Досье «ЗБ»
Родился 3 ноября 1945 года в Москве.
Окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.
Непосредственно участвовал в создании многих ракетных комплексов —
«Пионер», «Тополь», «Горн», «Сирена» и др. Академик РАН, лауреат
Государственной премии СССР, заслуженный изобретатель РСФСР.
Женат. Имеет сына, дочь и трех внучек.
Увлекается теннисом, горными лыжами, плаванием.
В
середине мая Московскому институту теплотехники (МИТ) с Березовой аллеи
исполнилось 60 лет. Этот институт — ведущее российское предприятие по
разработке и созданию межконтинентальных баллистических ракет на
твердом топливе. Комплекс «Тополь-М» и новая морская ракета «Булава-30»
— основа стратегических сил нашей страны. Этому оружию нет аналогов в
мире.
24 мая директор и генеральный конструктор МИТа Юрий Соломонов получил мантию академика Российской Академии наук.
Победили слона
— Юрий Семенович, поздравляем ваше предприятие с прошедшим юбилеем, а
лично вас — со званием академика, которое вам на днях было присуждено.
Как вашему институту удалось добиться таких успехов? Ведь с вами
конкурировали могучие конструкторские бюро Янгеля, Челомея, Макеева...
— По сравнению с нами это фирмы-монстры, каждая численностью
несколько десятков тысяч человек. А у нас немногим больше 1000 человек.
Фактически это была борьба слона и моськи. К тому же за нашими
соперниками стояло Министерство общего машиностроения. Оно оказывало на
нас жесткое давление. Но мы выстояли. Сегодня можно говорить без
всякого стеснения о том, что наш институт занимает лидирующие позиции в
области разработки и создания стратегических ядерных вооружений.
— Что вам помогло?
— В первую очередь коллектив,
сложившийся в 60-е годы. Он до сих пор составляет наш костяк. Кроме
того, мы впервые в Советском Союзе, изучив американский опыт, изменили
систему управления и сформулировали понятие «ракетный комплекс» в
целом. Это определило качество разработок. Нам удалось выиграть
конкурсы, которые проводились в очень непростой обстановке в 1966 году,
когда нам противостояли фирмы Янгеля и Тюлина. Затем, на стыке 80-90-х
годов, с нами конкурировали фирмы Челомея и Уткина, а также комиссия
Министерства общего машиностроения со всей чиновничьей братией
численностью 1,5 тыс. человек. Главным судьей тоже были наши оппоненты
— ЦНИИ машиностроения. Но мы снова победили по всем статьям.
Наконец, мы доказали свое лидерство в 1997 году, когда
Минобороны было вынуждено дважды объявлять конкурс по перспективному
боевому комплексу морского базирования «Булава». Результаты первого
конкурса понять было невозможно. Мы явно победили, но с этим никто не
согласился. Я высказал министру обороны все, что об этом думаю. Был
объявлен второй конкурс. Мы выиграли у нашего конкурента 100 кг
полезной нагрузки. Это колоссально много! В подобных конкурсах судьи
обычно считают граммы.
— Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в нашей оборонке?
— Многое из того, что говорится в нашей стране, не подтверждается
реальными делами. Если называть вещи своими именами, то система
управления оборонно-промышленным комплексом не просто слаба, а
отсутствует. Поэтому наш институт вынужден был замкнуть на себя не
только опытно-конструкторские разработки, но и стать головной
организацией в области производства ракет. Такая дополнительная
нагрузка требует огромных усилий.
Устроил скандал в правительстве
— Ваш институт реализует немало
гражданских проектов. Одним из самых известных стала монорельсовая
железная дорога. Но она никак не может заработать в штатном режиме.
Почему?
— Монорельс — это очень перспективный вид транспорта. Для
его развития нужно сравнительно немного денег. Для сравнения: стоимость
прокладки 1 км линии метро по самым оптимистическим оценкам — от 60 до
90 млн долларов. А стоимость прокладки 1 км монорельсовой дороги —
12-15 млн долларов. Но, к сожалению, в московском правительстве не
оказалось службы, которая сумела бы «комплексировать» работы по
созданию монорельса.
— Что вы имеете в виду?
— Я имею в виду
комплексную работу — не только с нами, но и со строителями. Вот вам
пример: у нас целый год линейные двигатели выходили из строя в
результате короткого замыкания. Идет поезд по одной полосе, и выходит
из строя двигатель. В результате поезд, идущий по противоположной
ветке, тоже «замыкает». Мы много раз просили строителей решить эту
проблему. Казалось бы, чего проще: металлические балки связать с
опорами и заземлить каждую опору. В этом случае короткое замыкание не
распространяется по сети. Но эта задача была выполнена только два
месяца назад.
Кроме того, финансирование проекта на данном этапе
эксплуатации выполняется просто неприемлемо. Первые деньги по прошлому
году мы получили только в сентябре. Мне даже пришлось устроить скандал
на заседании правительства. В этом году, несмотря на подписанное Юрием
Михайловичем постановление, до сих пор ни копейки не поступило. Как
следствие, 70% личного состава акционерного общества «Московская
монорельсовая дорога» распущено, потому что просто не из чего платить
зарплату. Я рассказал мэру об этом. Он очень нехорошо высказался о тех,
кто отвечает за это дело. Обещал вопрос решить.
— Сможет ли монорельс стать таким же популярным видом транспорта, как подземка?
— Для этого должна быть создана такая же мощная система, которая
обслуживает метро. У метрополитена есть огромный серийный завод в
Мытищах, который обслуживает и ремонтирует технику. У монорельса такого
предприятия нет. Нужны организационные и технические шаги.
«Перед работой плаваю»
— Нравится ли вам район Отрадное, в котором находится ваш институт?
— Замечательный район. И мы прекрасно взаимодействуем с руководством Северо-Восточного округа.
— Как вам удалось сохранить детский оздоровительный лагерь, спортивный клуб «Орбита»?
— Мы вкладываем достаточно средств в наш пионерский лагерь «Мирный» под
Звенигородом. Каждый год он занимает первое место в Московской области
по уровню обслуживания. Несмотря на происки со стороны одной
федеральной структуры, мы отстоим эту социальную базу. Ее услугами
пользуется огромное число наших сотрудников.
Два года назад удалось убедить Юрия Михайловича Лужкова
вложить московские деньги в реконструкцию ФОК «Орбита», что в Отрадном
проезде, 11а. Комплекс тогда находился в заброшенном состоянии, и
своими средствами мы его восстановить не могли. Сегодня «Орбита» — это
идеальное средство восстановления физического здоровья. Я сам дважды в
неделю перед работой там плаваю. Мы выдаем своим сотрудникам абонементы
с большой скидкой.
— Какая проблема тревожит вас сильнее всего?
—
Омоложение кадров. Я даже пошел на конфликт, установив для молодежи
неплохую среднюю зарплату, которая очень мало отличается от средней
зарплаты по институту. Но все равно нужно еще многое сделать. Хорошо,
что благодаря оборонным заказам институт гарантированно обеспечен
работой до 2015 года.