На мой взгляд
Неудачи головного
разработчика ракетного комплекса морского базирования «Булава» –
Московского института теплотехники (МИТ) не случайны и свидетельствуют
об ущербности концепции разработки и испытаний новой БРПЛ, призванной
заменить исчерпавший свой ресурс «Тайфун» (РСМ-52), а в дальнейшем и
«Синеву» (РСМ-54) и стать основой морской компоненты стратегических
ядерных сил (МСЯС) России.
Ни в одном из испытаний боевые блоки
«Булавы» целей на Камчатке не достигли из-за отклонений изделия от
расчетной траектории полета. Закончился аварией и десятый, «зачетный»
пуск этой ракеты 23 декабря 2008 года с борта РПКСН «Дмитрий Донской».
Что на суше хорошо, противопоказано в море. В начале 80-х годов
только два из 13 испытаний РСМ-52 с головной подводной лодки «Тайфун»
были неуспешными. Хотя, как и «Булава», РСМ-52 – это трехступенчатая
ракета на твердом топливе с головной частью, оснащенной 10 боевыми
блоками индивидуального наведения на цель и комплексом средств
преодоления ПРО.
Обещанная МИТом – традиционным разработчиком
наземных подвижных ракетных комплексов – модернизация ракет «Тополь»
под БРПЛ «Булава» означала создание на голом месте, не имея опыта
морского ракетостроения, новой системы оружия.
Напомним, что в
отличие от единичного, демонстрационного образца, система оружия
существует десятилетия за счет инноваций, заложенных, к примеру, в
автомат Калашникова АК-47, танк Т-34, истребитель МиГ-15, ракетные
комплексы Р-12 (8К63), «Темп-С» или в отечественную межконтинентальную
БРПЛ РСМ-40. Хорошо известны и американские ракетные системы
оружия наземного «Минитмен» и морского базирования «Трайдент», а
также их разработчики – корпорации Боинг и Локхид.
Следует отметить,
что так называемые мобильные наземные, грунтовые или железнодорожные
ракетные комплексы (ПГРК и ПЖРК), в отличие от комплексов морского
базирования, подвижны лишь условно. Их пусковая установка при
подготовке к выстрелу вывешивается и строго горизонтируется
гидравлическими опорами в геодезически привязанном с особой точностью
месте старта. Для БРПЛ эти условия могут быть созданы при швартовке
подводного ракетоносца к стенке в месте базирования.
В море
стратегический ракетоносец находится в условиях «гидрокосмоса», когда
ошибки в определении места и курса неизбежны. При этом точность
выработки данных для стрельбы зависит от времени нахождения АПЛ на
заданном курсе при минимальных отклонениях по скорости, глубине, крену
и дифференту.
Будущий облик ракетного комплекса отражается в
программе испытаний, которая подтверждает его технические
характеристики и замысел конструктора. Качество летных испытаний – это
прогноз надежности изделия на долгие годы эксплуатации.
Признание
главным конструктором «Булавы» невозможности спрогнозировать характер
нештатной ситуации и ссылки на абсолютно случайный характер процессов
говорит о несоответствии программы испытаний условиям функционирования
изделия.
Летные испытания «Булавы» характеризуют ее как
стационарную стартовую платформу, а не подвижную – АПЛ, по системе
управления, модели и параметрам полета. Об этом говорит ненадежность
попадания в «трубку траекторий» – причине характерных для «Булавы»
аварий на этапе разделения 1, 2 и 3-й ступеней ракеты.
Мухи и
котлеты в точности стрельбы подводных ракетоносцев. Главная целевая
функция БРПЛ – точность стрельбы – подчиняет себе все
тактико-технические элементы АПЛ, включая навигационный комплекс (НК),
математическую модель (фильтр Калмана), систему выброса (пороховой
аккумулятор давлении – ПАД или парогазогенератор, обтюрацию потока
газов, мембрану, гидродинамическую защиту ракеты). А также
подготовленные в навигационном отношении районы боевого патрулирования,
где тщательно изучены ориентиры на морском дне и влияющие на точность
инерциальных систем гравитационные аномалии.
Ошибки НК ракетных
подводных лодок имеют отвратительное свойство накопления в бортовых
системах наведения БРПЛ – инструменте минимизации суммарной ошибки
стрельбы и повышения инновационного потенциала системы оружия в целом.
Чтобы
отделить мух от котлет и понять природу явлений, воспроизвести их в
наземных условиях и дать прогноз успешности доработок, требуется добыть
не зашумленную информацию при пусках БРПЛ с наземного стенда, без
влияния отклонений подвижной платформы – АПЛ.
С этими целями
данный этап проводился и американцами при испытаниях ракет «Трайдент-1
и 2». Обещания МИТа превзойти «Трайдент-2» своей «Булавой», минуя
наземные стендовые испытания, выглядят сегодня профанацией и
авантюризмом.
При отставании отечественного приборостроения,
электроники и программного обеспечения в ходе отработки комплексов
межконтинентальных БРПЛ испытания с наземного стенда были объективно
необходимы. Так, ГРЦ им. Макеева с наземного стенда проводил от 16 до
20 пусков на различные дальности. Результаты этих испытаний обеспечили
модернизацию ракет для полета по настильным траекториям, в том числе из
районов высоких широт, поражение защищенных малоразмерных целей и
повышение стойкости к поражающим факторам различной природы.
По
завершении испытаний с наземного стенда проводилось до 18 пусков ракет
в различном боевом оснащении с АПЛ из районов Белого, Баренцева и
Норвежского морей.
Отказ МИТа от стендовых испытаний говорит об
отсутствии в «Булаве» объектов для их проведения, повышающих надежность
и точность разведения боевых блоков. Метод же проб и ошибок,
представляемый как «статистические испытания», нерезультативен, даже
если прибавить к 10 неудачным еще пять и более пусков ракет.
Известно,
что бортовая система наведения первой межконтинентальной БРПЛ РСМ-40
включала азимутальную астрокоррекцию, которая обеспечивала требуемую
точность стрельбы и при значительных ошибках НК в определении курса
АПЛ.
На более совершенных ракетах (РСМ-50, 54 и 52) применялась
полная астрокоррекция, учитывающая ошибки НК как в определении курса,
так и места стреляющей АПЛ. Ныне создатель данной системы и
оптоэлектроники для космоса, авиации и ВМФ – ЦКБ «Геофизика» находится
в состоянии банкротства.
Влияние на точность оказывает и
устойчивость движения ракеты на подводном участке за счет работы
маршевых жидкостных реактивных двигателей при «мокром» старте из
затопленной водой ракетной шахты. В твердотопливной ракете, стартующей
из «сухой» шахты при помощи ПАДа, применяется типично русское
изобретение – устройство формирования каверны зарядами твердого
топлива, создающими газоструйную защиту, снижающую гидродинамические
нагрузки на ракету.
В тяжелой БРПЛ РСМ-52 – «Тайфун» это
устройство совмещалось со специальной амортизационной ракетно-стартовой
системой, фиксирующей и герметизирующей ракету в подвешенном
состоянии в верхней части шахты. Отработка этой системы включала
бросковые испытания полномасштабных макетов, а также подводные и
надводные пуски 16 ракет (9 с плавстенда и 7 с экспериментальной
подводной лодки).
Технологичность этой конструкции стала предметом
шпионского скандала при попытке американцев узнать секрет влияния
каверны на скорость торпеды «Шквал».
Секрет Полишинеля.
Контент-анализ весьма скудных официальных данных позволяет поставить
диагноз детской болезни «Булавы». Главной причиной грандиозного провала
явилась нежелание разработчика привлечь к созданию новой системы оружия
технологические заделы и богатый отечественный и зарубежный опыт
морского ракетостроения.
О том, что в «Тополе» отсутствуют
модернизационные запасы и инновационная составляющая для прогресса
БРПЛ, было известно не только независимым экспертам. Хорошо об этом
знало и руководство МИТа, в кооперации с которым давно находится
Свердловское НПО автоматики Н.А.Семихатова – создатель системы
наведения для первого ПБРК «Темп-С» МИТа и всех БРПЛ В.П.Макеева.
Наивно
полагать, что специалисты МИТа не провели расчеты баллистики по
Циолковскому и не установили факт: при мизерном забрасываемом весе
изделия и при отсутствии надежной системы управления выполнить заданные
требования по количеству, мощности, точности доставки к цели и
способности к маневру боевых блоков нереально. Утопичен также и план
Минобороны по вводу двух РПКСН с «Булавой» к 2012 году.
Без
согласования программного продукта, расчетных и математических моделей
«Тополя» с устройством формирования каверны, астрокорректором,
системой ГЛОНАСС и с другими,
присущими БРПЛ элементами, создание «Булавы» выглядит как модернизация
автомобиля в самолет или паровоза в электровоз. В этих условиях
руководство МИТа стремится продлить этот процесс на годы, избегая
внедрять технологии, определяющие вектор развития морского
ракетостроения.
Показательно отсутствие упоминаний о «Булаве» в
статье «Надежность ядерного щита» директора и генерального конструктора
МИТа Юрия Соломонова, где накануне трех судьбоносных пусков БРПЛ в 2008
году он предложил развернуть вместо МСЯС группировку РВСН подвижного
наземного базирования со «значительной долей блоков (боевых. – Авт.)».
Иначе, заменить РПКСН группировкой ПГРК условной мобильности.
Уже
десятилетие «Булава» служит раздражителем умов ученых и
профессионалов-ракетчиков. В последнее время проект весьма
сомнительного свойства стал головной болью правительства РФ,
военно-промышленной комиссии и главкомата ВМФ, куда пришло понимание:
совершена ошибка, а это, по Талейрану, хуже, чем преступление.
Многомиллиардные
затраты породили инерцию отрицания опасности проекта, который держится
на амбициях загнавших себя в угол чиновников. Путем перевода решения
технических проблем в плоскость популизма, замалчивания неудач они
пытаются протолкнуть неработоспособную «Булаву» на вооружение и в
серийное производство. Что отбрасывает морское ракетостроение на
глубину в тридцать лет, «иссушает» военный бюджет, оставляя
отечественный ОПК у разбитого корыта.
Олег Сергеев,
кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН.