Еще одна атомная подлодка России вернулась в строй. На десять лет. А дальше?
|
Макет
«Карелии» в руках командира корабля – капитана II ранга Алексея
Сысуева. «Карелия» несет «Синеву». «Синева», в свою очередь, держит
ядерный щит России на море. Фото Олега Химаныча |
Об этом праздничном событии на «Звездочке» в минувшую пятницу
сообщили все центральные СМИ. Событие стоило того: северодвинские
судоремонтники официально возвращали после модернизации в строй боевых
кораблей флота атомную подлодку К-18 «Карелия».
О САМОЙ «Карелии». Подводный ракетоносец стратегического
назначения К-18 был построен на противоположной от ягринского берега
стороне Никольского устья – на Севмаше. Было это в 1989 году. Корабль
строили в серии «ковалевских» подлодок проекта 667БДРМ. 18 сентября
1996 года к оперативно-тактическому номеру корабля приказом главкома
было добавлено наименование – «Карелия». До своего появления на
«Звездочке» подлодка выполнила 12 боевых служб, 26 раз выходила на
боевые службы, из ракетных шахт «Карелии» 14 раз стартовали
стратегические ракеты, разумеется в учебных целях. Общий морской
«километраж» подлодки составил порядка 140 тысяч миль. Этого
достаточно, чтобы ряду поизношенных систем и механизмов корабля
претендовать на средний восстановительный ремонт. К тому же и главному
вооружению «Карелии» - баллистическим ракетам потребовалась замена на
более современные и эффективные. Ничто в нашем беспокойном мире не
стоит на месте – ядерное ракетное оружие, к сожалению, тоже.
В августе 2004 года «Карелия» пришла в Северодвинск, и «Звездочка» взялась за ее модернизацию.
|
Подписывается приемный акт АПЛ К-18 «Карелия». Фото Олега Химаныча |
ВПРОЧЕМ, в последней участвовала не одна только «Звездочка», и
здесь правомерно говорить о кооперации ее с коллективами СПО «Арктика»,
НПО «Автоматика», с Ижевским и Миасским машиностроительными заводами, с
целым рядом других научно-производственных объединений, предприятий,
институтов и бюро.
Как сказано в пресс-релизе предприятия «Звездочка», «в ходе
ремонта корабля выполнены более ста модернизационных работ,
направленных на повышение технических и боевых характеристик крейсера.
Понизилась шумность АПЛ, увеличились ее возможности по обнаружению
подлодок противника, значительно повысилось обеспечение живучести и
ядерной безопасности. Выполнена модернизация ракетного комплекса».
Последнее представляется сегодня самым важным. Новые
баллистические ракеты для наших подлодок стратегического назначения
разработал их традиционный «поставщик» - Государственный ракетный центр
имени академика В.П. Макеева. Наименование комплекса звучит несколько
лирично – «Синева», не в пример сложному специфическиому коду -
Р-29РМУ2 (РСМ-54), язык сломаешь! Вот о «Синеве» и стоит поговорить в
контексте события, которое отпраздновала «Звездочка» в минувшую
пятницу.
Кстати, у специалистов стран НАТО своя классификация. По ней
«Синеву» на Западе кличут SSN-23 «Skif». Есть мнение, что жидкостная
трехступенчатая «Синева» с цельносварным корпусом из
алюминиево-магниевого сплава является модификацией ракеты предыдущего
поколения – Р29Р, созданной в 80-х годах прошлого века. Однако есть и
те, кто чуть ли не категорически отрицает это, отводя Р29Р лишь роль
«прообраза».
Обязательно нужно сказать: перед миасскими разработчиками
ракеты стояла чрезвычайно сложная задача – создать баллистическую
ракету морского базирования с максимальными тактико-техническими
характеристиками, но с минимальными изменениями в конструкции ее
носителя – подлодки проекта 667БДРМ. Миасцы, начав работу в 1999 году,
с главной задачей справились. «Синева» почти на 5 тонн тяжелее своего
«прообраза», способна «забросить груз» в полтора раза тяжелее,
дальность этого броска тоже возросла, а параметры пусковой шахты
остались прежними. Кроме того, «Синева» оснащена высокоточной
астрорадиоинерциальной системой управления, изначально рассчитанной для
работы в арктических широтах, конструкторы повысили ее устойчивость к
воздействию электромагнитного импульса, установлен новый комплекс
средств преодоления противоракетной обороны и система спутниковой
навигации. Наконец, у «Синевы» новые боевые блоки. Ракета была испытана
и принята на вооружение ВМФ России 9 июля 2007 года. В открытой печати
называется количество этих ракет, которое будет иметь наша страна, –
порядка ста.
Еще немного боевой арифметики. Лодки проекта 667БДРМ способны
нести по 16 ракет каждая. Каждая ракета комплекса «Синева» в
соответствии с международными договоренностями оснащается четырьмя
боеголовками, хотя возможности здесь много шире – 10 блоков. В каждом
блоке ударная ядерная мощь в 100 килотонн. А теперь помножьте все, а в
конце еще раз помножьте на семь - и получите потенциальную энергию
«Синевы».
Почему помножить на семь? Потому что у России семь подводных
крейсеров проекта 667БДРМ. Из них часть уже вооружились на «Звездочке»
новым комплексом. Например, «Верхотурье», «Екатеринбург», «Брянск»,
«Тула», теперь вот «Карелия», на очереди «Новомосковск».
|
Среди
тех, кто был награжден за модернизацию подлодки, были и представители
субподрядных организаций. Заместитель генерального директора СПО
«Арктика» Вячеслав Лаврушин. Фото Олега Химаныча |
По официально заявленным тактико-техническим данным,
максимальная дистанция полета у «Синевы» составляет 8300 километров.
Однако на испытаниях «опытным путем» ракетчики доказали – она может
лететь и дальше – на 11500 километров, а это на полтысячи километров
больше, чем дальность у американского «Трайдента II».
Еще о возможностях. 13-14 июля 2009 года АПЛ «Екатеринбург» и
«Брянск» пришли в район Северного полюса, взломали своими корпусами
льды и стрельнули ракетами «Синева». Одна из них полетела по
максимальной баллистической траектории, другая - по минимальной,
навесной. Последнее, к слову, еще надо уметь. Одна ракета «доставила»
условные боевые блоки на камчатский полигон Кура, другая – на канинский
полигон Чижа. В целом была наглядно продемонстрирована возможность
наших подлодок наносить различного свойства ядерные удары из Арктики,
где слежение за стратегическими крейсерами крайне затруднено даже для
авиации и космической разведки. И это уже очень серьезно.
Сегодня «Синева» является основой морской составляющей нашей
ядерной триады, и сам факт того, что очередной наш подводный корабль
вооружился комплексом Р-29РМУ2 на «Звездочке», ставит его в ряд
действительно значимых событий, а ягринскую верфь - на острие борьбы за
ракетный паритет в океане.
Наконец последнее, хотя и первостепенное. Пока в строй не вошли
подлодки нового поколения, проекта 995 «Борей», в чьих шахтах
планируется разместить «оскандалившиеся» ракеты «Булава», вся
российская ядерная надега только на «Синеву». Вот только когда войдут в
строй корабли, построенные под «Булаву», и войдут ли они вообще,
сегодня сказать мало кто берется. Скептиков, как и критиков, у широко
разрекламированной, но чересчур строптивой ракеты уже полно. Впрочем,
даже если она наконец полетит куда надо, отставание России от
потенциальных соперников в создании баллистических ракет морского
базирования, к сожалению, уже означилось. Так что «Синева» нам в
помощь. Но только до поры до времени.
Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ
Тел. 50-80-12