На главную / Новости & Аналитика
/ Последние новости
/ Российские военные запланировали ракетный залп по бюджету
|
Российские военные запланировали ракетный залп по бюджету13.01.2010 — Аналитика Очередной неудачный пуск
межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования
"Булава-30" рассорил российских промышленников. Занятые в проекте
оборонные предприятия вину за провал пытаются переложить на смежников.
В ход идет даже недостоверная информация, распространяемая в СМИ. Как
выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", пиар-кампания призвана отвести
внимание общественности от системного кризиса в оборонной отрасли. Это
позволит и дальше неэффективно расходовать бюджетные средства. Разбор декабрьского полета "Булавы", напугавшего жителей Норвегии, обернулся анонимными комментариями источника, близкого к комиссии, ведущей расследование. По его словам, опубликованным газетой "Ведомости", причиной аварии стал "отказ механизма управления тягой твердотопливного двигателя производства пермского НПО "Искра", что внушило оптимизм военным и промышленности и привело к решению о возобновлении испытаний". Сначала, сообщает источник, летом 2010 года будет осуществлен пуск с "Дмитрия Донского", потом - с "Юрия Долгорукова", который и предполагается вооружить новой ракетой. В случае успешных испытаний (в чем, надо полагать, ньюсмейкеры практически не сомневаются, поскольку причину неудач видят в дефектах твердотопливных двигателей, а не в просчетах конструкторов) будет произведен залп с подводной лодки. Логическим завершением серии пусков должно стать подписание документа о завершении испытаний и организация серийного производства "Булавы". Откровения анонимного источника вызвали резкую реакцию сотрудников ОАО "НПО "Искра". Начальник управления по маркетингу предприятия Юрий Макаревич в беседе с обозревателем "РусБизнесНьюс" отметил, что уже устал отвечать на всякий "глупый чих в СМИ". Большинство публикаций на эту тему, утверждает он, носит явно заказной характер. "Наше предприятие, - рассказал эксперт, - изготовило для "Булавы" практически полностью двигатели первой ступени и сопловые насадки для второй и третьей ступеней. Комиссия двадцать раз проверяла их и сделала вывод: претензий к производителям двигателя в последнем случае нет. Акты эти закрытые, но я их видел и знаю, о чем говорю. В предыдущих случаях претензии тоже были не к двигателям, а к системе управления. Поэтому все вопросы к разработчикам ракеты". Разработчик системы управления для "Булавы" ФГУП "НПО автоматики" своей вины в последней аварии также не увидел. Заместитель генерального директора предприятия Лев Бельский по поводу фразы "причиной аварии стал отказ механизма управления тягой твердотопливного двигателя" выразился вполне определенно: "Глупостей много всяких пишут. К системе управления это не имеет отношения, а к чему имеет, не скажу. Без комментариев". НПО "Искра", по словам эксперта, пользуется хорошей репутацией среди профессионалов. Но беда заключается в том, что технологические процессы в оборонной отрасли не обновлялись давно, и это сказывается на качестве продукции. "К нам это относится тоже, - подчеркнул Л. Бельский. - Мы испытали на себе все прелести распада системы комплектации, контроля качества, и теперь с трудом выбираемся из ямы. Этой болезнью надо переболеть". Эксперты не скрывают, что российский военно-промышленный комплекс попал в системный кризис, а потому ждать от него скорой отдачи не стоит. Очевидно, что в сложившейся общеэкономической ситуации конструкторы не смогут создать конкурентоспособное и качественное изделие. У ракетчиков складывается ощущение, что государство сознательно не поддерживает науку, установив налог на добавленную стоимость на наукоемкую продукцию выше, чем на сырье. На практике это означает, что предприятиям выгоднее продавать кремний, чем сложную схему, при изготовлении которой он используется. Соответственно, нет и качественных отечественных комплектующих, падает уровень технологических решений. Немым укором россиянам служит Белоруссия, у которой нет сырья, что вынуждает ее стимулировать наукоемкую продукцию. Налицо и результат: НПО "Интеграл" сегодня является крупным разработчиком, производителем и экспортером интегральных микросхем. Компания активно сотрудничает с известными компаниями Кореи, Китая, Индии, Японии и др. Уровень белорусских изделий вполне устраивает фирму Siemens, которая вставляет их в корпуса и поставляет под своим брендом в Юго-Восточную Азию. Интерес российских оборонщиков порой направлен в совсем далекие от ракетостроения области. Бывший руководитель Московского института теплотехники (головного разработчика "Булавы") Юрий Соломонов, например, подвизался делать монорельсовую дорогу в Москве. К сожалению, это ничуть не помогло при создании нового вооружения для "Юрия Долгорукого" и двух других строящихся подводных лодок класса "Борей". Руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что Московский институт теплотехники элементарно осваивает бюджетные деньги. Институт сегодня заинтересован в продолжении испытаний "Булавы", а потому пытается донести до политического руководства страны мысль, что ошибки в ракете - чисто производственные и не носят системного характера. Но дело, считает эксперт, не в двигателях, а в принципе: "Эта контора не умеет делать морские ракеты". Впрочем, альтернативы Московскому институту теплотехники, кроме "полуживого" ОАО "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева", эксперт не видит, а потому уверен, что испытания "Булавы" будут продолжены. Александр Храмчихин смотрит на продолжение пусков строптивой ракеты весьма пессимистично. Одновременный старт сразу нескольких ракет с "Юрия Долгорукого" и вовсе вызывает у него оторопь: "Залповая стрельба вообще очень редко осуществляется, поскольку серьезно увеличиваются риски. Я не знаю, что вынуждает чиновников Минобороны произвести залп ракетами с весьма плохим послужным списком. Может, люди с ума сошли". Производственники также не советуют спешить с продолжением испытаний "Булавы". Заместитель генерального конструктора ОАО "НПО "Искра" Геннадий Зыков хотя и подписал акт комиссии, но высказал при этом особое мнение: "Надо найти истинную причину неудачных пусков". Владимир Терлецкий |
|
Регионы | Участники проекта | Инвестиционные проекты | Консульства & представительства | Новости & аналитика | О проекте |
© RusBusinessNews, 2009. Все права защищены. При использовании любого материала с данного сайта гиперссылка на РИА РусБизнесНьюс обязательна. |
«Сумма Технологий»® Создание сайта Продвижение сайта |