|
«Булава» упорно не хочет летатьНовая российская баллистическая ракета разметала несколько оборонных бюджетов страны, но для вероятного противника так и осталась безопасной 12-е пусковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» провалились. Ракетная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» вернулась с полигона в Белом море к месту базирования, так и не отстрелявшись. Однако источники РИА «Новости» уверяют, что испытания ракеты запланированы не были. «Лодка вышла из базы в Северодвинске, чтобы проверить надежность механизмов и агрегатов для предстоящих пусков «Булавы», – заметили в администрации Северодвинска. Ранее в ВМФ сообщали, что 12-й пуск, запланированный первоначально на 15 октября, перенесен именно на конец октября. Предыдущий запуск, состоявшийся 15 июля этого года с борта «Дмитрия Донского», также завершился провалом. Ракета самоликвидировалась после нештатного срабатывания первой ступени. Причиной этого в руководстве флота посчитали «конструктивно-технологический дефект рулевого агрегата первой ступени ракеты». Всего было совершено 11 пусков ракеты, шесть из которых - аварийные. Из-за неудачных испытаний был отправлен в отставку руководитель Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов, который, впрочем, продолжает работу над созданием «Булавы» в качестве генерального конструктора. На смену ему в качестве администратора пришел глава машиностроительного завода «Вымпел» Сергей Никулин. После некоторой заминки в середине сентября главком ВМФ Владимир Высоцкий обещал, что ракета хотя пока не летает, но обязательно полетит. Он опроверг информацию о возможности переноса производства «Булавы» на другое предприятие, о чем ранее сообщал глава генштаба Николай Макаров. Как известно, ракета с кодовым названием «Булава» вот уже несколько лет подряд учиняет разгром оборонного бюджета России. Под нее заложены и строятся три стратегические атомные подводные лодки. Еще четыре в проекте. Переоборудована специальная подводная лодка для испытаний. Но ситуация такова, что, возможно, «Булаву» так и не смогут довести до принятия на вооружение. В чем причины этого и что можно предпринять? Об этом корреспонденты «СП» побеседовали с экспертом по ракетам морского базирования, первым вице-президентом Академии геополитических проблем капитаном первого ранга Константином Сивковым.
«СП»: - Что же происходит с еще недавно взахлеб рекламируемой оборонным ведомством «Булавой»?
- Проблемы с «Булавой» имеют глобальный характер, они свидетельствуют о том, что технологический потенциал России основательно разрушен реформаторами. Промышленность России теперь уже не в состоянии создать принципиально новый для нее тип современной ракеты.
«СП»: - Давайте рассмотрим ситуацию именно с технической точки зрения. Почему «Булава» стала камнем преткновения для современной российской промышленности?
- Это большая тема. Пожалуй, надо начать с середины 80-х годов, когда перед отечественной промышленностью была впервые поставлена задача создать твердотопливную ракету морского базирования. До этого мы делали только жидкостные. Они имеют хорошие тактические характеристики, но сложны в хранении и эксплуатации. Это имеет большое значение для подводных лодок. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами. Следует также учитывать, что в качестве топлива в жидкостных ракетах используются крайне высокотоксичные вещества (например, гептил). Таким образом, переход на твердотопливные ракетоносители способен обеспечить снижение риска аварийности эксплуатации МБР морского базирования. С 1986 года в КБ им. Макеева (это традиционный разработчик баллистических ракет подводных лодок) велась разработка первой твёрдотопливной баллистической ракеты «Барк», предназначенной для размещения на подводных лодках. Она создавалась в качестве ответа на начавшуюся в США разработку ракет «Трайдент-2». Предполагалось, что наша ракета будет нести на себе 10 боевых блоков в ядерном оснащении и иметь дальность полёта более 10 тысяч километров. Вооружать «Барком» планировалось ПЛАРБ 955-го проекта «Борей». В конструкции ракеты предусматривалась специальная система прохода через лед, обеспечивающая пуск из-под ледяного панциря северных широт. Также «Барк» мог использоваться как по обычной траектории, так и по настильной. В первом случае ракета летит из акватории Баренцева моря на Камчатку за 30 минут, а во втором — за 17.
«СП»: - Где же теперь этот «Барк», который, судя по вашим характеристикам, вроде бы даже эффективней «Булавы»?
- Вот тут-то и начинаются, мягко говоря, странности в решениях по твердотопливной ракете. С распадом СССР и приходом к власти в стране так называемых демократов резко упало финансирование всех военных программ, в том числе и этой. В 1998 году Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом. До полной отработки комплекса требовалось ещё примерно 8 пусков с подводных лодок, но некоторые умники заявили, что это слишком дорого, и протащили решение начать переделку сухопутной ракеты «Тополь-М» в морскую, получившую имя «Булава». Погоня за дешевизной обернулась «черной дырой» для бюджета. Вместо восьми испытательных пусков мы получили одиннадцать, а конца и края не видно. Даже если и доведут «Булаву», во что лично я не верю, она будет хуже «Барка». Тем более, скажу по секрету то, о чем создатели помалкивают: «Булава» не только слабее «Барка», она всего лишь на две трети твердотопливная. Ведь третья ступень у нее жидкостная, то есть проблемы безопасности эксплуатации так и остались.
«СП»: - Зачем вкладывать средства в «Борей», если «Булаву» можно размещать на «Акулах»?
- Тут тоже темная история. Конечно, «Борей» качественно выше «Акулы», но когда-то он будет? А 18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», уже спешно сокращена. По состоянию на февраль 2008 года «в живых» остались ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», а также переоборудованный для испытательных целей ТК-208 «Дмитрий Донской». Судьба ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» пока не определена, они стоят без дела. Словом, можно сказать, впустую вбухиваются гигантские средства. И никто, кроме Юрия Соломонова, за это не ответил.
«СП»: - А кто еще должен ответить?
- Во-первых, те, кто принимал решение о приостановке работы над «Барком». Во-вторых, те, кто в 1998 году, когда уже было видно, что реформированная промышленность уже не в состоянии потянуть создание новой твердотопливной ракеты (пусть даже и полутвердотопливной), все-таки настоял на проекте «Булава». В-третьих, ответственность лежит на тех, кто сделал вреднейший выбор при определении исполнителя по работам с «Булавой». Этот выбор совершенно не корректен. Морскую ракету должны создавать специалисты по морским ракетам. Соломоновский институт никогда этим не занимался. Но по каким-то явно не относящимся к делу причинам специалистам по теплотехнике дали этот госзаказ. Вместо того чтобы поручить заниматься «Булавой» КБ имени Макеева, которое специализируется на создании морского вооружения.
«СП»: - Есть ли в мировой практике пример создания с нуля твердотопливной ракеты?
- Да. История создания самой современной французской БРПЛ М51 берет начало в первой половине 90-х годов. Первоначальной датой принятия нового комплекса на вооружение был назван 2008 год, но из-за технических трудностей дата постепенно сдвигалась и теперь называется июль 2010 года. Но промышленность Франции не подвергалась ударам реформ, как российская, и вполне справится с задачей, в отличие от российской оборонки.
«СП»: - Некоторые эксперты считают, что создавать твердотопливные ракеты – тупиковое направление для России и нужно возвращаться к жидкостным? Бывший первый заместитель главкома ВМФ РФ адмирал флота Иван Капитанец говорил мне, что достаточно усовершенствовать уже имеющуюся ракету «Синева». Как вы считаете?
- Дело не в тупиковости направления. Просто совершенно не вовремя приняли решение осваивать новые технологии. В условиях приватизационного разгрома, разграбления и распродажи бывшей советской промышленности нужно делать то, что уже умеешь, а не осваивать новое, на что нет ни кадровых сил, ни материальных средств. Что касается «Синевы», то по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки ракеты к ее стартовой массе, приведенное к одной дальности полета) она считается лучшей в мире. Для сравнения: у «Синевы» этот показатель составляет 46 единиц, у американской баллистической ракеты морского базирования «Трайдент-1» - 33, а у «Трайдент-2» - 37,5. Ракета обладает достаточно большим техническим потенциалом для дальнейшего совершенствования, что не раз подтверждалось на практике. Так, 11 октября 2008 года в рамках учений «Стабильность-2008» в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полёта в 11547 км и упала в экваториальной части Тихого океана. За пуском ракеты с борта ТАКР «Адмирал Кузнецов» наблюдал президент России Дмитрий Медведев. Дальность «Синевы» превысила дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» (11 000 км). При этом считается, что максимальная дальность стрельбы «Синевы» 8300 километров. Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире. Недаром немецкие специалисты назвали «Синеву» шедевром морского ракетостроения. По мнению генерального конструктора ГРЦ «КБ имени. В.П. Макеева» Владимира Дегтяря, этот комплекс будет состоять на вооружении ВМФ России, как минимум, до 2015 года. До этого времени необходимо разработать новую ракету. Возможно, это будет «Булава», которая хотя и уступает по некоторым показателям «Синеве», имеет более современную противоракетную начинку. А может быть, и нечто более современное на базе «Синевы».
«СП»: - Но что же делать сейчас, когда в твердотопливную ракету вбуханы гигантские средства?
- Действительно, по некоторым оценкам, на «Булаву» тратится около 40 процентов бюджета министерства обороны. Ведь ракета создается как корабельный ракетный комплекс, унифицированный для двух типов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения: модернизированного проекта 941 «Акула»: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь»; проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» (заложен в 2004 году) и «Владимир Мономах» (проект 955 «А», заложен в 2006 году). Всего до 2017 года предполагается построить восемь субмарин проекта 955 и 955 «А». Первые две АПЛ будут нести 16 твердотопливных ракет типа «Булава» с разделяющейся головной частью, последующие (начиная с «Владимира Мономаха») - по 20 ракет. В открытой печати нет данных о цене вопроса. Но можно посчитать, зная стоимость американских аналогов. АПЛ «Огайо» оценивается в 1,5 млрд. долларов плюс каждая ракета «Трайдент-2» стоит 60 миллионов долларов. Если все сложить, получится цифра, которая способна взорвать российский оборонный бюджет. Тем более необходимо срочно отказаться от полутвердотопливного варианта и перейти на создание новой жидкостной ракеты с требуемыми тактико-техническими характеристиками. Иначе эта черная дыра поглотит все средства на модернизации Российских Вооруженных сил.
«СП»: - А способна ли еще оборонка на такой проект?
- Трудно сказать, но это шанс. Его можно успешно использовать только при выполнении ряда обязательных условий. Первое. Гособоронзаказ должен быть увеличен не для пиара на 15 процентов, как это сделано сейчас, а для спасения оборонной промышленности – в 3-5 раз. Второе. Нужно вложить достаточные средства на воссоздание разрушенных реформами технологических, инженерно-конструкторских школ, а также школ рабочего класса. Третье. Вышесказанное улетит в трубу или на пресловутые Канары, если срочно не провести частичную или лучше – полную национализацию оборонной промышленности. Это, кстати, обязательное условие не только спасения Российской армии, но и выживания России как суверенного государства. К сожалению, все делается наоборот: даже то, что осталось от оборонки начали акционировать.
«СП»: - Какими вы прогнозируете действия руководства минобороны в отношении «Булавы»?
- А что тут прогнозировать. Те, кто близок к принимающим решения, уже высказались. 26 июля в День Военно-морского флота главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий заявил о том, что проблемы с доводкой «Булавы» связаны с технологическим отставанием российской промышленности. Тем не менее, работы над этой твердотопливной ракетой будут продолжаться, поскольку альтернативы ей нет. Некоторые эксперты заявляют о необходимости прекратить испытания МБР "Булава" и перевооружить новейшие ракетные подводные крейсеры стратегического назначения типа "Борей" комплексом "Синева", состоящем на вооружении атомных подводных лодок проекта 667 (БДРМ типа "Дельфин"). Сегодня они являются ядром морских стратегических ядерных сил России. На это главком прореагировал так: "Стратегические подводные лодки типа "Борей" мы переделывать не будем под комплекс "Синева". Их просто невозможно переделать. О возможности перевооружения этих лодок говорят простые болтуны и люди, которые совершенно не разбираются в проблемах флота и его оружии. Мы не можем ставить на новейшие подлодки хоть и надежную ракету, но относящуюся к технологии прошлого века ". Не сомневается в дальнейшем продолжении работ над «Булавой» и начальник генштаба генерал армии Николай Макаров: «Скоро мы решим все вопросы, связанные с техническими проблемами. Сейчас зарекаться тяжело. Но я думаю, что в самое ближайшее время эти вопросы будут сняты. До этого испытания ракеты и ее носителя – атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» проводились раздельно. Но на завершающей стадии должны пройти совместные испытания, и только по их итогам весь комплекс будет принят на вооружение». Похоже, «Булава» еще долго будет громить российский бюджет.
|