С.П. Королева.


Становление морских стратегических ядерных сил Советского Союза представляет собой отнюдь не только исторический интерес. Стратегия их развития указывает и ныне на содержание возможного плана действий по выходу из критического положения в области стратегических вооружений. Поэтому из многих дел и свершений В.П. Макеева авторы выбрали для юбилейной статьи именно вопрос о стратегии развития МСЯС СССР. Одной из причин такого выбора стала сохранившаяся актуальность и противоречивость этого вопроса для современных условий.

Ретроспективный анализ выявляет различные направления развития и развертывания стратегических наступательных вооружений: американских – преимущественно твердотопливное с начала 60-х годов; отечественных – преимущественно жидкотопливное с частичным и постепенным переходом на твердотопливное в 80-е годы. С нашей стороны стратегическое сдерживание во второй половине прошлого века было обеспечено жидкостными ракетами. При этом эксплуатационные вопросы и вопросы надежности, безопасности, управляемости, а также живучести стратегических ядерных сил нашли свое решение.

В чем причины такого различия? Одна из главных причин – отставание отечественного твердотопливного ракетостроения от американского; точнее – отраслей промышленности в создании и производстве исходных материалов (топливо и его компоненты, волокно и теплозащита, обеспечение эрозионной стойкости и др.), а также соответствующих технологий. В результате сроки отечественных разработок с сопоставимыми характеристиками сдвигались на 10–20 лет, а стартовый и эксплуатационный веса ракет увеличивались для выравнивания энергетических возможностей. Свой вклад в сравнительно неблагоприятные условия развития отечественного ракетостроения вносили различия во внедрении цифровой вычислительной техники, отставание в элементной базе приборов системы управления, гироприборах, а также в создании малогабаритных ядерных боезарядов и систем их автоматики. Эти условия в одинаковой степени влияли на жидкостные и твердотопливные ракеты. Жидкостные ракеты в большей степени могли компенсировать отмеченные недостатки и за счет лучшей энергетики, и путем увеличения стартовых весов ракет наземного базирования. По мере развития ракетных, ядерных и радиоэлектронных технологий влияние упомянутых обстоятельств сокращалось и в 80-е годы прошлого столетия на вооружение в СССР стали поступать стратегические твердотопливные ракеты в заметном объеме.

При создании отечественных морских ракет конкуренция между твердым и жидким топливами происходила постоянно. На первом поколении (комплексы Д-4 и Д-6) не было смесевых твердых топлив. Работы по комплексу Д-6 были остановлены в пользу начала работ по комплексу Д-7. Превосходство американских ракет первого поколения, например, «Поларис А-3» над Р-21 (комплекс Д-4) было очевидным. Можно полагать, что именно это обстоятельство вело к повышенным ожиданиям от применения твердого топлива.

В начале 60-х годов полномасштабные работы по твердотопливным стратегическим ракетам организовал и возглавил С.П. Королев. Об этом (в части ракет наземного базирования) блестяще рассказал Б.Е. Черток в книге «Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны». В итоге первая советская твердотопливная межконтинентальная ракета РТ-2 (главный конструктор В.П. Мишин, руководитель работ И.Н. Садовский) появилась на семь лет позже американской, поставлена на вооружение в 1972 г., модернизирована (РТ-2П), развернута в ограниченном количестве, находилась на боевом дежурстве до 1995 г. Массовое развертывание с 1966 г. получила малогабаритная межконтинентальная жидкостная ракета УР-100 генерального конструктора В.Н. Челомея. Была также завершена разработка первого подвижного автономного грунтового комплекса с твердотопливной ракетой РТ-15 средней дальности (главный конструктор П.А. Тюрин), для которой впервые был применен транспортно-пусковой контейнер. Программа по ракете РТ-15 была завершена в 1970 г. после короткого периода опытной эксплуатации.

Работы по морскому комплексу Д-7 с твердотопливной ракетой РТ-15М средней дальности (главный конструктор В.П. Макеев) были доведены до бросковых испытаний натурных макетов ракеты на Южном морском полигоне для отработки подводного старта и прекращены. Массовое развертывание в 1967-1973 гг. получили комплекс Д-5 с ракетой Р-27 средней дальности на подводных лодках проекта 667А и модернизированный комплекс Д-5У с ракетой Р 27У, оснащаемой, в том числе, разделяющейся кассетной головной частью, на подводных лодках проекта 667АУ. В 1972 г. завершены летные испытания и начато массовое развертывание комплекса Д-9 с межконтинентальной ракетой Р-29 (главный конструктор В.П. Макеев) на подводных лодках проекта 667Б. На упомянутых морских ракетах был реализован гигантский скачок и в энергетике, и в эксплуатационных качествах. В.П. Макеев сработал в обгон твердотопливных возможностей, установив мировой рекорд в межконтинентальной дальности стрельбы, который был повторен американским «Трайдентом-1» (на вооружении с 1979 г.).

В конце 60-х и начале 70-х годов основным направлением развития стратегических ракет стала реализация разделяющихся головных частей с наведением боезарядов на индивидуальные точки прицеливания. Это привело к существенному росту полезной нагрузки, забрасываемого и стартового весов стратегических ракет. Прогнозируемый эксплуатационный вес твердотопливных межконтинентальных ракет возрастал до 100-150 тонн. Задача становилась неразрешимой в требуемые сжатые сроки и, в этой связи, центр приложения твердотопливных усилий переместился на морские ракеты, где можно либо уменьшать дальность стрельбы, либо сдвигать сроки разработки. Для твердотопливных ракет наземного базирования была оставлена ниша межконтинентальных моноблочных ракет.

При модернизации оружия подводных лодок второго поколения (комплекс Д-11, ракета Р-31 средней дальности, подводная лодка пр. 667АМ; опытно-конструкторская разработка начата в июле 1971 г. главный конструктор П.А. Тюрин) была предпринята попытка применить твердое топливо. В 1980 г. получен результат ниже предшествующих американских аналогов. У ракеты Р-31 стартовый вес больше на две трети в сравнении с «Поларисом А-3» (1964 г.) при сопоставимых забрасываемых весах и дальностях стрельбы. По сравнению с «Посейдоном С-4» (1971 г.) забрасываемый вес меньше в два раза при близких стартовых весах и сопоставимых (минус 15%) дальностях стрельбы. Комплекс Д-11 с ракетой Р-31 не был принят на вооружение. Он прошел десятилетнюю опытную эксплуатацию на одной подводной лодке.

Разработка твердотопливной ракеты с разделяющейся головной частью, с увеличенными весами и габаритами для размещения на новой подводной лодке было поручена В.П. Макееву (сентябрь 1971 г.). Технический облик ракеты Р 39, ракетного комплекса Д-19 и подводной лодки проекта 941 определялся достаточно долго: 1971-1973 гг. - этап аванпроекта; сентябрь 1973 г. - начало опытно-конструкторской разработки; август 1975 г. - утверждение облика ракеты для полномасштабной разработки.

В это же время логика стратегического паритета требовала скорейшего внедрения разделяющихся головных частей на морских ракетах. По инициативам В.П. Макеева, поддержанным Минобщемашем (С.А. Афанасьев), Военно-морским флотом (С.Г. Горшков) и одобренным Д.Ф. Устиновым, твердотопливное направление было в срочном порядке задублировано: в феврале 1973 г. начата опытно-конструкторская разработка жидкостной ракеты с разделяющейся головной частью (первая демонстрация - в пуске 25 октября 1975 г.).

Технические решения по твердому топливу, сроки разработки ракеты Р-39 продолжали изменяться и корректироваться (декабрь 1976 г. - февраль 1981 г.). Для парирования таких изменений было принято Правительственное решение об увеличении серии подводных лодок для первой жидкотопливной ракеты с разделяющимися головными частями. В этой связи и в интересах наращивания уровня стратегического сдерживания В.П. Макеев, С.А. Афанасьев и С.Г. Горшков в конце 1977 г. предложили разработать новый комплекс с жидкостной ракетой, не уступающей по показателям эффективности зарубежным анаогам.

О непростой судьбе этого решения свидетельствуют несколько страниц из записной книжки В.П.Макеева (см. приложение). Это краткий конспект совещания с участием С.А.Афанасьева, С.Г.Горшкова, М.В.Егорова, С.Н.Ковалёва, В.П.Макеева. Как видно, Минобщемаш, ВМФ, Минсудпром не поддерживают позицию С.Н.Ковалёва по твердотопливной ракете и принимают решение поддержать предложение В.П.Макеева о разработке комплекса Д-25 — таково сначала было обозначение комплекса Д-9РМ.

И если бы этого не произошло — без особого преувеличения, Россия не имела бы сегодня морских стратегических ядерных сил.

В итоге изложенного процесса Макеевской школой морского ракетостроения были созданы две жидкостные и одна твердотопливная ракеты третьего поколения:

жидкостная типа Р-29Р или РСМ-50, которая стала первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью, на вооружении с августа 1977 г., аналог США «Трайдент-1» с 1979 г.;

твердотопливная типа Р-39 или РСМ-52 - первая отечественная твердотопливная ракета, на вооружении ВМФ (май 1983 г.);

жидкостная типа Р-29РМ или РСМ-54, на вооружении с февраля 1986 г.; современный вариант — (комплекс Р-29РМУ2, тема «Синева») на вооружении с июля 2007 г.

Модернизированные варианты первой и третьей из указанных ракет сегодня (2009 г.) составляют основу морских стратегических ядерных сил России, а срок их дальнейшей службы будет определяться продлением эксплуатации подводных лодок.

Вопрос о жидком и твердом топливе морских ракет Макеев ставил в число принципиальных и занимался им постоянно. Например, одному из авторов он рассказывал, что обсуждал «твердо-жидкие дела» с генеральным конструктором зенитных систем академиком П.Д. Грушиным, что они договорились сделать все возможное, чтобы решения по этому вопросу принимались с наиболее полным обсуждением, на основе предельно объективной информации. Нет сомнений, что Виктор Петрович, также как и Пётр Дмитриевич, сделали все возможное для реализации такой договоренности. Страхующая разработка жидкотопливной ракеты Р-29Р позволила Макееву с полной отдачей сил и мобилизацией морской ракетной кооперации провести разработку комплекса Д-19 и ракеты Р-39. И сомнений в том, что был достигнут наивысший из возможных на тот период результат - не было. Одним из свидетельств последнему является полная унификация двигателей первых ступеней ракет РТ-23 и Р-39. Под руководством В.П. Макеева по согласованию с руководством промышленности и военных были выполнены альтернативные проработки жидкотопливных ракет с габаритными характеристиками как у ракеты Р-39. Их результаты не были одобрены Д.Ф. Устиновым и не имели продолжения, что воспринималось Макеевым с досадой и сожалением.

В развитие и подтверждение положений предыдущего раздела ниже цитируются материалы участников упомянутых работ, заимствованные из книги «СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» - 60 лет».

Директор головного института ракетно-космической отрасли Ю. А. Мозжорин. «Виктор Петрович был государственным человеком. Он всегда искал решения, которые бы улучшили технические характеристики. Но при этом думал не только о престиже Конструкторского бюро, но, прежде всего, о рациональном использовании средств, которые государство отпускало на развитие ракетной техники. Когда Макееву навязали твердотопливную тематику, он сопротивлялся сколько мог. Потому что понимал, что в стране нет такого топлива, а значит, надо строить новые заводы, создавать новую кооперацию. И действительно, эти нововведения недешево обошлись стране».

Адмирал Ф.И. Новоселов. «Отстаивание своих принципов было характер но для стиля работы В.П. Макеева, при этом он не стеснялся выступать с предложениями о корректировке принятых решений. Так, в ходе создания твердотопливной ракеты Р-39 В.П. Макеев во время посещения Миасса министром обороны Маршалом Советского Союза А.А. Гречко посетовал, что его заставляют делать ракету на твердом топливе и что это приводит к очень сложной конструкции и большим габаритам. Одновременно доложил, что жидкостной эту ракету можно сделать изящной и по характеристикам не хуже американской ракеты «Трайдент-2». Маршал А.А. Гречко заявил, что ему безразлично, какое топливо у ракеты, важно чтобы это не вызывало усложнения в эксплуатации на флоте, а сама ракета имела бы требуемые тактико-технические характеристики».

Из воспоминаний начальника филиала Северного полигона В.П. Малиновского. «Генеральный в свойственной ему образной манере рассказывал нам о своих жизненных ситуациях, неизвестных нам трудностях в разработке новой техники, о навязываемых ему свыше задачах, о его несогласии с ними и вынужденности подчиниться «твердой политической линии». Казалось, он интуитивно искал не столько сочувствующих, сколько оправдания тому, что он вынужденно делал последнее время. По всему чувствовалась его неудовлетворенность заданием делать тяжелую «твердую» ракету: «Много времени и средств потеряем зря. В боевом использовании выигрыш от нее будет эфемерен. Система нужна политическому руководству страны для устрашения вероятного противника, и здесь доводы и расчеты бессильны».

После беседы с академиком Н. А. Семихатовым в статье «Уральская колыбель ракет» В.С. Губарев написал: «Невероятно трудно оценивать работу Виктора Петровича Макеева. По сути дела он создал свою «ракетную державу», в которую входило множество научных центров и институтов, заводов и полигонов, подводных лодок и боевых кораблей. Причем ему пришлось это делать дважды. Сначала кооперация шла по жидким ракетам, а потом и по твердотопливным... КБ Макеева решило и эту проблему, по сути дела начав новое направление с нуля».

Конечно, как было уже сказано, были предшествующие ракеты на твёрдом топливе — 8К98 (1969 г.), 8К98П(1972 г.), 15Ж45(1975 г.), 3М17(1979 г.) - разработанные в организациях С.П.Королёва, А.Д.Надирадзе и П.А.Тюрина.

Однако изделие 3М65 заметно превосходило их и по ТТХ, и по своему значению в составе стратегических сил. Именно в ходе работ по ракете Р-39 состоялось бурное развитие РДТТ по мощности, качеству, надёжности; конструкционных материалов и топлив, создание производственных мощностей по их изготовлению; выход на новый уровень в проектировании и методологии создания твёрдотопливных ракет. Достаточно сказать о новых схемных решениях по маршевым ДУ и разработке методов обеспечения и контроля требуемой вероятности безотказной работы (ВБР) РДТТ.

Требуемая заказчиком боевая эффективность и число решаемых бортом боевых задач неизбежно вели к увеличению стартового веса. Диаметр двигателя первой ступени достиг 2400 мм, а вес заряда - 50 т, чему нет аналогов в зарубежных вооружениях. Освоение новых габаритов и весов было чрезвычайно сложной производственно-технологической задачей. На этой основе впоследствии были созданы маршевые двигатели для изделий 15Ж52, 15Ж60, 15Ж61 в составе БЖРК.

Почему именно эта работа стала эпохой в создании ракет с двигателем на твёрдом топливе? Выдающийся отечественный специалист в области создания и отработки РДТТ, П.С. Курсков, в ту пору заместитель директора НИИ тепловых процессов (ныне Центр им. М.В.Келдыша), тесно сотрудничавший с Макевевым, вспоминает об этом так.

«Думаю, прежде всего, причина заключается в особенностях отношения Виктора Петровича к порученной работе, что способствовало, наряду с прекрасными человеческими качествами Генерального Конструктора, перевоплощению сослуживцев в сотрудников-единомышленников.

Вольно или невольно, одни разработчики - ради сохранения традиционных смежников, другие — ради загрузки региональных организаций и предприятий … могли пройти мимо прогрессивных, обоснованных решений.

Решения Виктора Петровича подчинялись повышению эффективности разрабатываемого изделия, он создавал условия для выявления таких решений; остаётся непостижимым — как мог перегруженный научно-техническими и производственными проблемами Генеральный Конструктор и директор крупнейшего предприятия настроить множество даже узких специалистов на пересмотр сложившихся представлений и поиск наиболее обоснованных и качественных решений.

Обеспечению, прежде всего, качества разработки подчинялась деятельность совета Главных конструкторов; структура головного предприятия, которая обеспечивала активное выполнение проектных заданий по РДТТ на высоком уровне, самостоятельное создание двигателей специального назначения на твёрдом топливе, высококвалифицированный контроль качества проектно-конструкторских разработок и отработки маршевых РДТТ...

Таким образом, «новички» по твёрдотопливным изделиям сумели так организовать работу именно по РДТТ, что полученные результаты превзошли все ожидания.

Исчерпывающую объективность и безупречную честность в делах Виктор Петрович проявлял не только в обычных условиях работы, но и при экстремальных обстоятельствах (полностью признавая и отвечая за просчёты своей организации, предлагая при этом оптимальный и скорейший путь решения — прим. авт.). Такие обстоятельства складываются при неудовлетворительном ходе отработки ракеты (комплекса).»

Далее отметим, что к середине 80-х годов прошлого столетия помимо общетехнического прогресса в отраслях, связанных с ракетостроением, был перекрыт уровень характеристик американских твердых топлив. Это было достигнуто разработкой рецептур высокоэнергетических топлив за счет новых составляющих с соответствующим увеличением стоимости. В итоге была создана ракета наземного базирования РТ-23УТТХ (1987 г., генеральный конструктор В.Ф. Уткин), которая несла десять боевых блоков среднего класса, также как американский аналог «М-икс» (1986 г.), отличаясь по стартовому весу на 18% (хуже). В это же время была начата разработка морской ракеты Р-39УТТХ или «Барк» (генеральный конструктор И.И. Величко), которая несла на два блока (25%) больше, чем американский аналог «Трайдент-2», имела повышенную на 15% дальность стрельбы, но отличалась увеличенным (хуже) стартовым весом на 35%. Последовавший распад СССР привел к утрате производства новых компонентов топлива, находившегося в ближнем зарубежье, и к уменьшению количества боевых блоков ракеты Р-39УТТХ на две единицы, разработка ракеты затянулась и была необоснованно (именно необоснованно, вопреки расхожему навязываемому мнению) прекращена в 1998 г. после начала лётных испытаний.

Сегодня можно сожалеть, что позиция и подходы Макеева по «твердому и жидкому» ракетным топливам не были приняты. Еще больше следует сожалеть о результатах твердотопливного направления, получаемых в современных российских условиях. Российский «Тополь-М» и его разновидности по своим боевым свойствам (дальность стрельбы, забрасываемый вес и боевая нагрузка, траекторные параметры и т.д.) соответствуют зарубежному аналогу «Минитмен-3А», уступая последнему одну треть в стартовом весе и на 20 лет по сроку завершения разработки. Такое незавидное положение является в т.ч. следствием утраты достижений Советского Союза в создании высокоэнергетических компонентов твердых топлив, которые производились в странах теперь ближнего зарубежья.

Сегодня стратегическое сдерживание Россией обеспечивается жидкостными ракетами В.П. Макеева, В.Н. Челомея, В.Ф. Уткина более чем на 90% (по количеству развернутых боезарядов). Процитируем сведения, помещенные одним из авторов в интернете: «Когда я писал статью в «Красную Звезду», то задавался, вопросом о позиции Министра обороны СССР Д.Ф. Устинова по вопросу перевооружения на твердотопливные носители. Отдавая отчет в верности позиции в этом вопросе В.П. Макеева, все же не мог избавиться от червя сомнений - мимо мнения Устинова не пройдёшь. И оставалось только надеяться, что Д.Ф. Устинов изменил бы свою первоначальную позицию по жидкостным ракетам с появлением РСМ-54, названной за рубежом (в Отечестве, как обычно, пророка нет) шедевром морского ракетостроения. Но вот, совсем недавно, довелось услышать о свидетельстве Министра общего машиностроения СССР С.А.Афанасьева. Будучи в Миассе в 1999 г. на открытии памятника В.П.Макееву, он рассказывал о своем посещении Д.Ф.Устинова в больнице и одних из его последних слов: «А он все-таки был тогда прав ...» «Кто прав, Дмитрий Федорович?» «Макеев. Не надо было заставлять его делать твердую ракету. Не готовы мы были к ней».

Тем не менее задача была решена и создан мощнейший фундамент для дальнейшего развития твердотопливного морского ракетостроения, опережающего мировой уровень.

Тем более неприемлемо положение дел с ракетой «Булава», которая будет (в лучшем случае) уступать зарубежному аналогу «Трайдент-1» по сроку более 30 лет, по количеству боезарядов - 25% при ~ 15% проигрыше по стартовому весу и таком же выигрыше по дальности стрельбы, не говоря о массе других показателей боевой эффективности. С нашей точки зрения, данный комплекс вообще находится на грани утраты стратегических качеств, что обусловлено как изначально совершенно необоснованным выбором класса массы (эффективная морская ракета суть ракета 50-тонного класса), так и пороками в проектировании и отработке.

Обсуждение данной проблемы далеко выходит за рамки статьи и её открытого характера. Укажем лишь на системную причину происходящего — разрушение созданной В.П.Макеевым кооперации, забвение её принципов. В результате произошло скатывание с высочайшего организационного уровня на недопустимо низкий.

Из ловушки всё же можно выбраться, опираясь на менее пострадавшее жидкостное направление и обоснованно и грамотно перестроив работы по твердотопливной тематике. Отдав себе отчёт в том, что потраченные деньги и время выброшены по большому счёту на ветер, точнее — на подрыв собственного потенциала, и продолжение затеи с «Булавой-30» столь же бессмысленно, как и её начало.

Утверждения об отсутствии альтернативы, ссылки на то, что раз понесены огромные затраты, то надо тратить дальше до победного конца, чем-то похожи на игроманию. Когда проигравшийся в пух и прах готов заложить последнее ради призрачного шанса отыграться и избежать ответственности. Но чудес на свете не бывает, наука и техника не поле для игр.

Генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев — создатель стратегического ракетно-ядерного оружия — оставил богатое наследство в виде высокоэффективного вооружения, выдающейся кооперации творческих и производственных коллективов, огромного научно-технического задела и ярчайшего примера честного и бескорыстного служения делу защиты Родины.

Надо лишь грамотно и ответственно использовать и беречь его.

Конечно, этому наследию нанесён огромный ущерб. Но вспомним слова - «Успех — преходящ, поражение — не окончательно: значение имеет лишь мужество продолжать».

Авторам осталось лишь поздравить всех, причастных к великому делу, которое когда-то вёл Виктор Макеев, с его юбилеем, пожелать того самого мужества, здоровья и благополучия.


Роман Никифорович, конструктор ракетной техники.

Александр Макеев, инженер, экономист.