KNOGG .net
Знание    Развитие    Глобализация
Knowledge    Growth    Globalisation
 
Web knogg.net


Ядерное сдерживание и нераспространение

под редакцией Алексея Арбатова и Владимира Дворкина



Настоящий доклад является первым из четырех в рамках исследовательского проекта
под общей рубрикой «Нераспространение ядерного оружия в эпоху глобализации»
Оглавление

 

Раздел II.
Политика официальных членов «ядерного клуба»

Глава 7.
Франция

 

Стратегия национальной обороны Франции опирается на четыре принципа: ядерное сдерживание, предупреждение конфликтов, реагирование на конфликты за пределами государства и защита территории. Реформированию подве ргаются силы ядер н о го сде рживания, обычные вооруженные силы и военная жандармерия. На первом этапе (1996—2002 гг.) вооруженные силы были сокращены и переведены на контрактную основу. На втором этапе (2003—2008 гг.) основное внимание сосредоточено на модернизации имеющихся и принятии на вооружение новых образцов техники. Определена необходимость усилить оборонный потенциал Франции в условиях новых реалий, когда изменилась природа угроз. Безопасность Франции базируется в дальней перспективе на модернизации и европеизации собственных оборонных инструментов и на возможности и далее использовать ядерное устрашение.

В условиях, когда ядерное оружие и средства его доставки получают все большее распространение в мире, в том числе в зонах военно-политической напряженности, ядерное сдерживание сохраняет ключевую роль во французской оборонной стратегии. Одним из принципиальных доктринальных положений в отношении ядерного оружия декларируется сохранение максимальной свободы выбора в применении ядерного оружия. В «Белой книге по вопросам обороны» 1994 г. (документе, действующем и по сей день) зафиксировано, что в определенных случаях не исключается применение Францией превентивных ядерных ударов. Следуя этой политике, Париж официально сохраняет неопределенность относительно условий применения своего ядерного оружия, однако в отличие от прошлого удары по городам противника более не предполагаются 1.

Основу военной доктрины Франции составляет стратегия «устрашения и сдерживания», основывающаяся на положении об обязательном наличии в составе вооруженных сил страны стратегических ядерных сил. Ядерные силы воздушного базирования рассматриваются как средство «последнего предупреждения» вероятного противника о готовности Франции нанести удар ядерным оружием. Суть этой стратегии сформулирована так: «помешать любому потенциальному агрессору посягнуть на жизненные интересы Франции путем создания угрозы, которой он в этом случае подвергнется». И далее: «...средства устрашения существуют не для того, чтобы выиграть войну, а для ее предотвращения. Речь идет о нанесении агрессору ущерба, равного по масштабам, как минимум, той выгоде, на которую он рассчитывает». В качестве возможных противников, по объектам которых может быть применено ядерное оружие, стали рассмат р и ваться пот енциальны е обладат ел и ядерного оружия, «способные прибегнуть к его примен ению против Франции». Еще одним важнейшим нововведением было официальное признание перспектив включения ядерной составляющей в Европейскую оборонную политику 2.

Таким образом, с середины 90-х годов адресация ядерного сдерживания Франции включает страны распространения ядерного оружия и других видов ОМУ и новые региональные центры силы, которые в будущем могут затрагивать жизненные интересы Франции (видимо, такие, как Иран, в пределах досягаемости ракет которого оказалась и французская территория). Она подтверждена 8 июня 2001 г. в выступлении президента Франции, рассматривающего ядерное сдерживание как самый лучший ответ на вероятный провал политики нераспространения ядерного оружия. Президент заявил, что французские ядерные силы способны нанести неприемлемый ущерб любому государству, угрожающему жизненным интересам страны, при любых обстоятельствах, где бы ни находилась угроза и какова бы ни была ее природа 3.

Выдвинув гипотезу угрозы регионального центра силы, обладающего оружием массового уничтожения, президент уточнил, что в этом случае нет выбора между полным уничтожением страны или бездеятельностью. Удар, которому подвергнется вероятный агрессор, будет нанесен в первую очередь по его политическим, экономическим и военным центрам. Париж считает, что сдерживание необходимо обеспечивать океаническими и авиационными стратегическими ядерными с илам и (хо тя по общепринятой те рминологи и французское ядерное оружие воздушного базирования относится к тактическому классу). В последние годы в официальных документах Франция дополнила средства сдерживания третьей компонентой: инфраструктурой разработки нового и подтверждения боевых характеристик существующего ядерного оружия.

По данным на апрель 2004 г. ядерные силы Франции состояли из 348 оперативно развернутых боеголовок трех типов (TN71, TN75 и TN81) суммарной мощностью 51,6 Мт 4. С конца 2004 г. и далее при сохранении общего количества останутся только два типа зарядов суммарной мощностью 46,8 Мт.

Морские стратегические ядерные силы (МСЯС) обеспечивают непрерывность сдерживания и в случае необходимости наносят запланированный ущерб основному противнику. В составе МСЯС находятся 2 ПЛАРБ класса «Редутабль» (Redoutable): S-613 «Индомтабль » (Indomptable), S-615 «Инфлексибль» (Inflexible) и 2 ПЛАРБ нового класса «Триомфан» (Triomphant: S-615 Triomphant, S-617 Temeraire). Каждая лодка имеет 16 пусковых установок для запуска БРПЛ типов М4В (ПЛАРБ «Редутабль») и М45 (остальные ПЛАРБ). Твердотопливные ракеты оснащены головной частью с боевыми блоками индивидуального наведения (до 6 боеголовок) и средствами преодоления ПРО. Ракета М4В оснащена боезарядами типа TN71 мощностью 150 кт, а ракета М45 — зарядами типа TN75 мощностью 100 кт. Боевые блоки доставляются ракетой М45 на дистанцию 4000 км (при полной загрузке) или 6000 км (для моноблочной головной части) с круговым вероятным отклонением порядка 500 м. Термоядерный заряд TN75 имеет небольшие размеры и по-вышенную безопасность. Боевой блок на его основе, изготовленный по технологии «стелс», имеет низкую радиолокационную заметность, что уменьшает риск быть обнаруженным и перехваченным средствами ПРО, а также повышенную стойкость к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва

Боевое дежурство несет одна ПЛАРБ (в случае необходимости — две), две (одна) — на базе и одна — в ремонте. Обычно БРПЛ заказываются промышленности из следующего расчета: количество их комплектов (один комплект рассчитан на полную загрузку ПЛАРБ) на один меньше количества действующих ПЛАРБ. Связано это с тем, что одна из лодок всегда находится на капитальном ремонте. Таким образом, расчетный оперативно развернутый боезапас МСЯС на 4 ПЛАРБ составляет 48 БРПЛ (16 М4В и 32 М45) и 288 боезарядов (96 TN71 и 192 TN75). На запасные части изготавливается 10% зарядов, т. е. расчетное их количество составляет 317 единиц суммарной мощностью (107 . 0,15) + (211 . 0,1) = 37,15 Мт. После 5—6 лет эксплуатации лодка становится на годовой ремонт корпуса, после 10—12 лет — на двухгодичный капитальный ремонт. Длительность патрулирования составляет 73 дня (максимум — 90 дней).

Планы модернизации СЯС Франции рассчитаны до 2015 г. В ноябре 2004 г. введена в боевой состав третья новая ПЛАРБ S-618 «Вижилан» (Vigilant), оснащенная ракетами М45, которая заменит ПЛАРБ «Индомтабль». Таким образом, к концу года на вооружении МСЯС окажется 48 ракет одного типа М45 с 288 боезарядами TN75. Суммарная расчетная мощность потенциала МСЯС с учетом запаса (29 зарядов) составит 31,7 Мт.

В 2008 г. последняя ПЛАРБ старого класса «Инфлексибль» вместо постановки на капитальный ремонт будет выведена из строя. Ранее планировавшийся на этот срок ввод новой ПЛАРБ S-619 «Террибль» (Terrible) перенесен на июль 2010 г. Это связано с задержкой в создании новой БРПЛ М51, которой будут оснащаться все лодки класса «Триомфан». Первый комплект будет устанавливаться на ПЛАРБ «Террибль». Таким образом, в течение почти трех лет (2008—2010 гг.) МСЯС Франции будут состоять из трех боеспособных ПЛАРБ.

После 2010 г. в боевом составе будет 4 ПЛАРБ класса «Триомфан», оснащенных ракетами М45 и М51. В течение последующих лет (до 2015 г.) все лодки будут оснащены только ракетами М51 с зарядами TN75 и прежними средствами преодоления ПРО (модификация М51.1). Лодка создана с учетом последних достижений науки и техники и обладает повышенной живучестью, имеет низкие акустические шумы, 60-дневную автономность п лава ния. Трехступенчатая т вердотопливная раке т а М51 со стартовой массой 56 т способна доставить к цели разделяющуюся головную часть индивидуального наведения с 12 боевыми блоками на дистанцию 6 тыс. км или моноблочную головную часть — на 10 тыс. км с круговым вероятным отклонением, равным 100—150 м. С 2015 г. планируется размещать на ракете 6 боевых блоков нового типа TNO и новые средства преодоления перспективных систем ПРО (модификация М51.2). Перенацеливание ракет M51 можно будет осуществить в ходе патрулирования, а удар в залпе нанести любым количеством ракет.

В 2004 г. начато финансирование этих работ. По имеющейся информации предполагается изготовить 3 комплекта боезарядов (288 единиц) и 4 комплекта ракет (64 единицы). Возможно, часть ракет будет использована для испытательных пусков и резерва. Не исключено, что будет снижено количество боевых блоков на ракете. В таком состоянии (выполнение субстратегической миссии) находится часть БРПЛ британских СЯС. Нельзя исключить и ситуацию, предложенную в последних планах развития стратегических ударных сил США: размещать на части БРПЛ неядерные боевые части повышенной точности, использующие как инерциальное наведение, так и наведение с помощью космической системы навигации 5.

Таким образом, к 2015 г. МСЯС будут иметь большее количество БРПЛ, но тот же ядерный потенциал, что и сейчас.

Франция обладает тактическим (по французской терминологии, используемой с 1996 г., — стратегическим) ЯО воздушного базирования. Авиационные стратегические ядерные силы (АСЯС) дополняют МСЯС. Разнообразные способы преодоления обороны усиливают сдерживание, а адаптивная гибкость к возникающим угрозам предоставляет руководству страны новые инструменты реагирования. Маневренность АСЯС придает сдерживанию наглядность и способность развертывания в любой точке мира. Кроме этого, самолеты АСЯС имеют двойное применение, и таким образом сокращаются затраты на приобретение и обслуживание боевых единиц военно-воздушных сил.

Организационно авиационные средства доставки разбиты на две части: наземного и морского базирования. Собственно командованию АСЯС Франции подчиняются 3 эскадрильи боевых самолетов наземного базирования, эскадрилья самолетов-дозаправщиков, эскадрилья самолетов-разведчиков и Центр обучения. В качестве носителей, способных выполнять ядерные задачи, используются 60 истребителей-бомбардировщиков «Ми-раж-2000Н» (Mirag-2000N). С учетом дозаправки в воздухе самолеты способны выполнять полет на дальность до 2750 км.

Носители палубной авиации, способные выполнять ядерные задачи, — это 24 истребителя-бомбардировщика (2 эскадрильи) «Супер Этендар» (Super Etendard) с дальностью полета до 650 км. Единственный пока существующий атомный авианосец «Шарль де Голль» введен в строй в 2000 г., второй неатомный авианосец будет строиться по французскому проекту на верфях Великобритании и войдет в строй к 2015 г., когда «Шарль де Голль» встанет на капитальный ремонт.

Самолеты вооружаются крылатыми ракетами среднего радиуса действия ASMP с дальностью 300 км на большой и 80 км на низкой высоте полета. С 1988 г. крылатая ракета оснащается небольших размеров высокозащи-щенным боезарядом TN81 мощностью 300 кт и массой около 200 кг. Франция имеет 60 ракет ASMP оперативного развертывания и такое же количество боезарядов к ним. Все они, как ожидается, останутся на службе до 2008 г.: срок эксплуатации термоядерных боезарядов составляет 20—25 лет. С учетом 10%-ного запаса количество тактических боезарядов составляет 66 единиц суммарной мощностью 19,8 Мт.

Начиная с 2007 г. на замену существующим образцам техники придут новые многоцелевые истребители-бомбардировщики «Рафаль» (Rafale) наземного (1 эскадрилья — 20 единиц — с 2006 г.) и морского (2 эскадрильи в течение 2015—2017 гг.) базирования, ракеты ASMP-A (с 2007 по 2011 гг.) с дальностью стрельбы 500 км (точность попадания — 10 м) и новым зарядом TNA (с 2007 г.) мощностью до 300 кт. Первые 5 самолетов нового типа, способные доставлять ЯО, поступят на вооружение уже в 2004 г.

По и меющейся информации предпола гается изготовить 47 боезарядов нового типа. Следо в ательно, к 201 7 г. количество боезарядов сократится с 60 до 47 единиц. Вместе с этим сместится акцент с самолетов наземного на самолеты палубного базирования. В наземной составляющей 45 сам олетов будут заменены 20 . Каж да я из двух эскадрилий палубной авиации будет базиро-в аться на своем авианосце, ч то увеличит кол и че ст во сам олетов с 24 до 40. Такое положение вполне вписы -вается в концепцию развития мобильности сил, возможности п роецирования силы и увеличения глубины нанесения удара.

Не исключено, что при разработке зарядов TNO и TNA будет использован опыт создания в 1990 г. боезаряда TN90 для ракеты средней дальности «Аде с» (Hades). Последняя была близка по своим конструктивным решениям американским ракетам средней дальности «Першинг-2», ликвидированных по Договору о ликвидации ракет средней и малой дальности (Договору о РСМД) между СССР и США («Першинг-2» был способен поражать высокозащищенные заглубленные цели). Заряд TN90 имеет регулируемую мощность с максимальным значением 80 кт. Это самый совершенный заряд, разработанный Францией, он сравним с лучшими боезарядами США. В частности, используемые в нем мощные взрывчатые вещества, созданные в рамках программы MURAT, имеют пониженную чувствительность, что увеличивает длительность хранения, стойкость к радиационным воздействиям и ударным нагрузкам, пожаро- и взрывобезопасность.

Ядерные боеприпасы, снаряженные такими взрывчатыми веществами, могут использоваться для преодоления с меньшими потерями противоракетной обороны, построенной на использовании противоракет с ядерными боевыми частями, для эшелонированного удара по объекту нескольких боезарядов с малым временем разнесения, когда подлетающий боевой блок попадает в зону действия поражающих факторов взрыва предшествующего блока, для проникания в плотные среды с последующим подрывом на заданной глубине. Изготовлено 30 таких зарядов, которые, судя по имеющейся информации, хранятся в Центре Валдук (Valduc). Желание Франции иметь подобные боезаряды в своем будущем арсенале свидетельствует о ее готовности к возможному изменению военно-политической обстановки, в частности в России, имеющей ограниченную ПРО, построенную на противоракетах с ядерными головными частями.

Финансирование ядерных сил в период 2003—2008 гг. составит в среднем 2,8 млрд евро ежегодно, или 20% военного бюджета, что на 5% больше, чем в 1997—2002 гг., и на 40% больше, чем в 1990—1996 гг.

Ядерные силы функционируют по принципу «строгой достаточности». На боевом патрулировании постоянно находится одна подводная лодка с БРПЛ (в случае необходимости — две). Воздушная составляющая, как считается, де монстрир ует возможности гибкого использования ядерного оружия. Тактическое оружие рассматривается как средство «последнего предупреждения» противника о готовности применить стратегическое ядерное оружие. Вместе с тем неоднократные заявления министра обороны в 2004 г. свидетельствуют о н ежелан ии Ф ранции раз рабат ы в ать миниат юрн ые ядерные заряды для поражения высокозащищенных и заглубленных объектов управления, хранения и развертывания ОМУ 6.

У страны нет национальной системы предупреждения о ракетном нападении, но шаг за шагом развиваются средства спутниковой оптической и электронной стратег ической разведки. В течение 2002—2004 гг. финансировался пилотный проект SPIRALE развертывания в 2006—2008 гг. на геостационарной орбите двух микроспу тни ков наблюдения, снабженных датчика ми инфра красного и злучения. Все это в перспективе позволит создать космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении, который, возможно, станет важнейшим компонентом противоракетной обороны континента.

В июне 2001 г. Ж. Ширак заявил, что силы страны за границей должны быть защищены от угрозы тактических ракет. В настоящее время вместе с Италией в рамках проекта EUROSAM создается система ПВО ТВД для перехвата баллистических ракет малой дальности, крылатых ракет и самолетов. Кроме того, на пражской встрече НАТО на высшем уровне в ноябре 2002 г. Париж подтвердил свое участие в исследованиях по созданию европейской ПРО.

Финансирование военных космических программ (ежегодно около 3% оборонного бюджета) позволяет поддерживать на высоком уровне национальную аэрокосмическую о трасль. Большое внимание уделяе тс я привлечению к финансированию иностранных партнеров, приданию проектам европейского масштаба. Так, с 1995 г. существует Организация совместной кооперации по вооружениям (OCCAR), поддерживаемая ведущими европейскими странами, которая выполняет более десятка совместных проектов. Более того, главы Европейского союза решили создать в 2004 г. европейское агентство по вооружениям — структуру, которая прописана в проекте Конституции ЕС.

Для успешного осуществления задуманной программы перевооружения ядерных сил имеются развитая промышленность, квалифицированные кадры, политический консенсус всех политических партий и населения.

В 1998 и 2000 гг. были закрыты два ядерных исследовательских центра, а в 1996 г. закрыто все производство оружейного плутония. Аналогичные меры осуществлены в отношении заводов по обогащению урана. В настоящее время проводятся работы по демонтажу этих объектов. К 2012 г. реакторы по наработке трития будут окончательно остановлены. К этому времени производство трития будет организовано на новом исследовательском реакторе в Кадараше (Cadarache).

Де мон тирована инфраструктура п олигона на ат ол-лах Муруроа и Фангат ауфа: разрушены бетонн ые укрепления, металлические конструкции разобраны и отправлены на переплавку. Впрочем, не исключено, что данные работы являются мероприятиями глубокой консервации Тихоокеанского ядерного полигона, а не необратимой ликвидации испытательных возможностей. Наиболее дорогостоящие и материалоемкие элементы инфраструктуры сохранены, электронное о борудование пол и гона пере веде но в метроп олию. К тому же ряд важнейших элементов инфраструктуры п ол и гона предс тавлял собой флот плаву чих платформ, который может быстро передисло ц и р ов ать с я , дол гое время отстаи ваться в порту и при необход и м ости вновь быть задействован. Не исключено, что многие мероприятия на самом деле проводятся в рамках списания оборудования, выработавшего ресурс.

В случае дестабилизации военно-политической обстановки в мире программа и объекты создания ЯО могут быть достаточно быстро восстановлены, включая натурные ядерные испытания 7.

После 1995 г. Франция пошла на ряд крупных (по французским масштабам) шагов в области разоружения, таких как снятие с вооружения ядерных авиабомб AN-52, ликвидация наземных баллистических ракет на плато Альбион (Albion) и ракет малой дальности «Плутон» (Pluton), свертывание программы оснащения вооруженных сил ракетами «Адес», перевод стратегических ядерных сил на более низкую степень боеготовности (с нескольких минут до нескольких дней). В общей сложности Франция сократила свои ядерные силы на 15%, а средства доставки — на 50%. Но следует отметить, что эти шаги, предпринятые в одностороннем порядке, были мотивированы соображениями как стратегического, так и бюджетного характера, что, впрочем, обычно неразрывно взаимосвязано.

Принято и выполнено решение о демонтаже объектов по производству расщепляющихся материалов для ядерного оружия. Париж первым высказался в поль зу «нулевого» варианта при разработке Договора о полном запрещении ядерных испытаний. После закрытия яде р н ого пол и гона на атолле Муруроа ратифицированы протоколы к до говорам о создании безъяде рных зон в южн ой части Тихо го океана (Договор Раротонга ), в Афр и ке (Пелиндабский договор) и Лат и н ской Америке (Дого вор Тлат елол ко). Кроме того, Франция является участником Инициативы по нераспространению и п олна решимости и впредь играть присущую ей активную роль в интер есах права, межд унар одной и региональной стабильности и безопасности.

Она укрепляет сотрудничество с заинтересованными странами, направленное на предотвращение распространения оружия массового уничтожения. Париж за безотлагательное начало переговоров по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов для целей ядерного оружия на Конференции по разоружению и призывает все государства, которые этого еще не сделали, присоединиться к Дополнительному протоколу о гарантиях МАГАТЭ.

Сторонники ядерного разоружения выступают с новыми инициативами. В апреле 2004 г. на третьей сессии Подготовительного комитета Конференции по рассмотрению действия ДНЯО они предложили следующие меры по разоружению 8:

• Ликвидировать нестратегическое ядерное оружие воз-душного базирования и совместно с Россией и НАТО объявить Европу свободной от этого типа вооружений. Наличие тактического ЯО повышает напряженность в Европе и в мире, поскольку та же Франция может использовать его с помощью авианосца в удаленных уголках Земли.

• Сократить количество боезарядов на лодках по примеру Великобритании, которая использует 50% возможностей своих БРПЛ.

•  Поскольку к 2040—2050 гг. возможно создание термоядерного оружия чистого деления после создания мощного лазера «Мегажуль» (Megajoule), предлагается запретить проводить на нем исследования в интересах военных ведомств.

Прекратить производство трития и включить его в Договор, запрещающий производство делящихся материалов для ядерного оружия. Пятерка ядерных держав имеет мощное ядерное оружие с использованием трития. Если его не будет, то через 20 лет (время распада трития) у этих стран останется оружие, сравнимое по схемным решениям с оружием Индии и Пакистана. Затем можно перейти к сокращению и этого оружия.

Однако в целом общественность Франции поддерживает ядерную политику государства. Отвечая на вопрос: «Полагаете ли Вы, что изменение международной обстановки оправдывает отказ от наших ядерных сил сдерживания или требует сохранения наших сил сдерживания?», 22% французов высказались за отказ, 58% — за сохранение, а 20% затруднились с ответом 9.

В обозримой перспективе Париж планирует актив-ную и оптимизированную ядерную политику, сохраняя ведущую роль ядерного оружия в своей военной доктрине.

 

1 Faure G. Projet de loi de finances pour 2004, adopte par l’Assemblee nationale: T. 4: Defense — Nucleaire, espace et services communs. — [S. l.], 2003.

2  Tetrais B. Nuclear policy: France stands alone // Bul. of the Atomic Scientists. — 2004. — Vol. 60. — № 4. — P. 48—55. http://www.thebulletin.org/issues/2004/ja04/ja04tertrais.html (посещался 30 декабря 2004 г.).

3 Faure G. Op. cit.

4  Galy-Dejean R. Le projet de loi de finances pour 2002 (№ 3262). — T. 2: Defense.

5  Report of the Defense Science Board Task Force on Future Strategic Strike Forces. — Washington, D.C.: Office of the Under Secretary of Defense For Acquisition, Technology, and Logistics, February 2004. http://www.fas.org/irp/agency/dod/dsb/fssf.pdf (посещался 30 декабря 2004 г.)

6 Entretien du ministre de la defense, madame Michele Alliot-Marie, dans Die Welt. Paris, le 6 avril 2004 // http://www.defense.gouv.fr/actualites/communiques/2004/i060404/060404.htm (посещался 30 декабря 2004 г.)

7 Брезкун С. Т. Критический анализ позиции Франции по вопросу отказа от ядерных испытаний // Стратегич. стабильность. — 2002. — № 3. — С. 8—12.

8  Proposition de l’Observatoire des armes nucleaires francaises, presentee la table ronde des ONG ce 28 avril a New York // Non-proliferation Infos: Bul. — 2004. — № 3. — 28 avr. http://www.obsarm.org/obsnuc/tnp/tnp.htm.

9  Французская политика ядерного сдерживания. http://www.ambafrance.ru/article-imprim.php3?id_article=452 (посещался 30 декабря 2004 г.).


источник: www.carnegie.ru/ru/pubs/



© Группа авторов
© Carnegie Endowment for International Peace / Фонд Карнеги за международный мир, 2005
© Московский Центр Карнеги, 2005







Rambler's Top100
! Бассейн строительство бассейна для дачи построить оборудование бассейна строить