Космическое лидерство придется отдать
Самолеты будем закупать в Бразилии, вертолеты в Польше, а ракеты в ИндииНе существует мобильных телефонов российского производства. Посмотрите вокруг: аудиовидеотехника, фотоаппараты, бытовая техника, компьютеры - все наукоемкие высокотехнологические изделия исключительно импортного производства или из зарубежных комплектующих. Иномарки вытесняют отечественные автомобили. Россия планомерно сдает позиции, превращаясь в сырьевой придаток развитого Запада и стремительно развивающегося Востока. И, похоже, на очереди ликвидация последних отраслей, где мы еще недавно были в лидерах.
Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева Александр Медведев заявил 30 августа журналистам, что на его предприятии больше не будут производиться межконтинентальные баллистические ракеты SS-19. "Производственной оснастки уже нет, да и по договорам производить мы их не можем, можем только уничтожать", - сказал гендиректор.
Вообще-то изготовление ракет УР-100Н УТТХ, по терминологии НАТО - SS-19 "Стилет", было прекращено на предприятии имени Хруничева еще в 1985 году, а все производство полностью перепрофилировано на космическую тематику. В то время на боевом дежурстве стояло 360 этих относительно дешевых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. 130 из них остались после распада СССР на Украине и были впоследствии уничтожены под наблюдением американских инспекторов. Еще примерно 90 отстреляно на учебных и испытательных пусках. Часть выработала ресурс, осталось около 100. В соответствии с договором СНВ-2 они постепенно снимаются с боевого дежурства и заменяются ракетами "Тополь", а в последнее время - "Тополь-М".
Снятые с дежурства и подлежащие уничтожению ракеты утилизируются методом конверсии. На том же ГКНПЦ им. Хруничева их переделывают в гражданские ракеты-носители "Рокот", с помощью которых выводят на орбиту легкие коммерческие спутники, в основном по зарубежным контрактам. Переделка заключается главным образом в конструировании индивидуальных головных обтекателей для каждого спутника. В год обычно запускается один-два "Рокота".
Ресурс этих ракет, находящихся на хранении и боевом дежурстве, продлен до 25 лет, то есть крайний срок их службы - 2010 год. Возможно, удастся добавить к нему еще лет пять, но не больше. А что потом? На ближайшие 10 лет космические войска обеспечены конверсионными ракетами "Рокот", "Стрела", "Волна" и другими, переделанными из боевых. Периодически закупаются единичные экземпляры ракет-носителей "Космос-3М". Но в целом ракетостроительная отрасль России пребывает в глубоком кризисе.
Все ракеты, которые сейчас выводят на орбиты космические аппараты, относятся к поколению 1960-1970-х годов, может, только несколько модернизированные. А ведь время не стоит на месте, и конкуренты не дремлют. На международном рынке космических запусков появились новые сильные игроки - Франция, Китай. Вот уже Бразилия строит космодром и тоже собирается предлагать свои стартовые услуги. Индия перешла на самообеспечение - свои спутники запускает ракетами-носителями собственного производства. Недавно из Дели пришло сообщение, что там сконструирована баллистическая ракета с дальностью полета 12 тыс. км. Везде идет бурное развитие ракетных технологий. Происходит ликвидация технологического отставания и выход на передовые научные рубежи.
Еще недавно Россия считалась лидером космической отрасли. Но эта отрасль последние двадцать лет у нас, по сути, не развивается. В спутниках связи, навигационных, метеорологических мы уже отстаем от США и Европы на два-три поколения. Скоро начнем отставать и в ракетной технике.
Большие надежды возлагались на универсальную многоразовую ракету "Ангара", которая разрабатывается все в том же ГКНПЦ им. Хруничева. На осень нынешнего года намечался ее первый испытательный полет. Но он не состоится - финансирования не хватает. "Ангара" должна была обеспечить космическую независимость России. С ее помощью предполагалось выводить в космос с космодрома Плесецк любые космические аппараты, в том числе и пилотируемые.
По словам гендиректора ГКНПЦ им. Хруничева Александра Медведева, из-за задержки реализации программы "Ангара" российский бюджет начиная с 2003 года теряет от 350 до 700 млн. долларов в год. Только за аренду космодрома "Байконур" надо ежегодно платить Казахстану 115 млн. долларов. Однако аренда "Байконура" в январе 2004 года была продлена до 2050 года. Более того, здесь планируется построить новый стартовый комплекс "Байтерек", откуда должна будет стартовать "Ангара". Таким образом, Россия отказалась от космической независимости. Наоборот, оказывается в еще большей зависимости от Казахстана. Зато финансирование проекта "Ангара" стало сокращаться - спешить больше некуда. Сиюминутный политический фактор оказался сильнее стремления к технологическому прорыву.
В России сейчас остался один монополист в сфере конструирования баллистических ракет - Московский институт теплотехники (МИТ). Здесь продолжают совершенствовать "Тополь" и проектируют универсальную ракету "Булава", которая должна поступить на вооружение подводных лодок и наземных частей Ракетных войск стратегического назначения. МИТ никогда не проектировал ракеты подводного базирования, этим полвека занимался Государственный ракетный центр им. Макеева в Миассе. Сейчас эта школа конструкторской мысли, по сути, уничтожена. А "Булава" так и не ушла до сих пор дальше массо-габаритного макета.
С одной стороны, здравая мысль - все финансы сконцентрировать в одном месте. С другой - монополисту некуда спешить, конкуренты не заставляют его торопиться и вырабатывать более дешевые и прогрессивные варианты. Многочисленные ракетно-космические бюро России обречены на умирание, нет преемственности научных кадров, теряются конструкторские школы. И все это под разговоры о технопарках, о торговле технологиями, о наукоемких производствах, которые должны вывести Россию на какой-то там уровень.
Если же ободрать всю эту словесную шелуху, останется одно - дележ бюджетных денег с их последующим проеданием. Постепенно во всех наукоемких отраслях появляется один сильный монополист, который, как кукушонок, выбрасывает из гнезда всех прочих, чтобы единолично получать весь корм. В ракетном проектировании это МИТ, в авиационном - ОАО "Сухой". Результаты хорошо видны на авиасалонах МАКС-2005 и МАКС-2003, где практически ничего нового отечественные авиастроители не показали. Наоборот, было запрещено показывать самолет 5-го поколения МФИ, созданный в корпорации "МиГ", потому что все финансирование этой темы получил "Сухой" и никакие конкуренты ему не нужны. В ближайшее время планируется объединение большинства авиационных КБ, оставшихся без работы. Фактически это их ликвидация.
Результаты подобной политики уже видны. По программе "Московское воздушное такси" планируется закупать самолеты в Бразилии, а вертолеты в Польше. У нас летательные аппараты подобного класса просто не строят, хотя проектировать кое-кто еще пытается. Но эти последние КБ скоро тоже задавят. А через 10 лет Россия не только самолеты будет закупать за рубежом, но и ракеты-носители. А может, и баллистические. Что-то сомнительно, что "Булаву" когда-нибудь доведут до ума.