ДАННЫЕ НА
2010 г. (стандартное пополнение) Комплекс Д-30 /
3К30 / Б-30 "Булава", ракета Р-30 / 3М30 / РСМ-56 "Булава-30" /
"Булава-М" - SS-NX-30
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ)
межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом
Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г.
- А.Суходольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты
начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ
инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и
И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г. В 1998 г. по
предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России
закрыта тема "Барк" ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса
(участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного
конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В
то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955.
Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО
России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем
создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по
БРПЛ. По состоянию на декабрь 1998 г., вероятно, велось проектирование -
в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и
оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ 3М30
защищен в 2000 г.
Пуск
ракеты 3М30 "Булава" с ПЛАРБ пр.941УМ. Вероятно, старт 27.09.2005 г.
(кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении".)
24 мая 2004 г. в Воткинске при огневых испытаниях РДТТ одной из
ступеней произошел взрыв. Летные испытания ракеты начаты пуском из
подводного положения массо-габаритного макета с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ
"Дмитрий Донской" в Баренцевом море 23 сентября 2004 г. При
создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных
испытательных пусков со стендов. Производство БРПЛ развернуто на
Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей
участвует 620 предприятий. 29 июня 2007 г. принято решение о начале
серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ
заявлялось, что ракета создается на базе МБР "Тополь-М" и имеет много
общего с этой ракетой. Серия из трех испытательных пусков планируется к
проведению в 2010 г. (7 октября 2010 г. произведен первый из трех
успешный пуск ракеты и 29 октября 2010 выполнен второй успешный пуск).
Возможно, что по их итогам ракета выйдет на зачетный этап испытаний либо
будет принята на вооружение. Планировалось принять ракету на вооружение
в 2008 г., потом в 2009 г., но из-за серии неудачных испытательных
пусков принятие ракеты на вооружение видимо состоится не ранее 2011-2012
г.г. (по прогнозу первой половины 2010 г.). Как объявлено в СМИ после
успешных 13-го и 14-го пусков - в мае 2011 г. планируется начать
совместные государственные испытания комплекса "Булава" и ПЛАРБ пр.955 с
завершением в августе 2011 г. В случае успешных пусков №№15-18 ракета
будет принята на вооружение в сентябре 2011 г.
Траектория полета - настильная с сокращенным активным
участком. В 2009-2010 г.г. (по состоянию на конец 2008 г.) планировалось
провести испытания на максимальную дальность и по специальной
траектории. В литературе начала 2000-х годов встречалось наименование
ракеты "Булава-30" - "Тополь-МПЛ". По умолчанию данные ракеты 3М30
"Булава-30".
Пусковая установка - тип старта - сухой, пуск
производится из ТПК с помощью порохового аккумулятора
давления. Запуск может осуществляться из подводного или надводного
положения носителя. Глубина запуска - до 50-55 м
Корабельный
боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс,
149-й отдел КБ-2 ГРЦ). Проектирование систем управления, электропитания,
вычислительных средств и средств централизованного управления
комплексом велось 147-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева. Системы
геодезической топопривязки и прицеливания комплекса разработаны 50-м
отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева, а системы защиты комплекса - 127-м отделом
КБ-2 ГРЦ им.Макеева.
Комплекс наземного складского оборудования
3Ф30 включает в себя ангаро-складскую тележку 3Ф30-3 (разработки КБ
"Мотор", г.Москва, ЦКБ "Титан", г.Волгоград), тягач 3Ф30-4 (ЦКБ "Титан",
г.Волгоград), транспортно-перегрузочный агрегат 3Ф30-9 (ЦКБ "Титан",
г.Волгоград) и другое оборудование.
Вероятно,
погрузка макета БРПЛ "Булава" на ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий",
Северодвинск, осень 2009 г. ( http://forums.airbase.ru)
Ракета 3М30 "Булава":
Количество ступеней - 3
(третья ступень - маневрирующая для разведения РГЧ с отделяющимся после
завершения работы двигателем).
Система управления
- инерциальная с оптико-электронным блоком астрокоррекции 3Н30 с
использованием БЦВМ для выработки команд корректировки курса;
антенно-фидерные устройства, а т
ак же программно-аппаратные комплексы обработки телеметрической
информации комплекса разработаны и производятся ГРЦ им.Макеева. Система
астрокоррекции разработана и производится ОАО "НПП "Геофизика-Космос"
(г.Москва) совместно с ФГУП "НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова" и
ФГУП "НПЦ АП им.Н.А.Пилюгина". Система астрокоррекции включает в себя
изделия 35И и 36И, которые поставлялись производителю ракет для
испытательных партий в т.ч. в 2007 и 2008 г.г. Производственные
возможности по системам астрокоррекции 3Н30 для БРПЛ на 2007-2008 г.г. -
25 шт/год. Стоимость подготовки серийного производства (2008 г.) блоков
3Н30 - 18.1 млн.руб. В 2007 г. НПП "Геофизика-Космос" за счет
финансирования из Инвестиционного фонда федерального бюджета ФГУП "МИТ"
начал подготовку производственных мощностей, а в 2008 г. начата
подготовка производства блоков 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.
"Булава-47"
по западным данным корректирует свой полет с использованием системы
спутниковой навигации ГЛОНАСС, а так же несет боевые блоки с активными
РЛ ГСН. Данные неподтвержденные и вызывают некоторые сомнения.
Двигатели: -
1 ступень - РДТТ, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь,
бывшее СКБ-172), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай"
(г.Бийск"), первое безсопловое испытание прототипа двигателя - 1999
г. (??). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при
снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального
уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета. Длина - 3.8 м
(??) Масса - 18.6 т (??)
- 2 ступень - РДТТ с раздвижным
соплом, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее
СКБ-172), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск"). Ступень
работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.
- 3
ступень - РДТТ с раздвижным соплом, разработка и производство НПО
"Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172). Двигатель отделяется от ступени
разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде
полета.
- ступень разведения боевых блоков - вероятно, ЖРД или
многокамерный РДТТ.
Длина ТПК - 12.1 м Длина ракеты без ТПК -
11.5 м Диаметр внутренний пускового контейнера - 2.1 м Диаметр
ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) - 2 м
Масса - 36.8 т Масса
забрасываемая - 1150 кг Масса боевого блока (в комплектации 6 РГЧ ИН)
- 95 кг (по западным данным)
Дальность действия: - 5500 км (в
ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка) - 8000 км (по проекту,
"Булава-30") - 8300 км (по западным данным) Время полета - 14 мин
(5500 км, в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка), 22 мин по
др.данным КВО: - 350 м (западные данные) - менее 250 м (по
данным некоторых отечественных СМИ) Высота апогея траектории в ходе
испытаний - 1000 км
Возможности промышленности по серийному
выпуску - до 25 шт/год (оценочно)
Типы БЧ:
ракета оснащается средствами преодоления ПРО. Вероятно, в ракете
используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева.
Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским
ядерным центром.
Вероятно, маневрирующие боевые блоки малой
мощности находятся либо в разработке либо в стадии испытаний. Управление
- вероятно, газодинамическое. Маневр по курсу и высоте полета
осуществляется в атмосфере.
- 3М30 "Булава-30" (в ходе испытаний)
- 3 х РГЧ ИН;
- 3М30 "Булава-30" (стандартная комплектация) - 6 х
РГЧ ИН мощностью по 150 кт;
- 3М30 "Булава-30" (вариант по
западным данным) - 1 х маневрирующая БЧ мощностью 550-1000 кт;
-
"Булава-30" / "Булава-47" - 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут
совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;
- "Булава-45" /
"Булава-47" - 3 х маневрирующих РГЧ ИН мощностью 1-5 кт по одним и
до 150 кт по др.данным.
Модификации: Комплекс
Д-30, ракета Р-30 "Булава-30" - базовый вариант БРПЛ разработки МИТ.
Ракета
"Булава-45" / "Булава-47" - тяжелая модификация с боевыми блоками с
активными РЛ ГСН (западные данные). Разработка ГРЦ им.Макеева. В СМИ
упоминается ракета "Булава-47" без пояснений. Так же упоминается, что
данное наименование является фальсификацией проекта ракеты "Булава-45". Масса
- 45 или 47 тонн
Ракета "Булава-М" - модернизированный вариант
ракеты Р-30 "Булава-30", планируется к установке на ПЛАРБ пр.955У /
955М. Или наименование комплекса с ракетой 3М30 на ПЛАРБ пр.955 "Борей".
Носители: -
ПЛАРБ пр.941УМ TYPHOONE ТК-208 "Дмитрий Донской" - 1 пусковая шахта
БРПЛ "Булава".
- ПЛАРБ пр.955 "Борей"
- 16 пусковых шахт БРПЛ на ПЛАРБ первой серии пр.955А, строится серия
из 8 ПЛАРБ. Начиная с третьей ПЛАРБ есть вероятность установки 20
пусковых шахт с ракетами "Булава-М". По состоянию на 2010 г. испытания
проходит первая ПЛАРБ серии пр.955А "ЮрийДолгорукий". Пуски с ПЛАРБ по
состоянию на 25.07.2010 г. не производились, погрузки макетов БРПЛ
производились.
Гипотетические
проекции ракеты Р-30 / 3М30 "Булава" (с) 2010, http://militaryrussia.ru
Статус: Россия -
2004 г. 24 мая - при огневых испытаниях двигателя одной из ступеней на
Воткинском машиностроительном заводе произошел взрыв. - 2007 г.
до начала апреля - комплект стартового оборудования для штатного
носителя - ПЛАРБ пр.955 произведен ГРЦ им.Макеева и
предприятиями-смежниками и поставлен на ПО "Севмаш" для монтажа на ПЛАРБ
"Юрий Долгорукий". - 2007-2009 г.г. - ГРЦ им.Макеева проводило
работы по теме НИР Б-30. В частности испытания узлов и агрегатов изделий
на вакуумно-динамическом стенде. - 2008 г. - НПП
"Геофизика-Космос" начало производство блоков астрокоррекции 3Н30 для
1-й серийной партии ракет 3М30. - 2009 г. июль - директор МИТ
Ю.Соломонов подал в отставку с поста директора МИТ, но остался главным
конструктором системы "Булава". Испытательные пуски
ракет Р-30 "Булава" (по состоянию на 25.07.2010 г.):
|
Дата |
Статус |
Носитель |
Место испытаний |
Примечание |
0 |
23.09.2004 |
успешный |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Баренцево море |
бросковый пуск весогабаритного макета из
подводного состояния, макет достиг высоты 40 м
|
00 |
11.12.2004 |
успешный |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Баренцево море |
бросковый пуск весогабаритного макета
из подводного состояния (указывается некоторыми западными СМИ); по
другим данным пуск не состоялся по причине неисправности;
|
000 |
??? |
успешный |
стенд |
Воткинск ?? |
бросковый пуск с запуском двигателя
первой ступени |
1 |
27.09.2005 |
успешный |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
из надводного положения в 17-20 по Москве
из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура
(Камчатка) |
2 |
21.12.2005 |
успешный |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
из подводного положения в 08-19 по Москве
из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура
(Камчатка) |
3 |
07.09.2006 |
отказ |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
из подводного положения, отказ 1-й
ступени, ракета упала в море через несколько минут после старта
|
4 |
25.10.2006 |
отказ |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
из подводного положения, отклонение от
курса, самоликвидация, падение в море
|
5 |
24.12.2006 |
отказ |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
пуск из надводного положения, отказ 3-й
ступени на 3-4 минуте полета, самоликвидация
|
6 |
28.07.2007 |
частично успешный |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
пуск из подводного положения, 1 из 3 РГЧ
ИН не достиг полигона |
7 |
11.11.2007 |
отказ |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
отказ 1-й ступени на 23 секунде полета
|
8 |
18.09.2008 |
частично успешный |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
из подводного положения, полностью штатный
пуск с отказом на этапе разведения боевых блоков. Есть
предположение, что испытывался новый тип боевых блоков.
|
9 |
28.11.2008 |
успешный |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
из подводного положения, полностью
успешный запуск |
10 |
23.12.2008 |
отказ |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
пуск осуществлен в 6-00 по Москве, отказ
3-й ступени при включении на 91 секунде полета, самоликвидация,
официальная причина сбоя - бракованный пиропатрон разделения ступеней;
запуск ранее планировался на 21.12.2008 г., но был перенесен;
|
11 |
15.07.2009 |
отказ |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
отказ 1-й ступени, самоликвидация на 20
секунде полета (28-й сек по др.данным); по неподтвержденным
неофициальным данным пуск был внеплановый и вынужденный из-за нарушения
технологии хранения БРПЛ в шахте ПЛАРБ. По другой версии причиной сбоя
стала нештатная работа газогенератора, вырабатывающего электроэнергию
для систем ракеты.
|
11+ |
27.10.2009 |
нет пуска |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
пуск ракеты не состоялся по причине
сбоя в системе команд на выдачу полетного задания |
12 |
09.12.2009 |
отказ |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
пуск из подводного положения, отказ 2-й
ступени - нераскрытие раздвижного сопла двигателя по причине
производственного брака |
13 |
07.10.2010
|
успешный |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
по информации от 30.07.2010 планируется испытательный пуск первой
ракеты из серии в три эталонных образца в августе 2010 г.
(11-14.08.2010); 03.09.2010 г. объявлено о переносе испытаний на
09-12.09.2010 г., 22.09.2010 г. - объявлено о переносе испытаний на
конец-сентября - начало октября 2010 г. 06.10.2010 г. объявлено о планах
запуска на 07-10.10.2010 г. По итогам пуска в сообщениях СМИ сказано
"Пуск признан успешным. Параметры траектории ракеты отработаны в штатном
режиме. Боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура". Пуск произведен
из подводного положения. Позже итоги пуска названы
"удовлетворительными".
|
14 |
29.10.2010 |
успешный |
ПЛАРБ пр.941УМ |
Белое море |
второй пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому
техпроцессу с документированием всех этапов сборки выполнен успешно,
согласно сообщений СМИ
|
15 |
план - декабрь 2010 г. |
план |
ПЛАРБ пр.955 |
Белое море |
третий пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому
техпроцессу с документированием всех этапов сборки, по итогам этого
пуска возможно принятие на вооружение первой ПЛАРБ пр.955 "Юрий
Долгорукий".
|
16 |
май 2011 г. план |
план |
ПЛАРБ пр.955 |
|
вероятно, пуски программы совместных государственных испытаний
комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в
августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности
пусков №№15-18 (С.Иванов, лента.ру) |
17 |
2011 г. |
план |
ПЛАРБ пр.955 |
|
совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955,
программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет
принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов,
лента.ру) |
18 |
2011 г. |
план |
ПЛАРБ пр.955 |
|
совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955,
программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет
принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов,
лента.ру) |
- 2009 г. 9 декабря - атмосферное явление появившееся в результате
неудачного пуска БРПЛ "Булава" получило название Норвежской спиральной
аномалии.
- 2010 г. 21 мая - министр обороны А.Сердюков заявил, что
планируется к ноябрю 2010 г. собрать три полностью идентичных по
процессу сборки и комплектации образца ракет "Булава" для проведения
испытаний на предмет поиска неисправности. В случае успешных испытаний
планируется произвести два испытательный пуска со штатного носителя -
ПЛАРБ пр.955. -
2010 г. 16 июля - источник в Главном штабе ВМФ России сообщил о планах
возобновить испытания "Булавы" в августе 2010 г. Якобы планируется
произвести три запуска - два с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ и в случае
успешных пусков третий запуск предполагается с ПЛАРБ пр.955. -
2010 г. 30 июля - в СМИ появилась информация о том, что первый в 2010
г. пуск ракеты "Булава" намечен на 11-14 августа 2010 г. с борта
опытовой ПЛАРБ пр.941УМ. - 2010 г. 09 августа - в СМИ появилась
информация о переносе испытательного пуска без пояснения причин на 2
недели. - 2010 г. 03 сентября - в СМИ появилась информация о
назначении пуска ракеты "Булава" на 9-12 сентября 2010 г. пуск ракеты
должен производиться с ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр941УМ. - 2010 г.
20 сентября - в СМИ появилась информация о назначении главным
конструктором БРПЛ "Булава" Александра Суходольского. - 2010 г.
22 сентября - первые два пуска из планировавшихся трех (в 2010 г.)
перенесены на конец-сентября - начало октября 2010 г. Вероятно, оба
пуска состоятся с ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр941УМ. - 2010 г. 06
октября - ПЛАРБ "Дмитрий Донской" вышла в море из Северодвинска для
проведения испытательного пуска БРПЛ "Булава" - первого в 2010 г. и
первого в серии из трех пусков для проверки правильности соблюдения
технологии сборки ракет. пуск ожидается с 7 по 10 октября 2010 г. -
2010 г. 07 октября - из акваротии Белого мора по полигону Кура на
Камчатке произведен 13-й пуск ракеты "Булава" с борта ПЛАРБ "Дмитрий
Донской". Пуск признан успешным. - 2010 г. 29 октяря - в 5-30 по
московскому времени ПЛАРБ "Дмитрий Донской" выполнила 14-й испытательный
пуск ракеты "Булава". Пуск успешный. - 2010 г. декабрь -
планируется провести первый пуск БРПЛ "Булава" с
ПЛАРБ "Юрий Долгорукий" (объявлено в октябре 2010 г.). - 2011
г. май - ожидается начало нового этапа испытаний ракетного комплекса
"Булава" с ПЛАРБ пр.955. Вероятно, это будут совместные государственные
испытания комплекса и ПЛАРБ. Программу государственных испытаний
планируется завершить в августе 2011 г. (лента.ру, 29.10.2010 г.). Источники:
Хазбиев А., Тюменев В., "Булава" ударит бумерангом. // Эксперт. №4 /
2009 г. Ширшиков А., По плечу ли "Булава"? // Северный рабочий.
31.01.2007 г.
Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2009 г. DTIG. Сайт http://www.dtig.org,
2010 г. |