Рубрика: Аналитика и комментарии

Сломанная "Булава"

17/07/200916:28

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

15 июля 2009 года ВМФ России произвел испытательный пуск ракеты «Булава». Пуск завершился неудачей – на начальном этапе полета ракета самоликвидировалась из-за нештатной работы 1-й ступени.

Одиннадцатый по общему счету пуск стал пятым, а с учетом «частично успешных» – седьмым неудачным испытанием ракеты «Булава», история которой в настоящее время выглядит следующим образом.

Решение о разработке «Булавы» было принято в 1998 году главкомом ВМФ России Владимиром Куроедовым после трех неудачных испытаний экспериментальной твердотопливной МБР «Барк», который разрабатывался КБ имени Макеева. Разработка перспективной ракеты была передана Московскому институту теплотехники (МИТ) который обещал создать более дешевое и компактное оружие, вдобавок унифицированное с новейшей ракетой для РВСН «Тополь-М».

Первый пуск, в ходе которого с борта ТК-208 был запущен массогабаритный макет ракеты, состоялся 23 сентября 2004 года. Целью испытаний была проверка возможности использования «Булавы» на подлодках. Этот пуск, как и все последующие, производился с борта ТК-208 «Дмитрий Донской».

Второй испытательный запуск, и первый пуск реальной ракеты был успешно произведён 27 сентября 2005 года. Ракета, запущенная с ТК-208 из надводного положения по полигону Кура, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года. Пуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.

Четвертый испытательный пуск 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.

Пятый испытательный пуск 25 октября 2006 года также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 года, и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведён в Белом море из подводного положения и завершился частично удачно — одна из головных частей не достигла цели.

Восьмой пуск был произведен 18 сентября 2008 года. Он был также признан «частично успешным», поскольку ракета полностью выполнила полетное задание, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения.

Девятый пуск был осуществлен 28 ноября 2008 года, и прошел полностью в штатном режиме. Головные части успешно прибыли в заданные районы.

Десятый пуск, произведенный 23 декабря 2008 года, опять оказался неудачным. После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

Наконец, одиннадцатый пуск, состоявшийся 15 июля 2009 года, закончился очередной неудачей. Причины неудачи пока точно неизвестны, однако по информации из некоторых источников, они заключаются в прогаре первой ступени ракеты. Кроме того, сообщается, что спецслужбы рассматривают в качестве одной из возможных причин неудачи диверсию.

Итого, из одиннадцати пусков, в ходе которых был запущен один массогабаритный макет и десять реальных ракет лишь четыре, в том числе три – с использованием реальных ракет оказались полностью успешными. С таким процентом удачных запусков принять ракету на вооружение, естественно, невозможно, и ввод в строй ракетоносцев проекта 955 в результате откладывается.

В настоящее время «Булава» отличается рекордно малым процентом надежности – около 30%, что меньше даже чем у весьма трудно испытывавшегося в свое время комплекса Д-19 с ракетой Р-39, в ходе которых из 17 пусков с испытательного стенда 9 завершились неудачами. Впоследствии, после устранения недостатков, комплекс показывал достаточно высокую надежность – на испытаниях с борта подводной лодки из 13 пусков успешными были 11.

Однако СССР находился в более выгодном положении, имея альтернативу лодкам проекта 941 в виде строившихся в одно время с ними лодок проекта 667БДРМ с ракетой Р-29РМ, которые в настоящее время составляют основу наших морских стратегических ядерных сил. Россия же в настоящее время не может себе позволить строительства «альтернативной серии» ракетоносцев с проверенной ракетой, и в результате вопрос о том, чем будут вооружены перспективные ракетоносцы проекта 955, приобретает стратегическое значение.

В то же время, в отсутствие альтернативы новым лодкам, есть альтернатива самой «Булаве», в виде усовершенствованного варианта ракеты Р-29РМ, известного как Р-29РМУ2 «Синева», официально принятого на вооружение в 2007 году.

В настоящее время ракетами «Синева», по имеющейся информации, оснащены три подлодки проекта 667БДРМ: К-114 «Тула», К-117 «Брянск», и недавно завершившая модернизацию К-18 «Карелия». В ближайшие годы новый комплекс должны получить и остальные подлодки проекта.

«Синева» обладает значительно большей дальностью полета, чем базовая ракета Р-29РМ (свыше 11000 километров против 8300), большей точностью, а также имеет более развитый комплекс средств прорыва ПРО. В штатном варианте ракета оснащается четырьмя боевыми блоками мощностью по 100 килотонн. Кроме того, возможно оснащение этих ракет принципиально новыми ядерными боевыми блоками сверхмалого калибра (до нескольких десятков тонн), что позволит использовать их для точечного поражения особо важных целей.

По сравнению с «Булавой», дальность полета которой составляет 8000 километров, «Синева» также значительно более «дальнобойна» и несет большую нагрузку. Однако у «Булавы» есть ряд преимуществ. Одно из главных – значительно меньший стартовый участок траектории, что осложняет ее перехват силами ПРО, меньший вес, габариты и твердотопливные двигатели. Последнее значительно упрощает обслуживание и эксплуатацию этой ракеты по сравнению с жидкостной «Синевой»,  которая, также как и предшественники, использует хорошо зарекомендовавшую себя в ракетостроении, но довольно опасную «гремучую смесь» несимметричного диметилгидразина/азотного тетроксида (НДМГ/АТ) в качестве топлива и окислителя. Оба компонента отличаются очень высокой токсичностью, а окислитель АТ еще и сильной агрессивностью.

Однако в создавшейся ситуации все достоинства «Булавы» являются лишь теоретическими в сравнении с реально летающим и попадающим в цель изделием КБ Макеева, два очередных успешных запуска которого состоялись накануне очередного провала «Булавы» – 13 и 14 июля.
На этом фоне передавать вооружение перспективных ракетоносцев в руки МИТ, выглядит как минимум безответственно. Институт, не создавший прежде ни одной баллистической ракеты для подводных лодок, и терпящий неудачу за неудачей с проектом «Булава», оказывается монополистом в области строительства межконтинентальных ракет для российских СЯС.  У МИТ, впрочем, есть своя специализация. Там разработаны производящиеся сейчас для РВСН «сухопутные» ракеты «Тополь-М» и РС-24, показывающие высокую надежность. С другой стороны, КБ Макеева в результате окажется «без работы», лишившись своей традиционной задачи по созданию вооружения для подводных ракетоносцев, которую, как показывают испытания «Синевы», КБ выполняет на отлично.

В истории отечественной техники найдется немало примеров, когда, казалось бы, многообещающий проект в итоге сворачивался в результате неудачных испытаний, включая столь эпохальные, как «лунная ракета» Н-1. И своевременный отказ от очевидно неудачного проекта всегда был и остается признаком мудрости.

Пока же упорство, с которым продолжаются испытания явно «не идущего» проекта, навевает мысли о том, что разбираться в причинах происходящего следует не столько инженерам, ученым и военным, сколько специалистам по расследованиям неэффективного расходования бюджетных средств. При этом вряд ли следует искать стрелочников в виде «диверсантов» из рабочего и инженерно-технического персонала, создающих стратегические системы вооружений за зарплату в 10-20 тысяч рублей. Отвечать за впустую потраченные годы и десятки миллиардов рублей бюджетных расходов должны руководители предприятий, отнюдь не страдающие от низких зарплат.

В своё время, когда в СССР широко применялись методы управления научно-техническими разработками, ныне признанные негуманными и необоснованными, руководители заводов и КБ подчас платили по самому высокому счёту и за меньшие неудачи.

Интересно, заплатит ли сейчас хоть кто-то за проблемы с «Булавой». Хотя бы увольнением.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/analytics/20090717/177722238.html

Версия 3.0 beta. Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на rian-error@rian.ru
Условия использования материалов РИА Новости
© 2008 "РИА НОВОСТИ"