Асимметричный прорыв Путина
Президент объявил о новом гиперзвуковом оружии РоссииПосле завершения очередного этапа стратегической командно-штабной тренировки (СКШТ) в Плесецке, президент РФ Владимир Путин объявил журналистам, что вскоре у России появятся самые современные стратегические ракеты. Он сказал, что эти ракеты будут летать на гиперзвуковых скоростях, изменять траекторию по высоте и курсу и поражать стратегические цели на межконтинентальной глубине.
Первый заместитель начальника Генерального штаба ВС генерал-полковник Юрий Балуевский подтвердил, что в ходе СКШТ испытывался гиперзвуковой летательный аппарат. Он летал не только в космосе по баллистической траектории с гиперзвуковой скоростью, но и в атмосфере. При этом траектория аппарата, имевшая форму эллипса, произвольно изменялась. По словам генерала, это позволит новой машине преодолевать любые системы противоракетной обороны настоящего и будущего.
Заявления о новом ракетном оружии вызвали много вопросов и комментариев. Бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны РФ генерал-майор в отставке Владимир Дворкин высказал предположение, что новшества могут относиться к боеголовкам баллистических ракет. Еще во времена СССР на тяжелой баллистической ракете вместо ядерной головной части предлагалось разместить несколько сверхзвуковых крылатых ракет. Баллистическая ракета должна была выводить головную часть в район предполагаемого нахождения цели и там крылатые ракеты уже сами обнаруживали бы и атаковали ее. Однако из-за крайне высокой стоимости от этой идеи пришлось отказаться.
Действительный член Академии космонавтики Валентин Белоконь сказал корреспондентам, что термин "гиперзвуковая" может относиться скорее всего не к баллистической, а к крылатой ракете. Он считает, что если новые ракеты могут совершать маневры по курсу и высоте и закономерность их маневрирования задается генератором случайных чисел, то против такого оружия любая система ПРО становится полностью бессильна.
Газета "Лос-Анджелес таймс" привела высказывания представителя Пентагона, который заявил, что Россия давно обладает потенциальными возможностями преодоления создаваемой в Соединенных Штатах системы противоракетной обороны уже только потому, что она обладает большим количеством баллистических ракет. Он также отметил, что появление новой российской технологии мало что изменит в сложившейся ситуации.
Работы по созданию гиперзвуковых КР в России ведутся с конца 50-х - начала 60-х годов. Увеличение скорости летательных аппаратов всегда было одним из ключевых направлений повышения их эффективности. Разработчики в среднем тратили 10 лет на увеличение числа М на одну единицу. В 1960-е годы было достигнуто М=1,0-1,5, в 70-е - 2,5-3, в 80-е - 3-4. Каждая единица М - это новая аэродинамика, соответствующая требованиями технологии "стелс", новые конструктивно-схемные решения, новые методы расчетов, новые материалы и новая экспериментальная база для проверки полученных результатов. Появление летательных аппаратов со скоростью М=5 имеет первостепенное значение для укрепления обороноспособности страны в XXI в.
Достоянием гласности работы по созданию гиперзвуковых машин стали в 1997 году, когда на Международном авиационно-космическом салоне в подмосковном Жуковском Машиностроительное конструкторское бюро "Радуга" продемонстрировало свое новое изделие - гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90. В НАТО его назвали AS-19 Koala (см. таблицу 1). После сброса Х-90 раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение и запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Он разгоняет ракету до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М= 4-5.
По словам источника из ОПК, на модифицированном бомбардировщике ТУ-160М с удлиненным фюзеляжем планировалось устанавливать по две кассеты с шестью КР Х-90 в каждой. Эта ракета имела высокие показатели энерговооруженности. Профессионализм разработчиков позволил обеспечить очень хороший уровень и ее стоимостных характеристик.
В период правления Михаила Горбачева эта ракета по чьей-то злой воле была включена в перечень систем оружия, подпадающих по действие договора СНВ-2. Проект, фактически приближавшийся к фазе государственных испытаний, прекратил свое существование в 1992 году, когда у американцев еще и не начинались подобные разработки.
В настоящее время за рубежом не существует реальных аналогов этой системы. В то же время противоречивые сообщения об американском гиперзвуковом летательном аппарате, ранее известном как "Аврора", могут свидетельствовать о работах в этом направлении. Ряд проектов, реализуемых в США, предусматривает создание летающих лабораторий как на базе снимаемых с вооружения стратегических МБР, так специализированных гиперзвуковых летающих лабораторий (ГЛЛ). При этом стоимость проведения одного летного эксперимента составляет десятки миллионов долларов при использовании МБР и до 4,5 миллиона долларов для специализированной ГЛЛ. Общая стоимость программы создания 50-тонной ГЛЛ Х-34 оценивается более чем в 175 млн. долларов. Американцы посчитали создание таких КР слишком дорогим, поэтому разрабатывают и производят КР дозвукового диапазона.
Корреспонденту НВО удалось связаться с генеральным конструктором МКБ "Радуга", который создавал Х-90, академиком, Героем Социалистического Труда Игорем Селезневым. На нашу просьбу прокомментировать заявление президента о новом оружии академик ответил, что он не понимает о чем идет речь.
Некоторые эксперты полагают, что своим заявлением Владимир Путин продемонстрировал возможности асимметричного ответа на противоракетный вызов Америки. Кроме того, у России сейчас просто нет средств для строительства системы ПРО и она пока не собирается ее создавать. О чем и было официально объявлено представителями МО.
Из досье "НВО"
Основные тактико-технические характеристики крылатой ракеты Х-90.
Длина - около12 м. Размах крыла - 6,8-7 м, число/мощность боеголовок - 2/200 Кт. Двигатель - гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный. Ускоритель - ракетный двигатель твердого топлива. Скорость полета - 4-5 М (М - число Маха. В воздухе М=332 м/сек). Высота пуска/полета - 7000/7000-20000 м. Дальность - 3000 км. Система управления - инерциальная и радиокомандная. Носитель - Ту-160М.