proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Дизайн-студия ПРоАтом
  Агентство  ПРоАтом. 12 ЛЕТ с атомной отраслью!           Воскресенье, 15 марта    
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог ссылок
· Каталог файлов
· Контакты
· Наш архив
· Наши опросы
· Обратная связь
· Поиск по сайту
· Рекламые услуги
· Рекомендовать сайт
· Самое популярное
· Форум
Мы переехали!
Редакция сайта и журнала «Атомная стратегия» сообщает об изменении адреса и новых контактных телефонах: (812)764-3712, 438-3277, 438-3278
Атомная стратегия
Журнал Атомная стратегия
PRo развитие
• Мерооприятия по выполнению ФЦП РАПЭК (.xls)
• Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (.doc)
Задать вопрос
Наши партнеры
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
PRo Погоду


[26/12/2008]     Идущий по следу обогнать не может


Д.И. Мант, член-корр. МАЭП, автор книги «Космос день за днём»
К.М. Ермохин, д.т.н., доцент СПбГИ им. Плеханова



Модернизация (улучшение существующего изделия) возможна, а иногда и необходима на начальных этапах отработки конструкции, системы или алгоритма. Однако любой материальный продукт научно-технического процесса имеет ограниченные резервы. Их пределы определяются уровнем науки и технологии в момент создания. Творцы исходного изделия лучше всех представляют ограничения резервов своей конструкции. Но модификацией, как правило, занимаются не создатели продукта, а последующие поколения.


В середине ХХ столетия стартовал первый этап научно-исследовательских и конструкторских работ в таких областях науки и техники, как атомная энергетика, ракетная техника,  космонавтика, вычислительная техника, электроника и др. К 1970-м гг. начался этап материализации результатов этих работ и внедрения их в практическую деятельность.

Настоящей научно-технической революцией, бурным стартом очередного этапа научно-технического прогресса характеризовалась середина XX столетия: появление атомной энергетики (1945 г. - первый атомный взрыв), начало стремительной электронной микроминиатюризации в результате изобретения Уильямом Шокли, Джоном Бардиным и Уолтером Браттейном в 1947 г.  биполярного транзистора, возникновение компьютерных информационных технологий, прорыв в космос (1957 г. – запуск перого спутника), создание спутниковых систем связи, навигации и дистанционного зондирования Земли, формирование реактивной авиации и т.д.
За последние полстолетия ресурсы этих технологий модернизация исчерпала. Модернизация выступает в роли своеобразного терапевтического средства, оттягивающего сроки оперативного вмешательства. Старые технологии уже не дают требуемой эффективности, а новые, находящиеся на этапе НИР и ОКР, не набрали достаточной силы. В результате наступил кризис -  научно-технический, экономический, финансовый.  Возникшую рецессию может прервать только появление и развитие новых технологий.

Ограничиться испытанными модернизационными методами уже не удастся. Повысить эффективность использования продукта, созданного 30-35 лет назад, никакими модификациями нельзя. Это известно давно и неоднократно подтверждалось на практике. Что же побуждает по-прежнему следовать по пути модернизации? В качестве основных причин можно назвать следующие:
- Повышение эффективности конструкции на основе анализа эксплуатации изделия на начальном периоде (в течение 2-3 лет на двух-трёх десятках изделий).
- Стремление сэкономить на НИР и освоении новых технологий.
- Конкуренция между фирмами за лидерство в получении сверхприбыли и подтверждении своего имиджа.

Особенно болезненно протекают процессы модернизации в таких отраслях как ракетно-космическая, авиационная, атомная.

Модернизация ракетных комплексов   атомных  подводных лодок

История развития твердотопливных ракет в СССР складывалась достаточно драматично. Не смотря на то, что для решения военных проблем вряд ли можно было предложить что-либо лучшее, чем малогабаритная межконтинентальная баллистическая твердотопливная ракета длительного хранения с почти мгновенной готовностью к пуску  из-под воды с подвижного носителя, её разработке препятствовали многочисленные межведомственные препоны.

По предложению ленинградского КБ «Арсенал» 9 сентября 1958 г.  было принято Постановление Совмина СССР о разработке твердотопливной ракеты для  подводных лодок  комплекса Д-6. Дальность ракеты, в зависимости от степени разработки, должна была составлять от 1100 до 2500 км.  Предложения ленинградцев были своевременными и обоснованными, так как у потенциального противника - США  вопрос об оснащении подводных лодок твердотопливными ракетами был уже окончательно решён.

Тогда же в Советском Союзе начинаются работы по созданию атомных подводных лодок  второго поколения проекта 667 с шахтами для 8 ракет комплекса Д-4 (ракета Р-21 с жидкореактивным двигателем и подводным стартом) или комплекса Д-6 с твердотопливными ленинградскими ракетами.

Преимущества твёрдотопливных ракет

Конструкция ракет с твердотопливными двигателями (РДТТ) намного проще ракет с ЖРД. В ней почти нет подвижных элементов, фактически отсутствует пневмогидравлическая схема (т.е. трубопроводы, клапаны, мембранные узлы, турбонасосные агрегаты, снижающие надёжность), отсутствуют баки с токсичными топливными компонентами. Все эти элементы, присущие для ЖРД, диктуют повышенные требования к герметизации. При простоте конструкции РДТТ характеризуется достаточно низкой стоимостью отработки на надежность. Кроме того, ракеты с твёрдотопливным двигателем имеют существенное тактическое преимущество -- сокращение времени подготовки к старту, значительное снижение уровня шумности при старте, т.к. не требует предварительного заполнения шахты забортной водой. Ко всему прочему исключается необходимость наличия на лодке систем газоанализа, орошения, слива компонентов топлива при потере ракетой герметичности и  целого ряда других систем.

Не смотря на все преимущества твёрдотопливных ракет по сравнению с жидкостными, наш Военно-морской флот (в отличие от американских ВМС), по-видимому, не смог отстоять целесообразность применения РДТТ.  В апреле 1959 г. вышло Постановление о закрытии работ над комплексом Д-6 на ленинградском КБ «Арсенал». Этим же Постановлением Конструкторскому бюро Макеева поручается разработка комплекса Д-7 с твердотопливной ракетой для подводных лодок. В связи с загруженностью работами по жидкостным ракетам, работы над твердотопливной ракетой в КБ «Машиностроение»  в 1962 г. были прекращены.  
 
24 апреля 1962 г. принимается Постановление о разработке в том же КБ комплекса Д-5 с жидкостной малогабаритной ампулизированной ракетой Р-27, топливом для которой являлись амил и гептил, крайне агрессивные и ядовитые химические вещества.

Таким образом, в начале 1960-х годов на все последующие десятилетия были  выбраны жидкостные баллистические ракеты для подводного флота России. Жестокий опыт -- «сын ошибок трудных» эксплуатации жидкостных ракет на подводных лодках заставил спустя десять лет вернуться к работам над морской твердотопливной ракетой. 10 июня 1971 г. было принято Постановление о разработке твердотопливной ракеты Р-31 комплекса Д-11 ленинградским КБ «Арсенал», т.е. санкционировалось возвращение к работам десятилетней давности.

И снова повторилась ситуация начала 1960-х. Используя опыт разработок ракет РТ-2 ОКБ С.П.Королева и Р-31 ленинградского «Арсенала», создается новая твердотопливная ракета морского базирования. Для подстраховки одновременно продолжается разработка жидкостной ракеты Р-29Р  (РСМ-50) комплекса Д-19.

20 мая 1980 г. на вооружение атомных подводных лодок проекта 941 («Тайфун») принимается ракета Р-39 в составе комплекса  Д-19.  Ракета имеет стартовый вес 90.1 т, длину 16 м, диаметр 2.4 м, дальность 8300 км, трёхступенчатую конструкцию с десятиблочной разделяющейся головной частью и астроинерциальной системой наведения. Штатное количество ракет на лодке 20 единиц.

 В 1984 г. твёрдотопливную баллистическую   ракету Р-39 сняли с производства, так как предполагалось начать выпуск усовершенствованной ракеты Р-39У.

Классическим примером модернизации изделия является эволюция  жидкостной баллистической ракеты морского базирования Р-29 (РСМ-40) комплекса Д-9. Работа над ней началась в 1964 г. На вооружение комплекс был принят 13 марта 1974 г.  В последующие двенадцать лет было создано ещё две её модификации: в 1978 г. и в 1986 г.

25 августа 1977 г.  на вооружение поступила ракета Р-29Р (РСМ-50), базой для которой также являлась ракета Р-29. В свою очередь, ракета РСМ-50 модифицировалась пять раз: в 1977 , 1979 , 1982 , 1987 и в 1990 г. Кроме того, ракета Р-29Р использовалась в конверсионном варианте: в 1995 г.  был осуществлён запуск космического аппарата «Волан», 20 июля 2001 г.-- запуск РН «Волна», эксперимент «Космос-1» (пуск неудачный), 12 июля 2002 г. – запуск РН «Волна», эксперимент «Демонстратор-2» (эксперимент неудачный).

В декабре 2005 г. руководитель Роскосмоса А. Перминов отрицательно отозвался о ракетах типа «Волна», призывая Европейское космическое агентство не ориентироваться на  эти ракеты. Конверсионный проект  «Волна» ушел в прошлое, а итоги модернизации оказались неудачными.

7 февраля 1986 г. на вооружение была принята ракета Р-29РМ (РСМ-54). Она модифицировалась  дважды: в 1987 и 1988 г. Конверсионный вариант - РН «Штиль» был использован для запуска спутников при старте из-под воды  (впервые в мире) в  июле 1998 г.

В июле 2007 г. на вооружение подводных ракетоносцев была принята ракета «Синева»  - модернизированный вариант РСМ-54.

Работы над МБР Р-29РМ ( РСМ-54, 3М37) комплекса Д-9РМ были начаты Государственным ракетным центром им. академика В.П. Макеева ещё в 1979 году.

В 1996 г. производство ракет РСМ-54 было приостановлено, но в сентябре 1999 г. принимается решение о возобновлении производства модернизированной РСМ-54 «Синева» на Красноярском машиностроительном заводе. Прежний производитель Златоустовский машзавод перестал существовать с началом перестройки. Можно только гадать, сколько специалистов за эти годы ушло в «челночники», а технологической оснастки  отправлено в металлолом.

Большинство систем новой ракеты было взято из предыдущей модификации РСМ-40, что позволило уменьшить стоимость изделия и сократить сроки разработки.

На командно-штабных учениях «Безопасность-2004», флот не смог запустить ни одной ракеты.

«Скорее всего, во время неудачных пусков с  АПЛ «Новомосковск» и «Карелия» использовалась её более поздняя модификация РСМ-54 «Синева» - Р-29РМ , 3М37». («Лента.ру.»).
В 2007 г.  по результатам экономический и экологический анализа ракет РСМ-54 и «Трайдент-2» D5, а также используемых топлив, был сделан вывод, что жидкостные БР ПЛ России не уступают американским. Некоторые узкие места решено было устранить путём создания новой твердотопливной ракеты морского базирования Р-30  «Булава», представляющей собой, по сути, модификацию армейской ракеты «Тополь М».  

«Булава», разрабатываемая Московским институтом теплотехники, испытывается с 2003 г. 23 декабря 2008 г. было проведено десятое испытание и восьмой реальный пуск: первые два пуска были бросковыми испытаниями макетов ракеты. Пять из 10 испытаний были неудачными. После нескольких неудачных испытаний в 2007 г. пуски были остановлены, чтобы понять причины неудач, и  возобновлены в сентябре 2008 г. Сентябрьский пуск был частично удачным, а запуск 28 ноября вице-премьер Сергей Иванов назвал «идеальным». Если бы и декабрьский запуск оказался удачным, был бы подписан акт об успешном окончании первого этапа испытаний, что позволило бы начать серийное производство ракеты. Недостатки можно было бы устранить в ходе второго этапа испытаний, который теперь отодвигается на несколько месяцев. 

11 октября 2008 г. из подводного положения  с АПЛ "Тула" была запущена ракета "Синева" на дальность 11 547 км из Баренцева моря  в центральную часть Тихого океана.

На следующий день 12 октября   ещё две атомных лодки ВМФ России: АПЛ "Зеленоград" из акватории Охотского моря по цели на полигоне Чижа на севере России и АПЛ "Екатеринбург» из акватории Баренцева моря по условной цели на полигоне Кура на Камчатке  успешно осуществили пуски баллистических ракет из подводного положения.

Итого за 50 лет в нашей стране было разработано и принято на вооружение 8 ракетных комплексов с ЖБР: Д-1, Д-2, Д-4, Д-5, Д-9, Д-9Р, Д-9РМ. Ещё несколько комплексов прошли опытную эксплуатацию, но на вооружение приняты не были (4К-18). На них было осуществлено более 12 модернизаций.

В те же полстолетия в ВМС США было принято всего три ракетных комплекса: «Полярис», «Посейдон» и «Трайдент», и осуществлено три модификации: «Полярис» А2 и А3 и «Трайдент-2».

Сам по себе ракетный комплекс представляет совокупность ракеты и атомной подводной лодки. Стоимость АПЛ в тысячу раз превосходит стоимость ракеты. Каждая модификация ракеты требует серьезной доработки лодочных систем, обеспечивающих безопасное хранение, транспортировку, регламентные работы и пуск ракет. В ряде случаев после модификации ракеты конструкция лодки оказывается жёстко привязанной к модифицированной ракете, что резко снижает боеготовность флота. При прекращении изготовления ракет данного типа или их модификации, лодка остаётся без ракет и даже списывается раньше окончания эксплутационного срока.

Какая судьба ожидает модификации жидкостных ракет Р-29РМ?

Из семи подводных лодок проекта 667БДРМ, оснащенных жидкостными ракетами Р-29РМ, осталось только шесть в завершающей стадии экс­плуатации. В ближайшее время начнется их вывод из состава ВМФ. ГРЦ «КБ машиностроения им. академика В.П.Макеева» в рамках модернизации ракеты Р-29РМ создал более эффективную ракету Р-29РМ2 («Синева»), продемонстрировавшую высокие тактико-технические характеристики при старте с АПЛ проекта 667БДРМ в высоких полярных широтах. «Но поскольку строительство АПЛ под эту ракету не предусмотрено, она ещё до приема на вооружение обречена на скорое исчезновение» (Ю.П. Григорьев «Советская Россия» 11.09. 2008 г.)
По мнению генерального конструктора ГРЦ "КБ им. академика Макеева" Владимира Дегтяря, «перманентная» модификация,  ставшая основой нашего военно-промышленного комплекса ракетостроения, оказалась стратегически малоперспективной, а в ряде случаев и губительной для ВМФ России.

Только тот, кто работал с баллистическими ракетами на подводных лодках, может в полной мере оценить, что скрыто за словом «модификация» и связанными с ней изменениями в эксплуатационной документации («Независимая газета» 5.12.2000)

Ракетно-космическая техника

Аналогичной болезни модернизации была подвержена и ракетно-космическая отрасль. На заре её становления С.П. Королеву удалось собрать когорту талантливых инженеров, таких как М.К. Тихонравов, С.С. Крюков, Б.В. Раушенбах, Н.К. Кузнецов. Благодаря их решениям каждый последующий запуск в космос включал значительное  количество качественно новых конструкторских и инженерных решений, не имевших аналогов в прошлом.  Постепенно «могучая кучка» Королёва обросла коллективом из хороших, по своему талантливых ученых, конструкторов и инженеров, но, к сожалению, лишенных «божьей искры» творчества. Основными методами их работы стали модернизация и масштабирование. Они прекрасно справлялись с задачей создания новых изделий по аналоговому образцу. Двигатели РД-107 и РД-108 для ракеты Р-7 являлись (по мнению автора) глубоко модернизированными и масштабированными вариантами двигателя Вальтера ракеты ФАУ-2. Пакетная же схема ракеты «Протон» представляла собой  модернизированную схему ракеты Р-7.

Образцы, созданные методом модернизации и масштабирования, как правило, сохраняют скрытые, «генетические» пороки, которые проявляются позднее -- при эксплуатации, так как исходный вариант создавался с учётом других условий и с использованием других технологий. А метод экстраполяции, как известно, даёт достоверный результат только в том случае, если условия не меняются.

В книге «Небо, которое объединяет» (СПб.,1997) Марк Галлай отмечает следующее: «Совершенно новые летательные аппараты появляются всё реже. Одна и та же машина годами подвергается модификациям… Более того, перспективы возможных модификаций прямо закладываются в конструкцию исходной модели. Модификация позволяет сохранить освоенную и проверенную основу конструкции, существенно повысить ее экономичность и эксплуатационные качества… А создание совсем новой машины делается от года к году всё более дорогим удовольствием».

Об этом же говорит и  вице-президент американской корпорации «Сикорский–эйркрафт» Сергей Сикорский: «Если несколько десятков лет назад большинство авиастроительных фирм выпускало новую машину едва ли не ежегодно, то сейчас работает над одной и той же моделью по 8, 10 и более лет».

Модификации космического корабля «Союз»

Методы модернизации и масштабирования широко применяются и в ракетно-космической отрасли. Для обозначения модификаций даже был введён специальный индекс «М»:   «Союз-ТМ», «Протон М», «Тополь М» и т.д.

В 1960-1961 гг. в ОКБ-1 С.П.Королева начались исследовательские работы по созданию различных вариантов орбитального пилотируемого ракетно-космического комплекса для полёта к Луне. В соответствии с Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О разработке комплекса «Союз» для пилотируемого облета Луны» от 16 апреля 1962 г. началось его проектирование.

В 1964 г. создание космического корабля (КК) для облёта Луны было поручено ОКБ-23  В.Н.Челомея. В ОКБ-1 разработки по теме «Союз» были прекращены. Но после полётов трёхместных кораблей «Восход»и «Восток» С.П.Королев возвращается к «Союзу», уже следующему поколению пилотируемых космических кораблей.  Лунный облётный корабль перерабатывается в орбитальный корабль для полётов на околоземных орбитах  с возможностью проведения стыковок.

Первый «Союз-1», пилотируемый В.М. Комаровым, стартовал 23 апреля 1967 г. Запуск прошёл успешно. «Союз-1» функционировал надёжно. По программе В.М. Комаров совершил 18 витков на орбите и начал ориентацию для входа в атмосферу. Включил тормозные двигатели. Но после входа в атмосферу отказала парашютная система. И на огромной скорости уже не управляемый аппарат врезался в Землю. Космонавт погиб.
12 октября 2008 г. был осуществлён 100-й полёт космического корабля серии «Союз» («Союз ТМА-13»)  с одним русским и двумя американскими космонавтами к МКС.

За сорок лет было создано три модификации корабля.

Модернизации, по-видимому, будут продолжаться и дальше. По словам заместителя генерального конструктора РКК "Энергия" Н. Брюханова ( октябрь 2008 г.),  весной 2009 г. к МКС отправится пилотируемый космический корабль "Союз" с модернизированными системами.

Новый космический комплекс

К середине 1990-х гг. специалистам РКК  «Энергия» (бывшее ОКБ С.П. Королева), по-видимому, стало ясно, что модификации ракеты-носителя (РН) «Союз» (Р7) и космического корабля «Союз» исчерпали резервы, исходно заложенные в конструкции. Поэтому были предложены новые проекты ракеты-носителя «Ангара» и космического корабля «Клипер».

Разработка космического ракетного комплекса  «Ангара» ведётся с 1995 г. Целью его создания является обеспечение гарантированного независимого доступа России в космическое пространство с космодрома Плесецк, вне зависимости от характера развития военно-политических и экономических отношений с другими странами. 

По мнению разработчиков комплекса, главное преимущество ракет-носителей нового поколения заключается в том, что создаётся универсальный космический ракетный комплекс, который позволит выводить на орбиту три класса ракет - легкие (с полезной нагрузкой на низкие орбиты до 3,5 т), среднего класса (до 14,6 т) и тяжелого класса (до 24,5т).  Ракеты-носители среднего и тяжелого класса способны доставлять космические аппараты и на геостационарную орбиту.

Здесь применено уникальное инженерное решение: носитель можно будет собирать из одинаковых модулей. Их максимальное количество: 5 - у тяжелой ракеты, 3 - у средней, 1 - у легкой. Причем они будут запускаться с одного старта, а не так как сейчас на Байконуре, где под каждый тип носителя свой старт. То есть за минимальные деньги, одним стартовым комплексом, будут решаться задачи целого космодрома. Генеральный директор ГКНПЦ имени Хруничева Владимир Нестеров обещал запустить РН "Ангара" легкого класса в начале 2011 г., а РН "Ангара-5" тяжелого класса в конце того же года.

Над проектом корабля «Клипер» РКК «Энергия» начала работы в инициативном порядке в 2001 г. В  2005 г. модель  многоразового космического корабля «Клипер» появилась на российском стенде в Ле-Бурже. В марте 2006 г. представители РКК "Энергия" объявили, что работы над проектом нового российского многоразового пилотируемого космического корабля «Клипер» завершены. 

 " Клипер " сможет доставлять на орбиту шесть человек, при этом двое из них могут быть космонавтами, а ещё четыре места могут занимать туристы. Помимо людей, корабль может нести на своем борту 700 кг груза. Стартовая масса десятиметрового корабля составит 14,5 тонны. Корабль сможет находиться в автономном полёте до 10 суток. Ожидалось, что первый полёт "Клипер" совершит в 2012 году в автоматическом режиме, а первый пилотируемый полёт - в 2013 году.

Помимо вывода на орбиту экипажей МКС и грузов, корабль также может задействоваться в программах освоения Луны и Марса. А в середине 2007г. все работы по новому пилотируемому кораблю были прекращены.  

Модернизации и кризис

Характер развития космической отрасли в СССР – России не является чем–то исключительным. Таким же модернизационным путем развивалась космонавтика и в США. Основные черты этого процесса легко заметить в развитии и других экономико-образующих отраслей: атомной энергетике, автомобилестроении, электронной промышленности и др.
Имеет смысл, взглянуть на проблему с более общих позиций, так как глобальный финансовый кризис 2008 г., несмотря на его масштабность, является  лишь частным проявлением общего процесса. Ряд ученых-экономистов считает, что экономический кризис, разразившийся осенью 2008 г., свидетельствует об окончании очередного цикла научно-технического прогресса.

Достижения научно-технического прогресса в первую очередь, как правило, используются военно-промышленным комплексом. В последние десятилетия инвестиции в ВПК стали стремительно расти. США вкладывали огромные средства в такие проекты, как космический проект «Apollo» (экспедиция на Луну), создание аэрокосмической системы «Спейс Шаттл», системы противоракетной обороны (ПРО) и ряда других.  СССР, в свою очередь, финансировал проекты лунной экспедиции и разработки мощной ракеты Н1, создание космической системы «Энергия-Буран» и орбитальных космических станций.

И у нас, и у американцев денег на осуществление этих проектов, конечно, не хватало. Анализируя расходы военно-промышленного комплекса США с учётом огромных военных затрат в Ираке и Афганистане, можно прийти к выводу, что преподнесённая обывателю причина возникновения мирового финансового кризиса является своего рода «легендой», основной целью которой является прикрытие безвозвратных инвестиционных расходов в ВПК. Если сопоставить статьи расходов в жилищное строительство и  на военно-промышленный комплекс, то затраты на ВПК в тысячи раз превысят инвестиции в жилищное строительство. К тому же, необходимо учитывать и спекулятивную деятельность банковской системы.

Истинные причины кризиса  

Величайшими изобретениями человечества являются колесо и деньги. Капитализм XVIII–XX вв. стал триумфом реализации этих изобретений. Он  позволил в значительной мере обеспечить жизненные потребности экспоненциально растущего населения Земли. Не отвлекаясь на детали, можно сказать, что суть и цель капитализма состоит в  накоплении ресурсов для расширения производства. С точки зрения отдельного капиталиста – это способ разбогатеть, с точки зрения общества – способ выжить и размножиться.

До 1971 г. капитализм развивался по проверенной веками схеме «товар - деньги – товар». Ни понятие «товар», ни понятие «деньги» не вызывали сомнений в адекватности торговых отношений (даже в социалистическом лагере). Переворот в общественном экономическом сознании произошёл после того, как президент США Р. Никсон, спровоцированный предъявлением золотых долговых обязательств к США правительством де Голля, 15 августа 1971 г. заявил об отказе от подтверждения бумажной долларовой массы золотым запасом государства. В немалой степени этому способствовали непомерные затраты американцев на космическую гонку (программа высадки человека на Луну – «Аполлон – Сатурн», создание аэрокосмической системы «Шаттл»), а также военное вторжение во Вьетнам 1965 – 1973 гг. В тактико-экономическом смысле принятое американским президентом  решение было правильным

В глобальном измерении этот отказ был продиктован насущной необходимостью ускоренного развития производства для обеспечения растущего народонаселения продуктами потребления. И, в этом смысле, принятое решение было стратегическим ходом, эффективность которого для США подтвердили последующие экономические результаты.

Но тогда же, в 1971 году американский философ-экономист Линдон Ларуш предупреждал, что отказ от послевоенной системы Бреттон-Вудских соглашений и отрыв доллара от золотого эквивалента приведет к неконтролируемому развитию фиктивного капитала, который в итоге может похоронить под собой реальную экономику. К чему, в итоге, мы  и подошли в начале нового столетия.

Никсоновское решение привело к ускоренному обесцениванию  денег– гиперинфляции. Собственно, инфляция существовала всегда, но лишь в той мере, в какой рос золотой запас человечества.

Отказ от золотого эквивалента породил новую фазу развития капитализма --  финансовый капитализм. Золота на земле не так уж много. За всю историю человечества добыто 160 тыс. тонн золота (примерно 30 тыс. тонн находится в резервных фондах государств, остальные 130 – в виде ювелирных украшений у населения). Прирост этих запасов составляет в среднем не более 1–2% в год, что и обеспечивало такой же средний уровень инфляции.

Переход к системе бумажных денег резко увеличил возможность инфляции через механизм произвольного пополнения денежной массы из политических, спекулятивных и иных соображений. Такая система заставляет капиталиста искать возможности максимально быстрой реализации созданных накоплений, дабы они не сгорели в «инфляционной печке», что породило доминирование “коротких” денег. С одной стороны  это привело к ускорению развития производства, с другой - лишило общество возможности реализовывать стратегические проекты из-за исчезновения с рынка «длинных» денег. «Короткие» деньги превратили модернизацию в основной способ научно-технического прогресса. Нарушение баланса между «короткими» и «длинными» деньгами в пользу первых привело к  деградации научно-технического прогресса,  напоминающего сейчас всё более ускоряющийся бег  всё более мелкими шажками.

Финансовый дисбаланс создал предпосылки для обогащения по формуле «деньги – деньги – деньги», т.е. к спекуляции на рынках ценных бумаг,  или, проще говоря, к узаконенному мошенничеству и ростовщичеству (запрещенному в царской России законом). Возникла возможность богатеть, ничего не производя. Мировая финансово-банковская система, часто сравниваемая с кровеносной системой живого организма, оказалась переполненной огромным количеством «сильно разжиженной крови» из-за обесценивания бумажной денежной массы (в основном долларами США). И выполнять свои общественные функции уже не в состоянии.

С другой стороны, рост народонаселения прекратился в силу ряда причин не только в Европе, но даже  в Китае. В результате, механизм ускоренного инфляционного развития капитализма вошёл в противоречие с реалиями жизни. При стабилизации численности народонаселения наращивание производства уже  не требуется. Вещественной реализацией этого противоречия стал мировой финансовый кризис и последовавшая за ним стагнация экономик ведущих стран.

Большой беды в этом пока нет. Показатели роста экономики являются фетишем для политиков и экономистов, отражая лишь мнимый рост доходов финансовых магнатов, но не благополучия простых людей. Более того, рост ВВП, оцениваемый в инфляциирующих долларах, чистейшая фикция, ничего общего с реальным ростом не имеющая. При стабилизации численности населения достаточной становится стабилизация производства на достигнутом уровне с перспективой выхода на качественно новый уровень жизни, что невозможно достичь модернизацией прошлых открытий и разработок.

Выходом из этого тупика, по-видимому, является возвращение традиционной системы обеспечения денежной массы золотым запасом.  Это гарантирует разумный баланс между «длинными» и «короткими» деньгами, остановит процесс глобальной гиперинфляции, вернёт экономику в устойчивое состояние. Оптимальным решением, на наш взгляд,  является глобальный отказ от бумажных денег в пользу электронных с целью защиты от подделки банкнот и эффективного международного контроля за их выпуском. В таком случае становится возможным целенаправленное управление процессом инфляции путём наращивания золотодобычи и согласованных  дозированных золотых интервенций центральных банков в экономику, что позволит сойти с тупиковой дороги модернизации и диверсифицировать развитие мировой экономики, а значит и человеческой цивилизации в целом.

Восстановление баланса между «длинными» и «короткими» деньгами позволит от затянувшегося топтания на месте вернуться на путь научно-технического прогресса, к созданию прорывных технологий и новых открытий, оставляя для модернизации её традиционную нишу всевозможных усовершенствований.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомная наука
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомная наука:
На полном приводе к ренессансу

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.83
Ответов: 6


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Идущий по следу обогнать не может (Всего: 0)
от Гость на 27/12/2008
Интересная статья, хотя тема экономики и финансов  для меня как "технаря" скучная. Читал как захватывающий триллер - развязка,  а точнее, выводы на основе всего изложенного, для меня до конца были неясны. А прочитав всю статью  для себя сделал вывод, что в современной экономической системе с доминированием "коротких" спекулятивных денег ожидать каких-то инноваций не приходится - в лучшем случае будет только модернизация, которая будучи упакованной в бантики, напичканная "фичами" и посыпанная блёстками будет выдаваться за инновацию.
Спасибо авторам.


[ Ответить на это ]


Re: Идущий по следу обогнать не может (Всего: 0)
от Гость на 29/12/2008
Да, печально как то получается. Был у меня дядька, ныне покойный, служил офицером в подводном флоте, он еще в 70-х годах говорил, что “всех рационализаторов надо отсреливать на берегу, они там напридумают, премии получат, а нам потом все это расхлебывать на дне морском под брюхом у потенциального врага”.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство "ПРоАтом", Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)764-3712, 438-3277, 438-3278
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.60 секунды
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru