Р-30 / 3М30 Булава - SS-NX-30

Автор: DIMMI
Создана: 25.07.2010 07:43:15
Изменена: 31.10.2010 07:37:00
Комментариев: 0

ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-30 / 3К30 / Б-30 "Булава", ракета Р-30 / 3М30 / РСМ-56 "Булава-30" / "Булава-М" - SS-NX-30


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.Суходольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г. В 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России закрыта тема "Барк" ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ. По состоянию на декабрь 1998 г., вероятно, велось проектирование - в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ 3М30 защищен в 2000 г.


Пуск ракеты 3М30 "Булава" с ПЛАРБ пр.941УМ. Вероятно, старт 27.09.2005 г. (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении".)

24 мая 2004 г. в Воткинске при огневых испытаниях РДТТ одной из ступеней произошел взрыв. Летные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ "Дмитрий Донской" в Баренцевом море 23 сентября 2004 г. При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков со стендов.  Производство БРПЛ развернуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий. 29 июня 2007 г. принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР "Тополь-М" и имеет много общего с этой ракетой. Серия из трех испытательных пусков планируется к проведению в 2010 г. (7 октября 2010 г. произведен первый из трех успешный пуск ракеты и 29 октября 2010 выполнен второй успешный пуск). Возможно, что по их итогам ракета выйдет на зачетный этап испытаний либо будет принята на вооружение. Планировалось принять ракету на вооружение в 2008 г., потом в 2009 г., но из-за серии неудачных испытательных пусков принятие ракеты на вооружение видимо состоится не ранее 2011-2012 г.г. (по прогнозу первой половины 2010 г.). Как объявлено в СМИ после успешных 13-го и 14-го пусков - в мае 2011 г. планируется начать совместные государственные испытания комплекса "Булава" и ПЛАРБ пр.955 с завершением в августе 2011 г. В случае успешных пусков №№15-18 ракета будет принята на вооружение в сентябре 2011 г.
 
Траектория полета - настильная  с сокращенным активным участком. В 2009-2010 г.г. (по состоянию на конец 2008 г.) планировалось провести испытания на максимальную дальность и по специальной траектории. В литературе начала 2000-х годов встречалось наименование ракеты "Булава-30" - "Тополь-МПЛ". По умолчанию данные ракеты 3М30 "Булава-30".

Пусковая установка - тип старта - сухой, пуск производится из ТПК с помощью порохового аккумулятора давления. Запуск может осуществляться из подводного или надводного положения носителя.
Глубина запуска - до 50-55 м

Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс, 149-й отдел КБ-2 ГРЦ). Проектирование систем управления, электропитания, вычислительных средств и средств централизованного управления комплексом велось 147-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева. Системы геодезической топопривязки и прицеливания комплекса разработаны 50-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева, а системы защиты комплекса - 127-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева.

Комплекс наземного складского оборудования 3Ф30 включает в себя ангаро-складскую тележку 3Ф30-3 (разработки КБ "Мотор", г.Москва, ЦКБ "Титан", г.Волгоград), тягач 3Ф30-4 (ЦКБ "Титан", г.Волгоград), транспортно-перегрузочный агрегат 3Ф30-9 (ЦКБ "Титан", г.Волгоград) и другое оборудование.


Вероятно, погрузка макета БРПЛ "Булава" на ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий", Северодвинск, осень 2009 г. (http://forums.airbase.ru)

Ракета 3М30 "Булава":

Количество ступеней - 3 (третья ступень - маневрирующая для разведения РГЧ с отделяющимся после завершения работы двигателем). 

Система управления - инерциальная с оптико-электронным блоком астрокоррекции 3Н30 с использованием БЦВМ для выработки команд корректировки курса; антенно-фидерные устройства, а т ак же программно-аппаратные комплексы обработки телеметрической информации комплекса разработаны и производятся ГРЦ им.Макеева. Система астрокоррекции разработана и производится ОАО "НПП "Геофизика-Космос" (г.Москва) совместно с ФГУП "НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова" и ФГУП "НПЦ АП им.Н.А.Пилюгина". Система астрокоррекции включает в себя изделия 35И и 36И, которые поставлялись производителю ракет для испытательных партий в т.ч. в 2007 и 2008 г.г. Производственные возможности по системам астрокоррекции 3Н30 для БРПЛ на 2007-2008 г.г. - 25 шт/год. Стоимость подготовки серийного производства (2008 г.) блоков 3Н30 - 18.1 млн.руб. В 2007 г. НПП "Геофизика-Космос" за счет финансирования из Инвестиционного фонда федерального бюджета ФГУП "МИТ" начал подготовку производственных мощностей, а в 2008 г. начата подготовка производства блоков 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.

"Булава-47" по западным данным корректирует свой полет с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, а так же несет боевые блоки с активными РЛ ГСН. Данные неподтвержденные и вызывают некоторые сомнения.

Двигатели:
- 1 ступень - РДТТ, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск"), первое безсопловое испытание прототипа двигателя - 1999 г. (??). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета. 
Длина - 3.8 м (??)
Масса  - 18.6 т (??)

- 2 ступень - РДТТ с раздвижным соплом, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск"). Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета. 

- 3 ступень - РДТТ с раздвижным соплом, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172). Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.

- ступень разведения боевых блоков - вероятно, ЖРД или многокамерный РДТТ.

Длина ТПК - 12.1 м
Длина ракеты без ТПК - 11.5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера - 2.1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) - 2 м

Масса - 36.8 т
Масса забрасываемая - 1150 кг
Масса боевого блока (в комплектации 6 РГЧ ИН) - 95 кг (по западным данным)

Дальность действия:
- 5500 км (в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка)
- 8000 км (по проекту, "Булава-30")
- 8300 км (по западным данным)
Время полета - 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка), 22 мин по др.данным
КВО:
- 350 м (западные данные)
- менее 250 м (по данным некоторых отечественных СМИ)
Высота апогея траектории в ходе испытаний - 1000 км

Возможности промышленности по серийному выпуску - до 25 шт/год (оценочно)

Типы БЧ: ракета оснащается средствами преодоления ПРО. Вероятно, в ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром.

Вероятно, маневрирующие боевые блоки малой мощности находятся либо в разработке либо в стадии испытаний. Управление - вероятно, газодинамическое. Маневр по курсу и высоте полета осуществляется в атмосфере.

- 3М30 "Булава-30" (в ходе испытаний) - 3 х РГЧ ИН;

- 3М30 "Булава-30" (стандартная комплектация) - 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт;

- 3М30 "Булава-30" (вариант по западным данным) - 1 х маневрирующая БЧ мощностью 550-1000 кт;

- "Булава-30" / "Булава-47" - 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;

- "Булава-45" / "Булава-47" - 3 х маневрирующих РГЧ ИН мощностью 1-5 кт по одним и до 150 кт по др.данным.

Модификации:
Комплекс Д-30, ракета Р-30 "Булава-30" - базовый вариант БРПЛ разработки МИТ.

Ракета "Булава-45" / "Булава-47" - тяжелая модификация с боевыми блоками с активными РЛ ГСН (западные данные). Разработка ГРЦ им.Макеева. В СМИ упоминается ракета "Булава-47" без пояснений. Так же упоминается, что данное наименование является фальсификацией проекта ракеты "Булава-45".
Масса - 45 или 47 тонн

Ракета "Булава-М" - модернизированный вариант ракеты Р-30 "Булава-30", планируется к установке на ПЛАРБ пр.955У / 955М. Или наименование комплекса с ракетой 3М30 на ПЛАРБ пр.955 "Борей".

Носители:
- ПЛАРБ пр.941УМ TYPHOONE ТК-208 "Дмитрий Донской" - 1 пусковая шахта БРПЛ "Булава".

- ПЛАРБ пр.955 "Борей" - 16 пусковых шахт БРПЛ на ПЛАРБ первой серии пр.955А, строится серия из 8 ПЛАРБ. Начиная с третьей ПЛАРБ есть вероятность установки 20 пусковых шахт с ракетами "Булава-М". По состоянию на 2010 г. испытания проходит первая ПЛАРБ серии пр.955А "ЮрийДолгорукий". Пуски с ПЛАРБ по состоянию на 25.07.2010 г. не производились, погрузки макетов БРПЛ производились.


Гипотетические проекции ракеты Р-30 / 3М30 "Булава" (с) 2010, http://militaryrussia.ru


Статус: Россия

- 2004 г. 24 мая - при огневых испытаниях двигателя одной из ступеней на Воткинском машиностроительном заводе произошел взрыв.

- 2007 г. до начала апреля - комплект стартового оборудования для штатного носителя - ПЛАРБ пр.955 произведен ГРЦ им.Макеева и предприятиями-смежниками и поставлен на ПО "Севмаш" для монтажа на ПЛАРБ "Юрий Долгорукий".

- 2007-2009 г.г. - ГРЦ им.Макеева проводило работы по теме НИР Б-30. В частности испытания узлов и агрегатов изделий на вакуумно-динамическом стенде.

- 2008 г. - НПП "Геофизика-Космос" начало производство блоков астрокоррекции 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.

- 2009 г. июль - директор МИТ Ю.Соломонов подал в отставку с поста директора МИТ, но остался главным конструктором системы "Булава".

Испытательные пуски ракет Р-30 "Булава" (по состоянию на 25.07.2010 г.):
  Дата Статус Носитель Место испытаний Примечание
0 23.09.2004 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Баренцево море бросковый пуск весогабаритного макета из подводного состояния, макет достиг высоты 40 м
00 11.12.2004 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Баренцево море бросковый пуск весогабаритного макета из подводного состояния (указывается некоторыми западными СМИ); по другим данным пуск не состоялся по причине неисправности;
000 ??? успешный  стенд Воткинск ?? бросковый пуск с запуском двигателя первой ступени
1 27.09.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из надводного положения в 17-20 по Москве из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка)
2 21.12.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения в 08-19 по Москве из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка)
3 07.09.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отказ 1-й ступени, ракета упала в море через несколько минут после старта
4 25.10.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отклонение от курса, самоликвидация, падение в море
5 24.12.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из надводного положения, отказ 3-й ступени на 3-4 минуте полета, самоликвидация
6 28.07.2007 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, 1 из 3 РГЧ ИН не достиг полигона
7 11.11.2007 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени на 23 секунде полета
8 18.09.2008 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью штатный пуск с отказом  на этапе разведения боевых блоков. Есть предположение, что испытывался новый тип боевых блоков.
9 28.11.2008 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью успешный запуск
10 23.12.2008 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск осуществлен в 6-00 по Москве, отказ 3-й ступени при включении на 91 секунде полета, самоликвидация, официальная причина сбоя - бракованный пиропатрон разделения ступеней;  запуск ранее планировался на 21.12.2008 г., но был перенесен;
11 15.07.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени, самоликвидация на 20 секунде полета (28-й сек по др.данным); по неподтвержденным неофициальным данным пуск был внеплановый и вынужденный из-за нарушения технологии хранения БРПЛ в шахте ПЛАРБ. По другой версии причиной сбоя стала нештатная работа газогенератора, вырабатывающего электроэнергию для систем ракеты.
11+ 27.10.2009 нет пуска ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск ракеты не состоялся по причине сбоя в системе команд на выдачу полетного задания
12 09.12.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, отказ 2-й ступени - нераскрытие раздвижного сопла двигателя по причине производственного брака
13 07.10.2010
успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море по информации от 30.07.2010 планируется испытательный пуск первой ракеты из серии в три эталонных образца в августе 2010 г. (11-14.08.2010); 03.09.2010 г. объявлено о переносе испытаний на 09-12.09.2010 г., 22.09.2010 г. - объявлено о переносе испытаний на конец-сентября - начало октября 2010 г. 06.10.2010 г. объявлено о планах запуска на 07-10.10.2010 г. По итогам пуска в сообщениях СМИ сказано "Пуск признан успешным. Параметры траектории ракеты отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура". Пуск произведен из подводного положения. Позже итоги пуска названы "удовлетворительными".
14 29.10.2010 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море второй пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки выполнен успешно, согласно сообщений СМИ
15 план - декабрь 2010 г. план ПЛАРБ пр.955 Белое море третий пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки, по итогам этого пуска возможно принятие на вооружение первой ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий".
16 май 2011 г. план план ПЛАРБ пр.955
вероятно, пуски программы совместных государственных испытаний комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов, лента.ру)
17 2011 г. план ПЛАРБ пр.955   совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов, лента.ру)
18 2011 г. план ПЛАРБ пр.955   совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов, лента.ру)

- 2009 г. 9 декабря - атмосферное явление появившееся в результате неудачного пуска БРПЛ "Булава" получило название Норвежской спиральной аномалии.


Норвежская спиральная аномалия. 09.12.2009 г. (http://ljplus.ru)

- 2010 г. 21 мая - министр обороны А.Сердюков заявил, что планируется к ноябрю 2010 г. собрать три полностью идентичных по процессу сборки и комплектации образца ракет "Булава" для проведения испытаний на предмет поиска неисправности. В случае успешных испытаний планируется произвести два испытательный пуска со штатного носителя - ПЛАРБ пр.955.

- 2010 г. 16 июля - источник в Главном штабе ВМФ России сообщил о планах возобновить испытания "Булавы" в августе 2010 г. Якобы планируется произвести три запуска - два с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ и в случае успешных пусков третий запуск предполагается с ПЛАРБ  пр.955.

- 2010 г. 30 июля - в СМИ появилась информация о том, что первый в 2010 г. пуск ракеты "Булава" намечен на 11-14 августа 2010 г. с борта опытовой ПЛАРБ пр.941УМ.

- 2010 г. 09 августа - в СМИ появилась информация о переносе испытательного пуска без пояснения причин на 2 недели.

- 2010 г. 03 сентября - в СМИ появилась информация о назначении пуска ракеты "Булава" на 9-12 сентября 2010 г. пуск ракеты должен производиться с ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр941УМ.

- 2010 г. 20 сентября - в СМИ появилась информация о назначении главным конструктором БРПЛ "Булава" Александра Суходольского.

- 2010 г. 22 сентября - первые два пуска из планировавшихся трех (в 2010 г.) перенесены на конец-сентября - начало октября 2010 г. Вероятно, оба пуска состоятся с ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр941УМ.

- 2010 г. 06 октября - ПЛАРБ "Дмитрий Донской" вышла в море из Северодвинска для проведения испытательного пуска БРПЛ "Булава" - первого в 2010 г. и первого в серии из трех пусков для проверки правильности соблюдения технологии сборки ракет. пуск ожидается с 7 по 10 октября 2010 г.

- 2010 г. 07 октября  - из акваротии Белого мора по полигону Кура на Камчатке произведен 13-й пуск ракеты "Булава" с борта ПЛАРБ "Дмитрий Донской". Пуск признан успешным.

- 2010 г. 29 октяря - в 5-30 по московскому времени ПЛАРБ "Дмитрий Донской" выполнила 14-й испытательный пуск ракеты "Булава". Пуск успешный.

- 2010 г. декабрь - планируется провести первый пуск БРПЛ "Булава"  с ПЛАРБ "Юрий Долгорукий" (объявлено в октябре 2010 г.).

- 2011 г. май - ожидается начало нового этапа испытаний ракетного комплекса "Булава" с ПЛАРБ пр.955. Вероятно, это будут совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ. Программу государственных испытаний планируется завершить в августе 2011 г. (лента.ру, 29.10.2010 г.).


Источники:
Википедия. Сайт http://en.wikipedia.org, 2010 г. 
Годовой отчет ОАО "НПП "Геофизика-Космос" за 2007 г., 2008 г. Сайт http://www.geofizika-cosmos.ru, 2010 г.
Интерфакс. Сайт http://www.interfax.ru, 2010 г.
Коновалов А., Проекты 955, 955А и 955У. Сайт http://paralay.com, 2010 г.
Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. №5 / 2007 г., №12, 13 / 2008 г., №11 / 2009 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2010 г.
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.
Сайт http://www.zakupki.gov.ru, 2010 г.
РИА "Новости". Сайт http://rian.ru, 2010 г.
Форум "Стелс машины". Сайт http://paralay.iboards.ru, 2009 г.
Хазбиев А., Тюменев В., "Булава" ударит бумерангом. // Эксперт. №4 / 2009 г.
Ширшиков А., По плечу ли "Булава"? // Северный рабочий. 31.01.2007 г. 
Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2009 г.
DTIG. Сайт http://www.dtig.org, 2010 г. 

Каталог


Последние комментарии

Не видел, спасибо...изучим
DIMMI 2010-11-12 12:23
DIMMI Wrote:igarys-offline Wrote:Вы не пробовали определять высоты работы ступеней...
igarys 2010-11-12 10:18
igarys-offline Wrote:Вы не пробовали определять высоты работы ступеней? в сети достаточно...
DIMMI 2010-11-01 17:49
DIMMI Wrote:легко.... поднимите описания всех аварий, раскидайте их по временной...
Anonymous 2010-11-01 15:32
igarys Wrote:Ув. DIMMI, не могли бы Вы сообщить первоисточник информации по длительности...
DIMMI 2010-10-31 21:11
Ув. DIMMI, не могли бы Вы сообщить первоисточник информации по длительности работы...
igarys 2010-10-31 11:16
Очередной пуск "Булавы" прошел успешно party [ img ]http://www.vesti.ru/doc.html?id=403166
AzH 2010-10-29 11:18
Угу... И далеко не мой, а армейский. :beer:
Sierra 2010-10-08 22:57
Sierra Wrote:Маразм.... Форма неудобная. Хотя и гламурная. :lol:Ну точно - немотивированный консерватизм. :ROFL:
PPP 2010-10-08 22:50
Маразм.... Форма неудобная. Хотя и гламурная. :lol:
Sierra 2010-10-08 22:30