Р-30 / 3М30 Булава - SS-NX-30

Автор: DIMMI
Создана: 25.07.2010 07:43:15
Изменена: 05.02.2011 06:40:39
Комментариев: 0

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-30 / 3К30 / Б-30 "Булава", ракета Р-30 / 3М30 / РСМ-56 "Булава-30" / "Булава-М" - SS-NX-30


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.Суходольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Создание новой БРПЛ планировалось МИТ с использованием наработок по МБР "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк" массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава" - ...).

В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины:
- разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН и ВМФ "Булава";
- разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава");
- экономия средств;


Пуск ракеты 3М30 "Булава" с ПЛАРБ пр.941УМ. Вероятно, старт 27.09.2005 г. (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении".)


Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 "Булава". первый кадр - работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр - свободный полет, третий кадр - запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр - работает 1-я ступень ракеты (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении").

В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса"  (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.

Проектирование БРПЛ "Булава", вероятно, уже велось по состоянию на декабрь 1998 г. - в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ, а первое безсопловое испытание прототипа двигателя по неподтвержденным официально данным проведено в 1999 г. Эскизный проект БРПЛ 3М30 "Булава" официально защищен МИТ в 2000 г.

При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков ракеты со стендов. Пусков ракеты с полигона в Неноксе не проводилось. Огневые испытания ступеней, отдельных узлов ракеты проводились в полном объеме. На стендах (в том числе газодинамичеком стенде ГРЦ им.Макеева) отрабатывался выход ракеты из ШПУ и из воды - было задействовано более 10 стенов. Производство БРПЛ развернуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий.  24 мая 2004 г. в Воткинске при огневых испытаниях РДТТ одной из ступеней произошел взрыв. Летные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ "Дмитрий Донской" в Баренцевом море 23 сентября 2004 г. 29 июня 2007 г. принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР "Тополь-М" и имеет много общего с этой ракетой. Серия из трех испытательных пусков планируется к проведению в 2010 г. (7 октября 2010 г. произведен первый из трех успешный пуск ракеты и 29 октября 2010 выполнен второй успешный пуск). Возможно, что по их итогам ракета выйдет на зачетный этап испытаний либо будет принята на вооружение. Планировалось принять ракету на вооружение в 2008 г., потом в 2009 г., но из-за серии неудачных испытательных пусков принятие ракеты на вооружение видимо состоится не ранее 2011-2012 г.г. (по прогнозу первой половины 2010 г.). Как объявлено в СМИ после успешных 13-го и 14-го пусков - в мае 2011 г. планируется начать совместные государственные испытания комплекса "Булава" и ПЛАРБ пр.955 с завершением в августе 2011 г. В случае успешных пусков №№15-18 ракета будет принята на вооружение в сентябре 2011 г. В то же время, в октябре 2010 г. вице-премьер правительства России Сергей Иванов заявил, что БРПЛ будет принята на вооружение после первого пуска с ПЛАРБ пр.955 и серии из 5 зачетных пусков.

В начале декабря 2010 г. генеральный конструктор МИТ Ю.Соломонов заявил, что возможно использование унифицированной ракеты "Булава" и в составе наземных ракетных комплексов.
Траектория полета - настильная  с сокращенным активным участком. В 2009-2010 г.г. (по состоянию на конец 2008 г.) планировалось провести испытания на максимальную дальность и по специальной траектории. В литературе начала 2000-х годов встречалось наименование ракеты "Булава-30" - "Тополь-МПЛ". По умолчанию данные ракеты 3М30 "Булава-30". По части узлов ракета унифицирована с МБР "Тополь-М" и вероятно РС-24 "Ярс".

Пусковая установка - тип старта - сухой, пуск производится из ТПК с помощью порохового аккумулятора давления / стартового РДТТ. Запуск может осуществляться из подводного или надводного положения носителя.
Глубина запуска - до 50-55 м

Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс, 149-й отдел КБ-2 ГРЦ). Проектирование систем управления, электропитания, вычислительных средств и средств централизованного управления комплексом велось 147-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева. Системы геодезической топопривязки и прицеливания комплекса разработаны 50-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева, а системы защиты комплекса - 127-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева.

Комплекс наземного складского оборудования 3Ф30 включает в себя ангаро-складскую тележку 3Ф30-3 (разработки КБ "Мотор", г.Москва, ЦКБ "Титан", г.Волгоград), тягач 3Ф30-4 (ЦКБ "Титан", г.Волгоград), транспортно-перегрузочный агрегат 3Ф30-9 (ЦКБ "Титан", г.Волгоград) и другое оборудование.


Вероятно, погрузка макета БРПЛ "Булава" на ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий", Северодвинск, осень 2009 г. (http://forums.airbase.ru)

Ракета 3М30 "Булава":

Конструкция:
- ПАД / стартовый РДТТ
- 1-я ступень
- 2-я ступень
- 3-я ступень
- блок разведения РГЧ (двигатель третьей ступени отделается от него после завершения работы). 

Система управления - инерциальная с оптико-электронным блоком астрокоррекции 3Н30 с использованием БЦВМ для выработки команд корректировки курса; антенно-фидерные устройства, а так же программно-аппаратные комплексы обработки телеметрической информации комплекса разработаны и производятся ГРЦ им.Макеева. Система астрокоррекции разработана и производится ОАО "НПП "Геофизика-Космос" (г.Москва) совместно с ФГУП "НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова" и ФГУП "НПЦ АП им.Н.А.Пилюгина". Система астрокоррекции включает в себя изделия 35И и 36И, которые поставлялись производителю ракет для испытательных партий в т.ч. в 2007 и 2008 г.г. Производственные возможности по системам астрокоррекции 3Н30 для БРПЛ на 2007-2008 г.г. - 25 шт/год. Стоимость подготовки серийного производства (2008 г.) блоков 3Н30 - 18.1 млн.руб. В 2007 г. НПП "Геофизика-Космос" за счет финансирования из Инвестиционного фонда федерального бюджета ФГУП "МИТ" начал подготовку производственных мощностей, а в 2008 г. начата подготовка производства блоков 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.

При испытаниях ракеты используется телеметрическая система - приемоиндикатор спутниковых навигационных систем Т-737 "Триада". Система Т-737 включает в свой состав:
Компонент Наименование Габариты Масса Примечание
Приемовычислитель блок ПВУ-Т 174 х 160 х 69 мм 1,3 кг с двумя независимыми антенными входами
Антенные устройства блоки АУ

устанавливается от 2 до 4 шт с целью отсутствия экранирования антенн при эволюциях ракеты
Блок интерфейсного сопряжения блок ОПСК 174 х 160 х 34 мм 0,65 кг опционально, габариты и масса от аналогичного блока системы С-737
Антенный коммутатор блок АК-2М

опционально
Автономный источник питания блок АИП 100 х 56 х 35 мм 0,2 кг опционально, габариты и масса от аналогичного блока системы С-737
Радиочастотные кабели связи


опционально

Летные испытания системы Т-737 начаты на ракетах "Тополь" (с 2004 г.), "Булава" (с 2005 г.), "Старт" (с 2006 г.), "Тополь-Э" и "Ярс" (с 2007 г.). К использованию системы на ракете "Тополь-М" планировалось приступить в 2009 г. При подводном старте ракеты выдача первых результатов навигационных измерений происходит не позже чем через 15 с после обнаружения навигационных спутников.
ТТХ системы Т-737 "Триада":
Спутниковые системы ГЛОНАСС СТ, L1 и GPS C/A, L1 12 спутниковых каналов
Частота обновления данных 10 Гц
Измерение скорости до 15 км/с
Измерение линейного ускорения до 20 G
Измерение "удара" до 10 G/c
Точность по координатам X, Y, Z 15 м
Точность по составляющим вектора скорости до 0.1 м/с
Электропитание от 19 до 36 В  постоянного тока потребление не более 8 ватт
Интерфейсы последовательные каналы RS232 и RS422, встроены в блок ПВУ-Т последовательный 16-разрядный интерфейс, при использовании блока ОПСК
 

Оборудование системы Т-737 - слева-направо, вверху - блоки ПВУ-Т и ОПСК, внизу - источник питания и антенные модули (http://www.rusarmy.com, 2009 г., графическая обработка http://militaryrussia.ru).

"Булава-47" по западным данным корректирует свой полет с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, а так же несет боевые блоки с активными РЛ ГСН. Данные не подтвержденные и вызывают некоторые сомнения.

Двигатели:
- 1 ступень - РДТТ, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск"), первое безсопловое испытание прототипа двигателя - 1999 г. (??). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета. 
Тяга двигателя - более 90 тонн
Длина - 3.8 м (данные СНВ-1)
Масса  - 18.6 т (данные СНВ-1)


Вероятно, испытания воспламенителя двигателя 1-й ступени ракеты "Булава" на стенде (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении").

- 2 ступень - РДТТ с раздвижным сопловым насадком, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск"). Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.

- 3 ступень - РДТТ с раздвижным сопловым насадком, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172). Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.

Есть вероятность того, что для сокращения времени активного участка траектории (АУТ) раздвижение сопловых насадков 2-й и 3-й ступеней происходит в "горячем" режиме продуктами работы двигателей ступеней. Подобная технология отрабатывалась в 1980-е годы КБ "Южное" (г.Днепропетровск) для авиационного ракетного комплекса "Кречет" и других систем.

- ступень разведения боевых блоков - вероятно, ЖРД или многокамерный РДТТ.

Есть вероятность того, что на ступени разведения боевых блоков используется жидкостная монотопливная двигательная установка, аналогичная разработанной в конце 1980-х годов КБ "Южное" (г.Днепропетровск) для авиационного ракетного комплекса "Кречет", МБР "Тополь-М" (блок разведения боевых ступеней варианта ракеты 15Ж65 КБ "Южное). Подобная ДУ обеспечивает два режима работы основного двигателя ступени с глубоким дросселированием (в 30 раз) камеры двигателя большой тяги, чем снижается газодинамическое воздействие на отделяемые боевые блоки. Построение порядков боевых блоков выполняется двигателем малой тяги по "тянущей" схеме.
Тяга двигателя большой тяги - 300 кг (в пустоте)
Тяга двигателя малой тяги - 3 / 6 кг (в пустоте)


Бросковый пуск ракеты "Булава" с запуском двигателя 1-й ступени на полигоне. Вероятно, Воткинск и, возможно, пуск был неудачным с потерей управления после запуска (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении").

ТТХ ракеты и комплекса:
Длина шахты ПЛАРБ - 12.1 м (данные СНВ-1)
Длина ракеты с головной секцией - 12.1 м (данные СНВ-1)
Длина ракеты без головной секции - 11.5 м (данные СНВ-1)
Диаметр внутренний пускового контейнера - 2.1 м (данные СНВ-1)
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) - 2 м (данные СНВ-1)
Длина 1-й ступени - 3.8 м (данные СНВ-1)

Масса - 36.8 т (данные СНВ-1)
Масса 1-й ступени - 18.6 т (данные СНВ-1)
Масса забрасываемая - 1150 кг (данные СНВ-1)
Масса боевого блока (в комплектации 6 РГЧ ИН) - 95 кг (по западным данным)

Дальность действия:
- 5500 км (в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка)
- 8000 км (по проекту, "Булава-30")
- 8300 км (по западным данным)
Время полета - 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка), 22 мин по др.данным
КВО:
- 350 м (западные данные)
- менее 250 м (по данным некоторых отечественных СМИ)
- 120-150 м (оценка по сравнению с Трайдент-2 и др.ракетами)
Высота апогея траектории в ходе испытаний - 1000 км

Возможности промышленности по серийному выпуску - до 25 шт/год (оценочно)

Типы БЧ: ракета оснащается средствами преодоления ПРО. Возможно, в ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром. Согласно интервью генерального директора МИТ Ю.Соломонова, выдержки из которого опубликованы 8 декабря 2010 г., ядерный заряд для БРПЛ "Булава" успешно разработан и готов к серийному производству (или уже производится?).

1 ноября 2005 г. пуском МБР "Тополь" со штатной СПУ с полигона Капустин Яр в сторону полигона Сары-Шаган начаты летные испытания единой платформы разведения боевых блоков, новых средств преодоления ПРО и единых боевых блоков для МБР "Тополь" и БРПЛ "Булава". 22 апреля 2006 г. прошел второй пуск в рамках испытаний платформы и блоков - РВСН произвели пуск ракеты К65М-Р с полигона Капустин Яр. Платформа разведения боевых блоков предназначена для доставки 6 РГЧ ИН. Платформа обладает способностью совершать маневры на траектории, которые затрудняют решение задач ПРО противником. Генеральный конструктор МИТ Ю.Соломонов в 2006 г. заявил, что испытания новой единой платформы разведения и единого боевого блока должны завершиться в 2008 г. Третий пуск в рамках программы испытаний новых боевых блоков и платформы произведен 05.12.2010 г. с полигона Капустин Яр МБР "Тополь" по полигону Сары-Шаган.

Вероятно, маневрирующие боевые блоки малой мощности находятся либо в разработке либо в стадии испытаний. Управление - вероятно, газодинамическое. Маневр по курсу и высоте полета осуществляется в атмосфере. Так же возможно, что информация о маневрирующих боевых блоках не является достоверной, а речь идет о маневрирующей платформе разведения ББ (см.выше).

По западным данным (источник - Russian warhead alters...) в ходе испытательного пуска 1 ноября 2005 г. боевой блок (или платформа с боевым блоком) перешла на более низкую траекторию полета и совершила маневр. Скорость объекта при этом составляла около 5.5 км/с.

- 3М30 "Булава-30" (в ходе испытаний) - 3 х РГЧ ИН;

- 3М30 "Булава-30" (стандартная комплектация) - 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт

- 3М30 "Булава-30" (вариант по западным данным) - 1 х маневрирующая БЧ мощностью 550-1000 кт;

- "Булава-30" / "Булава-47" - 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;

- "Булава-45" / "Булава-47" - 3 х маневрирующих РГЧ ИН мощностью 1-5 кт по одним и до 150 кт по др.данным.


Испытания ракеты 3М30 "Булава" на специальном стенде. (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении").

Модификации:
Комплекс Д-30, ракета Р-30 "Булава-30" - базовый вариант БРПЛ разработки МИТ.

Ракета "Булава-45" / "Булава-47" - тяжелая модификация с боевыми блоками с активными РЛ ГСН (западные данные). Разработка ГРЦ им.Макеева. В СМИ упоминается ракета "Булава-47" без пояснений. Так же упоминается, что данное наименование является фальсификацией проекта ракеты "Булава-45".
Масса - 45 или 47 тонн

Ракета "Булава-М" - модернизированный вариант ракеты Р-30 "Булава-30", планируется к установке на ПЛАРБ пр.955У / 955М. Или наименование комплекса с ракетой 3М30 на ПЛАРБ пр.955 "Борей".

Носители:
- ПЛАРБ пр.941УМ TYPHOON ТК-208 "Дмитрий Донской" - 1 пусковая шахта БРПЛ "Булава".

- ПЛАРБ пр.955 "Борей" - 16 пусковых шахт БРПЛ на ПЛАРБ первой серии пр.955А, строится серия из 8 ПЛАРБ. Начиная с третьей ПЛАРБ есть вероятность установки 20 пусковых шахт с ракетами "Булава-М". По состоянию на 2010 г. испытания проходит первая ПЛАРБ серии пр.955А "ЮрийДолгорукий". Пуски с ПЛАРБ по состоянию на 25.07.2010 г. не производились, погрузки макетов БРПЛ производились.

Гипотетические проекции и компоновки БРПЛ Р-30 / 3М30 "Булава":


Гипотетические проекции ракеты Р-30 / 3М30 "Булава" / SS-NX-30 (с) версия 19.12.2010 г., http://militaryrussia.ru


Гипотетические проекции ракеты Р-30 / 3М30 "Булава" / SS-NX-30 (с) версия 29.11.2010 г., http://militaryrussia.ru


Гипотетические проекции ракеты Р-30 / 3М30 "Булава" / SS-NX-30 (с) версия 30.07.2010 г., http://militaryrussia.ru


Статус: Россия

- 2004 г. 24 мая - при огневых испытаниях двигателя одной из ступеней на Воткинском машиностроительном заводе произошел взрыв.


Один из первый пусков ракеты 3М30 "Булава" с ПЛАРБ пр.941УМ из подводного положения, вероятно 23.09.2004 г. (http://militaryphotos.net)

- 2005 г. 1 ноября - первый пуск в рамках программы летных испытаний новой единой платформы разведения боевых блоков и собственно единых боевых блоков МБР и БРПЛ. Пуск произведен МБР "Тополь" со штатной СПУ с полигона Капустин Яр. В пуске совмещены испытания по продлению гарантии ракет комплекса "Тополь" и испытания новой платформы разведения боевых блоков.

- 2006 г. 22 апреля - РВСН произвели пуск ракеты К65М-Р с полигона Капустин Яр с целью отработки единой платформы разведения с 6 боевыми блоками для МБР класса "Тополь-М" и БРПЛ "Булава". Пуск производился по полигону Сары-Шаган, испытания прошли успешно. Основная задача данного пуска - испытания единого боевого блока и и новых элементов комплекса преодоления ПРО. Данный пуск является вторым пуском в рамках программы испытаний. Генеральный конструктор МИТ Ю.Соломонов в 2006 г. заявил, что испытания новой единой платформы разведения и единого боевого блока должны завершиться в 2008 г.

- 2007 г. до начала апреля - комплект стартового оборудования для штатного носителя - ПЛАРБ пр.955 произведен ГРЦ им.Макеева и предприятиями-смежниками и поставлен на ПО "Севмаш" для монтажа на ПЛАРБ "Юрий Долгорукий".

- 2007-2009 г.г. - ГРЦ им.Макеева проводило работы по теме НИР Б-30. В частности испытания узлов и агрегатов изделий на вакуумно-динамическом стенде.

- 2008 г. - НПП "Геофизика-Космос" начало производство блоков астрокоррекции 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.

- 2009 г. июль - директор МИТ Ю.Соломонов подал в отставку с поста директора МИТ, но остался главным конструктором системы "Булава".

Испытательные пуски ракет Р-30 "Булава" (по состоянию на 25.07.2010 г.):
  Дата Статус Носитель Место испытаний Примечание
0 23.09.2004 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Баренцево море бросковый пуск весогабаритного макета из подводного положения, макет достиг высоты 40 м
00 11.12.2004 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Баренцево море бросковый пуск весогабаритного макета из подводного состояния (указывается некоторыми западными СМИ); по другим данным пуск не состоялся по причине неисправности;
000 ??? успешный  стенд Воткинск ?? бросковый пуск с запуском двигателя первой ступени
1 27.09.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из надводного положения в 17-20 по Москве из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка). Отмечен сбой в работе 3-й ступени.
2 21.12.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море первый пуск из подводного положения в 08-19 по Москве из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка)
3 07.09.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отказ 1-й ступени, ракета упала в море через несколько минут (минуту ?) после старта
4 25.10.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отклонение от курса через 200 сек после старта, самоликвидация, падение в море
5 24.12.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из надводного положения, отказ 3-й ступени на 3-4 минуте полета, самоликвидация
6 28.07.2007 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, 1 из 3 РГЧ ИН не достиг полигона
7 11.11.2007 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени на 23 секунде полета
8 18.09.2008 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью штатный пуск с отказом  на этапе разведения боевых блоков. Есть предположение, что испытывался новый тип боевых блоков.
9 28.11.2008 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью успешный запуск
10 23.12.2008 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск осуществлен в 6-00 по Москве, отказ 3-й ступени при включении на 91 секунде полета, самоликвидация, официальная причина сбоя - бракованный пиропатрон разделения ступеней;  запуск ранее планировался на 21.12.2008 г., но был перенесен;
11 15.07.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени, самоликвидация на 20 секунде полета (28-й сек по др.данным); По неподтвержденным неофициальным данным пуск был внеплановый и вынужденный из-за нарушения технологии хранения БРПЛ в шахте ПЛАРБ. По другой версии причиной сбоя стала нештатная работа газогенератора, вырабатывающего электроэнергию для систем ракеты. Неподтвержденная информация о повреждении приборного отсека при транспортировке ракеты. Якобы при подготовке пуска ракету многократно перегружали в ПУ на подводной лодке (9 раз).
11+ 27.10.2009 нет пуска ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск ракеты не состоялся по причине сбоя в системе команд на выдачу полетного задания
12 09.12.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, отказ 2-й ступени - нераскрытие раздвижного сопла двигателя по причине производственного брака
13 07.10.2010
успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море по информации от 30.07.2010 планируется испытательный пуск первой ракеты из серии в три эталонных образца в августе 2010 г. (11-14.08.2010); 03.09.2010 г. объявлено о переносе испытаний на 09-12.09.2010 г., 22.09.2010 г. - объявлено о переносе испытаний на конец-сентября - начало октября 2010 г. 06.10.2010 г. объявлено о планах запуска на 07-10.10.2010 г. По итогам пуска в сообщениях СМИ сказано "Пуск признан успешным. Параметры траектории ракеты отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура". Пуск произведен из подводного положения. Позже итоги пуска названы "удовлетворительными".
14 29.10.2010 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море второй пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки выполнен успешно, согласно сообщений СМИ
15 пуск 17.12.2010 отменен 15.12.2010 с переносом на май-июнь 2011 г.
план ПЛАРБ пр.955 Белое море третий пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки, по итогам этого пуска возможно принятие на вооружение первой ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий". Пуск планируется провести из надводного положения ПЛАРБ.
16 май 2011 г. план план ПЛАРБ пр.955
вероятно, пуски программы совместных государственных испытаний комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов, лента.ру)
17 2011 г. план ПЛАРБ пр.955   совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов, лента.ру)
18 2011 г. план ПЛАРБ пр.955   совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов, лента.ру)
19 2011-2012 г.г. план ПЛАРБ пр.955   согласно одному из заявлений в СМИ после первого успешного пуска с ПЛАРБ пр.955 до приятия БРПЛ на вооружение должно пройти еще 5 зачетных пусков (№№16-20)
20 2011-2012 г.г. план ПЛАРБ пр.955   согласно одному из заявлений в СМИ после первого успешного пуска с ПЛАРБ пр.955 до приятия БРПЛ на вооружение должно пройти еще 5 зачетных пусков (№№16-20)

- 2009 г. 9 декабря - атмосферное явление появившееся в результате неудачного пуска БРПЛ "Булава" получило название Норвежской спиральной аномалии.


Норвежская спиральная аномалия. 09.12.2009 г. (http://ljplus.ru)

- 2010 г. 21 мая - министр обороны А.Сердюков заявил, что планируется к ноябрю 2010 г. собрать три полностью идентичных по процессу сборки и комплектации образца ракет "Булава" для проведения испытаний на предмет поиска неисправности. В случае успешных испытаний планируется произвести два испытательный пуска со штатного носителя - ПЛАРБ пр.955.

- 2010 г. 16 июля - источник в Главном штабе ВМФ России сообщил о планах возобновить испытания "Булавы" в августе 2010 г. Якобы планируется произвести три запуска - два с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ и в случае успешных пусков третий запуск предполагается с ПЛАРБ  пр.955.

- 2010 г. 30 июля - в СМИ появилась информация о том, что первый в 2010 г. пуск ракеты "Булава" намечен на 11-14 августа 2010 г. с борта опытовой ПЛАРБ пр.941УМ.

- 2010 г. 09 августа - в СМИ появилась информация о переносе испытательного пуска без пояснения причин на 2 недели.

- 2010 г. 03 сентября - в СМИ появилась информация о назначении пуска ракеты "Булава" на 9-12 сентября 2010 г. пуск ракеты должен производиться с ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр941УМ.

- 2010 г. 20 сентября - в СМИ появилась информация о назначении главным конструктором БРПЛ "Булава" Александра Суходольского.

- 2010 г. 22 сентября - первые два пуска из планировавшихся трех (в 2010 г.) перенесены на конец-сентября - начало октября 2010 г. Вероятно, оба пуска состоятся с ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ.

- 2010 г. 06 октября - ПЛАРБ "Дмитрий Донской" вышла в море из Северодвинска для проведения испытательного пуска БРПЛ "Булава" - первого в 2010 г. и первого в серии из трех пусков для проверки правильности соблюдения технологии сборки ракет. пуск ожидается с 7 по 10 октября 2010 г.

- 2010 г. 07 октября  - из акваротии Белого мора по полигону Кура на Камчатке произведен 13-й пуск ракеты "Булава" с борта ПЛАРБ "Дмитрий Донской". Пуск признан успешным.

- 2010 г. 29 октября - в 5-30 по московскому времени ПЛАРБ "Дмитрий Донской" выполнила 14-й испытательный пуск ракеты "Булава". Пуск успешный.

- 2010 г. 17 декабря - планировалось провести первый пуск БРПЛ "Булава"  с ПЛАРБ  пр.955 "Юрий Долгорукий" из надводного положения (объявлено в октябре 2010 г. о планах провести пуск в декабре и 25.11.2010 г. о более точной дате). Пуск отменен 15.12.2010 г. и перенесен на май-июнь 2011 г. Официальная причина переноса пуска - ледовая обстановка в Белом море.

- 2011 г. май - ожидается начало нового этапа испытаний ракетного комплекса "Булава" с ПЛАРБ пр.955. Вероятно, это будут совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ. Программу государственных испытаний планируется завершить в августе 2011 г. (лента.ру, 29.10.2010 г.).


Источники:
"Булава" - это случилось. Интерфакс. http://www.interfax.ru/txt.asp?id=158777, 2010 г.
Википедия. Сайт http://en.wikipedia.org, 2010 г.
Военные удовлетворены испытаниями на полигоне Капустин Яр. // http://www.regnum.ru/news/629458.html, 2006 г.
Глобальная авантюра. Сайт http://www.avanturist.org, 2011 г.
Годовой отчет ОАО "НПП "Геофизика-Космос" за 2007 г., 2008 г. Сайт http://www.geofizika-cosmos.ru, 2010 г.
Интерфакс. Сайт http://www.interfax.ru, 2010 г.
Коновалов А., Проекты 955, 955А и 955У. Сайт http://paralay.com, 2010 г.
Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. №5 / 2007 г., №12, 13 / 2008 г., №11 / 2009 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2010 г.
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.
Сайт http://www.zakupki.gov.ru, 2010 г.
Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". г.Днепропетровск, ГКБ "Южное", 2000 г.
РИА "Новости". Сайт http://rian.ru, 2010 г.
Сайт российской военной техники. Форум http://www.rusarmy.com/forum, 2009 г.
СКБ-385, КБ Машиностроения, ГРЦ "КБ им.академика В.П.Макеева". М., "Военный парад", 2007 г.
Форум "Стелс машины". Сайт http://paralay.iboards.ru, 2009 г.
Хазбиев А., Тюменев В., "Булава" ударит бумерангом. // Эксперт. №4 / 2009 г.
Ширшиков А., По плечу ли "Булава"? // Северный рабочий. 31.01.2007 г. 
Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2009 г.
DTIG. Сайт http://www.dtig.org, 2010 г.
Fact sheet. START aggregate numbers of strategic offensive arms. 1 july 2009. http://www.state.gov, 2010 г.
Russian warhead alters course midflight in test. Washington Times, 20.11.2005 г.

Каталог


Последние комментарии

Gradient Wrote:Несколько сот метров - это толщина льда, которую она пробивает, а...
Anonymous 2011-02-24 14:04
да... уж...
DIMMI 2011-02-24 13:41
Гость Wrote:Slaanesh Wrote:ну пишут про ТПК в некоторых источниках, но кто знает.Тут...
Gradient 2011-02-24 10:35
Slaanesh Wrote:ну пишут про ТПК в некоторых источниках, но кто знает.Тут вот на...
Anonymous 2011-02-22 16:13
ну пишут про ТПК в некоторых источниках, но кто знает.Тут вот на форуме револьвер...
Slaanesh 2011-02-22 15:53
DIMMI Wrote:Да это может и не ракета... а допустим ТПК... (просто предположение...
Anonymous 2011-02-22 15:33
Да это может и не ракета... а допустим ТПК... (просто предположение ни на чем не основанное)
DIMMI 2011-02-22 15:23
DIMMI Wrote:у меня только такая информация (подписано под рис.): Вероятно, погрузка...
Anonymous 2011-02-22 15:15
Гость Wrote:Кстати, а это что и куда грузят? Похоже, что таки это в Борей что-то...
DIMMI 2011-02-22 14:47
Гость Wrote:Кстати, а это что и куда грузят? Похоже, что таки это в Борей что-то...
Gradient 2011-02-22 13:48