Ядерное сдерживание и нераспространение
под редакцией Алексея Арбатова и Владимира Дворкина
Раздел II.
Политика официальных членов «ядерного клуба»
Глава 6.
Великобритания
Обеспечение безопасности государства и строительство вооруженных сил
осуществляется в соответствии с правительственной программой «Основы
военной политики Великобритании», рассчитанной до 2015 г. Характерной
чертой осуществляемой военной реформы является концепция объединения
однотипных сил и средств различных видов вооруженных сил в единые
формирования. Великобритания по-прежнему ориентируется на сохранение
ядерного оружия, представленного стратегическими ракетными силами
морского базирования, как основы ядерного сдерживания и определенного
силового давления на страны третьего мира.
Стратегические ядерные силы Великобритании сосредоточены на четырех
современных подводных лодках-ракетоносцах собственной разработки,
программа ввода которых в боевой состав осуществлена за последние
десять лет. Первая лодка «Вангард» (Vanguard) начала патрулирование в
декабре 1994 г., вторая «Викториос» (Victorious) — в декабре 1995 г.,
третья «Виджилант» (Vigilant) — осенью 199 8 г., четвертая «Вендженс»
(Vengeance) — в феврале 2001 г. Каждая лодка имеет 16 пусковых
установок для баллистических ракет подводных лодок. Пункт базирования —
база Клайд (Clyde) в Шотландии (32 км от Глазго) 1.
ПЛАРБ находятся под общим руководством министра обороны, которому
подчинен департамент ВМС. Органом административного и оперативного
руководства подводными ракетно-ядерными силами является штаб ВМС.
Начальник штаба (первый морской лорд, главнокомандующий ВМС и главный
советник министра обороны по военно-морским вопросам) непосредственно
управляет стратегическими ядерными силами морского базирования.
Премьер-министр санкционирует применение ядерного оружия.
Ядерная политика Великобритании исторически тесно связана с ядерной
политикой США на многих уровнях. Лондон традиционно сделал ставку на
максимально тесное сотрудничество с США, начавшееся еще в годы Второй
мировой войны, в том числе и на американскую систему предупреждения о
ракетном нападении. Британские ракеты интегрированы в американскую
систему ядерного оперативного планирования (СИОП). В октябре 2003 г. на
ПЛАРБ США с БРПЛ типа «Трайдент-2» началась установка новой системы
перенацеливания ракет, которая соответствует новой американской
доктрине страте г и ч ес ко го ядерного планирован ия (Nuclear Posture
Review — NPR). Добавлены компьютерные системы, которые увеличивают
гибкость в части быстроты, точности и надежности перенацеливания ракет
на большее количество целей. Система управления стрельбой поддерживает
адаптивное планирование: позволяет перенацеливать ракеты как по заранее
подготовленным, так и по вновь поступившим программам. Подобные системы
были установлены и на британски
х лодках 2.
Трехступенчатые тверотопливные БРПЛ типа «Трайдент-2» фактически
арендованы у США и перед вводом в строй загружены на лодки в
американском арсенале в Кингс-Бей (штат Джорджия). Каждая БРПЛ оснащена
головной частью, в которой могут размещаться до 8 боевых блоков
индивидуального наведения и средства преодоления ПРО. При демонтаже
последних можно довести количество боевых блоков, установленных на
ракете, до 14 единиц. Ракета с высокой точностью доставляет боезаряды к
целям, удаленным на 7400 км (для моноблочной головной части — до 12 000
км). Круговое вероятное отклонение оценивается по некоторым данным
величиной, равной 120 м, что представляется несколько завышенным.
При 8 боезарядах на каждой из 58 закупленных БРПЛ общее количество
зарядов на 4 подводных лодках может достигать 464. Однако в июле 1998
г. Лондон заявил, что не намерен иметь более 200 оперативно развернутых
боезарядов, т. е. фактически уменьшил свой максимальный оперативно
развернутый потенциал на 50%. Правительство Великобритании объявило,
что предполагается постоянное боевое дежурство только одной ПЛАРБ с 48
боеголовками. Поэтому на лодках находится по 12—16 ракет и в среднем
около 40 зарядов. Как правило, одна шахта предназначена для
испытательных пусков, в остальных располагаются ракеты с боезарядами.
Например, в 11 шахтах могут размещаться БРПЛ с 3 зарядами и в 4 шахтах
по программе достра-тегической миссии (нанесения ограниченных ядерных
ударов) — ракеты с одним зарядом. Ракетный комплекс ПЛАРБ может
производить с глубины 30—40 м как одиночный, так и залповый пуск
четырех ракет с интервалом примерно 20 с.
Термоядерные боезаряды собственной сборки имеют конструкцию и
систему безопасности, близкие к зарядам США типа W-76, с регулируемой
мощностью (100, 10 или 1 кт). Боезаряд размещен в боевом блоке близкой
или той же конструкции, что и боевой блок США типа Mk-4. При со
провождении запасов ядерного оружия и обращении с системами «Трайдент»
осуществляется тесное техническое сотрудничеств о между ядерными
лабораториями Соединенных Штатов и Ядерной оружейной лабораторией
Великобритании (AWE). За последние годы контакты между персоналом,
работающим в соответствующих ядерных оружейных программах
Великобритании и США, значительно расширились 3.
Все лодки двойного подчинения — национального и США (действуют по
единому плану). В военное время Великобритания передает все свои силы
под контроль объединенного командования НАТО. Район патрулирования
располагается в Северо-Восточной Атлантике. Одна из четырех лодок
находится на патрулировании, две другие — на базе или в территориальных
водах и могут быть развернуты в относительно короткие сроки. Четвертая
лодка находится в ремонте и на обслуживании, время ее развертывания
значительно больше.
Применение своих ядерных средств Великобритания планирует
осуществлять в двух формах: в упреждающем ядерном ударе всем составом
боеготовых средств (скорее всего совместно с США) или в ответном ударе
дежурным составом (одной-двумя ПЛАРБ) самостоятельно из района боевого
патрулирования в Северо-Восточной Атл а н т и ке. Ранее по амер
иканскому плану СИОП до 90% английских ядерных средств нацеливалось в
основном на объекты военно-экономического потенциала противника. С п ри
нятием на вооружени е БРПЛ «Tрайдент-2» появилась возможность
эффективного поражения английскими СЯС стратегически важных
высокозащищенных стационарных объектов 4.
Между США и Великобританией существует Соглашен ие о сотрудничестве
по использованию яде рной энергии в военных целях, заключенное 3 июля
1958 г. В рамках Соглашения работает Объединенная группа обмена
информацией по атомным вопросам, созданная в 1959 г. Министерством
энергетики США и Министерством обороны Британии. Она ко н трол и рует
пер едачу информации о ядерном оружии стран ам, с которыми США имеют
соглашения о сотрудничестве по ядерным вопросам. До конца этого года
правительство намерено продлить Соглашение. США начинают ис-с ледо в
ательские проекты по со зданию «мининьюков». Хотя Лондон и отрицает
участие в этих проектах, существующее Соглашение и следование политике
США нанесения превентивных ударов не исключают его вовлечения в такие
работы.
Находясь в оппозиции, лейбористы брали на себя обязательства по
усилению гарантий безопасности в отношении государств, не владеющих
ядерным оружием. Однако правительство лейбористов вслед за проводимой
Соединенными Штатами политикой «преднамеренной неопределенности»
заявило, что применение ядерного оружия для сдерживания угроз
применения биологического или химического оружия не исключено 5.
Согласно материалам МИД Британия, как и США, готова пересмотреть
инструменты борьбы с нераспространением ОМУ. 20 марта 2002 г. министр
обороны заявил: «Британия готова использовать ядерное оружие для защиты
своих войск от ОМУ».
В феврале 2003 г. Британия предоставила США право модернизировать и
использовать в национальной ПРО радар раннего пред упреж ден ия в
Флайлингде й лз (Flylingdales). В остальном британское руковод с тво,
считая американскую ПРО опытным проектом, пока не присоединилось к этим
работам. Решение по данному вопросу открыто и требует дальнейшего
обсуждения.
Анализируя планы модернизации английских яде р-ных сил, необходимо
отметить следующее. Время разработки ПЛАРБ составляет около 15 лет, а
срок ее слу жбы — 25 лет . Поэтому спустя 10 лет после ввода первой
лодки нового поколе ния необходимо начин ать работы по разработке
корабля следующего поколения. В ближайшие годы Британия должна принять
решение о судьбе ПЛАРБ. Пока Министерство обороны отрицает, что
существует план строительства новой лодки. В преддверии конференции по
ДНЯО в 1998 г. прав ительство заявляло о преж девременнос ти отказа от
разработки преемника ПЛАРБ с БРПЛ «Tрайдент » , поскольку, участвуя в
процессе ядерного разоружения, оно должно быть уверено, что в будущем
безопасность можно обеспечить без ядерного оружия. И если в 2000—2001
гг. Комитет по обороне Палаты общин, комментируя долгосрочную ядерную
политику , не уточнил эту проблему, то уже в Послании по безопасности в
изменяющемся мире за 2003 г. («Белая книга 2003 г.») 6
фактически расставлены вс
е точки над «i»: минимальное ядерное сдерживание с помощью раке т « Tр
а й дент» останется необходимым элементом безопасности Британии до 2028
г.: в условиях высокого риска расп ространения ОМУ существующе е яде р
но е оружие должно быть сохранено. Пока же официальное решение н е
принято, вопрос сдерживания яде р-ными средствами остается открытым
вплоть до принятия решения будущим парламентом. Вообще в том, что
касается открытости информации, лейбористское прав ительство отказалось
от еже годных заявлен ий по ядерной поли т и ке, пр актиковавшихся в
80—90-х годах прошло го века.
В настоящее время Соединенные Штаты заняты выполнением ряда программ
с целью продления срока слу жбы, модернизации и в некоторых случаях
радик а ль н о го изменения возможностей своих БРПЛ. Производство ракет
продлено до 2013 г., а срок их эксплуатации — до 2042 г. В этой связи
существует несколько вариантов модернизации ядерного оружия
Великобритании 7. Один — согласование программы развития
систем страте гиче ского оружия с США и совместное участие в программах
продления срока эксплуатации ракеты и заряда W76 с внедрением
полученных ре-шений в конструкции британских боезарядов, повы-шения
эффективности боевого блока Mk-4 с доведением его массово-габаритных
характеристик до параметров боевого блока Mk-5. Другой — увеличение
сроков эксплуатации подводных лодок за счет модернизации реактора и
корпуса лодки .
По ранее имевшейся информации Британия не участвует в финансировании
подобных работ. В случае продления сроков эксплуатации лодок такая
возможность не исключается. Установленный срок эксплуатации британского
боезаряда, вероятно, составляет около десяти лет, после чего требуется
переборка и замена ряда элементов: заряда взрывчатого вещества,
окружающего плутониевую питу, других неядерных компонентов. Первые
боезаряды были поставлены в 1992 г. Так что восстановление, возможно,
уже началось. Ранее проводились исследовательские работы по изучению
возможности продления эксплуатационных сроков боезарядов на несколько
лет. Если они были успешны, начало восстановления могло быть отсрочено.
В августе 2002 г. сообщалось, что планируется строительство нового
современного комплекса предприятий вблизи основного центра разработки
ЯО AWE в Олдермастоне (Аldermaston) 8. Представленный
общественности стратегический план развития AWE предусматривает
строительство центра науки и технологии вместо производственного
предприятия по сборке боезарядов в Баргфилде (Burghfield). В состав
комплекса войдут:
• многолучевая лазерная установка «Orion» для
исследования термоядерной реакции с мощностью, в 1000 раз превышающей
мощность существующего лазера;
• исследовательский стенд HRF в составе взрывной камеры
и пятилучевого рентгено-импульсного аппарата для получения опытных
результатов, ранее доступных только после проведения подземных ядерных
испытаний;
• современная лаборатория испытания материалов, используемых при изготовлении ЯО;
• мощный суперкомпьютер для моделирования функционирования боезаряда и визуализации результатов расчетов.
Фактически план строительства данного ко м п л екс а идет в русле
американской научной программы поддержания яде рного арсенала. Цель
проекта — после прекращения производства компонентов яде р н о го
оружия и сокращения количества боезарядов сконц ентрировать внимание на
исследовании влияния старения боезаряда на его функционирование, на
моделир овании работы существующих и перспективных боезар ядов без
проведения натурных ядерных испытаний. Как и в США, наблюдается
стремление ско н ц ентрировать в одном месте разработку, производство и
поддержание ядерных боезарядов, уменьшив риск при транс-пор тировке. В
рамках п роек та ранее, в 1997 г., было закрыто производство
высокоточных и бериллийсоде р-жащих деталей в Кардиффе (Cardiff). В
Селлафилде и Чепелкроссе (Sallafield, Chapelcross) нарабатывался
оружейный плутоний, перерабатываются и хранятся ядерные материалы.
В 1995 г. Соединенное Королевство объявило, что прекращает
производство расщепляющихся материалов для ядерного оружия. До 1980 г.
Британия приобретала у США важнейший элемент термоядерного боезаряда —
тритий. Этот радиоактивный газ используется в современных боезарядах,
повышая их мощность до десяти раз, и подлежит обновлению через 7—8 лет.
С 1980 г. в Чепелкроссе было налажено производство трития. Планируется,
что в марте 2005 г. его производство будет остановлено и в течение
2008—2010 гг. закрыто. Характерно, что в октябре 2003 г. в США после
длительного перерыва возобновилось производство трития. Не исключено,
что отсутствующий тритий Британия вновь начнет закупать в США.
С одной стороны, Соединенное Королевство объявило полный объем своих
запасов расщепляющихся материалов, а также поместило расщепляющиеся
материалы, которые более не требуются для оборонных целей, под
международные гарантии МАГАТЭ; оно предоставило все объекты по
обогащению и переработке для проведения международных инспекций МАГАТЭ
и начало работу по национальной исторической отчетности по
произведенным расщепляющимся материалам. Британия ведет программу
накопления опыта в области проверок сокращений и ликвидации ядерного
оружия. Так, в 2004 г. на третью сессию Подготовительного комитета
Конференции 2005 г. по рассмотрению действия ДНЯО был вынесен вопрос о
проверке технологий контроля и возможности их потенциального
использования на снятых боезарядах.
С другой стороны, сторонники ядерного разоружения критикуют
правительство за нарушения духа ДНЯО. План строительства нового
предприятия по изготовлению боезарядов противоречит ст. VI, а
продолжающееся активное сотрудничество с США (планы продления
Соглашения о сотрудничестве, совместные работы ученых, участие в
подкритических испытаниях и работах по созданию ПРО) — ст. I. Позиция
лейбористов по разработке ЯО, по возможности его использования в «
подстратег и ческой» миссии нанесения ограниченных ударов, в том числе
по неядерным странам — участницам Договора противоречит заявлениям
премьер-министра об избавлении мира от ЯО, ОМУ и о выполнении
практических шагов ядер ного разоружения.
Сторонники ядерного разоружения считают, что за 50 лет своего
существования британское ЯО не играло никакой роли в прошедших военных
конфликтах, Британия не получила никаких преимуществ от обладания ЯО.
Вскрывшийся факт нахождения на борту одного из судов ядерного оружия во
время конфликта с Аргентиной из-за Мальвинских островов лишь вызвал
международный скандал. Если Британия откажется от ЯО, утверждают они,
ее безопасность не уменьшится. Запасы оружейного плутония должны быть
сокращены до минимально необходимого уровня для существующих СЯС — одна
тонна или менее. Избыточное количество должно находиться под
международным контролем. Британия не должна в дальнейшем производить и
приобретать тритий для военных целей после вывода из строя реактора в
Чепелкроссе. Национальные лаборатории не должны далее поддерживать
возможности создания новых боезарядов. Им следует переключиться на
проверку и другие аспекты контроля за ЯО, нераспространением,
разоружением и перестроить свою работу в пользу гражданских от
раслей. Также предлагается, чтобы Лондон приложил усилия по принятию м
еждународного согла -шения о неиспользовании первым ядерного оружия.
Вряд ли можно сомневаться, что перечисленные требования сторонников
ядерного разоружения не будут выполнены. Но нельзя не учиты вать з нач
ительного влияния авторитетных общественных организаций Великобритании
на политику парламента и правительства. В настоящее время это
единственная ядерная держава с сильным антиядерным общественным
движением.
Наиболее сдержанная ядерная политика страны по сравнению с другими
государствами — официальными членами «ядерного клуба» может
рассматриваться как следствие постоянного давления противников ядерного
оружия в мире и в Великобритании в том числе. По сути как в плане
проведения политики достаточности ядерного оружия, отношении к
договорам по разоружению включая ДНЯО, так и в конструктивном отношении
к инспекциям МАГАТЭ на своих объектах, строгом подходе к экспортному
контролю Великобритания может в определенной степени быть полезным
примером для других ядерных держав, особенно если бы некоторые
предложения антиядерной оппозиции были включены в официальный курс.
1 КристенсенХ. М., Кайл Ш. Н. Ядерные силы в мировом
масштабе // Ежегодник СИПРИ 2003: Вооружения, разоружение и
международная безопасность. — М.: Наука, 2004. — С. 738—741.
2 U.S. nuclear forces, 2004 // Bul. of the Atomic
Scientists. — 2004. — Vol. 60. — № 3. — P. 68—70.
http://www.thebulletin.org/issues/nukenotes/mj04nukenote.html
(посещался 30 декабря 2004 г.).
3 Butler N., Chamberlain N. UK nuclear
collaboration with the United States // BASIC report. — 2004. — March.
— № 85. http://www.basicint.org/pubs/BReports/br85-fin.pdf (посещался
30 декабря 2004 г.).
4 Пономарев С. А. Эволюция военной доктрины НАТО
после окончания «холодной войны» // Стратегич. стабильность. — 2000. —
№ 2. — С. 9—23.
5 Butler N., Chamberlain N. Op. cit.
6 Delivering Security in a Changing World: Defense
White Paper 2003 // http://www.mod.uk/publications/
whitepaper2003/index.html (посещался 30 декабря 2004 г.).
7 Take on Trident // http://www.banthebomb.org/trident/index.shtml (посещался 30 декабря 2004 г.).
8 Townsend M. Secret plan for N-bomb factory // The
Observer. — 2002. — June 16. http://observer.guardian.co.uk/
print/0,3858,4434696-102285,00.html (посещался 30 декабря 2004 г.).
источник: www.carnegie.ru/ru/pubs/
© Группа авторов
© Carnegie Endowment for International Peace / Фонд Карнеги за международный мир, 2005
© Московский Центр Карнеги, 2005
|