Решение о разработке «Булавы» было, по-видимому, принципиально ошибочным. Возможно, оно означает, что российские стратегические ядерные силы в обозримом будущем лишатся морской составляющей.
Заместитель начальника Генштаба РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын заявил, что причина неудачного испытательного пуска БРПЛ «Булава» в декабре 2008 года в том, что на некоем этапе производства ракеты или подготовки к запуску не удалось четко отразить все конструкторские идеи. «Это грань между производством и конструкторским решением, причем грань очень тонкая. Не всегда конструкторские идеи может сразу освоить производство», — отметил Ноговицын, комментируя неудачные испытания. Заместитель начальника Генштаба также отметил, что, несмотря на неудачный запуск «Булавы», от этой баллистической ракеты Вооруженные силы РФ отказываться не намерены. И это естественно, поскольку судьба «Булавы» сегодня, по сути, тождественна судьбе наших морских стратегических ядерных сил.
На сегодняшний день морская составляющая российских СЯС включает 12 РПК СН — по 6 пр. 667БДР и 667БДРМ. Каждая из этих лодок несет по 16 БРПЛ. Первые — БРПЛ Р-29Р (по 3 БЧ на каждой), вторые — БРПЛ Р-29РМ (по 4 БЧ). При этом РПК СН пр. 667БДР выводятся из состава ВМФ в связи с исчерпанием ресурса как лодок, так и БРПЛ.
В 90-е годы, после серии неудачных испытаний, было принято решение (сейчас становится всё более понятно — ошибочное) отказаться от создания БРПЛ Р-39М для перевооружения РПК СН пр. 941 (эти лодки, самые большие и мощные в мире, были досрочно выведены из состава ВМФ). Вместо нее было решено разрабатывать БРПЛ Р-30 «Булава», под которую предполагалось строить новые РПК СН пр. 955. Первая лодка этого типа («Юрий Долгорукий») была заложена в 1996 году. В марте 2004-го и 2006 годов было начато строительство второй и третьей лодок этого типа («Александр Невский» и «Владимир Мономах»). Создателем «Булавы» стал автор «Тополя» — Московский институт теплотехники (МИТ). Предполагалось, что «Булава» будет максимально унифицирована с «Тополем». И производиться она будет там же, где и «Тополь», — на Воткинском заводе.
Надо отметить, что даже в США, традиционно стремящихся к максимальной унификации вооружения и техники, МБР и БРПЛ всегда создавались разными корпорациями и никогда не унифицировались. Это объясняется тем, что условия боевого применения МБР и БРПЛ принципиально различны. БРПЛ стартует из-под воды, ее стартовая платформа (подводная лодка) при этом перемещается в пространстве со всеми возможными степенями свободы. МБР не проходит в момент старта через воду, ее место старта точно определено и неподвижно. Таким образом, перед создателями БРПЛ и МБР стоят разные задачи. МИТ всегда специализировался на создании МБР, а созданием БРПЛ занималось Миасское КБ имени Макеева. МИТ никакого опыта создания БРПЛ не имел, «Тополь» изначально создавался как ракета наземного базирования. И Воткинский завод всегда строил исключительно ракеты наземного базирования.
Не приходится удивляться тому, что на сегодняшний день из 10 испытаний «Булавы» 9 оказались в той или иной степени неудачными. Успешными были два испытания весового макета, однако в этих случаях испытывалась не ракета, а пусковая установка, поэтому суммировать их с единственным успешным испытанием БРПЛ неправомерно (весовой макет не является ракетой). В связи с этим особенно удивителен факт закладки сразу 3 РПК СН под ракету, которой нет. Непонятно, можно ли каким-то образом переоборудовать эти лодки в том случае, если создать «Булаву» не удастся (например, подобно американским ПЛАРБ типа «Огайо», сделать их носителями крылатых ракет), или десятки миллиардов рублей, уже вложенных в строительство лодок, будут просто выброшены на ветер.
С 1999 года в Красноярске было возобновлено производство БРПЛ Р-29РМ для РПК СН пр. 667БДРМ, которые сегодня и составляют основу морской компоненты СЯС. Однако и здесь начинает действовать такой ограничитель, как ресурс самих лодок, которые строились в 1985–1991 годах. Соответственно все они, по-видимому, будут списаны до 2020 года. Таким образом, само существование морской составляющей СЯС определяется судьбой «Булавы». Создание нового ракетного комплекса и лодки под него потребует многих лет и десятков миллиардов долларов.
ТК «Звезда»: «Булаву» пустили на поток |