|
||
Академик Сергей Ковалев: подождите искать виноватых Отработка новых систем оружия всегда была делом непростым. И "Булава" - не исключение из первых устАлександр Емельяненков, Санкт-Петербург - Москва |
||
"Предложение испытывать новую ракету прямо на подводной лодке я лично себе приписываю" - заявил в беседе с корреспондентом "РГ" генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" академик РАН Сергей Ковалев. Пользуясь случаем, я задал уважаемому собеседнику несколько уточняющих вопросов. Российская газета: Чем была вызвана столь смелая инициатива? И как делалось раньше? Сергей Ковалев: Обычно, первый этап - это пуски макетов ракет из затопляемого плавучего стенда. Это делалось в Балаклаве. Загружали макет ракеты, притапливали на определенную глубину и выстреливали. Тем самым проверяли, как ракета проходит подводную часть траектории и как она выходит на поверхность. После этого такие же испытания делали уже на ходу - на какой-нибудь переоборудованной лодке. Затем на полигоне в Неноксе с наземного стенда энное количество раз стреляли ракетой на дальность - на полную, на половинную, с астрокоррекцией, без астрокоррекции. В общем, большая программа была. Пуски были и успешные, и, как говорили, частично успешные. Или - частично неуспешные. Ведь отрабатывалась не просто очень, а невероятно сложная техника. РГ: И если что-то не так? Ковалев: Разбирались. Как правило, это касалось электронной части ракеты - где-то что-то не сработало или сработало не вовремя - ступени не разделились или что-нибудь еще произошло. И каждый раз это становилось предметом серьезного исследования. По его итогам вносили какие-то коррективы, а на следующих пусках убеждались, что меры были приняты правильные. Случалось и так, что один дефект, одна проблема уходила, но возникала другая. А знали об этом только те, кому положено. Прессу в эти дела, хочу заметить, не посвящали. После того, как набирали положительную статистику пусков с наземного стенда, делали заключение, что ракета уже достаточно отработана, и ее разрешалось грузить на подводную лодку. С этого момента уже проводились так называемые совместные летные испытания. То есть испытания подводной лодки совмещались по времени с испытаниями ракетного комплекса. Когда по статистике пусков убеждались, что ракета летает нормально, ракетный комплекс вместе с подводной лодкой принимался на вооружение. Так было, например, с ракетой Д-19… РГ: А почему с "Булавой" все пошло иначе? Ковалев: Потому что уже не было погружаемого стенда в Балаклаве. И в Неноксе не было условий, чтобы пускать эту ракету с берега. РГ: Создать нужный стенд и новую шахту уже бы не успели? Ковалев: Во-первых, не успели бы. А во-вторых, денег не было. РГ: Именно поэтому и отказались от наземной отработки? Ковалев: Не только от наземной, но и от пусков с погружаемого плавучего стенда. Начинать стрельбы прямо с подводной лодки мы предложили потому, что были уверены: с кораблем ничего не случится даже в том случае, если ракета взорвется при старте. Такой прецедент уже был на 825-м заказе: почти 100-тонная ракета разрушилась и загорелась прямо в шахте - и лодке ничего… РГ: Ваша поддержка для директора МИТ Юрия Соломонова в то время очень многое значила? Ковалев: Наверное. Потому что мы твердо сказали: нисколько не боимся испытаний "Булавы" с подводной лодки. РГ: Первые бросковые пуски развеяли сомнения скептиков и подтвердили вашу правоту? Ковалев: Да. Мы убедились, что ракета нормально выходит с подводной лодки. РГ: А что ответить на упреки критикам "Булавы", которые утверждают, что у нее нет модернизационного запаса? Да и забрасываемая нагрузка значительно меньше, чем у разработок ГРЦ им. Макеева... Ковалев: Поэтому и ракета не сто тонн, а тридцать. РГ: Но сам вес головной части, ее габариты позволяют сделать боеголовки с заявленными ТТХ? В том числе, маневрирующими по азимуту и высоте? Ведь всего полторы тонны, а с электроникой мы отстаем… Ковалев: Это и без ракеты известно. Но "Булава", вне всякого сомнения, гораздо более совершенная ракета. Хоть мы и отстаем в электронике, она построена на гораздо более совершенных материалах, на другой элементной базе. Твердотопливные ракеты по всему миру летают. Летает "Тополь". И "Булава", я уверен, полетит. |
||
Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 28 апреля 2009 г. |
||
Просим обратить внимание на то, что в разных по времени подписания и региону распространения выпусках газеты текст статьи может несколько различаться. Для получения дословного текста публикации воспользуйтесь платной подпиской на получение точных полных текстов газетных публикаций Другие материалы по этой теме: Гендиректор "Севмаша" Николай Калистратов: "Булава" рано или поздно полетит - никуда не денется" http://www.rg.ru/2009/04/28/kalistratov-bulava-anons.html |
||
|