Независимая газета
09.06.2006
  |  войны и конфликты
Владимир Иванов, Виктор Мясников

Избранные от ОПК обеспечили себе безбедную жизнь

Программа развития вооружений до 2015 года выстроена под интересы управленцев, а не насущные потребности армии

В прошлом веке эта техника была лучшей, через 20 лет ей нечего будет делать на поле боя.
Фото из книги ╚Оружие и технологии России╩

2 июня Военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве России ╚в основном одобрила проект Государственной программы развития вооружений на 2007√2015 годы╩ (ГПВ-2015). Об этом информировал представителей российских СМИ заместитель председателя комиссии генерал-полковник Владислав Путилин. Он также сообщил, что окончательная редакция программы будет представлена президенту России Владимиру Путину в июле.

НОВЫЕ АКЦЕНТЫ

Беглый взгляд позволяет судить, что новоиспеченная программа страдает вкусовщиной, привнесенной, собственно, членами самой военно-промышленной комиссии (см. материал "Главная инстанция финансирования обороны страны"). Как результат √ важнейшие направления развития вооружений полностью проигнорированы, то есть запланировано отставание в ряде принципиально важных военно-технических областей.

Как объявил генерал, на финансирование программы в течение срока ее реализации будет выделено 4 трлн. 939 млрд. 400 млн. рублей. Почти две трети этих средств (63%) планируется израсходовать на закупки новых образцов ВВТ.

Утверждается, что впервые за весь период развития российских ВС разработан комплексный план, реально отражающий потребности армии в вооружениях. ╚В рамках Государственной программы вооружений предусматривается комплектное оснащение около 200 соединений и частей, планируется закупка более 3 тыс. и проведение модернизации и специального ремонта около 5 тыс. единиц вооружения, военной и специальной техники. К 2015 году в Силах общего назначения новыми и модернизированными образцами будут оснащены 45 танковых батальонов (1400 танков), 173 мотострелковых и парашютно-десантных батальонов (4109 БМП и БМД, 3008 БТР всех типов), пять ракетных бригад (60 ракетных комплексов ╚Искандер╩), 9 зенитно-ракетных частей (18 дивизионов зенитно-ракетной системы С-400)╩, √ рассказал Путилин.

ВВС должны получить более 1000 боевых комплексов фронтовой и армейской авиации, ВМФ √ ╚несколько десятков кораблей, в том числе пять атомных стратегических подводных ракетоносцев╩.

По словам военного чиновника, не запланировано выделение средств на строительство авианосцев. Решение этого вопроса отложено на период после 2009 года. ╚Мы не будем повторять ошибки тех военачальников, которые хотели бы, чтобы у нас было пять или двенадцать авианосцев╩, √ подвел черту под этим вопросом Путилин. Целесообразность строительства авианосного флота для России действительно пока не получила серьезного обоснования. Имеющийся тяжелый авианесущий крейсер ╚Адмирал Кузнецов╩ раз в год выходит в море на учения, по сути, просто размяться. Никаких серьезных задач не выполняет, потому что их нет и не предвидится.

Но если вдруг придет желание потратить сотню миллиардов на авианосцы, строить их будут непременно в Северодвинске на ╚Севмашпредприятии╩.

Кстати, Владимир Поспелов, курирующий в ВПК военно-морскую тематику, буквально пару недель назад еще был вице-президентом Государственного центра атомного судостроения, то есть ╚Севмашпредприятия╩.

УСУШКА ТОПЛИВА

Полностью отказано в финансировании работ по баллистическим межконтинентальным ракетам с жидкостными реактивными двигателями.

Все средства пойдут в Московский институт теплотехники (МИТ) на создание твердотопливных ╚Тополя╩ и ╚Булавы╩.

Поскольку директор МИТа Юрий Соломонов отвечает в Военно-промышленной комиссии за ракетное направление, это решение не могло иметь альтернативы.

Однако 80% находящихся на боевом дежурстве российских стратегических ракет √ жидкостные. И утверждения, что они √ ╚вчерашний день╩, стоят слишком дорого и морально устарели √ весьма голословны. УР-100 УТТХ и Р-36М(М2) самые мощные и эффективные в мире среди ракет наземного базирования, способные нести до 10 головных частей. Ни ╚Тополь╩ с ними не сравнится. Что касается цены, то ╚Тополь╩ за последние три года подорожал минимум в два раза, сравнявшись стоимостью со 100-тонной УР-100 УТТХ. И продолжает дорожать.

Производство ╚Тополей╩ было вынужденной мерой после заключения с США договора об ограничении наступательных потенциалов СНВ-2. Но после выхода Вашингтона из договора по ПРО и фактического отказа от выполнения обязательств по СНВ-2 нет смысла уничтожать ракеты, способные нести разделяющиеся головные части, а вместо них ставить более слабые ╚Тополя╩.

Американцы сумели создать высокоэнергетическое твердое ракетное топливо. У нас ничего подобного нет и не предвидится, поскольку средства идут в основном на проектирование ╚железа╩, а не на исследования процессов горения. Поэтому сбрасывать со счетов жидкостные ракеты √ опрометчиво, считают эксперты.

Не так давно министр обороны Сергей Иванов так прокомментировал этот факт журналистам: ╚До 2112 года вопрос о разработке новой тяжелой баллистической ракеты остро не стоит. В районе 2009 года мы рассмотрим перспективу до 2030 года и тогда решим, какие это должны быть ракеты╩. Но к тому времени технологии могут оказаться потеряны.

ЛЕТЧИКОВ ЩАДИТЬ НЕ БУДУТ

ВПК отказала также в разработке беспилотных авиационных комплексов. Это, по мнению ряда экспертов, позволит США, Франции и Израилю, где работы по созданию БПЛА ведутся полным ходом, уйти в большой отрыв от отечественных авиастроителей. Эксперты слишком оптимистичны, все эти страны давно ушли в большой отрыв, а в России БПЛА вообще не будет на вооружении. Созданный еще 15 лет назад многоцелевой реактивный беспилотник Ту-300 успешно похоронен отечественными конкурентами при поддержке высших чиновников, курирующих авиационную отрасль. Два фронтовых комплекса ╚Пчела-2╩, отметившись в Чечне и на выставках, куда-то исчезли.

Между тем во всем мире идет лихорадочная работа над созданием целого спектра БПЛА: от индивидуальных микро-аппаратов до тяжелых ударных комплексов. В России нет никому до них дела. ВВС признает самолет без пилота лишь в качестве летающей мишени, а у Сухопутных войск отсутствует желание отягощать себя непривычной военной техникой.

За БПЛА просто некому порадеть, нет у него лоббистов. Все средства на НИОКР в авиации съедает истребитель 5-го поколения, а в отсутствии беспилотника теряется смысл создавать наземный комплекс управления, связи и обработки данных. По этим же причинам √ отсутствие внятной концепции применения и отказ в финансировании √ никогда не будут созданы легкий штурмовик и антипартизанский самолет-шипган, которые весьма пригодились бы в горной Чечне. И не возродятся конвертопланы. В то время как в США 11 млрд. долларов выделено на программы создания транспортных и разведывательных дирижаблей, у нас и слова такого не знают.

ГПВ-2015 направлена на производство вооружений, разработанных еще в 1980-е годы. Срок их службы √ 20√30 лет. Это значит, что в 2030√2040-е годы армия будет вооружена, как в прошлом веке. Если учесть, что сейчас не создаются перспективные вооружения и почти не ведутся научные исследования в военной сфере, принципиально новых видов вооружения не будет. Прибавим к этому отсталую элементную базу, прекращение разработок новых боеприпасов, взрывчатых смесей, твердого топлива.

Вооружения, которые подаются как новинки, сплошь и рядом всего лишь модификации старых добрых образцов. Так фронтовой бомбардировщик Су-34 √ это модификация Су-27, впервые показанная на авиасалоне в Ле Бурже в 1995 году. Крылатая высокоточная ракета Х-555 создана на базе ракеты Х-55, состоящей на вооружении три десятилетия.

КОНСТРУКТОРЫ В ЗАГОНЕ

Принятая программа развития вооружений не только их не развивает, она программирует застой и отставание не только от США, а от всех развитых стран.

Директор любого оборонного предприятия, любой начальник цеха, даже каждый слесарь-сборщик знает, что залог успеха √ стабильность производства. Когда гонят серию годами, а все технологии вылизаны, поставки комплектующих налажены, рабочие операции доведены до автоматизма, тогда гарантирован и заработок, и премии, и награды. А переход на новое изделие √ это трудиться без выходных, получать голый тариф, нести убытки от брака, а иметь одни проблемы. Поэтому производственники не дружат с конструкторами.

ГПВ-2015 принята, похоже, исключительно в интересах предприятий ОПК, а не в интересах Вооруженных сил РФ. 4 триллиона рублей за 10 лет √ неплохой куш. Только удастся ли эту программу довести до конца? Прежние все провалились.

СУДЬБЫ ПРОГРАММ ОПК

К 1995 году Российская армия практически перестала получать новые образцы вооружений. В ноябре 1996 года была утверждена первая Государственная программа вооружения на 1996√2005 годы (ГПВ-2005). Главная задача √ обеспечить объединение показателей бюджетного планирования и долгосрочных планов военного строительства. Через четыре года эта программа была провалена полностью: уровень оснащенности ВС современными образцами ВВТ к 2000 году снизился до 20%. Объем пригодных для эксплуатации вооружений составлял 50√70%, следующая программа ГПВ-2010 не была профинансирована в необходимом объеме. Не удалось полностью остановить процесс деградации ОПК и, что самое главное, его кадрового ресурса. Особо негативно эти процессы отразились на предприятиях второго и третьего уровня кооперации, которые производят основную часть комплектующих изделий для отечественного оружия.

Точно так же провалились и все программы реформирования оборонно-промышленного комплекса. Последняя такая попытка √ создание вертикально-интегрированных структур (холдингов) √ тихо умирает. Предприятия сопротивляются слиянию, поскольку управляющие компании, кроме отъема доходов, ничего не гарантируют. Реформы в оборонной промышленности исчерпали себя. Действуют управленческие схемы, где первую скрипку играют бывшие и действующие директора предприятий, а также генералы Минобороны. Зная фамилии этих людей, можно легко определить, какие предприятия и отрасли получат львиную долю средств гособоронзаказа. Они больше в реформах не нуждаются, у них есть гарантированные заказы, как в старое доброе советское время. А остальные перепрофилируются или закроются.

материалы: Независимое военное обозрение© 1999-2006
Опубликовано в Независимом военном обозрении от 09.06.2006
Оригинал: http://nvo.ng.ru/wars/2006-06-09/1_life.html