Фантазии генерала Макарова
Противоречивые заявления военачальников ставят общественность в тупикНачальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров высказался вчера в Улан-Баторе по широкому кругу военных вопросов. При этом его заявления вызвали крайнее недоумение у специалистов оборонной сферы. В том числе и по таким вопросам, как оснащение строящихся в Северодвинске атомных подводных крейсеров 955-го проекта класса «Борей» «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» новой межконтинентальной баллистической ракетой «Булава-30», половина испытательных пусков которой оказались аварийными.
«Мы все-таки считаем, что «Булава» полетит, – обещал НГШ журналистам. – Замены ракет «Булава» на подводных лодках комплексами «Синева» не планируется». «Синева» – это совершенно другой комплекс. Лодки делаются под «Булаву». Чтобы переставить на них «Синеву», надо фактически заново переделывать подводную лодку. Это дорогостоящий проект», – сказал генерал Макаров. При этом добавил, что «сроки ввода в строй подводных лодок, на которые должна устанавливаться «Булава», из-за неудачных испытаний ракеты переноситься не будут». Он подчеркнул, что проблемы с запуском ракеты «Булава» не связаны с ее конструктивными особенностями: «Последние неудачные испытания «Булавы» связаны с циклом технического производства ракеты, а не с ее конструктивными особенностями».
И в связи с этим пояснил, что неудачные пуски ракеты «оказали серьезное моральное влияние» на ее разработчиков: главный конструктор уходит в отставку, меняется завод, где будут производить эти работы».
О невозможности замены твердотопливной «Булавы» на жидкостную «Синеву» серьезные специалисты даже не спорят. Одна ракета не может заместить другую по многим параметрам. В том числе и по массо-габаритным характеристикам («Синева» выше «Булавы» на полтора метра), по принципам пуска и по другим качествам. Для этого действительно надо полностью переделывать их носители, а значит, потратить огромные деньги, занять столько времени, сколько строился первый подводный корабль для «Булавы», – 12 с лишним лет.
Но насчет замены завода, который делает «Булаву», тут возникает недоуменный вопрос. Здесь что-то одно – либо журналисты просто не поняли генерала, неверно передали его высказывание, либо начальник Генерального штаба просто не знает, что в России есть только одно предприятие, где делают твердотопливные стратегические и оперативно-тактические ракеты – «Тополь-М», «Искандер-М» и «Булаву-30». Это одно из старейших предприятий Урала – Воткинский завод, основанный по указу императрицы Елизаветы в 1759 году. Когда-то тут сделали 48-метровый шпиль собора Петропавловской крепости, а сейчас оружие, которое составляет основу стратегических сил сдерживания России. Как в РВСН, так и в морских СЯС. Перенести это производство куда-либо нет никакой возможности.
Удивился заявлению начальника Генерального штаба и экс-начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин. «Видимо, генерала Макарова неправильно поняли, – сказал он в разговоре с «НГ», – переносить производство «Булавы» с Воткинского завода куда-то еще невозможно». Другое дело, что можно заменить производителей каких-то узлов и аппаратуры ракеты, которые поставляли воткинцам некондиционные комплектующие. Тут у нас еще есть выбор, хотя и небогатый. Но все равно смежников, которые могут стать конкурентами поставщикам комплектующих для «Булавы», можно пересчитать по пальцам одной руки. В каких-то вопросах они – единственные».
Вызвало удивление у специалистов и заявление генерала Макарова о развертывании на Дальнем Востоке зенитно-ракетного дивизиона комплекса С-400 для обеспечения безопасности территории России от неудачных пусков северокорейских ракет, которые иногда летят неизвестно куда и неизвестно зачем, вызывая естественное опасение у соседей КНДР. И вопрос тут не в том, надо или нет разворачивать для защиты Приморья подобный комплекс, а в том, откуда он вдруг взялся. Дело в том, что в войсках сегодня есть только один дивизион ЗРК С-400. Он стоит на боевом дежурстве, охраняя небо Москвы. Вряд ли без решения на это Верховного главнокомандующего – президента страны военные взяли и вдруг отправили его на Дальний Восток защищать воздушное пространство будущего саммита АТЭС, до начала которого еще есть достаточно много времени.
Более того, главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин, в подчинении которого находятся все объектовые системы ПВО, в том числе и комплекс С-400, перед началом работы Московского авиакосмического салона МАКС-2009 говорил коллегам, что второй и третий дивизионы С-400, которые должны были поступить на вооружение войск в этом году, предприятиями оборонки несколько задерживаются. По объективным причинам – из-за нехватки денег, задержек с поставками комплектующих... И срок их принятия на вооружение будет сдвинут вправо. То есть на будущий год. И вдруг выясняется, что один из таких дивизионов находится в Дальневосточном военном округе на защите Тихоокеанского побережья от «диких» северокорейских ракет.
Тут возникает естественный вопрос – кто-то из двух генералов вводит общественность в заблуждение. Кто именно?
Введена в заблуждение общественность и по такому вопросу, как закупка у Франции комплектов обмундирования для российских воинов. Сообщалось, что отечественные военачальники, а среди них министр обороны Анатолий Сердюков, во время посещения салона МАКС-2009 подробно интересовались французской боевой экипировкой, выставленной на стенде фирмы Sagem. Даже высказали предположение, что военное ведомство по примеру израильских беспилотников и французского вертолетоносца «Мистраль» собирается закупать у Парижа подобное обмундирование и системы обеспечения боя.
Представитель Минобороны России, правда, не назвавший своего имени и должности, категорически опроверг информагентствам такую перспективу. Заявив при этом, что разработка экипировки для индивидуального оснащения военнослужащих «является одним из приоритетов государственной программы вооружения, и российская оборонка активно работает в этом направлении». Трудно представить, что об этом заявлении не знал генерал Макаров, но в Улан-Баторе он заявил журналистам, что «Российская армия все же приобретет пробную партию французской военной экипировки для пехотинца будущего».
Стоит ли удивляться, что заявления Анатолия Сердюкова и Николая Макарова по поводу военной реформы тоже создают у их подчиненных полную кашу в голове. То оба молчат, как рыбы, но если заговорят, не знаешь, чему верить, что хотели сказать и кто кого опровергает, а кто говорит правду.